Напоминание

"Проблема формирования управленческой культуры у будущего руководителя ДОУ"


Автор: Прокудина Светлана Олеговна
Должность: магистрант
Учебное заведение: БГУ им.ак. И.Г.Петровского
Населённый пункт: г.Брянск
Наименование материала: статья
Тема: "Проблема формирования управленческой культуры у будущего руководителя ДОУ"
Раздел: высшее образование





Назад




В

педагогической

и

психологической

литературе

рассматриваются

разные

направления

управленческой

культуры

в

сфере

образования.

Разработкой

этого

вопроса

занимались

Ю.К.Бабанский,

Ю.В.Васильев,

М.И.Кондаков,

Ю.А.Конаржевский,

М.М.Поташник,

М.Н.Скаткин,

Т.И.Шамова, К.Ю. Белая, И.Я. Вазина, Ю.А. Конаржевский, Ф.Н. Клюев,

Л.М. Кустов, Е.П. Тонконогая, П.И. Третьяков, С.В. Шутюк, Л.И. Фалюшина

и

другие.

Вопросами

формирования

управленческой

культуры

у

руководителей

нового

типа

занимаются В.Г.

Афанасьев,

Л.П.

Буева,

В.В.Карпичев, А.Г.Киселев, Ю.Г.Красовский, И.Д.Ладанов, Н.П.Лукашевич,

A.M.Смолкин. Совершенствованию управленческих навыков руководителя

образовательного учреждения, в том числе и дошкольного образовательного

учреждения,

посвящены

работы

Н.С.Анциперовой,

О.Ю.Бараевой,

Л.Бондаренко,

Л.К.

Гребенкиной,

В.И.Зверевой,

М.Л.Левицкого,

Э.В.Литвиненко, Н.Н.Лященко, Л.В.Поздняк и Т.Н.Шевченко.

Управление

ДОУ

в

современных

условиях

имеет

свои

особенности,

которые отражены в исследованиях: Ю. К. Бабанского, Е. В. Давыткиной, В.

А. Караковского, Р. Л. Кричевского, А. Н. Морозовой, О. В. Никифоровой, А.

Н. Нурмухамедовой, В. Б. Ольшанского, Л. В. Поздняк, М. М. Поташника, С.

В. Савиной, В. А. Сластенина, И. В. Тимофеевой, Р. Х. Шакурова и др.

По мнению ряда авторов, требования, предъявляемые к современному

руководителю дошкольного образовательного учреждения, в том числе к его

уровню

управленческой

культуры,

обусловлены

тенденциями

в

развитии

дошкольного

образования,

социально-экономическими,

социокультурными

изменениями, а также новыми представлениями об источниках и механизмах

развития

детей

дошкольного

возраста,

предполагающих

иную

профессионально-педагогическую позицию руководителя.

В ходе изучения монографий и научных статей по данной проблеме нами

было

выявлено,

что

актуальность

данной

темы

состоит

в

том, что

на

сегодняшний день, общество требует подготовки нового типа руководителей

образовательных учреждении. Не осталась в стороне и система дошкольного

образования,

совершенствование

и

увеличение

количества

дошкольных

образовательных учреждении повлекла за собой необходимость подготовки

современных

руководителей,

которые

будут

обладать

знаниями

управленческой

деятельности

и решать

задачи,

соответствующие

уровню

современного образования.

Вместе

с

тем,

подготовка

руководителя

ДОО,

обладающего

управленческой культурой, на данный момент является важной задачей для

системы образования. Будущему руководителю в своей деятельности важно

обладать

не

только

общими,

но

и

специальными навыками,

умениями в

управленческой

деятельности,

поскольку

от

эффективности

управления

зависит качество и результативность деятельности современного ДОУ.[6,80]

В

качестве основных

показателей

сформированности управленческой

культуры у современного руководителя дошкольного учреждения мною были

выделены следующие:

- уровень мотивации у руководителей к управленческой деятельности в

ДОУ (мотивы достижения и негативные мотивы),

-

уровень

сформированных

знаний

и

способов

достижения

поставленных

целей

(целеустремленность,

активность,

инициативность,

организованность),

-

уровень

сформированности

профессионально

важных

качеств

и

свойств личности (профессиональная компетентность, коммуникабельность,

креативность, стрессоустойчивость).

И сход я

и з

э то го ,

с од е р жа н и е

у п р а вл е н ч е с ко й

к ул ьт у р ы

многокомпонентное и включает в себя следующее:

1.

Аксиологический компонент управленческой культуры включает в

себя

совокупность

педагогических

и

управленческих

ценностей,

которые

играют

важную

роль

в

управлении

современным

ДОУ.

В

процессе

управленческой

деятельности

современный

руководитель

ДОУ

усваивает

новые теории и концепции управления, овладевает умениями и навыками.

2.

Технологический

компонент управленческой

культуры

уточняет

способы

и

приемы

управления

педагогическим

процессом.

Технология

управления

ДОУ

предполагает

решение

руководителя

образовательного

учреждения специфических педагогических задач на основе имеющихся у

него знаний в области педагогического анализа и планирования, организации,

контроля и регулирования педагогического процесса.

3.

Личностно-творческий

компонент управленческой

культуры

представляет

собой

управление

педагогическим

процессом

на

основе

творческого

подхода.

Осваивая

технологии

управления,

руководитель

преобразовывает,

интерпретирует

их,

что

определяется

как

личностными

особенностями руководителя, так и особенностями объекта управления. В

основе управленческой деятельности руководитель ДОУ реализует себя как

личность, организатор и воспитатель.

Следовательно,

формирование

управленческой

культуры

у

будущих

руководителей ДОУ реализуется по следующим этапам:

Этап

мотивации

осознание

значимости

и

ценности

формирования

управленческой

культуры

как

неотъемлемого

качества

личности

профессионала;

Этап

целеполагания

выделение

главных

проблем

в

контексте

управленческой культуры руководителя и перевод их в цель по освоению

компонентов

управленческой

культуры

(аксиологического,

личностно-

творческого,технологического);

Технологический этап – определение методов и приемов формирования

управленческой культуры, включить руководителей в разработку проектов и

программ, решение ситуативно-управленческих задач.

Исходя

из

всего

вышесказанного,

нами

был

разработан

комплекс

педагогических условий для повышения уровня управленческой культуры у

будущих руководителей:

1.

Разработать ряд семинаров, консультации с целью

формирования

знаний,

умений

и

навыков

в

с ф ере

управленческой

деятельности

руководителя

дошкольного

образовательного учреждения.

2.

Создать насыщенную профессиональную

среду с

использованием информационно-технологических ресурсов для

обеспечения

актуальной,

полной,

достоверной

и

регулярно

обновляемой информацией.

3.

Разработать

комплекс

ситуативно-управленческих

задач,

которые

могут

возникнуть

в

управленче ской

деятельности. Для того, чтобы отработать умение определять

цель,

проблему,

средства

для

ее

устранения.

Это

позволит

каждому

руководителю

непрерывно

осознавать

опыт

своей

управленческой деятельности и соотнести его с современными

образовательными тенденциями.

4.

Разработать

ряд

рекомендаций

для

молодых

руководителей по формированию показателей управленческой

культуры,

необходимых

для

успешной

управленческой

деятельности.

Таким

образом,

проблема формирования

управленческой

культуры

у

будущего

руководителя

дошкольного

образовательного

учреждения

на

сегодняшний

день

не

достаточно

изучена

и

является

актуальной

в

современном

обществе.

Важной

задачей

которого

является

создание

современного

руководителя,

уровень

подготовки

которого

будет

соответствовать тенденциям и уровню развития современного общества. В

данной

статье

мною

выделены

основные

показатели

сформированности

управленческой

культуры

для

определения

уровня

подготовки

будущего

руководителя.

Описаны

компоненты

(составляющие)

управленческой

культуры

и

ее

этапы. Разработан

комплекс

педагогических

условий

для

повышения уровня управленческой культуры у будущих руководителей.



В раздел образования