Напоминание

"Анализ работы районного методического объединения"


Автор: Парфенова Наталья Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 1
Населённый пункт: город Константиновск Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Анализ работы районного методического объединения"
Раздел: начальное образование





Назад




Анализ работы РМО учителей 3-х классов за 2016-2017 учебный год.

Учителя района 3-х классов работают по разным УМК. Это «Школа России»,

«Перспективная начальная школа», «Начальная школа 21 века», «Планета знаний».

Методическая работа в МО строилась как система работы , имеющая своей целью

формирование профессиональной культуры педагогов , повышение их квалификации,

включение в активную разработку актуальных для района проблем. Все учителя в течение

года работали над темами по самообразованию, изучали публикации, делились своими

наработками, выступали с сообщениями на заседаниях РМО.О контрольно-оценочных

действиях как важнейшем компоненте учебной деятельности младшего школьника

рассказала Морозова Анна Александровна. Оценивание является одним из важнейших

компонентов практически любой модели обучения. Главная цель- это ученик, способный к

самореализации, саморазвитию, самоорганизации, самоконтролю и самосовершенству,

способный быть субъектом учебной деятельности. Система контроля и оценки не может

ограничиваться проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по предмету, а

должна развивать у школьника умение проверять и контролировать себя, критически

оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения. Анна

Александровна рассказала о функциях контроля и оценки, о видах оценивания, о методах

и формах оценивания, о приемах формирования самооценки. Унгуряну Ольга

Владимировна подготовила выступление и презентацию о дидактической игре как

игровой форме обучения, в которой одновременно действуют два начала: учебное,

познавательное и игровое, занимательное. Это обусловлено потребностью смягчения

перехода от одной ведущей деятельности к другой, а также тем, что дети в процессе игры

легче усваивают знания, получают представление об окружающем мире. В отличие от

учебных занятий, в дидактической игре учебные, познавательные задачи ставятся не

прямо, когда педагог объясняет, учит, а косвенно, учащиеся овладевают знаниями,

играя. Ольга Владимировна представила следующие виды дидактических игр: игры-

путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки и т.д.Меркулова

Наталья Владимировна познакомила коллег с технологической картой современного урока

в рамках реализации ФГОС. Технологическая карта- новый вид методической продукции,

обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и

возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных

программ в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урокаэто способ

графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по

выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели,

содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности

обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.Наталья Владимировна

привела в пример технологические карты своих уроков по информатике в 3 классе, по

математике во 2 классе, а так же познакомила коллег с подробным самоанализом урока, с

шаблонами технологических карт, которые можно использовать при подготовке к урокам.

Орехова Елена Ивановна поделилась наработками в области курса ОРКСЭ, рассказала об

учебнике, который отвечал бы представлению о том, каким должен быть этот курс. Елена

Ивановна представила учителям этот учебник. Сложные философские понятия излагаются

в этом учебнике простым языком с опорой на отрывки произведений. Методологический

1

аппарат прост и понятен. Он включает в себя необходимый ресурс для успешной

реализации поставленных целей, одной и самой важной из которых является

формирование привычки к жизненным раздумьям. На сегодняшний день у Елены

Ивановны 34 полностью разработанных презентаций с видеосюжетами и музыкальными

паузами, притчами, социальными и мультипликационными роликами. На методическом

объединении Елена Ивановна показала несколько фрагментов из уроков по ключевым

темам, которые перекликаются с курсом «Православная культура». Сорокина Валентина

Анатольевна рассказала о месте и роли игровой деятельности в учебном процессе. По

характеру выделяются следующие группы игр: обучающие, тренировочные,

контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие;

репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические и

др.Игра дает возможность проявить творческую активность, направить усилие на

достижение цели, приучает к согласованным действиям, к ответственности перед ее

участниками. В игре воспитываются многие волевые качества: самостоятельность,

настойчивость, самообладание, выдержка, воля к победе - все то, без чего не может быть

успеха. При условии систематического использования игровой деятельности на разных

этапах усвоения учебного материала, уровень активности младших школьников в учебно-

познавательной деятельности будет возрастать, что также будет способствовать

повышению качества усвоения ими знаний, умений и навыков. С темой о формировании

устойчивого навыка осознанного чтения на уроках литературного чтения в 3 классе

поделилась Чеснокова Наталья Александровна. Интерес к чтению возникает в том случае,

когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-

познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в

начальных классах является целенаправленное управление обучением чтению в процессе

работы. Учителя стараются формировать навыки осознанного чтения и умения

самостоятельно работать с текстом с помощью системы специальных упражнений и

способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: осмысление,

технику, выразительность. Какие же упражнения используются в работе по

совершенствованию навыков чтения? 1)упражнения, направленные на развитие чёткости

произношения;2)упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и

являющиеся предпосылкой правильного чтения;3)упражнения, развивающие оперативное

поле чтения и память;4)упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про

себя, умение угадывать последующий текст.Большое внимание нужно уделять пересказу

прочитанного. План пересказа могут предлагать сами дети, а учитель вводит поправки или

корректирует тот или иной пункт плана. Сначала детям трудно пересказывать. Постепенно

они учатся выделять в пересказываемом тексте основное содержание, точнее и короче

выражать свои мысли. Такую работу целесообразно проводить с 1 класса. Комплексная

работа помогает значительно улучшить процесс обучения чтению, повысить интерес к

нему учащихся.Костромина Ирина Николаевна рассказала об исследовательской

деятельности как об одном из условий формирования универсальных учебных действий

младших школьников. Исследовательская деятельность – это деятельность учащихся по

исследованию различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному

исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей учащихся.

Основным отличием учебной исследовательской деятельности от научной является то, что

в результате еѐ учащиеся не производят новые знания, а приобретают навыки

2

исследования как универсального способа освоения действительности. При этом у них

развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется

личностная позиция. Со второго класса можно организовать специальные занятия по

исследовательской деятельности в рамках внеурочной деятельности – 1 час в неделю. Это

позволит систематично, целенаправленно формировать исследовательские умения у

учащихся. Работа может осуществляться по следующим направлениям: 1. Знакомство с

теоретическими понятиями исследовательской деятельности, такими как исследование,

информация, знание и др. 2. Осуществление коллективных исследований по

определенному плану (с соблюдением всех этапов), по различным темам. Учитель

организует совместную деятельность, направляя ее на осуществление исследования, в

процессе которого учащиеся овладевают практическими умениями исследовательской

деятельности. В 3-ем классе можно продолжить теоретические и практические занятия по

исследовательской деятельности (1 раз в неделю в рамках внеурочной деятельности). Для

чего же нужен исследовательский метод в системе образования? Прежде всего для того,

чтобы - выработать у школьников самостоятельное, критическое мышление, умение

работать с информацией; научить размышлять, опираясь на знание фактов,

закономерностей науки, давать обоснованные аргументированные решения; - научить

работать в команде, выполняя разные социальные роли. Грамотное, осознанное

применение исследовательского метода в совместной деятельности учащихся привносит в

учебный процесс принципиально иную, по сравнению с традиционным обучением,

систему взаимоотношений, принципиально иной подход к познавательной деятельности

учащихся, основанный на уважении их интеллектуальных и творческих возможностей,

сотрудничестве, самостоятельном критическом мышлении. Пухликова Ирина Витальевна

рассказала о том, что работа по формированию каллиграфических навыков у младших

школьников начинается с 1 класса и продолжается в течение всего обучения в начальной

школе. Цели и задачи такой работы тесным образом связаны с формированием

правильных и устойчивых орфографических, грамматических и синтаксических навыков

письма. Поэтому на уроках необходимо формировать умения каллиграфического

самоконтроля и каллиграфической зоркости. Ирина Витальевна рассказала коллегам о

связи каллиграфических навыков с грамотностью письма, о психофизиологических

особенностях формирования графических навыков письма у младших школьников, об

основных недочетах письма учащихся, о методических основах обучения каллиграфии. В

2016-2017 учебном году учителя 3-х классов Меркулова Наталья Владимировна и Орехова

Елена Ивановна участвовали в районном педагогическом конкурсе «Учитель года».

На протяжении 2016-2017 учебного года учителя района со своими воспитанниками

принимали

активное

участие

в

школьных,

районных,

областных,

всероссийских

и

международных

конкурсах,

олимпиадах.(Всероссийский

метапредметный

конкурс

«Изучай-ка», «Успевай-ка», «Решай-ка»,Международный конкурс по математике «Поверь

в себя», Открытая всероссийская интеллектуальная олимпиада «Наше наследие» и др.)

Учителя нашего РМО используют на уроках и занятиях следующие технологии: игровые

технологии,

технологии

проблемного

обучения,

технологию

проектной

деятельности,

технологию уровневой дифференциации, здоровьесберегающие технологии, ИКТ и др.

Учителя

района

начальных

классов

своевременно

проходят

курсы

по

повышению

квалификации.

3

Руководитель РМО 3-х классов: Парфенова Н.Ю.

4



В раздел образования