Автор: Марченко Елена Николаевна
Должность: воспитатель первой категории
Учебное заведение: МАДОУ "Непоседа"
Населённый пункт: г.Можайск Московская обл.
Наименование материала: статья
Тема: Работа воспитателя в группах для детей с ФФН.
Раздел: дошкольное образование
Работа воспитателя в группах для детей с ФФН.
ФФН – фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Главным признаком является, это
нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей.
В речи ребёнка это может быть выражено:
- трудностью различения звука и как следствие трудность произношение этого звука;
- замена трудно произносимого звука на более простого по артикуляции;
- сложность употребления правильно произносимого звука в речи.
Работа воспитателя, в таких группах, проводится совместно с логопедом. Воспитатель - педагог
является правой рукой логопеда в коррекционной - воспитательной работе с детьми. У детей с
речевыми нарушениями проявляются особенности и в повседневной деятельности. Проявляется в
неустойчивом внимании, слабо развитой памяти, из этого вытекает пониженная познавательная
активность.
Прежде чем говорить о задачах, которые стоят пред воспитателем - педагогам, необходимо
обратить внимания на самого воспитателя. Речь воспитателя работающего в группах
компенсирующей направленности должна быть показателем для дошкольников. Чистое
звукопроизношение, четкая дикция, доброжелательная интонация. В разговоре с ребёнком
воспитатель должен точно и правильно формулировать просьбу, вопрос, поощрять высказывания
ребёнка. Внимательно его выслушать и не в коем случаи не торопить с ответом. Нельзя повторять
ошибки ребёнка, лучше всего называть правильно слово или словообразования и через задания
предложить ребенку повторить правильное произношение того или иного слова.
Весь рабочий день воспитателя пронизан задачей - продолжать развивать речь как средство
общения. Для развития доброжелательного речевого поведения, необходимо создавать
специальные ситуации. На занятиях, во время игры, на прогулке, в свободное время
провождения, воспитатель , должен обращать внимания детей на вежливое обращения к друг к
другу, к присутствующим взрослым. В свободное время, можно индивидуально позаниматься с
ребенком, обратив его внимания на моменты речевого развития, которые вызывают у него
затруднения. Утренние и вечерние часы можно использовать для знакомства с новым
дидактическим материалом или закрепления полученных знаний в процессе дневных занятий. В
таких беседах, ребенку предоставляется возможность рассказать об увиденном или сделанном
на прогулке , по дороге в детский сад. Попутно задавая вопросы нацеливать на развития и
пополнения словарного запаса. Становление речи у дошкольников происходит в ходе общения с
окружающими его людьми.
Одновременно воспитатель проводит занятия, на которых расширяется и уточняется лексика
дошкольников, развивается разговорная, описательная и повествовательная речь. Обучение на
занятиях — основная форма коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющая большое
значение для формирования коммуникативной функции речи и общей готовности к школе.
Занятия воспитателя.
Воспитатель детского сада приступая к занятиям, должен неукоснительно выполнять требования
образовательной программы, по которой работает дошкольное учреждение.
Так же решать коррекционные задачи в соответствии с программой логопедической работы.
Воспитатель , всё свое внимание направляет на познавательное развитие об окружающем.
В процессе овладения этими видами деятельности воспитатель - педагог должен учитывать
индивидуальные особенности детей с нарушениями речи, способствовать развитию восприятия,
мотивации, доступных форм мышления.
При этом необходимо учитывать своеобразное отставание в познавательном развитии, которое
складывается у детей под влиянием речевого нарушения, сужения коммуникативных контактов с
окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин.
Реализация указанных задач возможна на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных
психофизиологических особенностей детей.
Воспитатель должен уметь анализировать девиантное поведения ребенка. Вовремя замечать
признаки агрессивности, конфликтности или повышенной утомляемости, пассивности и вялости, в
связи с этим предъявлять различные требования, осуществляя личностно ориентированный
подход к речи и поведению ребенка.
При составлении плана занятий, подачи материала, воспитатель , должен акцентировать свое
внимания на:
1) расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления представлений об
окружающем;
2) развитие у детей способности применять сформированные умения и навыками связной речи в
различных ситуациях общения;
3) автоматизация в свободной самостоятельной речи детей усвоенных навыков правильного
произношения звуков, грамматического оформления речи в соответствии с программой
логопедических занятий.
Коррекционно-развивающая работа осуществляется в различных направлениях, в зависимости от
задач, поставленных логопедом.
Воспитатель , на занятиях и в режимных моментах, должен закреплять знания и умения детей,
полученных на занятиях логопеда.
В обязанности воспитателя входит хорошее знание индивидуальных особенностей детей с
недоразвитием речи, по-разному реагирующих на свой дефект, на коммуникативные затруднения,
на изменение условий общения.
Особое внимание воспитателя должно быть обращено на детей, которые очень болезненно
реагируют на свои имеющиеся недостатки в речи. Это может быть выраженно в запинании, а
порой и в первых проявлениях заикания. О таких моментах необходимо незамедлительно
сообщить логопеду.
Воспитатель , должен уделить внимания к форме проведения занятия. Умелое использование всех
видов активной деятельности детей: игры, трудовые поручения, направленные на всестороннее
(физическое, нравственное, умственное и эстетическое) развитие, способствует
совершенствованию познавательных способностей дошкольников.
В процессе воспитания важно организовать возможность межличностного общения детей,
совместные игры и занятия. У дошкольников при этом формируются и коммуникативные умения,
создается положительный фон для регуляции речевого поведения.
Особое внимание уделяется обучению детей умению точно отвечать на поставленный вопрос
(одним словом или полным ответом). Усложнение речевых заданий соотносится с коррекционной
работой логопеда.
При изучении каждой темы намечается совместно с логопедом тот словарный минимум
(предметный, глагольный, словарь признаков), который дети должны усвоить сначала в
понимании, а затем и в практическом употреблении. Словарь, предназначенный для понимания
речи, должен быть значительно шире, чем для активного использования в речи. Необходимо
уточнить с логопедом, какие типы предложений должны преобладать в соответствующий период
обучения, а также уровень требований, предъявляемых к самостоятельной речи детей.
Тетрадь заданий воспитателю.
В тетради содержатся конкретные задания логопеда, направленные на подготовку к предстоящим
логопедическим занятиям и на закрепление навыков пользования самостоятельной речью, с
указанием детей. В заданиях указывается, где, в каких ситуациях будет закрепляться речь: на
занятии, во время одевания, умывания и т. д. Такого типа задания планируются на одну неделю.