Автор: Парфенова Наталья Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 1
Населённый пункт: город Константиновск Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Анализ работы районного методического объединения"
Раздел: начальное образование
Анализ работы РМО учителей 3-х классов за 2016-2017 учебный год.
Учителя района 3-х классов работают по разным УМК. Это «Школа России»,
«Перспективная начальная школа», «Начальная школа 21 века», «Планета знаний».
Методическая работа в МО строилась как система работы , имеющая своей целью
формирование профессиональной культуры педагогов , повышение их квалификации,
включение в активную разработку актуальных для района проблем. Все учителя в течение
года работали над темами по самообразованию, изучали публикации, делились своими
наработками, выступали с сообщениями на заседаниях РМО.О контрольно-оценочных
действиях как важнейшем компоненте учебной деятельности младшего школьника
рассказала Морозова Анна Александровна. Оценивание является одним из важнейших
компонентов практически любой модели обучения. Главная цель- это ученик, способный к
самореализации, саморазвитию, самоорганизации, самоконтролю и самосовершенству,
способный быть субъектом учебной деятельности. Система контроля и оценки не может
ограничиваться проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по предмету, а
должна развивать у школьника умение проверять и контролировать себя, критически
оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения. Анна
Александровна рассказала о функциях контроля и оценки, о видах оценивания, о методах
и формах оценивания, о приемах формирования самооценки. Унгуряну Ольга
Владимировна подготовила выступление и презентацию о дидактической игре как
игровой форме обучения, в которой одновременно действуют два начала: учебное,
познавательное и игровое, занимательное. Это обусловлено потребностью смягчения
перехода от одной ведущей деятельности к другой, а также тем, что дети в процессе игры
легче усваивают знания, получают представление об окружающем мире. В отличие от
учебных занятий, в дидактической игре учебные, познавательные задачи ставятся не
прямо, когда педагог объясняет, учит, а косвенно, учащиеся овладевают знаниями,
играя. Ольга Владимировна представила следующие виды дидактических игр: игры-
путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки и т.д.Меркулова
Наталья Владимировна познакомила коллег с технологической картой современного урока
в рамках реализации ФГОС. Технологическая карта- новый вид методической продукции,
обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и
возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных
программ в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока – это способ
графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по
выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели,
содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности
обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.Наталья Владимировна
привела в пример технологические карты своих уроков по информатике в 3 классе, по
математике во 2 классе, а так же познакомила коллег с подробным самоанализом урока, с
шаблонами технологических карт, которые можно использовать при подготовке к урокам.
Орехова Елена Ивановна поделилась наработками в области курса ОРКСЭ, рассказала об
учебнике, который отвечал бы представлению о том, каким должен быть этот курс. Елена
Ивановна представила учителям этот учебник. Сложные философские понятия излагаются
в этом учебнике простым языком с опорой на отрывки произведений. Методологический
1
аппарат прост и понятен. Он включает в себя необходимый ресурс для успешной
реализации поставленных целей, одной и самой важной из которых является
формирование привычки к жизненным раздумьям. На сегодняшний день у Елены
Ивановны 34 полностью разработанных презентаций с видеосюжетами и музыкальными
паузами, притчами, социальными и мультипликационными роликами. На методическом
объединении Елена Ивановна показала несколько фрагментов из уроков по ключевым
темам, которые перекликаются с курсом «Православная культура». Сорокина Валентина
Анатольевна рассказала о месте и роли игровой деятельности в учебном процессе. По
характеру выделяются следующие группы игр: обучающие, тренировочные,
контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие;
репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические и
др.Игра дает возможность проявить творческую активность, направить усилие на
достижение цели, приучает к согласованным действиям, к ответственности перед ее
участниками. В игре воспитываются многие волевые качества: самостоятельность,
настойчивость, самообладание, выдержка, воля к победе - все то, без чего не может быть
успеха. При условии систематического использования игровой деятельности на разных
этапах усвоения учебного материала, уровень активности младших школьников в учебно-
познавательной деятельности будет возрастать, что также будет способствовать
повышению качества усвоения ими знаний, умений и навыков. С темой о формировании
устойчивого навыка осознанного чтения на уроках литературного чтения в 3 классе
поделилась Чеснокова Наталья Александровна. Интерес к чтению возникает в том случае,
когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-
познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в
начальных классах является целенаправленное управление обучением чтению в процессе
работы. Учителя стараются формировать навыки осознанного чтения и умения
самостоятельно работать с текстом с помощью системы специальных упражнений и
способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: осмысление,
технику, выразительность. Какие же упражнения используются в работе по
совершенствованию навыков чтения? 1)упражнения, направленные на развитие чёткости
произношения;2)упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и
являющиеся предпосылкой правильного чтения;3)упражнения, развивающие оперативное
поле чтения и память;4)упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про
себя, умение угадывать последующий текст.Большое внимание нужно уделять пересказу
прочитанного. План пересказа могут предлагать сами дети, а учитель вводит поправки или
корректирует тот или иной пункт плана. Сначала детям трудно пересказывать. Постепенно
они учатся выделять в пересказываемом тексте основное содержание, точнее и короче
выражать свои мысли. Такую работу целесообразно проводить с 1 класса. Комплексная
работа помогает значительно улучшить процесс обучения чтению, повысить интерес к
нему учащихся.Костромина Ирина Николаевна рассказала об исследовательской
деятельности как об одном из условий формирования универсальных учебных действий
младших школьников. Исследовательская деятельность – это деятельность учащихся по
исследованию различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному
исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей учащихся.
Основным отличием учебной исследовательской деятельности от научной является то, что
в результате еѐ учащиеся не производят новые знания, а приобретают навыки
2
исследования как универсального способа освоения действительности. При этом у них
развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется
личностная позиция. Со второго класса можно организовать специальные занятия по
исследовательской деятельности в рамках внеурочной деятельности – 1 час в неделю. Это
позволит систематично, целенаправленно формировать исследовательские умения у
учащихся. Работа может осуществляться по следующим направлениям: 1. Знакомство с
теоретическими понятиями исследовательской деятельности, такими как исследование,
информация, знание и др. 2. Осуществление коллективных исследований по
определенному плану (с соблюдением всех этапов), по различным темам. Учитель
организует совместную деятельность, направляя ее на осуществление исследования, в
процессе которого учащиеся овладевают практическими умениями исследовательской
деятельности. В 3-ем классе можно продолжить теоретические и практические занятия по
исследовательской деятельности (1 раз в неделю в рамках внеурочной деятельности). Для
чего же нужен исследовательский метод в системе образования? Прежде всего для того,
чтобы - выработать у школьников самостоятельное, критическое мышление, умение
работать с информацией; научить размышлять, опираясь на знание фактов,
закономерностей науки, давать обоснованные аргументированные решения; - научить
работать в команде, выполняя разные социальные роли. Грамотное, осознанное
применение исследовательского метода в совместной деятельности учащихся привносит в
учебный процесс принципиально иную, по сравнению с традиционным обучением,
систему взаимоотношений, принципиально иной подход к познавательной деятельности
учащихся, основанный на уважении их интеллектуальных и творческих возможностей,
сотрудничестве, самостоятельном критическом мышлении. Пухликова Ирина Витальевна
рассказала о том, что работа по формированию каллиграфических навыков у младших
школьников начинается с 1 класса и продолжается в течение всего обучения в начальной
школе. Цели и задачи такой работы тесным образом связаны с формированием
правильных и устойчивых орфографических, грамматических и синтаксических навыков
письма. Поэтому на уроках необходимо формировать умения каллиграфического
самоконтроля и каллиграфической зоркости. Ирина Витальевна рассказала коллегам о
связи каллиграфических навыков с грамотностью письма, о психофизиологических
особенностях формирования графических навыков письма у младших школьников, об
основных недочетах письма учащихся, о методических основах обучения каллиграфии. В
2016-2017 учебном году учителя 3-х классов Меркулова Наталья Владимировна и Орехова
Елена Ивановна участвовали в районном педагогическом конкурсе «Учитель года».
На протяжении 2016-2017 учебного года учителя района со своими воспитанниками
принимали
активное
участие
в
школьных,
районных,
областных,
всероссийских
и
международных
конкурсах,
олимпиадах.(Всероссийский
метапредметный
конкурс
«Изучай-ка», «Успевай-ка», «Решай-ка»,Международный конкурс по математике «Поверь
в себя», Открытая всероссийская интеллектуальная олимпиада «Наше наследие» и др.)
Учителя нашего РМО используют на уроках и занятиях следующие технологии: игровые
технологии,
технологии
проблемного
обучения,
технологию
проектной
деятельности,
технологию уровневой дифференциации, здоровьесберегающие технологии, ИКТ и др.
Учителя
района
начальных
классов
своевременно
проходят
курсы
по
повышению
квалификации.
3
Руководитель РМО 3-х классов: Парфенова Н.Ю.
4