Напоминание

"Как воспитать патриотизм и толерантность"


Автор: Баранова Евгения Ивановна
Должность: преподаватель истории и обществознания
Учебное заведение: СПб ГБОПУ "Автодорожный колледж"
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Как воспитать патриотизм и толерантность"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




1

Как воспитать патриотизм и толерантность при сохранении

семейных ценностей людей разных национальностей и религий.

Баранова Е.И.

Преподаватель истории и обществознания

СПб ГБОПУ «Автодорожный колледж»

Эта статья не рецепт, а размышление и поиск решений.

Я обратилась к этой теме не случайно. Ввиду того, что работаю в среднем

профессиональном образовательном учреждении, где основной контингент –

дети из семей малоимущих, дети из неполных семей, имеющих очень слабое

представление о семейных и религиозных ценностях, вообще о культуре, и нам

важно выработать форму коллективного поведения и общения не только с

детьми, но и с их родителями.

Воспитание толерантности сегодня очень актуальная задача для всего

общества, особенно молодежи. Нетерпимость к инакомыслию и поведению

часто приводит к неадекватной реакции.

Толерантный человек тот, который дружелюбен ко всем людям без

исключения, независимо от его национальности и вероисповедания. Однако

толерантность по определению Гордона Оллпорта связана, в том числе, и с

образованностью человека. Образованные толерантные родители

воспитывают таких же толерантных детей. Тогда возникает вопрос. А как

воспитать толерантность у детей, родители которых не столь образованы, не

столь обеспечены и сами не очень толерантны?

Наверное, только постоянное общение с родителями на тему семейных

ценностей, а также работа с детьми во внеурочное время позволяет нам хоть

чуть-чуть понять проблему. Порой не знаешь, как начинать разговор с

родителями, чтобы они стали союзниками в воспитании и коррекции поведения

их детей. Это сложная задача для педагога, поэтому мы очень нуждаемся в

практических разработках и рекомендациях для разноуровневых

образовательных учреждений.

2

Семья является основным социообразующим элементом. Семья всегда

была основой бытия общества. Она является хранилищем нравственных

устоев, традиций, важнейшим звеном в координации человеческого

поведения. В мире много концепций происхождения семьи. Одна, что семья –

продукт эволюции человека; другая, что семья – форма социального

устройства и межсоциальных связей. В основе религиозной семьи всегда

лежит совместная любовь супругов к Богу.

Как же воспитать толерантную личность сегодня, когда институт

семьи видоизменяется.

Личность – это сущность человека, то, что отличает его от всех других

биологических видов. Но стать личностью человек может только при условии,

что он включен в социальные отношения, т.е. в процесс социализации. А

социализация – это процесс становления социального «Я». Процесс

социализации начинается в семье. Это первичный институт общества.

А причем здесь религия, подумают многие? Дело в том, что религия – это

всегда уважение к традиции. Религия связана с образом жизни людей и все

традиционные религии в нашей стране поддерживают нравственные ценности,

необходимые для развития и функционирования семьи. Одна из целей религии

является нравственное и духовное совершенствование человека и общества в

целом. Из поколения в поколение в семье передавались основы религиозной

веры и пути достижения мира. В семье постигается ценность целостной

личности, преданности, любви. Каковы же ценности семьи с точки зрения

мировых религий – буддизма, христианства и ислама.

Буддизм – древнейшая мировая религия, однако в ней нет текстов о семье.

Ко всем моральным ценностям буддисты подходят, учитывая следующие

принципы:

1.

Правильное понимание четырех благородных истин (жизнь – это

страдание; причины страданий – наши желания; избавление от

страданий – освобождение от желаний; освобождение от желаний – путь

спасения, изложенный в восьми принципах).

2.

Правильные стремления, намерения.

3

3.

Правильная речь (без обмана, утверждение истины).

4.

Правильное поведение.

5.

Правильный образ жизни.

6.

Стремление к совершенству (постоянно преодолевать препятствия на

пути к спасению).

7.

Самоанализ жизни.

8.

Правильная медитация (глубокое размышление над жизнью). [1]

Буддийская культура универсальна. И хотя данная культура в разных

регионах претерпевает изменения, в основе своей везде одинаковые

требования к внешнему облику посетителей храма, их отношение к

ритуалам и предметам культа. А бракосочетание не является духовным

или религиозным союзом, это простой союз между людьми.

В христианстве крепкая семья является основой христианских

ценностей. В христианской семье основные ценности – любовь между

мужем и женой, любовь к детям и любовь детей к родителям. Оба супруга

могут быть счастливы, и беда одного становится общей бедой.

Христианская семья – это воплощение христианской веры, любви,

надежды.

С христианской точки зрения родительская любовь очень эмоциональна,

но она не должна быть эгоистичной. Эта любовь бескорыстна, не требует

взамен ничего. Любовь матери к ребенку обогащает ее жизнь (Икона

Богоматери с Младенцем).

Основная цель христианского воспитания в семье – научить детей

понимать смысл слов добро и зло. Добро – это состояние радости,

счастья, любви к окружающему миру, людям. В христианской семье чтут

традиции: дисциплину, молитву и праздники. Дисциплина – прежде всего

порядок и послушание. У всей семьи одни правила и запреты. Родители

устанавливают простые и четкие правила поведения.

4

Важной традицией семейной жизни христиан являются праздники, когда

вся семья вместе и дети радуются и получают огромное удовольствие от

общения. Главное – любовь к детям, справедливое отношение к ним и

последовательность в поступках. Расхождение родителей в вопросах

веры и, в особенности, споры по принципиальным вопросам в

присутствии детей, создают раздвоенность и могут очень повредить им.

Христианская церковь относится к семье как «к малой Церкви». И

христианские ценности сегодня ориентированы на признание значимости

личности, ее неповторимости и уникальности, на признание ценности

семьи, как для раскрытия личностного потенциала, так и для развития

общества в целом.

Приснопамятный протоиерей о. Иоанн Кронштадский писал:

"Родители и воспитатели, со всею заботливостью остерегайте своих детей от

капризов. Иначе дети заразят сердце свое злобой, рано утратив святую

любовь, а по достижении совершенного возраста горько будут жаловаться на

то, что в юности слишком потворствовали их капризам. Каприз - зародыш

сердечной порчи

ржа сердца, моль любви, семя злобы, мерзость Господу

».

[2]

Главной ценностью для мусульманина является тоже семья. Мусульмане с

уважением и почтением относятся к своим родителям и родственникам. Дети в

исламских семьях чувствуют любовь, поддержку и сочувствие от своих

родителей. А хорошее отношение к родителям рассматривается как одно из

достоинств человека. В Коране сказано, что если родители состарятся или

лишатся сил, то не надо кричать на них, а надо проявлять к ним смирение и

милосердие. Персидский поэт XV века Абдурахман Джами писал:

Не забывай, кто б ни был ты, что матерью рожден,

Что теплым молоком груди был напоен,

Что в час напасти и беды, терзаясь и томясь,

Она, как рыба без воды, к тебе душой рвалась…

Всю жизнь сначала до конца в дар принесла тебе,

И словно вещая звезда она в твоей судьбе.

Ты мать родную защити! Всю славу и почет

5

Сложи ковром на том пути, каким она пройдет.

Стань пылью домочадцев, ног ее скорей и путь ей облегчай…

Ведь ноги наших матерей идут дорогой в рай! [3]

Итак, можно сделать вывод, что мусульманин должен твердо верить в

существование единого Бога – Аллаха. И первым произнесенным словом

должно быть имя Всевышнего. Наиболее распространенный метод воспитания

в семье – подражание родителям.

Как видим, все религии большое внимание уделяют семье и семейным

отношениям, нравственному воспитанию детей. Будущее каждой нации

зависит от веры в духовно-нравственные ценности. Однако современный мир

теряет религиозные традиции по некоторым направлениям.

В своем выступлении, на VII Совместной богословской комиссии по диалогу

«Православие-ислам» в 2010 году священник Сергий Звонарев сказал: «В

окружающем нас мире нет более действенной силы, чем религиозная,

которая могла бы защитить богодарованную человечеству семью. Уровень

опасности таков, что сегодня требуется объединение усилий всех

религиозных людей, для которых будущее человеческого рода не пустой

звук, а предмет заботы и молитв. …У сотрудничества религиозных

лидеров большой потенциал». [4]

В нашей жизни мы сталкиваемся с интолерантностью взрослых по

отношению к престарелым людям, к молодежи, их сленгу, субкультурам,

увлечениям. А ведь это задача родителей воспитывать тактичное отношение

к престарелым людям, к соседям, одноклассникам. Учить уважать разные

характеры, темпераменты, манеры поведения, школьные порядки, не обижать

слабых, уважать религиозные взгляды других, Нужно объяснять, что

неуважение чужой культуры способствует разобщению и возникновению

конфликтов между людьми.

Патриотизм и культура межнациональных отношений - это составные

части мировоззрения человека, его отношение к своей стране, к другим нациям

и культурам. На основе чувства патриотизма и национальных святынь,

укрепляется любовь к Отечеству, гордость за ее могущество и независимость.

6

Только так мы сохраним достоинство личности и материальные и духовные

ценности всей страны.

Сегодня, без духовно-нравственной составляющей образования,

разрушается государство, погибает культура, наука. В молодежи надо

воспитывать созидательные качества, терпимость к другим в повседневной

жизни.

Основными направлениями деятельности учреждений образования по

формированию у молодежи принципов патриотизма, толерантности и

профилактике экстремизма являются:

- правовое просвещение молодежи;

- пропаганда историко-культурного наследия народов;

- организация межнационального культурного общения;.

- самоидентификация молодежи в качестве россиянина – наследника и

продолжателя традиций многонациональной культуры народов России.

В нашем образовательном учреждении большое внимание уделяется

воспитанию толерантности и патриотизма: с этой целью проводятся конкурсы

на знание этнического этикета, правил поведения в разных религиях.,

проводятся внеклассные мероприятия при участии ветеранов войны и труда.

Проводим беседы с участием родителей на темы семейных ценностей.

В этом большую роль играют преподаватели, которые создают

толерантную среду, знакомят молодых людей с разными культурами, помогают

понимать и уважать друг друга. Большую помощь в формировании и

укреплении толерантности могут оказать и различные национальные

диаспоры.

В сознании современной молодежи надо воспитывать лучшие

человеческие качества, терпимость к другим людям в повседневной жизни.

Огромную роль играют средства массовой информации, но больше нужно

7

использовать позитива в своих программах, содействовать взаимопониманию

разных культур и религий.

Вывод.

Безусловно, воспитание личности начинается в семье. Но для реального

укрепления семейных ценностей и толерантности важны усилия всех: и СМИ,

и политических институтов, религиозных и образовательных учреждений и в

целом всего гражданского общества.

По разным социологическим опросам большинство россиян считают, что

семья должна стать главной ценностью. Однако, поведение некоторых

граждан не соответствует этой потребности. Многие молодые люди не хотят

нести ответственность за семью, и это связано с низким уровнем

нравственного развития и экономическим фактором.

Проблема есть и ее надо решать сообща.

8

Список использованных источников из интернет ресурсов.

1.

А. Джами. Персидский поэт XV в. Отрывок стихотворения о матери.

2.

Е. Чупрова. Буддизм о воспитании детей.

3.

Гордон У. Олпорт. Толерантная личность. Глава из книги «Природа

предубеждения». М. 2003.

4.

Сергий Звонарев. Выступление на VII Совместной богословской

комиссии по диалогу «Православие-ислам» в 2010 году.

5.

Интернет ресурс <a href="ortheduroditeli/1539-svyatoj-pravednyj-

ioann-kronshtadtskij-o.html">Святой праведный Иоанн Кронштадтский: О

воспитании детей</a>



В раздел образования