Автор: Зуева Наталья Валентиновна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Центр образования №22 - Лицей искусств"
Населённый пункт: Тула
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие мотивации учения на уроках математики"
Раздел: среднее образование
Развитие мотивации учения на уроках математики
Пути повышения эффективности обучения ищут во всем мире. Отношение школьников к
учебе зависит от мотивации. Мотив (от французского) - побудительная сила, (от латинского) -
приводить в движение, толкать. Мотивация - совокупность мотивов, побуждающих человека к
основной деятельности, процесс действия мотива. Отношение учащихся к учебной деятельности
зависит от мотивации, которая имеет определенную структуру. Значимость мотивов неодинаковая,
одни
мотивы
побуждают
деятельность,
вместе
с
тем
придают
ей
личностный
смысл,
другие
сосуществующие с ними, выполняя роль побудительных факторов, то есть мотивы- стимулы.
Значимость мотивов меняется в зависимости от деятельности. Мотивы бывают осознаваемые и
неосознаваемые. П.В.Симонов справедливо утверждает, что “… потребность есть основа, движущая
сила, побуждение и цель человеческого поведения, что мотивы, стремление, желание, интересы,
цели, установки произведены от потребности и порождаются ими”.
1.
Понятие мотивации в учебном процессе
Для эффективного воспитания человека необходимо знать базовые потребности .Таковыми
потребностями У. Глассер считает “… прежде всего потребность в любви, в чувстве собственного
достоинства”.
Потребности,
мотивы
управляют
поведением.
Мотивация
бывает
внутренней
и
внешней.
Внутренняя
мотивация
-
положительная:
интересен
изучаемый
предмет,
интересны
занятия по предметам, интересен метод преподавания, интересен преподаватель, но предмет не
интересен, осознается, что знания и умения нужны в будущем, стремление добиться особых
успехов,
осознание
своего
познавательного
прогресса,
доверие
учителя,
хорошее
настроение,
уверенность
в
своих
силах.
Внутренняя
мотивация
–
отрицательная:
месть,
власть.
Внешняя
мотивация – положительная: стремление получить положительную отметку; одобрение учителя;
одобрение учащихся; родителей; симпатию учителя; стремление превзойти других; соперничество.
Внешняя мотивация - отрицательная: стремление избежать глупой оценки; стремление избежать
наказание
учителя;
стремление
избежать
критики
Изучение
этой
проблемы
показывает,
что
мотивация формируется уже в первые дни и годы обучения. Обычно дети идут в школу с желанием
учиться,
однако
часто
первые
замечания
учителя
приводят
к
нежеланию
заниматься,
к
формированию
отрицательной
позиции
к
школе,
так
и
к
учению.
Особенно
действуют
на
мотивацию замечания, которые указывают на неумение ученика выполнять какое-либо задание, это
приводит к отказу от занятий и демонстрации негативного поведения.
Для выяснения различных типов мотивов проводились эксперименты. Так, в одном случае
участвовали три группы учащихся. В первой группе применялся метод, вызывающий интерес к
творческой
позиции.
Во
второй
группе
–
методы,
ставящие
успех
учеников
в
обучении
в
зависимость от сотрудничества. В третьей группе рассматривались соревнования, как главный
мотив
учения.
Более
успешным
оказался
первый
метод.
Сильнее
чем
сотрудничество
и
соревнование,
влияли
индивидуальные
мотивы:
заинтересованность,
вера
в
собственные
возможности.
То,
что
одного
учащегося
побуждает
к
активным
действиям,
другого
оставляет
равнодушным, либо приводит лишь к незначительному эффекту. Каждому необходимо подобрать
свою мотивацию, свои стимулы, которые заставят его работать. Более 20 лет посвятив работе над
этой
проблемой
Ш.
Амонашвили,
пришел
к
выводу:
побуждать
жажду
знаний
у
учащихся,
вырабатывать у них положительное отношение к учению, формировать целостную личность – все
это
возможно
только
при
таком
обучении,
которое
на
гуманистических
началах.
Необходимо
отметить, что если будет развиваться только стремление к познанию, то это может привести к
отрицательным
результатам.
Люди,
у
которых
развита
только
эта
мотивация
и
не
развита
потребность в труде, могут испытывать нежелание работать. Отличительной чертой мотивационной
сферы
должна
быть
опора
на
внутренние
мотивы.
Если
в
человеке
заложены
потребности
выполнять нормы, то это приведет к снижению роли силовых министерств, которые служат для
того, чтобы контролировать выполнение норм.
В настоящее время у учащихся наблюдается слабая мотивация к учебе. С каждым классом
мотивация
падает.
Причин
множество.
Снижение
мотивации
определяется
перегруженностью
программ, оторванностью изучения материала от жизни, от потребностей учащихся.
Ответственность учеников за учебу, достижения в ней – мечта каждого учителя. Одну такую
тактику обучения, ведущую к передаче ответственности, для детей, имеющих трудности в обучении
описал М.Раттер .Она состоит из нескольких этапов, следуя которым, учитель может установить
контакт с ребенком, преодолеть возникшее у него отрицательное отношение к учебе и добиться того
чтобы ребенок успешнее обучался по предмету и сам следил за своими успехами.
1. Педагог должен пробудить у ребенка интерес к предмету и предоставить возможность
поверить в собственные силы и способствовать достичь успеха. М.Реттер советует использовать не
только личные качества учителя, но и всевозможные педагогические хитрости. Для того чтобы у
ребенка возникла вера в собственные силы, учителю придется ввести для него иную систему
оценивания результатов.
2. Учитель должен оценить, что известно, что неизвестно ученику по его предмету с тем,
чтобы разработать программу обучения. Оценка обычно проводиться с помощью специальных
тестовых заданий.
3. Программа обучения таких учеников должна быть разбита на серию мелких шагов. Такое
поэтапное обучение и позволит ребенку самому следить за собственным прогрессом, то есть
облегчить задачу и педагогу, и ребенку.
4. Программу следует сконструировать таким образом, чтобы она обеспечивала быстрое
достижение успеха. Как правило, дети, имеющие трудности обладают длительным опытом неуспеха
и разочарования в собственных возможностях и поэтому первостепенное значение приобретает
момент осознания ими того, что они могут успешно учиться.
5.
Учитель
и
ученик
должен
работать
в
тесном
взаимодействии,
обеспечивающем
возможность обратной связи, благодаря которой они могут оценивать достижения и определить
зоны трудностей.
6. Должна быть установлена система поощрений за успех и выполнения заданий. Это не
обязательно должны быть стандартные оценки, которые долгое время будут невысокими. Самое
важное при этом перенести акцент в оценках с неуспеха на успех.
Оптимальное педагогическое общение – такое общение учителя со школьниками в процессе
обучения, которое создает наилучшее условие для развития мотивации учащихся, для правильного
формирования
личности
школьника.
Оно
обеспечивает
благоприятный
эмоциональный
климат
обучения,
в
частности
препятствует
возникновению
“психологического
барьера”,
обеспечивает
управление социально-психологическим процессом в детском коллективе и позволяет максимально
использовать в учебном процессе личностные особенности учителя.
2.Пути повышения мотивации учащихся на уроках математики
Для повышения мотивации учащихся имеет значение коммуникативное поведение учителя,
тон речи, оправданность использования оценочных суждений, манера обращения к учащимся,
умение поддержать контакт с ними, характер мимики, движений, жестов, сопутствующих речь.
Кроме того необходимо развитие таких характеристик, как умение управлять дыханием, тембром
голоса,
темпом
речи,
правильная
дикция.
Роль
учителя
имеет
свои
функции:
обеспечение
полноценной
передачи
знаний;
обеспечение
эффективной
учебной
деятельности
школьников;
обеспечение продуктивных взаимоотношений между учителем и учащимися.
Роль педагога призвана обеспечить:
- положительное воздействие учителя на сознание, чувства учеников с целью формирования,
коррекции их убеждений и мотивов деятельности
- полноценное восприятие, осознание, закрепление знаний в процессе обучения
- рациональную организацию учебной и практической деятельности учащихся
Знание особенностей актерского мастерства помогает учителю совместить природный талант
и
приобрести
мастерство
с
целью
достижения
наилучших
результатов
в
педагогической
деятельности. А.С.Макаренко писал “Педагог не может не играть. Не может быть педагога, который
не умел бы играть …”. Ученики отмечают, что для эффективной работы учителю необходимы
следующие личностные качества:
- стремление к максимальной гибкости;
- внимание к потребностям учащихся;
- установка на создание положительного подкрепления для учащихся;
- эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.
Подобная потребность в самовыражении - важная составляющая педагогического таланта.
Реализация главной цели образования - формирование личности, способной действовать в
условиях
современного
технологического
общества.
Развитие
познавательных
способностей
учащихся, освоение методов самостоятельной работы, умение работать с книгой, находить главную
мысль, то есть выделять главное.
В
России
проблемы
результативности
обучения
активно
разрабатываются
на
основе
использования
последних
достижений
психологии,
информатики
и
теории
управления
познавательной деятельности. В учебном процессе массовой школы сохраняются противоречия
между фронтальными формами обучения и индивидуальными способами учебно-познавательной
деятельности
каждого
ученика
,необходимостью
дифференцированного
образования
и
единообразием
содержания
и
технологией
обучения
;преобладанием
объяснительно
-
иллюстративным способом преподавания .
Одним из важных направлений решения названных проблем является разработка и внедрение
новых
педагогических
технологий.
Учеба
-
это
не
легкий
труд,
но
если
при
правильной
организации, способен приносить радость творческих открытий.
Необходимо
строить
урок
так,
чтобы
он
обеспечил
развитие
познавательной
самостоятельности, то есть стремления и умения ученика самостоятельно открыть новое для него.
Использование более совершенных педагогических технологий предполагает поиск максимально
удобных форм организации учебного процесса. Для повышения мотивации учащихся используются
продуктивные
приемы:
проблемная
ситуация
ставится
и
решается
совместно
с
учащимися;
активизирующий вопрос приводит к диалогу, дискуссии; анализируются решение, используются
игровые
ситуации,
соревнование.
Применяются
разнообразные
приемы
активизации:
целенаправленная ошибка, размышление вслух, заполнить пустые клетки, установить верно ли? и
т.д.
На уроках организуются групповая и парная работа, что позволяет создать комфортную
атмосферу учащимся, как слабым так и сильным. Использую паузы, дающие время на обдумывание.
Организую проблемно-поисковую деятельность, чаще среди учеников с повышенным уровнем
обучения: предлагаю задания повышенной сложности, задания с параметром, которые требуют
рассмотрение всевозможных случаев решения . Применяю стимулирование. В моей работе контроль
является способом активной деятельности, а также и средством коммуникации.
При этом:
каждый контроль преследует конкретную цель - анализ результатов контроля;
объективность
оценочных
суждений,
требование
к
выполнению
задания,
критерии
оценок
сообщаются
заранее;
оценка
результатов
деятельности
(а
не
личности),
преобладание
положительных оценок разнообразие форм и приемов контроля; преобладание функции обучающей
над контролирующей; использование поощрений, самооценки и самоконтроля.
Также
эффективно
использовать
следующие
приемы
для
создания
эмоционального
комфорта:
- системное одобрение; похвала, направленная на формирование положительных оценочных
суждений; доброжелательность, умор, улыбка, умеренные жесты, мимика;
- создание обстановки доверия, уверенности в успехе.
Используются приемы воздействия на поведение: организация деятельности, а не поведения;
преобладание положительных оценок деятельности, ее результатов;
Обязательным этапом любого урока является актуализация ранее изученного.
Главная задача – установить связь между деятельностью учителя и учением школьника,
обеспечить
готовность
к
очередному
этапу
работы,
включить
в
продуктивную
обучающую
деятельность.
На
этом
этапе
просматривается,
как
учащиеся
включаются
в
работу,
насколько
удалось сформировать внутреннюю готовность к освоению нового материала; каков общий уровень
мотивированности
класса?
Можно
ли
приступать
к
изучению
нового
материала?
При
этом
разбираются
несколько вопросов на повторение, организую живой диалог, с целью уточнения
общего уровня усвоения знаний, создаю проблемную ситуацию перед изучением нового материала.
Без
оценочное
начало
урока
способствует
готовности
учащихся
к
включению
в
новые
познавательные
процедуры,
создает
позитивный,
доброжелательный,
благоприятный
эмоциональный фон.
При
изучении
нового
материала
необходимо
использовать
приемы,
способствующие
активизации мысли учеников. Обязательна четкость и простота изложения, наглядность, организую
работу
с
учебником,
использую
опорные
конспекты,
элементы
опережающего
обучения
для
сильных учащихся, привлекаю учащихся для объяснения новой темы в роли учителя, подбираю для
урока упражнения творческого характера. Практика под руководством учителя проводится для
установления обратной связи, для своевременного устранения трудностей в понимании нового
материала.
Контроль усвоения знаний выявляет степень усвоения материала, высвечивает проблемы и
затруднения,
для
этого
использую
дифференцированный
подход,
используя
разно
уровневые
задания,
тесты,
задания
с
кодированными
ответами.
Для
проверки
усвоения
знаний
по
определенным темам использую разгадывание кросснаберов, тем самым используя различные виды
контроля. Кросснабер – это один из видов числовых ребусов, предметом разгадывания являются
математические задачи. Правильность решения задач проверяется в основном тут же самими
учащимися: в случае верных ответов цифры, стоящие при пересечении горизонтали и вертикали,
должны совпадать. Все решения учащиеся выполняют в тетрадях, с тем, чтобы учитель имел
возможность
контролировать
работу.
Числа,
подлежащие
отгадыванию
–
только
целые
положительные. Разгадывание кросснаберов предпочтительнее других видов контроля тем, что в
них присутствуют элементы игры, а это снимает психическое напряжение, которым, как правило,
сопровождается любая проверочная работа. Домашние задания включают обязательные упражнения
и задания по выбору (сложные задания оцениваются отдельно, только положительной оценкой).
Любая педагогическая технология обладает средствами повышения мотивации учащихся, в
некоторых
же
технологиях
эти
средства
составляют
главную
идею
и
основу
эффективности
результатов.
К
ним
можно
отнести
технологии
перспективно-опережающее
обучение
(С.
Н.
Лысенкова),
игровые,
проблемного,
программированного,
раннего
интенсивного
обучения
и
совершенствования обще учебных умений (А.А.Зайцев).
В процессе обучения используются также
элементы игровой технологии на уроках и во
внеклассной работе, на факультативных занятиях. Игра наряду с трудом и учением один из видов
деятельности не только для ребенка, но и для взрослого. В игре воссоздаются условия ситуации,
какой-то вид деятельности, общественный опыт, а в результате совершенствуется самоуправление
своим
поведением.
В
жизни
игровая
деятельность
имеет
разные
функции:
развлекательную
(воодушевить,
побудить
интерес);
коммуникативную;
самореализации;
терапевтическую
(преодоление трудностей);диагностическую (в процессе игры можно познать себя, открыть свои
скрытые
черты);
коррекционную
(измениться
под
влиянием
игровой
практики
правила).
Игра
включает
моменты
соревнования,
приносит
участникам
удовлетворение,
позволяет
самоутвердиться. Место и роль игровой технологии, ее элементов в учебном процессе во многом
зависит от понимания учителем функции игры Результат дидактических игр зависит во-первых от
целенаправленного построения игровых программ ,сочетания их с обычными дидактическими
упражнениями. Дети легко вовлекаются в игровую деятельность, и чем она разнообразнее, тем
интереснее для них. Она может охватывать какую-то часть учебного процесса, объединенного
общим содержанием. В игровую деятельность включаются упражнения, формирующие умение
выделять
основные,
характерные
признаки
предметов,
сравнивать
и
сопоставлять
их,
игры
развивающие умения отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умение владеть
собой,
быстроту
реакции,
логическое
мышление,
смекалку.
Деловые
игры
используются
для
решения
комплексных
задач
усвоения
нового
материала,
развития
творческих
способностей,
формирование обще учебных умений и навыков.
Технология деловых игр состоит из нескольких этапов:
1. Подготовительный. Включает разработку сценария - условия отражения ситуации объекта.
В сценарий вход план деловой игры: учебная цель занятия, характеристика проблемы, объяснение
поставленной цели, план деловой игры, описание ситуации, характеристика действующих лиц.
2.
Ввод
в
игру.
Объявляются
участники,
условия
игры,
эксперты,
главная
цель,
обосновывается обстановка проблемы. Выдается пакет материалов, правил, инструкций.
3. Процесс игры. С ее началом никто не имеет права вмешиваться и изменять ход игры.
Ведущий может корректировать действия участников.
4. Анализ и оценки результатов игры. Выступление экспертов, обмен мнениями, защита
учащимися своих решений и выводов.
В результате учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает допущенные ошибки,
формулирует итог занятий.
Создание
заинтересованного
отношения
к
учению
–
проблема,
проходящая
через
всю
историю школы, не потерявшая актуальность и сегодня.
Известно, как неодинаков бывает уровень знаний и умений учеников, которых учит один и
тот же педагог. Речь идет о нормальных в психическом развитии школьниках. Но они воспринимают
и усваивают одни и те же объяснения учителя, один и тот же материал по–разному, что приводит к
неодинаковым успехам. Наблюдения педагогов и психологов показывают, что результаты учебной
деятельности во многом зависят от того, что побуждает эту деятельность, т.е. зависят от мотивов. От
того, как удается развить мотивацию учения у школьников, вызвать потребность в знаниях, научить
учиться, во многом зависит успешность обучения (А.К.Маркова, Л.И.Божович, А.Н.Леонтьев и др.).
Но прежде чем развивать учебную мотивацию, ее необходимо познать, выявить ее реальный
уровень и возможные перспективы, “зоны ближайшего развития“ у каждого ученика и класса в
целом.
При планировании учебного процесса, учитель должен ориентироваться не на какого–то
абстрактного среднего ученика, а на знания особенностей мотивационной сферы каждого ученика, и
класса в целом. Это постоянный поиск оптимального сочетания методов и приемов работы, которые
дали бы возможность одним ученикам двигаться дальше, самосовершенствоваться и выходить на
более высокий творческий уровень, а другим бы помогли в стабилизации учебного процесса.
Традиционный
подход
к
организации
учебного
процесса
может
обеспечить
достаточно
высокий уровень усвоения знаний, умений и навыков, но он не способствует развитию личности,
раскрытию ее потенциала. Поэтому один из перспективных путей развития и повышения мотивации
учения - в применении нетрадиционных методов и форм организации урока.
В условиях групповой работы осуществляется позитивная зависимость группы учащихся
друг от друга, т.к. члены группы рассматривают успех (неуспех) как результат их коллективной
деятельности.
При
этом
снижается
уровень
тревожности,
усредняется
положительное
(отрицательное) влияние индивидуальных способностей и возможностей на результат деятельности,
таким
образом,
происходит
сдвиг
в
оценке
своей
деятельности
со
способностей
на
усилия,
формируется
чувство
самоуважения.
Групповая
форма
работы
позволяет
активизировать
познавательную деятельность учащихся, продуктивное, творческое усвоение знаний и умений,
создавая положительный эмоциональный фон через активный диалог, анализ проблемных ситуаций,
деловые игры, мозговой штурм. При такой форме работы ученик учится сопоставлять, сравнивать,
наконец,
оспаривать
другие
точки
зрения,
доказывать
свою
правоту.
Умение
сопоставлять
различные
способы
позволит
ученику
не
только
анализировать,
но
и
прогнозировать
свою
деятельность,
что
в
свою
очередь
влияет
на
формирование
самостоятельности,
овладения
способами самообразования. Развитие умений планировать, ставить задачи находится в прямой
зависимости от мотивации.
Работа в паре «ученик - ученик» особенно важна в сфере самоконтроля и самооценки.
Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как
удивительное.
«Удивляй»
Суть этого приема состоит в том, чтобы привлечь интерес к предстоящей работе чем-то необычным,
загадочным, проблемным, побуждая всех учащихся вовлечься в работу с первых минут урока.
«Интеллектуальная разминка»
Начиная урок, поднимаем молча карточку или демонстрируем слайд (рисунок, фигура, символ и т.д.,
с исходными несколькими данными или вовсе без них).
Дети знают, что вопросов не последует, они сами должны придумать задачу или поставить вопрос.
Методическая ценность приема:
- активное включение в работу каждого (дети любят сочинять);
- развитие логического и критического мышления;
- систематизация знаний и умений;
- возможность выбора своей деятельности учащимися (составь «именную» задачу, из той области
знаний, которая тебе понятна и знакома).
Каждый участвует и все решают. Каждый слушает другого ученика и запоминает его опыт, который
ему пригодится в следующий раз. Оценивается оригинальность и продуктивность творческих
усилий. Чем меньше сходство новой задачи с предыдущей, тем интереснее и продуктивнее процесс
познания. А чем больше ученик придумал новых задач, тем результативнее была его деятельность.
Ценность этого приема еще и в том, что умение составлять задачу приводит к умению ее решать.
«Сними информацию»
«Раскодируй»
«Прочитай геометрический рисунок»
«Прочитай график функции»
Варьируются задания, рисунки, схемы, но учащиеся знают, что необходимо увидеть знакомые
фигуры, их элементы, символы, формулы. Установить логические связи между ними, выявить и
изложить
идею,
заложенную
(“закодированную”)
в
этом
рисунке,
графике,
модели.
Иногда
выдвигается своя идея, не менее интересная.
«Объединяй по общему признаку»
«Найди ошибку»
«Найди лишнее и аргументируй»
«Найди недостающий факт для достоверности» и др.
Любая
деятельность
должна
быть
оценена.
Поэтому
еще
одним
из
важных
условий
формирования и развития внутренних мотивов учения является оценка деятельности школьников,
которая отражала бы не только уровень знаний, но и степень прилагаемых усилий.
Существующая пятибалльная шкала оценивает объем и глубину усвоения знаний, умений и
навыков,
т.е.
результат,
и
не
оценивает
личностный
рост
ученика.
Очень
важно,
чтобы
долговременные цели поддерживались тщательно подобранной последовательной серией подцелей
с ясными для достижения учащимися критериями. При этом оценка деятельности учащихся должна
быть адекватной самооценке самого ученика, отражать степень прилагаемых усилий, определяться
сравнением
настоящего
уровня
достижения
с
прежними
успехами.
Достижения
учащихся
независимы друг от друга, у каждого своя точка отсчета, свой старт, темп и цель.
Заключение
Применение
элементов
игровой
технологии,
позволяет
учащимся
проявить
свои
способности, делает процесс обучения интересным и занимательным, создает учащихся бодрое
рабочее
настроение,
облегчает
преодоление
трудностей,
поддерживает
и
усиливает
интерес
к
предмету. Для повышения мотивации учащихся на
уроках используются
приемы проблемного
обучения, разрабатываю сценарии деловых игр, новые приемы решения общепризнанных способов
решения заданий.
С целью формирования положительной мотивации, связанной с социально-
ценной
деятельностью
познавательной,
трудовой,
развивающей
использую
в
своей
работе
эмоциональное
стимулирование.
Также
необходимо
создавать
ситуации
напряжения,
чтобы
стимулировать учащихся, вызвать позитивную мотивацию, целеустремленность, интерес и волю.
Это направление к самоутверждению и самореализации личности в образовательном процессе
становится трудными, но необходимыми составляющими жизнедеятельности.