Напоминание

Влияние скрипичного репертуара на развитие музыкального вкуса учащегося.


Автор: Ганюшкин Николай Николаевич
Должность: преподаватель по классу скрипка
Учебное заведение: МБУ ДО МО Плавский район "Плавская ДМШ"
Населённый пункт: город Плавск, Тульской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Влияние скрипичного репертуара на развитие музыкального вкуса учащегося.
Раздел: дополнительное образование





Назад




“Влияние скрипичного репертуара на развитие музыкального вкуса

учащихся”

Самые

настоящие муки педагогического творчества представляет

иногда

выбор

репертуара

для

ученика.

Всем

известные

принципы

последовательности

и

постепенности,

соответствия

репертуара

техническому и творческому уровню ученика! – не помогают, когда из массы

прекрасной

и

самой

полезной

для

изучения

музыки

нужно

выбрать

самое

соответствующее всем задачам настоящего момента произведения

Каждому

педагогу

известны

сомнения,

когда

не

знаешь,

то

ли

блеснуть

испытанными,

уже

готовыми

качествами

ученика,

то

ли

попробовать

его

в

чём-то

новом,

а

может

быть,

идти

по

тропе

востребованного

конкурсного

репертуара?

Сомнения

эти

осложняются

многими

обстоятельствами:

сроками,

определёнными

для

подготовки

программы,

сочетанием

концертных

выступлений

с

выполнением

учебного

плана, возникновением необходимости незапланированных ранее выступлений и

т.д.

Безусловной трудностью является также возникающая проблема

повторения названий, когда одно и тоже произведение беспрестанно звучит

из

концерта

в

концерт,

заставляя

делать

выбор

в

пользу

менее

востребованных

и

иногда

менее

ярких

произведений.

Подобная

участь

постигает

такие

необходимые

для

скрипача

произведения,

которые

необходимо просто знать, это необходимое профессиональное требование.

Особые сложности возникают в подборе репертуара для учеников

со

скромными

исполнительскими

возможностями,

основанными

на

ограниченных

музыкальных

данных.

Их

желание

играть

музыку,

которую

играют сильные ученики велико. Но не владение самооценкой,

неумение, а

порой

нежелание

доверять

педагогу

создают

внутреннее,

ничем

не

обнаруживаемое ощущение определённой неполноценности.

Эти и многие

другие проблемы требуют от современного педагога порой очень глубоких

знаний детской и возрастной психологии, интуиции, долгих размышлений и

просто человеческого отношения.

К

разряду

репертуарных

трудностей

относится

также

поиск

нотного

материала.

Здесь

обнаруживаются

градации

от

невозможности

найти нужное нотное издание до объективной ограниченности любого знания.

Каждый

из

нас

сталкивался

с

определёнными

трудностями.

Опытные

педагоги

ведут

списки

услышанных

когда-либо

сочинений,

тщательно

записывают программы “своих и чужих” учеников, не довольствуясь лишь

типовыми программами.

Современные

средства

общения

дают

возможность

педагогам

обмениваться

репертуарными

списками,

пополняя

запасы

своих

знаний.

Большим

интересом

пользуется

обмен

опытом

между

педагогами,

когда

выносится на обсуждение репертуар, пройденный конкретным учеником, уже

зарекомендовавшим себя в старших классах.

Особенно

сложно

даются

первые

годы

педагогической

работы,

когда нет ещё своего опыта, накатанного педагогического репертуара, своей

последовательности

изучения

произведений,

проверенной

собственным

педагогическим

опытом.

Но

чем

опытнее

педагог,

тем

с

меньшей

уверенностью даст рецепт мастерства. Всё чаще приходится слышать: “С

каждым учеником будет всё по- новому”.

Обучение

игре

на

скрипке

это,

прежде

всего

процесс

последовательного изучения музыкальных произведений, а не просто усвоение

инструментальных навыков, о чём иногда, забывают неопытные педагоги.

Поэтому именно репертуарный план является основной педагогической линией

педагога-скрипача и справедливо остаётся наболевшим вопросом.

От

нас,

педагогов

зависит

воспитание

хорошего

репертуарного

вкуса, правильной оценки сложности исполняемого произведения. Каждому из

нас

не

раз

приходилось

объяснять

ученикам

некоторые

противоречия,

связанные

с

особенностями

репертуара.

Одна

из

примеров

такого

противоречия

является

исполнение

старинных

сонат

и

произведений

классического

стиля,

которые

обладают

очень

высокой

исполнительской

сложностью,

оценить

которую

может

лишь

ученик

с

развитой

профессиональной требовательностью.

Аналогичная история со скрипичными произведениями И.С. Баха.

Два

его

концерта

(ля

минор

и

ми

мажор)

прочно

вошли

в

репертуар

музыкальных

школ.

А

ведь

эти

отнюдь

не

школьные

сочинения

украсили

репертуар

не

только

вузовского

студента,

но

и

любого

концертного

исполнителя! Путаница в критериях лёгкого и сложного нередко приводит к

тому, что в школьный репертуар скрипача попадают такие сочинения как

“Русская песня” Стравинского, требующая настоящего интерпретаторского

мастерства.

‘’Сюита

в

старинном

стиле’’

Шнитке,

не

мыслимая

без

стилистической двупланности. “Маленький венский марш” Крейслера, с его

множеством темброво-образных деталей. ‘’Романс’’ Бетховена, наполненный

совсем не детской философской глубиной.

Не

меньшее

раздражение

вызывает

обращение

педагога

к

использованию в учебном репертуаре пьес ‘’бисового характера’’. Не являясь

полезным в инструментальном отношении, изобилуя различными эффектами

чисто

сценического

плана,

приобретая

вид

бриллианта

только

в

руках

подлинного мастера, такие пьесы оказываются нужными только слушателю

и, как правило, не соответствуют возрастным художественным требованиям

ученика.

Наблюдаемое

в

наши

дни

обновление

концертного

репертуара

выдвигает

перед

педагогом

сложные

задачи.

Насущной

потребностью

становится

поиск

целесообразных

методических

приёмов,

выработка

системы упражнений, учитывающих особенности современного музыкального

языка.

Важное

значение

приобретает

тщательный

отбор

и

внедрение

в

педагогическую

практику

сочинений,

которые

могут

эффективно

способствовать

художественно-образному

усвоению

новых

средств

выразительности.

Музыкальный

язык

нашего

времени,

как

известно,

значительно

отличается

от

классического

мелодикой,

метроритмом,

гармонической

и

полифонической

фактурой.

Приступая

к

изучению

новых

произведений

с

учащимся, педагог должен хорошо понимать их стилистические особенности,

уметь разобраться в специфике языка и фактуры.

Наличие

чувства

стиля

предполагает,

во

-

первых,

знание

объективных

исторических

условий,

при

которых

создавалось

данное

произведение;

во-

вторых,

желание

интерпретировать

его,

исходя

из

психологических

предпосылок,

порождённых

этими

условиями;

в

третьих,

владение необходимыми техническими средствами. Ученик старшего класса,

поставивший себе целью выразить своё понимание музыки должен постичь

сущность самых разных художественных направлений и уметь передавать их

характерные особенности.

Цель педагога воспитать новое поколение скрипачей, использую, во

благо опыт современных и предшествующих поколений лишь тогда могут

быть

восприняты

учеником

без

оговорок,

если

будет

показано

их

соответствие всем требованиям времени. Усвоенные нами правила лишь

тогда могут быть восприняты учеником без оговорок, если будет показано их

соответствие современным понятиям художественного исполнения.

Многих ошибок

удалось бы

избежать, если бы каждый педагог

начинал решение задачи выбора репертуара именно с постановки этой самой

задачи, чёткого определения основной цели и средства к её достижению. Что

именно

необходимо

ученику

на

данном

этапе

его

развития,

и

какое

произведение наилучшим образом позволит добиться необходимого результата

– вот основной вопрос репертуарной тактики.

Достаточно распространённой ошибкой является “привязывание”

исполнения

произведения

к

определённому

классу

или

году

обучения.

Необходимо

учитывать,

что

распределение

по

классам

принято

в

методических

разработках

типовых

программ,

весьма

условное

и

примерное. Руководит темпами репертуара естественное развитие ученика,

которое нежелательно искусственным способом ни торопить, ни тормозить.

Немало

вреда

наносит

своеобразная

гонка

за

лидером.

Провоцируемая

чаще

всего

родителями

ученика,

эта

ситуация

наносит

большой

ущерб

педагогическому

процессу

и

иногда

имеет

непоправимые

последствия. Программа завышенной сложности (если только она не является

заранее запланированным, оправданным предыдущим развитием качественным

скачком) может в итоге стать не только психологической травмой, но и

привести

к

профессиональным

заболеванием

рук.

В

исполнении

каждого

произведения полезно помочь ученику избрать определённый исполнительский

идеал, к которому и нужно стремиться.

Чтобы донести до слушателя красоту и смысл произведения, ученик

должен,

прежде

всего,

обладать

определёнными

музыкально-

исполнительскими качествами. Он должен также в совершенстве владеть

техникой игры на своём инструменте и. кроме того, представлять собой

личность.

Как

неписаный

закон

существует

среди

педагогов

скрипачей

убеждение, что любую достаточно ответственную программу (на конкурсах,

на выпускной экзамен, на открытый концерт) нужно просто выстрадать.

Л. Ауэр обращал внимание на такие критерии качества репертуара.

Прежде

всего,

это

индивидуальность,

соответствие

по

технике

и

по

темпераменту;

широкий

размах.

Законченный

скрипач

должен

обладать

широким музыкальным кругозором; он должен чувствовать себя, как дома, во

всех школах и знать репертуар каждой из них.

Признаком зрелости скрипача Ауэр считал способность изучать и

исследовать свой музыкальный и технический багаж, свои склонности, свой

темперамент,

и

в

выборе

пьес

руководствоваться

взвешиванием

этих

факторов и распознаванием своих возможностей и способностей. Если мы

имеем дело со скрипачом в истинном смысле этого слова, весь вопрос о

репертуаре

будет

постепенно

разрешаться

сам

собою,

ибо,

не

говоря

о

признанных

великих

произведениях,

которые

он

должен

изучать,

знать

и

исполнять, его репертуар будет состоять из таких произведений, которые он

лучше чувствует и передаёт.

Одним

из

важнейших

разделов

в

работе

специального

класса

является изучение художественного репертуара. Педагог должен исходить из

основных принципов при выборе репертуара.

1.

Доступность,

как

в

техническом

отношении,

так

и

по

содержанию.

2.

Репертуар

должен

способствовать

развитию

творческого

воображения ученика.

3.

Учёт количества и уровня технической подготовки учащегося.

4.

Принцип

изучения

музыкального

репертуара

«от

простого

к

сложному».

5.

Принцип разнообразия пьес в репертуаре учащегося.

6.

Выбор

репертуара

с

перспективой

дальнейших

концертных

выступлений.

В

работе

над

музыкальным

произведением

необходимо,

прежде

всего,

обратить

внимание

на

раскрытие

его

идейно-

художественного содержания, соответствовать индивидуальным данным

и уровню продвинутости учащегося и вызывать живейший интерес к их

осмысливанию и исполнению.

В продолжение всех лет обучения большое внимание должно быть

уделено

развитию

у

учащегося

навыков

самостоятельного,

осмысленного

разбора произведений.

В

целях

стимулирования

и

развития

творческой

инициативы

учащемуся

полезно

(особенно

в

старших

классах)

самостоятельно

проработать

дома

какое-либо

художественное

или

инструктивное

произведение и затем показать в классе результат своей работы.

Приходя в музыкальную школу, ребёнок попадает в мир музыки.

Педагог должен быть чутким и умелым его проводником. Он должен не только

научить ребёнка играть на скрипке, развить его слух, но и привить умение

слушать

и

понимать

музыку,

раскрывать

художественные

образы

тех

небольших пьес, которые он исполняет на начальном этапе обучения.

В

младших

классах

надо

подбирать

такой

репертуар

для

прослушивания, который помогает понять ребёнку, что с помощью звуков

можно рассказать сказку. В старших же классах надо познакомить учащегося

с

музыкой,

передающей

разные

душевные

состояния:

радость,

грусть,

возбуждение.

По мере приобретения навыков в овладении инструментом можно

давать ученику различные по характеру пьесы с использованием динамических

оттенков. Для того, чтобы он не просто проигрывал эти произведения, а

старался

их

выразительно

исполнить,

следует

привлечь

его

фантазию:

попросить придумать сказку или историю к разучиваемой пьесе, нарисовать

картинку. Это поможет найти ему соответствующее настроение, выразить

его в музыке. Изучая и осваивая новые выразительные средства, ученик будет

подчинять их своему воображению, художественному замыслу, пусть пока ещё

простому,

переходя

незаметно

от

конкретного

музыкального

мышления

к

обобщённому.

Окружающая

среда

будет

обогащать

его

новыми

впечатлениями, что найдёт отражение и в исполнительстве.

С

первых

уроков

педагогу

необходимо

развивать

хороший

вкус

ученика,

приучая

его

слушать

музыку.

Полезно

проводить

обсуждения

репертуара, исполняемого на концертах. Привлекать ученика к участию в

обсуждении исполняемых произведений.

На

первых

уроках

педагогу

принадлежит

руководящая

роль

в

вопросах

стиля,

трактовки

и.т.д.,

но

необходимо

особенно

внимательно

прислушиваться и «ловить» малейшие проблески индивидуального творчества

в исполнении ученика.

Если

на

начальном

этапе

обучения

преобладает

образно

эмоциональное восприятие музыки, то постепенно всё большую роль начинает

приобретать сознательный элемент в отношении к ней. В начале обучения

приходится объяснять, как содержание произведения, так и все детали его

исполнения, а в работе с учащимися в средних и старших классах ставит

перед педагогом новые задачи, которые должны способствовать развитию их

художественного мышления.

Большое

значение

имеет

выбор

произведения.

Чтобы

облегчить

процесс

его

изучения,

необходимо

подобрать

вспомогательный

материал.

Полезным

бывает

выучить

параллельно

с

изучаемым

произведением

более

лёгкое, похожее по стилю и характеру. Ученик должен сам в этом случае

проанализировать

встречающиеся

трудности,

требующие

дополнительной

тренировки.

При изучении произведения необходимо, не теряя из виду общий

художественный план, условно разбить текст на части, выявив в каждой из

них особенности структуры, фразировки, технические трудности, определив

их

роль

в

общем

плане

произведения.

Работая

над

одной,

определённой

частью, нельзя забывать о связи её с предыдущей частью, терять из виду

общую художественную цель.

При

разучивании

произведения

стоит

обратить

внимание

на

средства выразительности в соответствии с содержанием и характером

музыки и их умелое применение. Здесь особое внимание должно быть уделено

качеству

звучания,

выразительности

пения

на

инструменте.

Воспитанию

сочного,

гибкого

динамически

разнообразного

звука

один

из

главных

моментов в развитии художественного мышления ученика. Следует научить

ученика разбираться в форме и содержании, определять черты, характерные

для

творчества

того

или

иного

композитора,

стиля,

эпохи.

Умение

теоретически разобраться в репертуаре, исполняемом учеником, во многом

обеспечивает

сознательную,

подлинную

творческую

работу

в

специальном

классе и успешное выступление на эстраде.

Выбор репертуара является одной из тех сложных педагогических

проблем, о которых можно сказать словами замечательного скрипача И.С.

Безродного: “я предпочёл бы спрашивать о них, надеясь на то, что отвечать

будут более мудрые люди’’.



В раздел образования