Напоминание

"Рекомендации по использованию эффективных методов, приёмов, средств, которые может использовать воспитатель для развития мотивации к ФЭМП"


Автор: Ванарх Екатерина Виональевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №17 "Белочка"
Населённый пункт: город Сургут, Тюменская область, ХМАО-Югра
Наименование материала: Консультационный материал для педагогов
Тема: "Рекомендации по использованию эффективных методов, приёмов, средств, которые может использовать воспитатель для развития мотивации к ФЭМП"
Раздел: дошкольное образование





Назад




1

Консультация для педагогов

«Рекомендации по использованию эффективных методов, приёмов,

средств, которые может использовать воспитатель для развития мотивации к

ФЭМП»

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того,

насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во

многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет

математика.

Ее

изучение

способствует

развитию

памяти,

речи,

воображения,

эмоций;

формирует

настойчивость,

терпение,

творческий

потенциал

личности.

Основная цель занятий математикой - дать ребенку ощущение уверенности в своих

силах,

основанное

на

том,

что

мир

упорядочен

и

потому

постижим,

а,

следовательно, предсказуем для человека.

В процессе формирования элементарных математических представлений у

дошкольников педагог использует разнообразные методы обучения: практические,

наглядные, словесные, игровые.

При

выборе

метода

учитывается

ряд

факторов:

программные

задачи,

решаемые

на

данном

этапе,

возрастные

и

индивидуальные

особенности детей,

наличие необходимых дидактических средств и т. д. В формировании элементарных

математических представлений ведущим является практический метод. Суть его

заключается

в

организации

практической

деятельности детей,

направленной

на

усвоение

строго

определенных

способов

действий

с

предметами

или

их

заменителями (изображениями, графическими рисунками, моделями и т. д.).

Характерные

особенности

практического

метода

при

формировании

элементарных математических представлений:

- выполнение разнообразных практических действий;

- широкое использование дидактического материала;

-

возникновение

представлений

как

результата

практических

действий

с

дидактическим материалом;

- выработка навыков счета, измерение и вычисления в самой элементарной

форме;

-

широкое

использование

сформированных

представлений

и

освоенных

действий в быту, игре, труде, т. е. в разнообразных видах деятельности.

Игровые элементы включаются в упражнения во всех возрастных группах: в

младших

- в

виде сюрпризного

момента,

имитационных движений,

сказочного

персонажа и т. д.; в старших они приобретают характер поиска, соревнования.

С возрастом детей упражнения усложняются: они состоят из большего числа

звеньев, учебно - познавательное содержание в них не маскируется практической

или игровой задачей, во многих случаях для их выполнения требуются действия по

представлению, проявление смекалки, сообразительности. Так, в младшей группе

воспитатель предлагает детям взять морковки и угостить каждого зайца; в старшей -

определить

количество

кругов

на

карточке,

вывешенной

на

доске,

найти

в

групповой комнате такое же количество предметов, доказать равенство кругов на

карточке и группы предметов. Если в первом случае упражнение состоит из условно

выделенного одного звена, то во втором - из трех.

2

При

формировании

элементарных

математических

представлений

игра

выступает как самостоятельный метод обучения. Но ее можно отнести и к группе

практических

методов,

имея

в

виду

особую

значимость

разного

вида

игр

в

овладении разными практическими действиями, такими, как составление целого из

частей,

рядов

фигур, счет,

наложение

и

приложение,

группировка,

обобщение,

сравнение и др.

Наиболее широко используются дидактические игры. Благодаря обучающей

задаче, облеченной в игровую форму (игровой замысел), игровым действиям и

правилам

ребенок

непреднамеренно

усваивает

определенное

познавательное

содержание.

Все

виды

дидактических

игр

(предметные,

настольно-печатные,

словесные)

являются

эффективным

средством

и

методом

формирования

элементарных

математических

представлений.

Предметные

и

словесные

игры

проводятся на занятиях по математике и вне их. Настольно - печатные, как правило,

в свободное от занятий время. Все они выполняют основные функции обучения:

образовательную,

воспитательную

и

развивающую.

Существуют

дидактические

игры по формированию количественных представлений, представлений о величине,

форме, фигурах, пространстве, времени. Таким образом, весьма перспективным

является представить каждый раздел программы по «математике» в детском саду

системой

дидактических

игр,

служащих

для

упражнения

детей

в

применении

знаний.

Игра

как

метод

обучения

и

формирования

элементарных математических

представлений

предполагает

использование

на

занятиях

отдельных

элементов

разных видов игр (сюжетной, подвижной и т. д.), игровых приемов (сюрпризный

момент, соревнование, поиск и т. д.) В настоящее время разработана система так

называемых обучающих игр.

Все дидактические игры по формированию элементарных математических

представлений разделены на несколько групп:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествие во времени

3. Игры на ориентировки в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

Приемы

формирования

математических

представлений.

В

детском

саду

широко

используются

приемы,

относящиеся

к

наглядным,

словесным

и

практическим методам и применяемые в тесном единстве друг с другом:

1. Показ (демонстрация) способа действия в сочетании с объяснением или

образец

воспитателя.

Это

основной

прием

обучения,

он

носит

наглядно

-

практически-действенный характер, выполняется с привлечением разнообразных

дидактических средств, дает возможность формировать навыки и умения у детей. К

нему предъявляются следующие требования:

- четкость, расчлененность показа способов действия;

- согласованность действий со словесными пояснениями;

- точность, краткость и выразительность речи, сопровождающей показ;

- активизация восприятия, мышления и речи детей.

3

2. Инструкция для выполнения самостоятельных упражнений. Этот прием

связан с показом воспитателем способов действия и вытекает из него. В инструкции

отражается, что и как надо делать, чтобы получить необходимый результат. В

старших группах инструкция дается полностью до начала выполнения задания, в

младших - предваряет каждое новое действие.

3. Пояснения, разъяснения, указания. Эти словесные приемы используются

воспитателем при демонстрации способа действия или в холе выполнения детьми

задания с целью предупреждения ошибок, преодоления затруднений и т. д. Они

должны быть конкретными, короткими и образными.

Показ

уместен

во

всех

возрастных

группах

при

ознакомлении

с

новыми

действиями

(приложение,

измерение),

но

при

этом

необходима

активизация

умственной

деятельности,

исключающая

прямое

подражание.

В

ходе

освоения

нового действия, формирования умения считать, измерять, желательно избегать

повторного показа. Освоение действия и совершенствование его осуществляется

под влиянием словесных приемов: пояснения, указания, вопросов. Одновременно

идет освоение речевого выражения способа действия.

4. Один из основных приемов формирования элементарных математических

представлений во всех возрастных группах - вопросы к детям. В педагогике принята

следующая классификация вопросов:

- репродуктивно - мнемонические (Сколько? Что это такое? Как называется

эта фигура? Чем отличается квадрат от треугольника?);

- репродуктивно - познавательные (Сколько будет на полке кубиков, если я

поставлю еще один? Какое число больше (меньше): девять или семь?);

- продуктивно - познавательные (Что надо сделать, чтобы кружков стало по

9? Как разделить полоску на равные части?)

Вопросы

активизируют

восприятие,

память,

мышление,

речь

детей,

обеспечивают осмысление и усвоение материала. При формировании элементарных

математических представлений наиболее значима серия вопросов: от более простых,

направленных на описание конкретных признаков, свойств предмета, результатов

практических

действий,

т.

е

констатирующих,

к

более

сложным,

требующим

установления

связей,

отношений,

зависимостей,

их

обоснования

и

объяснения,

использования

простейших доказательств.

Чаше

всего

такие

вопросы

задаются

после демонстрации воспитателем образца или выполнения упражнений детьми.

Например, после того как дети разделили бумажный прямоугольник на две равные

части, педагог спрашивает: «Что ты сделал? Как называются эти части? Почему

каждую из этих двух частей можно назвать половиной? Какой формы получились

части? Как доказать, что получились квадраты? Что надо сделать, чтобы разделить

прямоугольник на четыре равные части?».

Разные

по

характеру

вопросы

вызывают

различный

тип

познавательной

деятельности,

от

репродуктивной,

воспроизводящей

изученный

материал,

до

продуктивной, направленной на решение проблемных задач.

Основные требования к вопросам как методическому приему:

- точность, конкретность, лаконизм;

- логическая последовательность;

4

- разнообразие формулировок, т. е. об одном и том же следует спрашивать по-

разному;

-

оптимальное соотношение

репродуктивных

и

продуктивных

вопросов

в

зависимости от возраста детей и изучаемого материала;

-

вопросы

должны

развивать

мышление

ребенка,

заставлять

задуматься,

выделить требуемое, провести анализ, сравнение, сопоставление, обобщение;

-

количество

вопросов

должно

быть

небольшим,

но

достаточным,

чтобы

достичь поставленную дидактическую цель;

- следует избегать подсказывающих и альтернативных вопросов.

Воспитатель обычно задает вопрос всей группе, а отвечает на него вызванный

ребенок. В отдельных случаях возможны хоровые ответы, особенно в младших

группах. Детям необходимо дать возможность обдумать ответ.

Старших

дошкольников

следует

учить

формулировать

вопросы

самостоятельно.

В

конкретной

ситуации,

используя

дидактический

материал,

воспитатель предлагает детям спросить о количестве предметов, их порядковом

месте, о размере, форме, способе измерения и т. д. Педагог учит задавать вопросы

по

результатам

непосредственного

сравнения:

«Коля

сравнил

квадрат

и

прямоугольник.

О чем можно его спросить?», вслед за выполненным у доски практическим

действием: «Спросите Галю, что она узнала, разложив предметы на два ряда?

Посмотрите,

что

я

сделала.

О

чем

спросите

меня?»,

на

основе

действия,

выполненного рядом сидящим ребенком: «О чем можно спросить Аню?». Дети

успешно овладевают умением задавать вопросы о том случае, если они адресуются

конкретному лицу - воспитателю, товарищу.

Ответы детей должны быть:

- краткими или полными, в зависимости от характера вопроса;

- самостоятельными, осознанными;

-

точными,

ясными,

достаточно

громкими;-

грамматически

правильными

(соблюдение порядка слов, правил их согласования, использование специальной

терминологии).

В pa6oтe с дошкольниками взрослому приходится часто прибегать к приему

переформулировки ответа, давая его правильный образец и предлагая повторить.

Например: «На полке грибов четыре», - говорит малыш. «На полке четыре гриба»,

уточняет воспитатель.

5. Контроль и оценка. Эти приемы взаимосвязаны. Контроль осуществляется

через

наблюдение

за

процессом

выполнения

детьми

заданий,

результатами

их

действий,

ответами.

Данные

приемы

сочетаются

с

указаниями,

пояснениями,

разъяснениями, демонстрацией способов действий взрослым в качестве образца,

непосредственной помощью, включают исправление ошибок.

Педагог

осуществляет

исправление

ошибок

в

ходе

индивидуальной

и

коллективной работы с детьми. Исправлению подлежат практически действенные и

речевые ошибки. Взрослый разъясняет их причины, дает образец или в качестве

примера

использует

действия,

ответы

других

ребят.

Постепенно

воспитатель

начинает сочетать контроль с само - и взаимоконтролем. Зная типичные ошибки,

5

которые допускают дети при счете, измерении, простейших вычислениях и т. д.,

педагог осуществляет профилактическую работу.

Оценке подлежат способы и результаты действий, поведение ребят. Оценка

взрослого,

приучающего

ориентироваться

на

образец,

начинает

сочетаться

с

оценкой товарищей и самооценкой. Этот прием используется по ходу и в конце

упражнения, игры, занятия.

Применение контроля и оценки имеет свою специфику в зависимости от

возраста детей и степени овладения ими знаниями и способами действий. Контроль

постепенно

переносится

на

результат,

оценка

становится

более

дифференцированной

и

содержательной.

Эти

приемы,

кроме

обучающей,

выполняют и воспитательную функцию : помогают воспитать доброжелательное

отношение к товарищам, желание и умение помочь им.

6.

В

ходе

формирования

элементарных

математических

представлений

у

дошкольников

сравнение,

анализ, синтез, обобщение

выступают

не

только

как

познавательные процессы, но и как методические приемы, определяющие тот путь,

но которому движется мысль ребенка в процессе учения.

В

основе

сравнения

лежит

установление

сходства

и

различия

между

объектами.

Дети

сравнивают

предметы

по

количеству,

форме,

величине,

пространственному расположению, интервалы времени - по длительности и т. д.

Вначале их учат сравнивать минимальное количество предметов. Затем количество

предметов

постепенно

увеличивают,

а

степень

контрастности

сопоставляемых

признаков соответственно уменьшают.

Анализ и синтез как методические приемы выступают в единстве. Примером

их использования может служить формирование у детей представлений о «много» и

«один», которые возникают под влиянием наблюдения и практических действий с

предметами.

Воспитатель вносит в группу сразу большое количество одинаковых игрушек

- столько, сколько детей. Раздает по одной игрушке каждому малышу, а затем

собирает их вместе. На глазах у ребят группа предметов дробится на отдельности, а

из них вновь воссоздается целое.

На основе анализа и синтеза детей подводят к обобщению, в котором обычно

суммируются результаты всех наблюдений и действий. Эти приемы направлены на

осознание

количественных,

пространственных

и

временных

отношений,

на

выделение главного, существенного. Обобщение делается в конце каждой части и

всего занятия. Вначале обобщает воспитатель, а затем - дети.

Сравнение, анализ, синтез, обобщение осуществляются на наглядной основе с

привлечением разнообразных дидактических средств. Наблюдения, практические

действия с предметами, отражение их результатов в речи, вопросы к детям являются

внешним выражением этих методических приемов, которые тесно между собой

связаны и используются чаше всего в комплексе.

7. В методике формирования элементарных математических представлений

некоторые

специальные

способы

действий,

ведущие

к

формированию

представлений

и

освоению

математических

отношении,

выступают

в

роли

методических приемов. Это приемы наложения и приложения, обследования формы

предмета,

взвешивания

предмета

на

руке,

введение

фишек

эквивалентов,

6

присчитывания

и

отсчитывания

по

единице

и

т.

д.

Этими

приемами

дети

овладевают

в

процессе

показа,

объяснения,

выполнения

упражнений

и

в

дальнейшем прибегают к ним с целью проверки, доказательства, в объяснениях и

ответах, в играх и других видах деятельности.

8.

Моделирование

-

наглядно-практический

прием,

включающий

в

себя

создание

моделей

и

их

использование

с

целью

формирования

элементарных

математических

представлений

у

детей.

Прием

является

чрезвычайно

перспективным в силу следующих факторов:

-

использование

моделей

и

моделирования

ставит

ребенка

в

активную

позицию, стимулирует его познавательную деятельность;

- дошкольник располагает некоторыми психологическими предпосылками для

введения

отдельных

моделей

и

элементов

моделирования:

развитие

наглядно-

действенного и наглядно - образного мышления.

Модели могут выполнять разную роль: одни воспроизводят внешние связи,

помогают ребенку увидеть те из них, которые он самостоятельно не замечает,

другие

воспроизводят

искомые,

но

скрытые

связи,

непосредственно

не

воспринимаемые свойства вещей.

Широко используются модели при формировании:

- временных представлений ( модель частей суток, недели, года, календарь);

- количественных (числовая лесенка, числовая фигура и т. д.);

- пространственных (модели геометрических фигур и т. д.);

-

при

формировании

элементарных

математических

представлений

применяются предметные, предметно - схематические, графические модели.

9.

Экспериментирование

-

это

метод

умственного

воспитания,

обеспечивающий

самостоятельное

выявление

ребенком

путем

проб

и

ошибок,

скрытых

от

непосредственного

наблюдения

связей

и

зависимостей.

Например,

экспериментирование в измерении (размер, мерка, объем).

10. Тренинг - метод ознакомления с социальной действительностью (мир

денег).

Все дети нуждаются в мотивации, которая помогает им достичь желаемых

результатов.

Взрослые

(родители,

воспитатель)

являются

примером

для

подражания и источником мотивации в достижении желаемого. Если у детей есть

мотивация, то они развивают свои способности собственными усилиями. Такие дети

испытывают тягу к получению информации, которая поможет им на пути к цели.

Кроме того, мотивация поможет детям сосредоточиться на получении новых знаний

и умений.

Педагогическая деятельность должна способствовать развитию детей (через

детскую

деятельность

присущую

данному

возрасту:

игра,

труд,

рисование,

образовательная, продуктивная деятельность). Поэтому необходимо, чтобы дети

выполняли не только всё, что от них требуется, но и переносили это в свою

самостоятельную деятельность. А это произойдёт лишь в том случае, если новые

знания,

умения,

которые

мы

стремимся

передать

детям,

будут

им

нужны

и

интересны. При этом необходимы такие приёмы, которые обеспечат возникновение

нужной мотивации у подавляющего большинства детей.

7

Привлечение

детей

к

участию

в

совместной

деятельности,

которая

организовывается

естественным

переходом

от

самостоятельной,

детской

деятельности к мотивированной совместной деятельности с педагогом (главное

добровольное участие с постепенным подключением или наблюдением со стороны).

Организованная

работа

по

развитию

математических

способностей

дошкольников, способствует повышению интереса к самому процессу.

Современное

содержание

дошкольного

образования

представлено

следующими образовательными областями: социально-коммуникативное развитие,

познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие,

физическое развитие. Кроме того, согласно ФГОС ДО программа должна строится

на основе принципа интеграции этих образовательных областей в соответствии с их

спецификой

и

возрастными

возможностями

воспитанников.

Интеграция

математического

развития

может

осуществляться

через

все

образовательные

области. Так, интеграция умственной и физической нагрузки может осуществляться

в

процессе

наполнения

физкультурных

видов

деятельности

математическим

содержанием.

Например,

во

время

проведения

организованной

образовательной

дельности

по

физической

культуре

дети

встречаются

с

математическими

отношениями: сравнить предмет по величине и форме или определить, где левая

сторона,

а

где

правая.

Также

возможно

использование

различных

плоских

и

объемных геометрических фигур, цифр, карточек с изображениями характерных

признаков

времен

года,

частей

суток.

Использование

математической

составляющей возможно и при выполнении различных упражнений, а именно

формирование количественных представлений например: «Подпрыгнуть на одной

ноге»; «Подпрыгнуть 10 раз на левой ноге, 10 раз на правой»; «Занять домик

определенного цвета, формы».

Также на протяжении всего пребывания детей в детском саду, начиная с

младшей группы, практикуются использование различных считалочек, в которых

используется порядковый и количественный счет.

Присутствуют и подвижные игры математического содержания «Попади в

круг», Цветные автомобили», «Найди себе пару», «Классы», «Сделай фигуру»,

«Эстафеты парами», «Чья команда забросит больше мячей в корзину».

Большая

работа

ведется по

ориентировке

в

пространстве и

относительно

своего

тела.

Все

эти

различные

математические

понятия

вкрапляются

в

непосредственную образовательную деятельность детей, в игры на прогулке и дети,

не осознавая нагрузки, считают, размышляют, думают.

Образовательная

область

«речевое

развитие»

прослеживается

в

недрах

практически всех образовательных областей, в том числе и познания, а именно

математики. Ведь от правильной формулировки, постановки грамотного вопроса

воспитателем зависит, поймет ли его ребенок, и каков будет его ответ. И сам ответ

должен быть полным, правильным, грамотно сформулированным. Если у ребенка

будет

бедный

словарный

запас,

будет

отсутствовать

понятийный

аппарат

математики, соответственно будет очень сложно выразить даже и количественно

правильный ответ.

Математика неразрывно связана с такой областью, как чтение художественной

литературы. Ознакомление с литературными произведениями и малыми формами

8

фольклора

также

содействует

формированию

у

детей

основ

математической

культуры:

художественная

литература

способствует

формированию

у

ребенка

представлений

об

особенностях

различных

свойств

и

отношений,

которые

существуют в природном и социальном мире; развивает мышление и воображение

ребенка,

обогащает

эмоции,

дает

образцы

живого

русского

языка,

многие

произведения,

способствуют

формированию

представлений

о

количественных

отношениях, частях суток, днях недели, временах года, величине и ориентировке в

пространстве.

В

работе

также

широко

можно

использовать

такие

малые фольклорные

формы

как,

пословицы,

поговорки,

потешки,

прибаутки,

поговорки,

считалки,

загадки и конечно сказки.

Художественное творчество тоже может проникать в математику и помогать

решать

её

задачи

через

свои

методы

и

приемы.

Зрительные,

осязательные

ориентиры помогут детям более детально запомнить, прочувствовать те или иные

математические

понятия,

например:

«Пластилиновые

цифры»

(

поделки

из

пластилина

в

виде

той

или

иной

цифры);

«Мой

домик»;

«Цветная

мозаика»

(конструирование

из

геометрических

фигур);

«Веселые

человечки»

(цифры

человечки).

Интеграция позволила объединить воедино все виды деятельности ребенка в

детском саду, одна тема перетекает из одной образовательной области в другую, и в

каждой решаются свои обучающие, закрепляющие, воспитательные задачи.

Основными формами совместной работы детского сада и семьи по вопросам

математического развития детей являются доклады и сообщения на родительских

собраниях и конференциях; организация выставок наглядных пособий с описанием

их использования; открытые занятия по математике для родителей; мастер-классы с

участием

родителей;

групповые

и

индивидуальные

консультации,

беседы;

изготовление передвижных папок, дидактических игр (своими руками) родителей с

детьми совместно с воспитателем.

Во

всех

семьях,

учебных

учреждениях,

используют

информационно-

компьютерные технологии. ИКТ стало частью культуры и необходимой нормой в

повседневной

жизни

людей.

Использование

информационно-компьютерные

технологии

в

детском

саду

позволило

модернизировать

учебно-воспитательный

процесс.

Используя

презентации

в

работе

с

детьми

в

непосредственно

образовательной

деятельности

теперь

не

так

часто

нужно

использовать

традиционный наглядный материал, который иногда не соответствует размерам или

вовсе не найти (по теме). По сравнению с традиционными формами обучения

презентация

позволяет

расширить

возможность,

подготовится

к

деятельности

интересней. А также она является средством развития познавательных способностей

детей.

Применение

компьютерной

техники

позволяет

сделать

деятельность

привлекательным

и

по-настоящему

современным,

расширяет

возможности

предъявления

учебной

информации,

позволяет

усилить

мотивацию

ребенка.

Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств

видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и сюжеты. Игровые

компоненты,

включенные

в

мультимедиа

программы,

активизируют

познавательную деятельность дошкольников и усиливают усвоение материала.

9

Так,

использование

мультимедийных

презентаций

на

НОД

по

ФЭМП,

ознакомлении

с

окружающим

миром

обеспечивает

активность

детей

при

рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств

предметов,

формируются

способы

зрительного

восприятия,

обследования,

выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-

временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная

память.

Компьютерные

математические

игры,

помогая

закрепить,

уточнить

конкретное

математическое

содержание,

способствуют

совершенствованию

наглядно-действенного

мышления,

переводу

его

в

наглядно-образный

план,

формируют

элементарные

формы

логического

мышления,

учат

анализировать,

сравнивать,

обобщать

предметы,

требуют

умения

сосредоточиться

на

учебной

задаче,

запоминать

условия,

выполнять

их

правильно.

Компьютерные

математические игры не навязывают детям темп игры, в них учитываются ответы

детей при формировании новых заданий, тем самым, обеспечивая индивидуальный

подход к обучению.

Таким

образом,

использование

ИКТ

способствует

повышению

качества

образовательного процесса, дает возможность существенно обогатить, качественно

обновить воспитательно - образовательный процесс в детском саду и повысить его

эффективность.

Диагностика в детском саду помогает определить уровень развития ребенка

(интеллектуального,

психического,

физического

и

т.д.),

врожденность

или

приобретенность

определенных

качеств

личности,

анализ

которых

позволит

спланировать необходимую их коррекцию, формирование или развитие, обеспечить

необходимые условия для полноценного и правильного формирования личности.



В раздел образования