Автор: Павлинская Наталья Федоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 434 "Родничок"
Населённый пункт: город Нижний Новгород, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: Конспект НОД по развитию речи в старшей группе
Раздел: дошкольное образование
Павлинская Наталья Федоровна
Воспитатель МБДОУ
«Детский сад «Родничок»
город Нижний Новгород
Конспект НОД по развитию речи с использованием графических схем
Пересказ сказки А. Суконцева
«Как ёжик шубу менял»
Цель: Обучение связанному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в
виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Задачи: Учить целостно и эмоционально воспринимать произведение.
Закреплять умение определять жанр произведения.
Развивать умение выстраивать сюжет по схеме.
Формировать связную речь, мышление, память.
Активизация словаря: Юркнул.
Материал для занятия: Картинка( игрушка) ёжа, магнитная доска, схема,
соответствующая сюжету.
Ход НОД.
Воспитатель. « Друг на друга посмотрели
Крепко за руки взялись
Вправо- влево повернулись
И друг другу улыбнулись»
-Вы любите путешествовать? Тогда я приглашаю вас в страну, где живут литературные
герои. Чтобы там оказаться, нужно произнести волшебные слова.
Итак, закрываем глаза и повторяем – « алахай-малахай, абра- кадабра».
Кто это здесь прячется? Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, кто это.
- Шуба -иголки
Свернется -колкий,
Рукой не возьмёшь
Кто это?
Давайте посмотрим. И, правда, ёж.
Ребята, а зачем ежу иголки?
Ответы детей . Защита от врагов.
В. Какие еще бывают иголки?
Дети. На ветках хвойных деревьев, иголка для шитья, иголки на кустах шиповника, у
кактусов.
А как вы думаете, бывают ли ежи без иголок?
Я знаю одну историю о ёжике, у которого не было иголок. Хотите и вы узнать её? Тогда
давайте присядем на стульчики, устроимся поудобнее и будем внимательно слушать.
Чтение сказки .
В. - Ну как, понравилась вам история?
Что вам запомнилось больше всего?
Ребята, а как вы думаете, это рассказ, сказка или стихотворение?
( сказка, т.к герои –животные разговаривают, происходит сказочное превращение).
Как бы вы назвали эту сказку?
Автор А. Сухонцев дал ей название « Как ёжик шубу менял»
Подходит это название, как вы думаете?
Что делает ёжик зимой?( спит)
Напомните, что забыл ёжик сделать в этой сказке? ( подготовиться к зиме)
Кого ёжик встретил первого в лесу? (зайца)
Какая шубка была у зайца? (пушистая, белоснежная,)
О чем говорили заяц и ёж?
О чём говорили ёж и дрозд?
Понравилась ежу новая шубка?
Какая она была? ( мягкая, пушистая, теплая)
Что случилось с ежом, когда он сменил свою шубку на заячью?
Как ежу удалось убежать от лисы? ( юркнул в норку)
Что значит « юркнул»? ( быстро )
Почему ёж решил вернуть свою шубку?
Какая она, как об этом сказано в сказке? ( надежная, в ней он никого не боится).
Ребята, я сейчас ещё раз прочитаю сказку, а помощником мне в этом буде схема. Слушайте
и смотрите внимательно.
Чтение повторное.
Физкультминутка.
Ёжик топал по тропинке
И грибочек нес на спинке.
Ёжик топал не спеша
Тихо листьями шурша.
А навстречу скачет зайка
Длинноухий попрыгайка,
В огороде чьём-то ловко
Раздобыл косой морковку.
Ребята, кто из вас хочет пересказать сказку, которую я вам прочитала?
Помощником вам в этом станет схема. ( пересказ детей по цепочке 2-3 ребёнка).
Пересказ сказки детьми.
В. Молодцы. А сейчас нам пора возвращаться в д/сад. Закрываем глаза , говорим
волшебные слова « алахай-малахай, абра-кадабра»
Вот мы и в д/саду. Где мы побывали ?
С какой сказкой познакомились?
Чем вы пользовались, когда рассказывали сказку? (схемой)
Сегодня вы можете своему брату, сестре или родителям её рассказать.