Напоминание

Работа воспитателя в группах для детей с ФФН.


Автор: Марченко Елена Николаевна
Должность: воспитатель первой категории
Учебное заведение: МАДОУ "Непоседа"
Населённый пункт: г.Можайск Московская обл.
Наименование материала: статья
Тема: Работа воспитателя в группах для детей с ФФН.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Работа воспитателя в группах для детей с ФФН.

ФФН – фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Главным признаком является, это

нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей.

В речи ребёнка это может быть выражено:

- трудностью различения звука и как следствие трудность произношение этого звука;

- замена трудно произносимого звука на более простого по артикуляции;

- сложность употребления правильно произносимого звука в речи.

Работа воспитателя, в таких группах, проводится совместно с логопедом. Воспитатель - педагог

является правой рукой логопеда в коррекционной - воспитательной работе с детьми. У детей с

речевыми нарушениями проявляются особенности и в повседневной деятельности. Проявляется в

неустойчивом внимании, слабо развитой памяти, из этого вытекает пониженная познавательная

активность.

Прежде чем говорить о задачах, которые стоят пред воспитателем - педагогам, необходимо

обратить внимания на самого воспитателя. Речь воспитателя работающего в группах

компенсирующей направленности должна быть показателем для дошкольников. Чистое

звукопроизношение, четкая дикция, доброжелательная интонация. В разговоре с ребёнком

воспитатель должен точно и правильно формулировать просьбу, вопрос, поощрять высказывания

ребёнка. Внимательно его выслушать и не в коем случаи не торопить с ответом. Нельзя повторять

ошибки ребёнка, лучше всего называть правильно слово или словообразования и через задания

предложить ребенку повторить правильное произношение того или иного слова.

Весь рабочий день воспитателя пронизан задачей - продолжать развивать речь как средство

общения. Для развития доброжелательного речевого поведения, необходимо создавать

специальные ситуации. На занятиях, во время игры, на прогулке, в свободное время

провождения, воспитатель , должен обращать внимания детей на вежливое обращения к друг к

другу, к присутствующим взрослым. В свободное время, можно индивидуально позаниматься с

ребенком, обратив его внимания на моменты речевого развития, которые вызывают у него

затруднения. Утренние и вечерние часы можно использовать для знакомства с новым

дидактическим материалом или закрепления полученных знаний в процессе дневных занятий. В

таких беседах, ребенку предоставляется возможность рассказать об увиденном или сделанном

на прогулке , по дороге в детский сад. Попутно задавая вопросы нацеливать на развития и

пополнения словарного запаса. Становление речи у дошкольников происходит в ходе общения с

окружающими его людьми.

Одновременно воспитатель проводит занятия, на которых расширяется и уточняется лексика

дошкольников, развивается разговорная, описательная и повествовательная речь. Обучение на

занятиях — основная форма коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющая большое

значение для формирования коммуникативной функции речи и общей готовности к школе.

Занятия воспитателя.

Воспитатель детского сада приступая к занятиям, должен неукоснительно выполнять требования

образовательной программы, по которой работает дошкольное учреждение.

Так же решать коррекционные задачи в соответствии с программой логопедической работы.

Воспитатель , всё свое внимание направляет на познавательное развитие об окружающем.

В процессе овладения этими видами деятельности воспитатель - педагог должен учитывать

индивидуальные особенности детей с нарушениями речи, способствовать развитию восприятия,

мотивации, доступных форм мышления.

При этом необходимо учитывать своеобразное отставание в познавательном развитии, которое

складывается у детей под влиянием речевого нарушения, сужения коммуникативных контактов с

окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин.

Реализация указанных задач возможна на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных

психофизиологических особенностей детей.

Воспитатель должен уметь анализировать девиантное поведения ребенка. Вовремя замечать

признаки агрессивности, конфликтности или повышенной утомляемости, пассивности и вялости, в

связи с этим предъявлять различные требования, осуществляя личностно ориентированный

подход к речи и поведению ребенка.

При составлении плана занятий, подачи материала, воспитатель , должен акцентировать свое

внимания на:

1) расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления представлений об

окружающем;

2) развитие у детей способности применять сформированные умения и навыками связной речи в

различных ситуациях общения;

3) автоматизация в свободной самостоятельной речи детей усвоенных навыков правильного

произношения звуков, грамматического оформления речи в соответствии с программой

логопедических занятий.

Коррекционно-развивающая работа осуществляется в различных направлениях, в зависимости от

задач, поставленных логопедом.

Воспитатель , на занятиях и в режимных моментах, должен закреплять знания и умения детей,

полученных на занятиях логопеда.

В обязанности воспитателя входит хорошее знание индивидуальных особенностей детей с

недоразвитием речи, по-разному реагирующих на свой дефект, на коммуникативные затруднения,

на изменение условий общения.

Особое внимание воспитателя должно быть обращено на детей, которые очень болезненно

реагируют на свои имеющиеся недостатки в речи. Это может быть выраженно в запинании, а

порой и в первых проявлениях заикания. О таких моментах необходимо незамедлительно

сообщить логопеду.

Воспитатель , должен уделить внимания к форме проведения занятия. Умелое использование всех

видов активной деятельности детей: игры, трудовые поручения, направленные на всестороннее

(физическое, нравственное, умственное и эстетическое) развитие, способствует

совершенствованию познавательных способностей дошкольников.

В процессе воспитания важно организовать возможность межличностного общения детей,

совместные игры и занятия. У дошкольников при этом формируются и коммуникативные умения,

создается положительный фон для регуляции речевого поведения.

Особое внимание уделяется обучению детей умению точно отвечать на поставленный вопрос

(одним словом или полным ответом). Усложнение речевых заданий соотносится с коррекционной

работой логопеда.

При изучении каждой темы намечается совместно с логопедом тот словарный минимум

(предметный, глагольный, словарь признаков), который дети должны усвоить сначала в

понимании, а затем и в практическом употреблении. Словарь, предназначенный для понимания

речи, должен быть значительно шире, чем для активного использования в речи. Необходимо

уточнить с логопедом, какие типы предложений должны преобладать в соответствующий период

обучения, а также уровень требований, предъявляемых к самостоятельной речи детей.

Тетрадь заданий воспитателю.

В тетради содержатся конкретные задания логопеда, направленные на подготовку к предстоящим

логопедическим занятиям и на закрепление навыков пользования самостоятельной речью, с

указанием детей. В заданиях указывается, где, в каких ситуациях будет закрепляться речь: на

занятии, во время одевания, умывания и т. д. Такого типа задания планируются на одну неделю.



В раздел образования