Автор: Капустьянова Елизавета Геннадьевна
Должность: студентка
Учебное заведение: БУКЭП
Населённый пункт: Белгород
Наименование материала: статья
Тема: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
Раздел: высшее образование
Е. Г. Капустьянова,
студентка Белгородского университета кооперации экономики и права
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ГОСУДАРСТВА И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
В статье дается определение понятия «экономическая безопасность». Раскрывается
её сущность. Рассматривается несколько видов экoномической безопасности государства,
дается
каждому
определение,
рассмотрены
актуальные
вопросы
экономической
безопасности государства, дана её оценка
В
начале
21
века
в
лексиконе
российских
органов
управления
экономикой
появилось понятие «экономическая безопасность», хотя в деятельности управленческих
структур западных стран это понятие допускает весьма широкую интерпретацию.
На
сегодняшний
день,
в связи
с обострившимися
внешнеполитическими
разногласиями,
экономика нашей страны находится в непростой ситуации. По моему мнению, под угрозу
ставится экономическая безопасность, так как основной проблемой в условиях санкций
является зависимость нашей экономики от других стран и ее самодостаточность.
Экономическая безопасность – это состояние экономики, в котором экономические
интересы личности, общества, государства, региона или предприятия надежно защищены
от
внутренних
и
внешних
угроз;
она
является
основой
устойчивости
и
страны,
и
индивида, и предприятия. Её главными задачами являются: защищенность экономических
отношений, определяющих прогрессивное развитие экономического потенциала страны,
борьба с инфляцией и безработицей, формирование эффективной структуры экономики и
развитого рынка ценных бумаг, обеспечение социальной защиты и повышение качества
жизни общества,
поддержание устойчивости национальной валюты и т.п. Эти задачи
определяют стратегию экономической безопасности как формирование и обоснование
стратегических приоритетов, национальных интересов, средств и механизмов решения
проблем. На мой взгляд, говоря об этом определении, любой гражданин страны имеет в
виду стабильность и защищенность экономики нашего государства.
Экономическая
безопасность
играет
решающую
роль
в
национальной
безопасности.
Обеспечение
экономической
безопасности
–
дает
нам
уверенную
гарантию
независимости,
стабильности и эффективной жизнедеятельности страны.
Объектами
экономической
безопасности
России
являются:
государство,
его экономическая
система
в
целом,
все
его
природные
богатства,
общество
с
его
институтами,
учреждениями,
хозяйствующие
субъекты
на
всех
уровнях
экономики,
а также их жизненно важные интересы в экономике.
Субъектами экономической безопасности России являются: государство, которое
осуществляет
свои
главные
функции
в
экономической
области
через
органы
законодательной, исполнительной и судебной властей, функциональные и отраслевые
министерства,
федеральные
службы
и
агентства,
соответствующие
комитеты
Государственной Думы и Федерального Собрания и т. д., во взаимодействии с другими
институтами
гражданского
общества:
банками,
биржами,
фондами,
страховыми
и
пенсионными компаниями, обществом потребителей, предпринимателями и обществом в
целом, а также хозяйствующие субъекты на всех уровнях экономики: [13]
Рис.1 Субъекты экономической безопасности
На
сегодняшний
день
социальное
и
экономическое
положение
Российской
Федерации нуждается в постоянном внимании государства к обеспечению стабильных
темпов роста экономического развития. В наше время помимо глобальных угроз военного
характера
пришли
угрозы,
большинство
из
которых
порождены
экономическими
трудностями.
Цель государственной стратегии экономической безопасности РФ – обеспечение
развития экономики, при котором были бы созданы необходимые условия для жизни и
всестороннего развития личности граждан РФ.
Политика обеспечения экономической безопасности России строится на основе
официально принятых в стране нормативных актов, основными из которых являются:
Конституция Российской Федерации, Закон РФ «О безопасности» от 5 марта 1992г. №
2446-1,
Государственная
стратегия
экономической
безопасности
РФ,
Концепция
национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента
Российской Федерации № 24 от 10 января 2000 г.
Рассмотрим
важнейшие
виды
составляющих
категории
«экономической
безопасности».
Таковыми
являются:
финансовая,
продовольственная,
инвестиционная,
энергетическая, информационная и экологическая безопасности.
Финансовая безопасность это состояние финансов и финансовых институтов, при
котором гарантирована защита национальных экономических интересов, гармоничное и
социально направленное развитие национальной экономики, финансовой системы и всей
совокупности
финансовых
взаимоотношений
и
процессов
в
стране,
готовность
и
способность
финансовых
институтов
создавать
механизмы
реализации
и
защиты
интересов
развития
национальных
финансов,
поддержка
социально
политической
стабильности
населения,
а
также
формирование
необходимого
и
достаточного
экономического потенциала и финансовых условий
для сохранения целостности
и
единства финансовой системы даже при наиболее неблагоприятных вариантах развития
внутренних и внешних процессов и успешного противостояния внутренним и внешним
угрозам финансовой безопасности. [11]
Рис 2. Показатели экономической безопасности государства
Выделение финансовой безопасности в отдельную относительно самостоятельную
ветвь экономической безопасности обусловлено тем, что финансовая система в виде
финансовых потоков и отношений гораздо более чувствительна к внутренним и внешним
угрозам, чем материально-вещественные объекты и процессы в экономике. Финансы
способны
воспроизводиться.
В
следствие,
локальные
кризисы
могут
перерастать
в
глобальные,
охватывающие
в
короткий
отрезок
времени
всю
финансовую
систему
и
приводящие
к
инфляционным
и
курсовым
всплескам,
замораживания
вкладов
и
денежных выплат, невыполнения долговых обязательств, а то и обесценение или замены
национальной валюты.
Это понятие разделяется на два подвида: « Финансовая безопасность государства»
и «Финансовая безопасность предприятия».
Финансовая
безопасность
государства
–
это
эффективное
вед е н и е
государственными органами финансово-экономической деятельности, в основе которой
лежат национальные интересы.
Безопасность финансов страны зависит от способности государственных органов:
- обеспечить устойчивость платежных и расчетных систем государства;
- удерживать на высоком уровне экономические и финансовые параметры страны;
- гарантировать устойчивое экономическое развитие;
- сводить к минимуму действие мировых финансовых кризисов и не допускать их
влияния на финансовую (экономическую) сферу;
-
исключать
любую
утечку
капитала
за
рубеж
и
защищать
таким
способом
интересы экономики;
- предотвращать вероятные конфликты между различными секторами власти;
- заниматься привлечением средств из-за рубежа для восстановления экономики
страны;
-
препятствовать
административным
правонарушениям
и
серьезным
преступлениям в финансовой сфере
.
Финансовая безопасность предприятия – это основной элемент экономической
безопасности. Именно от него зависит эффективность работы предприятия,
возможность
развития и роста в условиях жесткой конкуренции, объем прибыли и так далее.
Эффективность
системы
финансовой
безопасности
предприятия
обусловлена
компетентностью
соответствующих
органов
и
их
способностью
решать
следующие
задачи:
- обеспечивать стабильное экономическое развитие компании в любых условиях;
-
достигать
целевых
параметров
деятельности
с
учетом
удержания
высокой
ликвидности компании и ее независимости в экономическом плане;
- устранять негативные влияния на компанию кризисов, происходящих внутри
страны или в мире. Препятствовать негативному влиянию конкурентов;
- исключать проведение любых операций с ценными бумагами, которые могут
нести опасность правам собственности;
- формировать оптимальную систему учета денежных потоков, а также добиться
максимальной эффективности контролирующих органов;
- привлекать и применять по назначению заемный капитал, а также держать под
контролем уровень долговой нагрузки;
-
защищать предприятие от
мошенничества
и
предотвращать
подобные
случаи
еще до их появления;
- работать с персоналом во избежание грубой халатности во время работы, а
также совершения крупных финансовых ошибок;
- разрабатывать и внедрять в жизнь системы контроля финансового состояния
компании,
а
также
на
раннем
этапе
выявлять
признаки
банкротства
(кризиса)
и
эффективно с ними бороться [5].
Рис 3. Финансовая безопасность предприятия
Продовольственная
безопасность
-
обеспечение
достаточного
количества
продовольствия населению, наличие продовольствия в государственном резерве, наличие
генетических
ресурсов,
национальных
сортов
растений
и
пород
животных,
которые
являются базой для производства продовольствия, без которого мы, к сожалению,
не
можем существовать. Мы не можем кушать нефть, газ, на которые мы существуем.
Продовольствие - это основа нашей с вами жизни. Продовольственная безопасность – это
одно, по моему мнению, самое важное условие существования нашего государства
.
Продовольственную безопасность рассматривают как комплекс мер по решению
задач
интенсивного
развития
сельскохозяйственного
производства,
хранения
и
переработки
продукции,
внешней
торговли,
регулирования
рынка
продовольствия,
социального развития села. Она определяет приоритеты и «точки роста» отдельных видов
деятельности АПК и национальной экономики. От нее зависит конкурентоспособность
страны в целом. Если государство не имеет продовольственную безопасность, то оно не
может быть экономически устойчивым и иметь перспективы прогрессивного развития.
Можно
привести
в
пример
Нигерию,
это
бедная
страна,
где
продовольственная
безопасность обеспечена на низком уровне. Большинство не только взрослых, но и детей
голодают, что приводит к печальному концу.
Но, к сожалению, стоит отметить, что и современный агропромышленный комплекс
России не в полной мере обеспечивает продовольственную и экономическую безопасность
в своем секторе экономики, который в системе народного хозяйства выполняет ключевую
стабилизирующую роль. Потенциал АПК реализован далеко не полностью, а состояние
продовольственной
безопасности
вызывает
серьезные
опасения.
Сохраняется
высокая
импортная
зависимость
страны
по
отдельным
видам
сельскохозяйственной,
рыбной
продукции и продовольствия, что ведет к угрозе нарушения экономической безопасности.
Региональные
и
инвестиционные
аспекты
экономической
безопасности
тесно
взаимосвязаны, поскольку инвестиции имеют конкретное территориальное размещение, а
региональная
инвестиционная
политика
являются
составляющими
общего
инвестиционного климата страны и, конечно, федеральной политики в этой сфере.
Инвестиционная безопасность – это состояние всех сегментов инвестиционного
комплекса
и
его
институтов,
осуществляющих
комплекс
мер
и
устанавливающих
механизм контроля инвестиционной деятельности на общенациональном и региональном
уровнях,
а
также
занимающихся
выявлением,
нейтрализацией
и
предотвращением
проявлений негативного влияния деятельности иностранного капитала на российскую
экономику.
Главная цель обеспечения инвестиционной безопасности России – устойчивый рост
экономики при участии иностранного капитала
Мировой
опыт
свидетельствует,
что
устойчивость
экономического
роста
и
экономическая
безопасность
государства
возможна
лишь
при
инвестиционном
типе
развития национальной экономики. Каждая страна по-своему реализует этот тип, однако
практически
всегда
соблюдаются
оптимальные
соотношения,
дающие
максимальный
эффект для экономики государства: Объем инвестиций должен составлять 20–25% ВВП;
Доля прямых иностранных инвестиций должна составлять не менее 15–17% от
объема внутренних;
Степень износа основных фондов не должна превышать 30–35% [2].
Одной из главных составляющих экономической безопасности является так же
энергетическая
безопасность.
Энергетика,
прежде
всего,
определяет
развитие
и
функционирование практически всех других отраслей экономики. Любой перебой или
недоставка
топливно-энергетических
ресурсов
может
породить
кризисные
явления
в
стране, что может привести к значительному снижению уровней экономической и даже
национальной безопасности.
В современных условиях экономическую безопасность невозможно представить
без
информационной
безопасности.
В
настоящее
время
обладание
информацией
контролирует
решение
многих
проблем
мирового
сообщества.
Она
стала
фактором,
способным привести к крупномасштабным авариям, военным конфликтам и поражению в
них, дезорганизовать государственное управление, финансовую систему, работу научных
центров. В то же время эффективное использование информации способствует развитию
всех сфер деятельности государства в целом и отдельно взятого предприятия в частности.
Безопасность информации – это обеспечение ее конфиденциальности, целостности
и
доступности законным
пользователям.
Безопасность
информации
–
состояние
защищённости информации, обрабатываемой средствами вычислительной техники , от
внутренних и внешних угроз.
Существенное
ухудшение
экологической
обстановки
на
планете,
ставит
перед
человечеством
острый
вопрос
о
переходе
на
экологически
ориентированное
технологическое
развитие
цивилизации.
Экологическая
безопасность
—
это
сфера
деятельности
государственных
органов
исполнительной
власти.
Она
связана
с
обеспечением экологического благополучия и реализацией экологических прав граждан
России. Необходимость
сохранения
окружающей
среды
не
всегда
превалирует
над
коммерческими интересами организации. Поэтому для обеспечения соблюдения норм
экологической
безопасности
в
большинстве
стран
применяются
системы
санкций,
налагаемых
государством
на
предпринимателей,
не
соблюдающих
экологическое
законодательство.
Следовательно, предприятие должно стремиться оптимизировать свои финансовые
затраты таким образом, чтобы при минимальных затратах на обеспечение соблюдения
экологических
норм
по
техническим
процессам
на
предприятии
и
выпускаемой
им
продукции уменьшить потери от административных санкций за загрязнение окружающей
среды и потери рынков стран с более жесткими нормами экологического законодательства,
чем те, которым соответствует выпускаемая предприятием продукция.
Таким образом, экономическая
безопасность – это готовность и способность
институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов
развития отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности
общества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Байдаева Т.М.. Основы концепции «гибкость+безопасность» и ее применение в
странах Европейского Союза // Экономика ХХI века. - 2010. - №6. - С. 33-42.
2.
Безуглая Н.С. Экономическая безопасность предприятия: индикаторы и оценка //
Российское предпринимательство. - 2010. - №8 (выпуск 1). - С. 62-68.
3.
Блинов
А.
Промышленные
предприятия
и
их
экономическая
безопасность
//
Экономист. - 2014. - №1. - С. 56-60.
4.
Булетова
Н.Е.
Эколого-экономическая безопасность
и
конкурентоспособность
территории // Российское предпринимательство. - 2012. - №22. - С. 23-31.
5.
Капанадзе Г.Д. Финансовая устойчивость российских компаний и экономическая
безопасность // Российское предпринимательство. - 2012. - №22. - С. 10-16.
6.
Кирсанов
К.А.
Экономическая
безопасность
в
к а т е г о р и я х
т е о р и и
кризисов //Экономические науки. - 2012. - №1. - С. 183-187.
7.
Коваленко С.А. Организация и методика проведения налоговых проверок: Учеб.
пособие / С.А. Коваленко. - Белгород: Изд-во БУКЭП, 2013. - 287 с.
8.
Коррупция-угроза экономической безопасности предприятий и государства: Науч.-
практ. издание / разраб. темы, разъяснения и рек. доцента Фин. акад. при Правительстве
РФ, Н.А. Пименова. - М., 2009. - 176 с.
9.
Кулян
Р.А.
Статистическая
информация
и
экономическая
безопасность
территорий // Российское предпринимательство. - 2011. - № 4 - выпуск 1. - С. 164-168.
10.
Указ
Президента
РФ
от
29.04.1996
№608
«О
государственной
стратегии
экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)»
11.
Федеральный
закон
от
25.02.1999
№39-ФЗ
(ред.
от
28.12.2013)
«Об
инвестиционной
деятельности
в
Российской
Федерации,
осуществляемой
в
форме
капитальных вложений»
12.
Федеральный закон от 28.06.2014 №172-ФЗ «О стратегическом планировании в
Российской Федерации»
13.
Указ Президента РФ от 12.05.2009 №537 (ред. от 01.07.2014) «О Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»