Напоминание

Композиция и постановка танца


Автор: Высоцкая Ирина Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "Центр детского творчества"
Населённый пункт: г. Волгодонск Ростовская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Композиция и постановка танца
Раздел: дополнительное образование





Назад




Композиция и постановка танца

Высоцкая Ирина Александровна

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования (МБУДО)

«Центр детского творчества г. Волгодонска

Педагог дополнительного образования

Танец – это искусство, а всякое искусство должно отражать жизнь в образно -

художественной

форме.

Специфика

хореографии

состоит

в

том,

что

мысли,

чувства,

переживания человека она передает без помощи речи, средствами движения и мимики.

Бесконечно многообразие танцев: это и народный, и бальный, и эстрадный, и детский, и

современный, и классический танец. Сочинение любого из перечисленных видов танца

требует специалиста-профессионала в своей области – балетмейстера.

Ещё Новерр писал «Широко распространено ошибочное мнение, будто балетмейстер

может сочинять балеты, сидя и письменно или устно указывать па, фигуры, группы,

действие, выражение и жесты. Нет более утомительной в физическом и умственном

отношении профессии, нежели профессия балетмейстера: он должен и ставить, и сочинять

па, и показывать их; если артисты их не воспринимают сразу, то он обязан начинать

сначала и несколько раз подряд…»

Рождение танца – задача трудная уже потому, что как всякое рождение, этапы замысла,

создания и воссоздания танца в определённом смысле таинство всегда сохраняющего

притягательную

силу

искусства.

Балетмейстер

профессия

сложная.

Балетмейстер,

работающий с детьми, - профессия, сложная вдвойне. Ведь кроме обычных трудностей,

всегда

сопутствующих

сочинению

танца,

кроме

необходимости

решать

большие

воспитательные

задачи,

он

должен

чрезвычайно

умело

разбираться

в

возрастных

особенностях своих «артистов».

И дело не только в том, чтобы поставить номер по их физическим силам и

исполнительским возможностям. Не менее важно, чтобы заложенные в танце мысли или

события волновали танцоров, были близки их душевному миру. Иначе они окажутся

только пассивными и безразличными исполнителями балетмейстерской воли. А работа не

даст настоящих творческих результатов.

Любая танцевальная композиция состоит из ряда компонентов:

-музыка;

- текст (движения, позы, жестикуляция, мимика);

- рисунок (перемещение танцующих по сценической площадке);

- всевозможные ракурсы -

доворот исполнителя в позе на определённое количество

градусов – относительно точки восприятия зрителя (эпольман, анфас, профиль);

- драматургия.

Первый этап творческой работы над постановкой любого хореографического

номера – это поиск идеи. Определив идею номера, балетмейстер начинает продумывать

сюжет,

содержание

и

средства

выражения

своего

замысла.

Детская

хореография

отличается от взрослых постановок тем, что она:

- во - первых – должна быть доступна детям, их пониманию, чтобы она будила их

воображение, увлекала и волновала их;

- во - вторых – игра – основной вид деятельности ребёнка. И этим надо пользоваться,

чтобы

правдиво

раскрыть

мир

ребёнка

и

легко

отобразить

в

хореографии

всю

естественность детского поведения;

- в - третьих – в детской хореографии надо использовать те сюжеты, которые в реальности

существуют в жизни детей.

В

выборе

и

воплощении

темы

необходимо

учитывать

реальные

возможность

хореографического коллектива: количество и возраст детей, уровень их хореографической

подготовленности, исполнительские (артистические) возможности.

Определив тему и наметив сюжет хореографической постановки, следует подобрать

музыкальное

сопровождение.

Подбор

музыкального

сопровождения

является

вторым

этапом в сочинении танца.

Но часто случается так, что замысел и сюжет идёт от

услышанной музыкальной композиции. Понравившаяся музыка рождает в воображении

какую- либо идею, картину. Мысленно представляются какие-то образы, на основе чего

идёт становление сюжетной линии танца в унисон с музыкой. Музыку следует

подбирать доступную для детского восприятия и так же в соответствии с возрастными

особенностями

ребёнка.

Музыка

должна

помогать

раскрытию

задуманной

темы,

определять характер, построение танца, чередование отдельных фигур и движений танца.

Соответственно

хореографическая

композиция

должна

передавать

внутреннюю

драматургию музыки, логику её развития. Музыка не должна служить фоном для зрелища,

а напротив, вести и объяснять действие.

При разработке сюжета определяются его персонажи (главные и второстепенные), их

действия

и

столкновения.

Выбранная

музыка

и

продуманный

сюжет

находят

своё

воплощение в комбинациях лексики и рисунках танца. Главное, на что нужно обратить

внимание при подборе лексического материала – это на трудности исполнения того или

иного движения. Степень сложности исполняемых движений должна соответствовать

возрасту и физическим возможностям ребёнка, не быть чересчур сложной и изобиловать

трюками, но и не быть слишком простой.

Следующее, на что следует обратить внимание при сочинении лексики танца – это

соответствие хореографии главному замыслу постановки. Все движения должны служить

художественной

идее

композиции

и

обуславливать

её

сюжетные

задачи.

Так,

при

постановке

танца

птичек

или

бабочек

надо

подбирать

движения,

характеризующие

лёгкость, полёт, работу крылышек и т.д.

Рисунки перестроений надо строить просто, но логически обусловлено задачей

постановки.

Использовать

различные

круги,

полукруги,

диагонали,

а

так

же

их

производные, избегая использование только линейных построений. При этом не стоит

перенасыщать

композицию танцевальными элементами и слишком динамично менять

рисунки

(каждый

рисунок

надо

оттанцевать),

тем

самым

не

давая

зрителю

сконцентрировать внимание на восприятии танца.

Так же в сочинении композиции

рекомендуется избегать длиннот: использование одного и того же рисунка

в течение

длительного времени, или выполнение какого – либо движения с повторами более трёх

раз.

С началом новой музыкальной фразы начинается и новая танцевальная фраза. Если

имеется повтор музыкальной темы или ее развитие, балетмейстер должен услышать это и

отразить либо в повторе, либо в развитии уже использованного рисунка

.

Главное, о чём

надо

помнить

при

создании

хореографической

постановки

это

чувство

меры

в

соответствии с логикой развития сюжета.

Драматургия. Основной закон построения драматургического произведения обязателен

как для танцев сюжетных, так и для любого бессюжетного танца, где есть тема и задача

выразить то или иное состояние человека (радость, горе, любовь, ревность, отчаяние и

т.п.) или его свойства (доверчивость, хитрость, трусость и прочее. Согласно этому закону

танец должен сочетать в себе пять частей.

1.Экспозиция

знакомит

зрителя

с

действующими

лицами,

помогает

им

составить

представление

о

характере

героев.

В

ней

намечается

характер

развития

действия.

С

помощью

особенностей

костюма

и

декорационного

оформления,

стиля

и

манеры

исполнения

выявляются

приметы

времени,

стиля

и

манеры

исполнения

выявляются

приметы времени, воссоздаётся образ эпохи, определяется место действия. Действие здесь

может развиваться неторопливо, постепенно, а может динамично, активно. Длительность

экспозиции зависит от поставленных балетмейстером задач, а так же от музыкального

материала. Становится понятным жанр танца

2.

Завязка.

В

этой

части

хореографического

произведения

начинается

собственно

действие.

Здесь

герои

знакомятся

друг

с

другом,

между

ними

возникают

какие-

то

отношения. Вышедшие на сцену и разместившиеся в определённом рисунке исполнители

начинают танцевать.

3. Развитие действия (или ступени перед кульминацией) – это часть произведения, где

разворачивается

действие.

Проясняются

отношения

героев,

обостряются

конфликты,

разгораются страсти и т.д. Развитие действия, как и его завязка, определяются замыслом и

содержанием танца. Он не обязательно должен идти по ступеням вверх, что бы каждая

последующая комбинация перекрывала предыдущую. Могут быть и умышленные спады,

как бы возвращающие назад с целью накопления средств, для последующего взлета на

более высокую ступень.

4.

Кульминация

наивысшая

точка

развития

драматургии

хореографического

произведения. Здесь достигает наивысшего эмоционального накала динамика развития

сюжета. Текст – движения, позы, в соответствующих ракурсах, жесты, мимика и рисунок в

своём

логическом

построении

приводит

к

этой

вершине.

Кульминация

может

быть

построена как с использованием всех этих элементов, так и решена с помощью только

текста

или

только

рисунка.

В

бессюжетном

хореографическом

номере

кульминация

должна

выявляться

соответствующим

пластическим

решением,

наиболее

интересным

рисунком танца, особенно ярким хореографическим текстом, то есть композицией танца, а

так же и музыкальной окраской.

5.

Развязка

завершает

действие.

Она

должна

логически

вытекать

из

всего

хода

танцевального действия. Она может быть либо мгновенной, резко обрывающей действие,

либо постепенной, что зависит от решения автора.

Все части хореографического произведения органически связаны между собой,

последующая вытекает из предыдущей, дополняет и развивает её.

Умение пользоваться законами композиции и правильно применить их – один из самых

трудных, сложных этапов в творчестве балетмейстера. Ведь ни один танец не может

строиться по какому-то стандарту, каждая тема подсказывает сочинителю свою особую

форму воплощения. От изобретательности, опыта и мастерства хореографа, от его знания

непреложных законов зависит формы танцевального сочинения.

Развитие действия должно всё время идти по восходящей линии, и к концу танец

должен

быть

ярким,

впечатляющим.

Перед

финалом

иногда

допускается

спокойный

момент, чтобы тем самым придать больше красок и эмоций концовке.

Итак, сюжет определён, музыка подобрана, определена лексика и намечены рисунки –

наступает момент постановки танца. С чего же начать работу над номером? Каждый

хореограф самостоятельно намечает пути постановки номера.

Первый путь – это разводка композиции по фигурам танца. Здесь работа идёт

одновременно над разучиванием, как лексики танца, так и рисунков.

Второй путь – это проучивание хореографической лексики (движений и комбинаций), а

затем разводка рисунков танца с уже выученной лексикой.

Возможен и смешанный

подход в постановке номера.

Всегда надо быть готовым к тому, что придуманный педагогом лексический материал

или рисунок не просматривается так, как было задумано. В таком случае надо подбирать

новый до тех пор, пока номер не получится гармоничным. Частота повторений в отработке

лексики и рисунков танца – это необходимый компонент хореографической деятельности

и показатель качественности исполнения композиции. Эта скрупулёзная и кропотливая

работа не должна останавливать педагога – постановщика.

В композиции танца для группы танцовщиков применяются следующие временные

категории:

Унисон – все танцовщики исполняют танцевальную комбинацию синхронно;

Канон – танцующие исполняют одну и ту же комбинацию, разбитую на один и тот же

счет, но её начало для каждого участника приходится в разное время. Например, одни

начинают комбинацию на счет «раз», другие на счет «три», следующие на «пять» и т.д.

Диалог – танцор или группа танцоров двигаются, в то время как другая группа

выдерживает

паузу.

Затем

первая

группа

останавливается,

а

вторая

выполняет

свою

комбинацию. Таких переключений в зависимости от ситуации может быть несколько.

Контрапункт – в один и тот же промежуток времени каждый танцовщик или группа

выполняет свой хореографический фрагмент.

Характерной чертой детской хореографии является количественный состав

исполнителей. Массовость в исполнении постановки не только типична, но и свойственна

детскому танцу. Она является неотъемлемой в плане художественной выразительности, т.

к. малый состав участников детской постановки невыразительно просматривается на

большой сцене, что снижает интерес зрителя к номеру.

Не стоит забывать и о таком явлении детской хореографии, как подмена мужского

исполнения женским. Некоторые хореографы при постановке танцевального номера в

целях

увеличения

количества

танцующих

пар,

заменяют

исполнителей

мальчиков

девочками, переодевая их в мужские костюмы. Подобная замена совершенно недопустима,

так как девочкам чужды движения мальчиков по их характеру и физической нагрузке.

Манера

мужской

хореографии

в

женском

исполнении

получается

фальшиво.

Данная

подмена возможна только лишь в случае сюжетной линии, когда девочка прячется за

«маской мальчика», играя его роль. В развязке такого номера зритель должен видеть эту

подмену.

Одним

из

неотъемлемых

выразительных

средств

в

хореографии,

при

создании

хореографической постановки, является внешний вид танцора, а именно его танцевальный

костюм. Танцевальный костюм - понятие широкое и включает в себя все, что искусственно

изменяет облик человека, держась на его теле - это целый комплекс вещей: прическа,

грим, обувь, головной убор и собственно платье. Сценический

танцевальный костюм

должен помогать, а не мешать движениям исполнителей. Это влияет на беспрепятственное

раскрытие образа.

Очень часто в хореографических постановках используется реквизит. Надо помнить о

том, что реквизит – это не «ширма» для исполнителей, а предмет, который должен

подчеркнуть вашу мысль. Предмет берется только тогда, когда без него выбранная

постановка

теряет

смысл.

Использование

предметов

в

танце

повышает

его

выразительность, красочность, вызывает у детей повышенный интерес к такому номеру

.

В идеале, реквизит должен работать в трех разных качествах: по прямому назначению и

разные комбинации использования предмета. Это усилит восприятие танца.

Работая

над

хореографическим

сочинением,

балетмейстер

имеет

в

своем

распоряжении

невероятное

множество

сочетаний

движений,

разнообразие

приемов.

Пользуясь

материалом

народного,

классического,

историко-бытового,

современного

бального

танцев,

он

своей

фантазией

создает

разнообразные

хореографические

сочинения различного жанра, стиля, характера.



В раздел образования