Напоминание

Методические рекомендации проведения занятий со слабоуспевающими студентами


Автор: Заброднева Наталья Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГАПОУ СО "БПТ"
Населённый пункт: г. Балаково, Саратовская обл.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методические рекомендации проведения занятий со слабоуспевающими студентами
Раздел: дополнительное образование





Назад




Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Саратовской области

Балаковский политехнический техникум

«Утверждаю»

Зам. директора по УР

___________Л.Б. Хаустова

«___»____________2017 г.

Методические рекомендации

проведения занятий

со слабоуспевающими студентами

Разработчик:

преподаватель БПТ

Заброднева Н.А.

2017

1. Рекомендации при

работе со слабоуспевающими студентами

Основные признаки неуспеваемости учащихся

1.Наличие

пробелов

в

фактических

знаниях

и

специальных

для

данного

предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы

изучаемых

понятий,

законов,

теорий,

а

также

осуществить

необходимые

практические действия.

2.Наличие

пробелов

в

навыках

учебно-познавательной

деятельности,

снижающих темп работы настолько, что студент не может за отведенное время

овладеть необходимым объемом знаний, умений и навыков.

3.Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не

позволяющий

студенту

проявлять

самостоятельность,

настойчиво сть,

организованность и другие качества, необходимые для успешного учения.

Оптимальная система мер по оказанию помощи неуспевающему студенту

1.При опросе слабоуспевающим студентам дается примерный план ответа,

разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к

ответу

у

доски,

делать

предварительные

записи,

пользоваться

наглядными

пособиями и пр.

2.Студентам

задаются

наводящие

вопросы,

помогающие

последовательно

излагать материал.

3.При опросе создаются специальные ситуации успеха.

4.Переодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых

студент отсутствовал по той или иной причине.

5.В

ходе

проса

и

при

анализе

его

результатов

обеспечивается

атмосфера

доброжелательности.

6.Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.

7.Стимулирование

учебной

деятельности

(поощрение,

создание

ситуаций

успеха, побуждение к активному труду и др.).

8.Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос, проверка всех

домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.).

9.Различные формы взаимопомощи.

10.Дополнительные занятия преподавателя со студентом.

В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих студентов

концентрируется

на

наиболее

важных

и

сложных

разделах

изучаемой

темы,

преподаватель

чаще

обращается

к

ним

с

вопросами,

выясняющими

степень

понимания учебного материала, привлекает их в качестве помощников при решении

задач,

раскрывающих

суть

изучаемого,

стимулирует

вопросы

студентов

при

затруднениях в усвоении нового материала.

В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим студентам даются

задания, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в

практических

работах:

отмечаются

положительные

моменты

в

их

работе

для

стимулирования

новых

усилий,

отмечаются

типичные

затруднения

в

работе

и

указываются

способы

их

устранения,

оказывается

помощь

с

одновременным

развитием самостоятельности в учебе.

При

организации

домашней

работы

для

слабоуспевающих

студентов

подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный

инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях,

предлагаются

(при

необходимости)

карточки-консультации,

даются

задания

по

повторению

материала,

который

потребуется

для

изучения

новой

темы.

Объем

домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки студентов.

Меры предупреждения неуспеваемости студента

1.Всестороннее повышение эффективности каждого урока.

2.Формирование

познавательного

интереса

к

учению

и

положительных

мотивов.

3.Индивидуальный подход к учащемуся.

4.Специальная система домашних заданий.

5.Усиление работы с родителями.

6.Привлечение студенческого актива к борьбе по повышению ответственности

учащегося в учебе.

2.Рекомендации по работе с замкнутыми студентами

Этих

студентов

характеризует

уход

в

себя.

Студент

испытывает

определенные

страхи

при

ответах

перед

группой

студентов.

Они

склонны

к

развитию логического мышления. Учатся неплохо, но у них отсутствуют широкие

познавательные интересы. Нетипичные интересы о строении мира, о потустороннем

мире. Любят много читать. Развита речь, но часто формально. Негативные черты:

эмоциональная холодность, не испытывают большой привязанности к родителям.

Часто

у

них

наблюдается

эмоциональная

тупость

-

нарушение

аффекта,

характеризующееся ослаблением эмоциональных реакций, бесчувствием, душевной

холодностью,

безразличием.

Их

не

интересует

чье-либо

мнение.

Таких

обычно

называют «странные».

В работе с такими студентами следует опираться на их сильные стороны.

Призывы к морали не действуют вообще. Ничего не следует им навязывать, а надо

приспособляться к ним.

1.Не призывать к совести, не читать морали.

2.Учитывать

наличие

страхов

при

устных

ответах

(предлагать

ответить

письменно и похвалить за результат).

3.Помощь

в

развитии

речи,

внимания,

формирование

навыков

профессиональной деятельности.

4.Смягчение общего эмоционального дискомфорта, тревоги.

5.Стимуляция психической активности, направленной на взаимодействие со

студентами группы (помощь в подготовке внеурочных мероприятий).

6.Учитывать интерес к точным наукам – математике.

7.Учитывать парадоксальность и непредсказуемость от мышления до чувств и

поступков.

8.Отношение к студенту строить по методу: выделять его поведение, как

отличное

от

других.

Не

навязывать

задание,

но

и

не

отвергать.

Давать

ему

почувствовать принадлежность к коллективу студентов.

3. Рекомендации по работе с агрессивными студентами

1.Никогда

не

позволять

себе

оскорбить

их,

в

диалоге

не

использовать

жаргонные

и

бранные

слова

это

не

даст

им

права

оскорблять

Вас

и

не

демонстрировать в поведении все, на что они способны.

2.Общение на равных, но не впадать в зависимость от них.

3.В открытую не бороться - это усугубит отношения. Следует учитывать

особенности, бурные реакции.

4.Останавливайте

спокойно,

с

невозмутимым

лицом,

действуйте

при

минимуме слов.

5.Обсуждайте поведение только после успокоения.

6.Выясните, как возникает агрессивное поведение, каково возможное решение.

7.Нельзя угрожать и шантажировать, так как в какой-то момент это перестает

действовать и Вы будете неубедительны и бессильны.

8. «Воинственность» студента можно успокоить своим спокойствием.

9.Найти

повод

похвалить

его.

Студент

убедится,

претензии

были

к

его

поступку, а не к личности в целом.

Заключение

Преподаватель

обязан

понимать,

помогать,

содействовать

и

мотивировать

учащихся.

Обязательно

проверять

в

ходе

урока

степень

понимания

учащимися

основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны

учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства

поддержания

интереса

к

усвоению

знаний.

Обеспечивать

разнообразие

методов

обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал.



В раздел образования