Напоминание

"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ИНТЕРАКТИВНОГО ДИДАКТИЧЕСКОГО МУЛЬТИМЕДИЙНОГО ПОСОБИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ"


Автор: Микушова Мария Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 392" г.о. Самара
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ИНТЕРАКТИВНОГО ДИДАКТИЧЕСКОГО МУЛЬТИМЕДИЙНОГО ПОСОБИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ"
Раздел: дошкольное образование





Назад





МИКУШОВА МАРИЯ ВИКТОРОВНА

ВОСПИТАТЕЛЬ,

МБДОУ «Детский сад № 392» г.о. Самара

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ИНТЕРАКТИВНОГО

ДИДАКТИЧЕСКОГО МУЛЬТИМЕДИЙНОГО ПОСОБИЯ В

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

I.

Моделирование системы деятельности педагога, направленной

на решение профессиональной проблемы

1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях

профессиональной деятельности.
В контексте модернизации российского образования происходят значительные и принципиальные изменения в содержании и в структуре образовательной деятельности (ФГОС, п. 2.1, 2.2, 2.3, 2.4). Развитие системы дошкольного образования определяется поиском путей перехода к гуманистической направленности содержания образования, ориентацией на ценности и традиции российского общества. Одним из фундаментальных условий развития личностных качеств ребёнка является направленность во с п и т ат е л ь н о - образовательного процесса на создание организационных и психолого- педагогических условий организации жизнедеятельности ребёнка, интеграция различных видов деятельности на основе его интересов и способностей. В свете данного положения особую актуальность приобретает проблема формирования у дошкольников предпосылок ценностно- смыслового восприятия и понимания произведений искусства, восприятие музыки, художественной литературы, фольклора. Фольклор представляет собой социокультурное явление, «хранитель» традиций, национального опыта, самосознания, духовно- 0
нравственных основ нации. Восприятие – это познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Значение влияния фольклора на развитие целостной личности ребенка велико. В процессе знакомства с народными традициями и праздниками, пения песен, слушания музыки, проговаривания потешек, заучивания поговорок и пословиц улучшается слуховое восприятие, произвольное внимание, развиваются память, мышление, воображение, речь, расширяется кругозор, увеличивается запас знаний и представлений, эстетический вкус, представления о добре и зле и т. д. Актуальность решения данной проблемы обосновывается необходимостью разрешения противоречий, которые состоят в том, что во ФГОСах ДО в образовательной области «Художественно- эстетическое развитие» – выделены целевые ориентиры развития ребёнка: ребёнок должен овладеть основными способами культуры деятельности, основными способами взаимодействия с детьми и взрослыми, обладать знаниями о культурных традициях нашего народа. Родители ожидают от ДО решения задач физического, интеллектуального и художественно-эстетического развития. А с другой стороны, научно-технический прогресс приводит к тому, что в современном обществе фольклор утрачивает своё значение. Родители рассказывают меньше сказок, потешек, реже поют колыбельные песенки, не знакомят детей с народными традициями. А некоторые жанры (прибаутки, небылицы, пестушки) почти не используются в воспитании. Практика деятельности ДОУ показывает ,что народные игры, исполнение частушек, потешек, песен, хороводов, народных танцевальных движений под музыку, находят очень незначительное место в содержании образовательной деятельности. Одним из главных условий в деятельности воспитателя, музыкального руководителя является ориентация на системно- деятельностный подход, однако на практике часто наблюдается 1
отсутствие системно сти и общецелевой н ап р а вл е н н о с т и . Необходимость разрешения данного противоречия ориентирует специалистов ДОУ на внесение изменений в свою деятельность. Проведем анализ недостатков в результатах, в основном процессе, в условиях профессиональной деятельности.
Недостатки в результатах

Недостатки в основном

процессе

Недостатки в условиях

профессиональной

деятельности
1. Дети недостаточно знают фольклорные жанры. У них отсутствует познавательный интерес к фольклорным жанрам. 1. Недостаток диагностических данных о восприятии детьми дошкольного возраста фольклора. Дефицит диагностических методик. 1. Недостаточно широко представлены жанры народного фольклора в основной образовательной программе. Недостаточно методической литературы, знакомящей жанрами малого фольклора. 2. У детей ограничены знания и представления о народных культурных традициях и русских народных праздниках. 2. Недостаточно хорошо изучены и созданы организационные и психолого-педагогические условия восприятия детьми фольклора. 2. Слабо разработана предметно-развивающая среда, способствующая лучшему восприятию дошкольниками фольклора. 3 . Д о ш к о л ь н и к и н е осознают свою культурную принадлежности к русскому народу. 3. Недостаточная квалифицированность педработников, не выстроенная система общения с родителями по данному вопросу. Отсутствие в арсенале музыкального руководителя интерактивных и электронных игр, посвященных теме русского народного фольклора. 3. Несовершенство материально-технического оснащения, отвечающего современным требованиям. Недостаточно наглядного материала, видеофильмов. Не используются ИКТ Возникает противоречие между потенциальными возможностями детей в восприятии фольклора и трудностью в организации и создании психолого-педагогических условий этого процесса в ДОУ (трудность реализации на практике).
2.

Формулировка

профессиональной

проблемы

на

основе

проведенного анализа.
На основе анализа недостатков можно сформулировать профессиональную проблему. 2
Профессиональная проблема заключается в отсутствии организационных и психолого-педагогических условий для решения задач по художественно-эстетическому развитию дошкольников; в отсутствии психолого-педагогического сопровождения процесса восприятия дошкольниками различных жанров фольклора. Необходимо создать в ДО такие условия, которые бы максимально способствовали формированию у ребенка, необходимости познания исторических сведений, потребности ценить достоинства культуры русского народа, что, будет являться неотъемлемой чертой его духовного становления, социального развития. Существующие на сегодняшний день проблемы по духовно – нравственному воспитанию детей создают им трудности для дальнейшей благополучной адаптации в социуме. Педагоги осознают необходимость решения данной проблемы, однако многие не владеют методами и средствами организации различных видов деятельности по духовно – нравственному воспитанию.
3. Описание новых образовательных результатов, сформированных

у дошкольников.

Целевые ориентиры

Конкретизация с

возрастом и темой

Пример проявления в

действии и в речи ребенка
Ребенок овладевает основными к у л ь т у р н ы м и с п о с о б а м и д е я т е л ь н о с т и , п р о я в л я е т инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, о б щ е н и и , п о з н а в а т е л ь н о - исследовательской деятельности, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности. Приобщение детей к к у л ь т у р е и музыкальным традициям русского народа. Ребенок охотно исследует и изучает народные традиции, поет народные песни, играет в народные игры, водит хороводы, активно участвует в танцах и праздниках. Знает п о т е ш к и , п р и б а у т к и , частушки, скороговорки, з а к л и ч к и , п о с л о в и ц ы , поговорки, загадки. Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе. Воспитание самосознания, патриотизма, позитивного о т н о ш е н и я к народному фольклору и н а р о д н о м у творчеству. Ребенок положительно воспринимает себя и окружающих людей. Осознает свою принадлежность к народной культуре, уважает традиции своего народа и терпимо относится к культуре других народов. 3
Ребенок обладает р а з в и т ы м в о о б р а ж е н и е м , к о т о р о е реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, ум е е т п од ч и н я т ь с я р а з н ы м правилам. Воспитание положительных э м о ц и й и эстетических переживаний ребенка в процессе знакомства с русским народным фольклором. Умеет определять жанры русского фольклора, умеет использовать их в сюжетно- р о л е в о й и г р е . Ум е е т выполнять правила русской народной игры. Ребенок до статочно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения. Развитие п р е д с т а в л е н и й о «добре» и «зле» с помощью фольклорных произведений. Выразительно и эмоционально исполняет русские народные песни. Может согласовывать пение с выполнением танцевальных движений. Р е б е н о к п р о я в л я е т любознательность, задает вопросы в з р о с л ы м и с в е р с т н и к а м , и н т е р е с у е т с я п р и ч и н н о - следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и по ступкам людей. О бл а д а е т начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с п р о и з в е д е н и я м и д е т с к о й литературы. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Формирование творческого м ы ш л е н и я и в о о б р а ж е н и я с помощью импровизационной основы нар од но го творчества. У р е б е н к а и м е е т с я с л о в а р н ы й з а п а с музыкальных терминов, названий жанров фольклора, р у с с к и х н а р о д н ы х музыкальных инструментов и предметов одежды, обуви, быта. М о ж е т п е р е с к а з а т ь фольклорные сказки, умеет играть в народные игры, и с п о л ь з у е т в и г р а х народные считалки, загадки. Р а з л и ч а е т о с н о в н ы е фольклорные формы.
4.

Характеристика

изменений

в

образовательном

процессе

(содержание, средства обучения и воспитания, контроля).
В целях эффективности образовательно-воспитательного процесса нужно изменить: содержание деятельности по созданию организационных и психолого-педагогических условий восприятия детьми фольклора, средства обучения и воспитания, средства контроля. Средства обучения и воспитания: использование русского народного фольклора как воспитательно-образовательной системы. В результате анализа рассмотрены следующие психолого- педагогические условия, способствующие лучшему восприятию детьми дошкольного возраста фольклора: 4
- создание условий для восприятия детьми фольклора; - игровой характер НОД; - развертывание диалогической речи воспитателя с ребенком в НОД и вне НОД; - одобрение воспитателем результатов практической деятельности ребенка; - повышение знаний родителей о формах фольклорных жанров; - отслеживание результативности процесса в виде мониторинга; - учет индивидуальных интересов и особенностей детей. 1. Игровая деятельность. В НОД: - сюжетно – ролевые игры, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов взаимодействия друг с другом – «Уборка в русской избе», «Накрываем на стол к празднику», «Испечем мы каравай»; - музыкальные игры «Карусель», «Хоровод», «Ручеек»; - интерактивные игры «Угадайка», «Что лишнее», «Путешествие в сказку», «Путешествие в русскую избу» и др. Вне НОД: - сюжетно-ролевые игры «Домашние животные», «Уборка урожая»; - русские народные игры «Жмурки», «Лапта», «Городки»; - ролевые игры «Ждем гостей», «На ярмарке». 2. Познавательная деятельность. В НОД: - коллективные творческие проекты: «Традиции моего народа», «Русские народные обычаи», «Незнакомые народные праздники» и др.; - исследовательские проекты: «Почему так говорят», «Откуда пошло поверье», «Секреты палехской шкатулки», «Секреты дымковской игрушки», «Секреты матрешки», «Народные приметы» и т.д.; - знакомство с фольклорными жанрами в процессе бесед; 5
- рассматривание картин, иллюстраций, русских народных костюмов, народных музыкальных инструментов и старинных предметов быта; - знакомство с русскими народными приметами, обычаями и праздниками. Вне НОД: - организация выставок русского народного творчества в ДОО; - заучивание потешек, песенок, закличек, прибауток, скороговорок, пословиц, поговорок, колядок в режимных моментах. - выполнение танцевальных музыкально-ритмических движений под русскую народную музыку; - пение народных хороводных песен; - знакомство с русскими народными приметами, обычаями и праздниками. 3. Проблемно ценностное общение. В НОД: - обогащение словарного запаса в процессе этических бесед и в процессе межличностного общения; - игры-драматизации, в основе которых лежат русские сказки «Медведь и мужик», «Лиса и кувшин», «Хаврошечка», «Крылатый, мохнатый да масляный». Вне НОД: - семейные развлечения и досуги в русских народных традициях – «Святки», «Веселая ярмарка», «Посиделки», «Блинная неделя», «Праздник чая»; - конкурсы: «Лучшая поделка в русском народном стиле», «Творческая фантазия», «Лучшая народная песня», «Конкурс чтецов». - выставки: «Русское народное творчество», «Русская изба», «Золотые руки мамы и бабушки»; - конкурс лучших проектов в ДОО, посвященных проблеме фольклора; - конференция с участием родителей по проектной деятельности в ДОО. - районные, городские, областные, всероссийские и международные конкурсы. прослушивание русской народной музыки и песен; 6
4. Туристско-краеведческая деятельность. Вне НОД: - образовательные экскурсии в «Краеведческий музей», в «Музей народного искусства», в «Музей народного костюма»; - экскурсии в библиотеку на тематическую выставку «Русское фольклорное искусство». Контроль: проведение психолого-педагогического мониторинга эффективности образовательной системы с помощью следующих методик: - Методика исследования познавательных процессов С.Д. Забрамной. - Методика исследования речи О.А. Ушаковой. - Методика изучения восприятия фольклора Ф.Г. Даскаловой. -Методика изучения уровня восприятия детьми фольклора «Вернисаж» О.А. Соломенниковой.
5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение

новых

образовательных

результатов

(кадровые,

научно-методические,

материально-технические,

нормативно-правовые,

информационные,

организационные).
Достижение новых образовательных невозможно без создания новых условий (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные). Кадровые: Цель: Улучшение качества образовательной деятельности. - квалификация педагогических работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике «Квалификационные характеристики должностей работников образования»; - педагог должен уметь организовать свою деятельность таким образом, чтобы она превратилась в действенное средство решения воспитательно- образовательных проблем; - педагог должен быть способен к саморазвитию и самообразованию; 7
- обладать современными методами мониторинга образовательной среды; - должен уметь обеспечить решение воспитательно-образовательных задач всех образовательных областей на современном этапе дошкольного образования в РФ; - обеспечить освоение выпускниками детских садов тех музыкальных знаний, творческих умений, исполнительских навыков, развитие музыкальных способностей. Научно-методические: Цель: Теоретическая разработка профессиональной проблемы и систематизация полученных знаний. - создание методического материала для работы с детьми, на основе которого формируется интерес к истории и культуре русского народа; - применение в работе с детьми инновационных педагогических технологий, ориентированных на развитие духовности; - методические пособия для работы с родителями в духовно – нравственном и патриотическом воспитании «Мы – граждане России», «Государственная символика», «Воспитание патриотов России»; - составление сценариев тематических мероприятий, позволяющих знакомить детей с русскими народными традициями и включать их в детскую жизнь «Народный праздник», «Русские народные традиции в проводах зимы», «Русские народные традиции во встрече весны»; - использование сайтов; - посещение семей с целью оценки взаимодействия взрослого с ребенком; - проектная деятельность (по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию); - детско-родительский проект «Традиции нашей семьи»; - учебный аудио- и видеокомплект: Материально-технические: 8
Цель: Создание комфортных условий, предметно-развивающей среды, способствующей лучшему восприятию детьми народного фольклора. - полифункциональный музыкальный зал; - профессиональные музыкальные инструменты: русская гармонь, балалайка, дудочка, гусли; - детские народные музыкальные инструменты; - русские народные игрушки (матрешки, свистульки, бирюльки и т.д.); - народные костюмы и реквизит для музыкально-театральной деятельности; - создание фольклорного пространства дошкольного учреждения; - проектирование развивающей среды (увеличение раздаточного материала, материальное обеспечение игровых уголков); - приобретение интерактивной техники; - подбор видеоматериалов по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию; - электронные презентации; - картины, иллюстрации по тематике; - учебно-дидактические игры; - компьютер; - проектор; - интерактивная доска. Нормативно-правовые: - Конвенция ООН о правах ребенка; - Конституция РФ; - Законодательство РФ; - ФГОС ДО Утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155; - Основная образовательная программа ДОУ; - Концепция дошкольного воспитания (от 16.06.1989 г.); - Концепция содержания непрерывного образования (от 17.06.2003 г.); - Заключение договора с библиотекой; 9
- Внесение изменений в годовой план. Информационные: Цель: Накопление опыта, создание системы педагогической деятельности. -электронные формы диагностических карт по методикам; - создание веб-страничек «Народные праздники», «Изучаем традиции нашего народа»; - дистанционные образовательные курсы по теме «Фольклор в проектной деятельности»; - доступность сети Интернет и электронной информации; - программное обеспечение, необходимое для создания дидактического материала и электронных игр для работы с интерактивной доской; - создание медиатеки на тему «Русский народный фольклор». Организационные: Цель: Создание условий, способствующих реализации образовательной деятельности. - включение фольклора в ООП; - создание предметной среды, способствующей ознакомлению детей с фольклором; - внедрение ИКТ; - организация обучения воспитателей; - проведение совместных с родителями мероприятий, посвященным народным праздникам и традициям: «Святочная неделя», «Широкая масленица», «Праздник чая», «Покров», «Иван Купала» и др.; - проведение конкурсов и досугов на тему народного творчества: «Умелые руки», «Лучшая поделка в народном стиле», «Русское народное творчество»; - проведение мероприятий (семинаров, семейных советов) в ДОУ по обмену и распространению опыта создания психолого-педагогических условий восприятия дошкольниками фольклора: «Фольклор в современной семье», «Вспомним народные традиции», «История семьи». 10
Словарь терминов Фольклор – это социокультурное явление, «хранитель» традиций, национального опыта, самосознания, духовно-нравственных основ нации. Восприятие – это познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Восприятие фольклора – это понятие, отражающее отношение ребенка к русскому народному фольклору. Частушка – это особенная песенная форма. Заклички – это стихотворное обращение детей к различным явлениям природы (солнце, дождь). Прибаутки – это маленькие рассказы юмористического содержания.
II

Описание

работы

с

алгоритмом

использования

электронного

интерактивного

дидактического

мультимедийного

пособия

в

образовательном процессе
Тема пособия: Дидактическая мультимедийная игра «Угадайка». Возраст целевой группы: старший дошкольный возраст. Цель пособия: Создание условий для лучшего восприятия детьми старшего дошкольного возраста фольклора. Задачи пособия: 1) Развивать познавательный интерес детей к русскому народному фольклору. 2) Расширять знания и представления дошкольников о русских народных музыкальных инструментах, танцах, костюмах. 3) Активизировать творческое мышление и творческое воображение. 4) Тренировать произвольное внимание и память. 5) Обогащать и пополнять словарный запас. 6) Способствовать становлению самоуверенности у тревожных неуверенных в себе и пассивных детей. Алгоритм работы со слайдами : 11

№ слайда

Действия и возможный вариант пояснений педагога

№1
Воспитатель предлагает поиграть в игру «Угадайка».
№2
Воспитатель предлагает показать картинки, на которых изображен русский народный костюм. Ответ можно проверить, щелкнув левой клавишей мыши.
№3
Воспитатель предлагает детям показать детям картинки, на которых изображены люди, исполняющие русский народный танец. Ответ можно проверить, щелкнув левой клавишей мыши.
№4
Воспитатель предлагает назвать музыкальные инструменты и ответить на вопрос: «Какие музыкальные инструменты не являются народными?». Ответ можно проверить, щелкнув левой клавишей мыши.
№5
Воспитатель предлагает прослушать музыкальные фрагменты (звоночки) и назвать музыкальные инструменты, исполняющие их.
№6
Воспитатель предлагает рассмотреть картинки и назвать персонажей сказок. Дети должны определить персонаж не из русской народной сказки. Ответ можно проверить, щелкнув левой клавишей мыши.
№7
Воспитатель хвалит детей. 12
13


В раздел образования