"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ИНТЕРАКТИВНОГО ДИДАКТИЧЕСКОГО МУЛЬТИМЕДИЙНОГО ПОСОБИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ"
Автор: Микушова Мария Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 392" г.о. Самара Населённый пункт: г. Самара Наименование материала: Методическая разработка Тема: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ИНТЕРАКТИВНОГО ДИДАКТИЧЕСКОГО МУЛЬТИМЕДИЙНОГО ПОСОБИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ" Раздел: дошкольное образование
Моделирование системы деятельности педагога, направленной
на решение профессиональной проблемы
1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях
профессиональной деятельности.
В контексте модернизации российского образования происходят
значительные и принципиальные изменения в содержании и в структуре
образовательной деятельности (ФГОС, п. 2.1, 2.2, 2.3, 2.4). Развитие
системы
дошкольного
образования
определяется
поиском
путей
перехода к гуманистической направленности содержания образования,
ориентацией на ценности и традиции российского общества.
Одним из фундаментальных условий развития личностных
качеств
ребёнка
является
направленность
во с п и т ат е л ь н о -
образовательного процесса на создание организационных и психолого-
педагогических
условий
организации
жизнедеятельности
ребёнка,
интеграция различных видов деятельности на основе его интересов и
способностей.
В свете данного положения особую актуальность приобретает
проблема
формирования
у
дошкольников
предпосылок
ценностно-
смыслового
восприятия
и
понимания
произведений
искусства,
восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.
Фольклор
представляет
собой
социокультурное
явление,
«хранитель» традиций, национального опыта, самосознания, духовно-
0
нравственных основ нации. Восприятие – это познавательный процесс,
формирующий субъективную картину мира.
Значение влияния фольклора на развитие целостной личности
ребенка велико. В процессе знакомства с народными традициями и
праздниками, пения песен, слушания музыки, проговаривания потешек,
заучивания
поговорок
и
пословиц
улучшается
слуховое
восприятие,
произвольное внимание, развиваются память, мышление, воображение,
речь,
расширяется
кругозор,
увеличивается
запас
знаний
и
представлений, эстетический вкус, представления о добре и зле и т. д.
Актуальность решения данной проблемы обосновывается
необходимостью разрешения противоречий, которые состоят в том, что
во
ФГОСах
ДО
в
образовательной
области
«Художественно-
эстетическое
развитие»
–
выделены
целевые
ориентиры
развития
ребёнка:
ребёнок
должен
овладеть
основными
способами
культуры
деятельности,
основными
способами
взаимодействия
с
детьми
и
взрослыми, обладать знаниями о культурных традициях нашего народа.
Родители ожидают от ДО решения задач физического,
интеллектуального и художественно-эстетического развития. А с другой
стороны,
научно-технический
прогресс
приводит
к
тому,
что
в
современном обществе фольклор утрачивает своё значение. Родители
рассказывают
меньше
сказок,
потешек,
реже
поют
колыбельные
песенки, не знакомят детей с народными традициями. А некоторые
жанры (прибаутки, небылицы, пестушки) почти не
используются в
воспитании.
Практика
деятельности
ДОУ
показывает
,что
народные
игры, исполнение частушек, потешек, песен, хороводов,
народных
танцевальных
движений
под
музыку,
находят
очень
незначительное
место в содержании образовательной деятельности.
Одним из главных условий в деятельности воспитателя,
музыкального
руководителя
является
ориентация
на
системно-
деятельностный
подход,
однако
на
практике
часто
наблюдается
1
отсутствие
системно сти
и
общецелевой
н ап р а вл е н н о с т и .
Необходимость
разрешения
данного
противоречия
ориентирует
специалистов ДОУ на внесение изменений в свою деятельность.
Проведем анализ недостатков в результатах, в основном процессе,
в условиях профессиональной деятельности.
Недостатки в результатах
Недостатки в основном
процессе
Недостатки в условиях
профессиональной
деятельности
1. Дети недостаточно знают
фольклорные жанры. У них
отсутствует познавательный
интерес к фольклорным
жанрам.
1. Недостаток
диагностических данных о
восприятии детьми
дошкольного возраста
фольклора. Дефицит
диагностических методик.
1. Недостаточно широко
представлены жанры
народного фольклора в
основной образовательной
программе. Недостаточно
методической литературы,
знакомящей жанрами
малого фольклора.
2. У детей ограничены
знания и представления о
народных культурных
традициях и русских
народных праздниках.
2. Недостаточно хорошо
изучены и созданы
организационные и
психолого-педагогические
условия восприятия детьми
фольклора.
2. Слабо разработана
предметно-развивающая
среда, способствующая
лучшему восприятию
дошкольниками фольклора.
3 .
Д о ш к о л ь н и к и
н е
осознают
свою
культурную
принадлежности к русскому
народу.
3. Недостаточная
квалифицированность
педработников, не
выстроенная система
общения с родителями по
данному вопросу.
Отсутствие в арсенале
музыкального руководителя
интерактивных и
электронных игр,
посвященных теме русского
народного фольклора.
3. Несовершенство
материально-технического
оснащения, отвечающего
современным требованиям.
Недостаточно наглядного
материала, видеофильмов.
Не используются ИКТ
Возникает противоречие между потенциальными возможностями
детей в восприятии фольклора и трудностью в организации и создании
психолого-педагогических условий этого процесса в ДОУ (трудность
реализации на практике).
2.
Формулировка
профессиональной
проблемы
на
основе
проведенного анализа.
На
основе
анализа
недостатков
можно
сформулировать
профессиональную проблему.
2
Профессиональная
проблема
заключается
в
отсутствии
организационных
и
психолого-педагогических
условий
для
решения
задач
по
художественно-эстетическому
развитию
дошкольников;
в
отсутствии
психолого-педагогического
сопровождения
процесса
восприятия дошкольниками различных жанров фольклора.
Необходимо создать в ДО такие условия, которые бы максимально
способствовали
формированию
у
ребенка,
необходимости
познания
исторических сведений, потребности ценить достоинства культуры русского
народа, что, будет являться неотъемлемой чертой его духовного становления,
социального развития.
Существующие
на
сегодняшний
день
проблемы по
духовно
–
нравственному
воспитанию
детей создают им трудности для дальнейшей
благополучной
адаптации
в
социуме.
Педагоги
осознают
необходимость
решения
данной
проблемы,
однако
многие
не
владеют
методами
и
средствами
организации
различных
видов
деятельности
по
духовно
–
нравственному воспитанию.
3. Описание новых образовательных результатов, сформированных
у дошкольников.
Целевые ориентиры
Конкретизация с
возрастом и темой
Пример проявления в
действии и в речи ребенка
Ребенок
овладевает
основными
к у л ь т у р н ы м и
с п о с о б а м и
д е я т е л ь н о с т и ,
п р о я в л я е т
инициативу и самостоятельность в
разных видах деятельности - игре,
о б щ е н и и ,
п о з н а в а т е л ь н о -
исследовательской
деятельности,
способен
выбирать
себе
род
занятий, участников по совместной
деятельности.
Приобщение
детей
к
к у л ь т у р е
и
музыкальным
традициям
русского
народа.
Ребенок охотно исследует и
изучает народные традиции,
поет народные песни, играет
в
народные
игры,
водит
хороводы, активно участвует
в танцах и праздниках. Знает
п о т е ш к и ,
п р и б а у т к и ,
частушки,
скороговорки,
з а к л и ч к и ,
п о с л о в и ц ы ,
поговорки, загадки.
Ребенок
обладает
установкой
положительного отношения к миру,
к
разным
видам
труда,
другим
людям и самому себе.
Воспитание
самосознания,
патриотизма,
позитивного
о т н о ш е н и я
к
народному фольклору
и
н а р о д н о м у
творчеству.
Ребенок положительно
воспринимает себя и
окружающих людей.
Осознает свою
принадлежность к народной
культуре, уважает традиции
своего народа и терпимо
относится к культуре других
народов.
3
Ребенок
обладает
р а з в и т ы м
в о о б р а ж е н и е м ,
к о т о р о е
реализуется
в
разных
видах
деятельности,
и,
прежде
всего
в
игре.
Ребенок
владеет
разными
формами и видами игры, различает
условную
и
реальную
ситуации,
ум е е т
п од ч и н я т ь с я
р а з н ы м
правилам.
Воспитание
положительных
э м о ц и й
и
эстетических
переживаний
ребенка
в процессе знакомства
с
русским
народным
фольклором.
Умеет
определять
жанры
русского
фольклора,
умеет
использовать их в сюжетно-
р о л е в о й
и г р е .
Ум е е т
выполнять правила русской
народной игры.
Ребенок
до статочно
хорошо
владеет
устной
речью,
может
выражать свои мысли и желания,
может
использовать
речь
для
выражения своих мыслей, чувств и
желаний,
построения
речевого
высказывания в ситуации общения.
Развитие
п р е д с т а в л е н и й
о
«добре»
и
«зле»
с
помощью
фольклорных
произведений.
Выразительно и
эмоционально исполняет
русские народные песни.
Может согласовывать пение
с выполнением
танцевальных движений.
Р е б е н о к
п р о я в л я е т
любознательность, задает вопросы
в з р о с л ы м
и
с в е р с т н и к а м ,
и н т е р е с у е т с я
п р и ч и н н о -
следственными связями, пытается
самостоятельно
придумывать
объяснения
явлениям
природы
и
по ступкам
людей.
О бл а д а е т
начальными
знаниями
о
себе,
о
природном и социальном мире, в
котором
он
живет;
знаком
с
п р о и з в е д е н и я м и
д е т с к о й
литературы.
Ребенок
способен
к
принятию
собственных
решений,
опираясь на свои знания и умения
в различных видах деятельности.
Формирование
творческого
м ы ш л е н и я
и
в о о б р а ж е н и я
с
помощью
импровизационной
основы
нар од но го
творчества.
У
р е б е н к а
и м е е т с я
с л о в а р н ы й
з а п а с
музыкальных
терминов,
названий жанров фольклора,
р у с с к и х
н а р о д н ы х
музыкальных
инструментов
и предметов одежды, обуви,
быта.
М о ж е т
п е р е с к а з а т ь
фольклорные
сказки,
умеет
играть
в
народные
игры,
и с п о л ь з у е т
в
и г р а х
народные считалки, загадки.
Р а з л и ч а е т
о с н о в н ы е
фольклорные формы.
4.
Характеристика
изменений
в
образовательном
процессе
(содержание, средства обучения и воспитания, контроля).
В
целях
эффективности
образовательно-воспитательного
процесса
нужно изменить: содержание деятельности по созданию организационных и
психолого-педагогических условий восприятия детьми фольклора, средства
обучения и воспитания, средства контроля.
Средства обучения и воспитания: использование русского народного
фольклора как воспитательно-образовательной системы.
В
результате
анализа
рассмотрены
следующие
психолого-
педагогические
условия,
способствующие
лучшему
восприятию
детьми
дошкольного возраста фольклора:
4
- создание условий для восприятия детьми фольклора;
- игровой характер НОД;
- развертывание диалогической речи воспитателя с ребенком в НОД и вне
НОД;
- одобрение воспитателем результатов практической деятельности ребенка;
- повышение знаний родителей о формах фольклорных жанров;
- отслеживание результативности процесса в виде мониторинга;
- учет индивидуальных интересов и особенностей детей.
1. Игровая деятельность.
В НОД:
- сюжетно – ролевые игры, основной целью которых является освоение и
практическое применение детьми способов взаимодействия друг с другом –
«Уборка в русской избе», «Накрываем на стол к празднику», «Испечем мы
каравай»;
- музыкальные игры «Карусель», «Хоровод», «Ручеек»;
- интерактивные игры «Угадайка», «Что лишнее», «Путешествие в сказку»,
«Путешествие в русскую избу» и др.
Вне НОД:
- сюжетно-ролевые игры «Домашние животные», «Уборка урожая»;
- русские народные игры «Жмурки», «Лапта», «Городки»;
- ролевые игры «Ждем гостей», «На ярмарке».
2. Познавательная деятельность.
В НОД:
- коллективные творческие проекты: «Традиции моего народа», «Русские
народные обычаи», «Незнакомые народные праздники» и др.;
-
исследовательские
проекты:
«Почему
так
говорят»,
«Откуда
пошло
поверье», «Секреты палехской шкатулки», «Секреты дымковской игрушки»,
«Секреты матрешки», «Народные приметы» и т.д.;
- знакомство с фольклорными жанрами в процессе бесед;
5
-
рассматривание
картин,
иллюстраций,
русских
народных
костюмов,
народных музыкальных инструментов и старинных предметов быта;
- знакомство с русскими народными приметами, обычаями и праздниками.
Вне НОД:
- организация выставок русского народного творчества в ДОО;
- заучивание потешек, песенок, закличек, прибауток, скороговорок, пословиц,
поговорок, колядок в режимных моментах.
-
выполнение
танцевальных
музыкально-ритмических
движений
под
русскую народную музыку;
- пение народных хороводных песен;
- знакомство с русскими народными приметами, обычаями и праздниками.
3. Проблемно ценностное общение.
В НОД:
- обогащение словарного запаса в процессе этических бесед и в процессе
межличностного общения;
- игры-драматизации, в основе которых лежат русские сказки «Медведь и
мужик»,
«Лиса
и
кувшин»,
«Хаврошечка»,
«Крылатый,
мохнатый
да
масляный».
Вне НОД:
- семейные развлечения и досуги в русских народных традициях – «Святки»,
«Веселая ярмарка», «Посиделки», «Блинная неделя», «Праздник чая»;
-
конкурсы:
«Лучшая
поделка
в
русском
народном
стиле»,
«Творческая
фантазия», «Лучшая народная песня», «Конкурс чтецов».
- выставки: «Русское народное творчество», «Русская изба», «Золотые руки
мамы и бабушки»;
- конкурс лучших проектов в ДОО, посвященных проблеме фольклора;
- конференция с участием родителей по проектной деятельности в ДОО.
-
районные,
городские,
областные,
всероссийские
и
международные
конкурсы.
прослушивание русской народной музыки и песен;
6
4. Туристско-краеведческая деятельность.
Вне НОД:
- образовательные экскурсии в «Краеведческий музей», в «Музей народного
искусства», в «Музей народного костюма»;
- экскурсии в библиотеку на тематическую выставку «Русское фольклорное
искусство».
Контроль:
проведение
психолого-педагогического
мониторинга
эффективности образовательной системы с помощью следующих методик:
- Методика исследования познавательных процессов С.Д. Забрамной.
- Методика исследования речи О.А. Ушаковой.
- Методика изучения восприятия фольклора Ф.Г. Даскаловой.
-Методика изучения уровня восприятия детьми фольклора «Вернисаж»
О.А. Соломенниковой.
5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение
новых
образовательных
результатов
(кадровые,
научно-методические,
материально-технические,
нормативно-правовые,
информационные,
организационные).
Достижение новых образовательных невозможно без создания новых
условий
(кадровые,
научно-методические,
материально-технические,
нормативно-правовые, информационные, организационные).
Кадровые:
Цель: Улучшение качества образовательной деятельности.
-
квалификация
педагогических
работников
должна
соответствовать
квалификационным
характеристикам,
установленным
в
Едином
квалификационном
справочнике
«Квалификационные
характеристики
должностей работников образования»;
-
педагог
должен
уметь
организовать
свою
деятельность
таким
образом,
чтобы она превратилась в действенное средство решения воспитательно-
образовательных проблем;
- педагог должен быть способен к саморазвитию и самообразованию;
7
- обладать современными методами мониторинга образовательной среды;
- должен уметь обеспечить решение воспитательно-образовательных задач
всех
образовательных
областей
на
современном
этапе
дошкольного
образования в РФ;
-
обеспечить
освоение
выпускниками
детских
садов
тех
музыкальных
знаний,
творческих
умений,
исполнительских
навыков,
развитие
музыкальных способностей.
Научно-методические:
Цель:
Теоретическая
разработка
профессиональной
проблемы
и
систематизация полученных знаний.
-
создание методического материала для работы с детьми, на основе
которого формируется интерес к истории и культуре русского народа;
-
применение
в
работе
с
детьми
инновационных
педагогических
технологий, ориентированных на развитие духовности;
-
методические
пособия
для
работы
с
родителями
в
духовно
–
нравственном и патриотическом воспитании «Мы – граждане России»,
«Государственная символика», «Воспитание патриотов России»;
-
составление
сценариев
тематических
мероприятий,
позволяющих
знакомить детей с русскими народными традициями и включать их в
детскую жизнь «Народный праздник», «Русские народные традиции в
проводах зимы», «Русские народные традиции во встрече весны»;
-
использование сайтов;
-
посещение
семей
с
целью
оценки
взаимодействия
взрослого
с
ребенком;
-
проектная
деятельность
(по
духовно
–
нравственному
и
патриотическому воспитанию);
-
детско-родительский проект «Традиции нашей семьи»;
- учебный аудио- и видеокомплект:
Материально-технические:
8
Цель: Создание комфортных условий, предметно-развивающей среды,
способствующей лучшему восприятию детьми народного фольклора.
- полифункциональный музыкальный зал;
- профессиональные музыкальные инструменты: русская гармонь, балалайка,
дудочка, гусли;
- детские народные музыкальные инструменты;
- русские народные игрушки (матрешки, свистульки, бирюльки и т.д.);
- народные костюмы и реквизит для музыкально-театральной деятельности;
- создание фольклорного пространства дошкольного учреждения;
- проектирование развивающей среды (увеличение раздаточного материала,
материальное обеспечение игровых уголков);
- приобретение интерактивной техники;
- подбор видеоматериалов по духовно – нравственному и патриотическому
воспитанию;
- электронные презентации;
- картины, иллюстрации по тематике;
- учебно-дидактические игры;
- компьютер;
- проектор;
- интерактивная доска.
Нормативно-правовые:
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Конституция РФ;
- Законодательство РФ;
-
ФГОС ДО Утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155;
- Основная образовательная программа ДОУ;
- Концепция дошкольного воспитания (от 16.06.1989 г.);
- Концепция содержания непрерывного образования (от 17.06.2003 г.);
- Заключение договора с библиотекой;
9
- Внесение изменений в годовой план.
Информационные:
Цель:
Накопление
опыта,
создание
системы
педагогической
деятельности.
-электронные формы диагностических карт по методикам;
- создание веб-страничек «Народные праздники», «Изучаем традиции нашего
народа»;
- дистанционные образовательные курсы
по теме «Фольклор в проектной
деятельности»;
- доступность сети Интернет и электронной информации;
-
программное
обеспечение,
необходимое
для
создания
дидактического
материала и электронных игр для работы с интерактивной доской;
- создание медиатеки на тему «Русский народный фольклор».
Организационные:
Цель: Создание условий, способствующих реализации образовательной
деятельности.
- включение фольклора в ООП;
-
создание
предметной
среды,
способствующей
ознакомлению
детей
с
фольклором;
- внедрение ИКТ;
- организация обучения воспитателей;
-
проведение
совместных
с
родителями
мероприятий,
посвященным
народным
праздникам
и
традициям:
«Святочная
неделя»,
«Широкая
масленица», «Праздник чая», «Покров», «Иван Купала» и др.;
- проведение конкурсов и досугов на тему народного творчества: «Умелые
руки», «Лучшая поделка в народном стиле», «Русское народное творчество»;
- проведение мероприятий (семинаров, семейных советов) в ДОУ по обмену
и
распространению
опыта
создания
психолого-педагогических
условий
восприятия дошкольниками фольклора: «Фольклор в современной семье»,
«Вспомним народные традиции», «История семьи».
10
Словарь терминов
Фольклор – это социокультурное явление, «хранитель» традиций,
национального
опыта,
самосознания,
духовно-нравственных
основ
нации.
Восприятие
–
это
познавательный
процесс,
формирующий
субъективную картину мира.
Восприятие фольклора – это понятие, отражающее отношение
ребенка к русскому народному фольклору.
Частушка – это особенная песенная форма.
Заклички
–
это
стихотворное
обращение
детей
к
различным
явлениям природы (солнце, дождь).
Прибаутки
–
это
маленькие
рассказы
юмористического
содержания.
II
Описание
работы
с
алгоритмом
использования
электронного
интерактивного
дидактического
мультимедийного
пособия
в
образовательном процессе
Тема пособия: Дидактическая мультимедийная игра «Угадайка».
Возраст целевой группы: старший дошкольный возраст.
Цель пособия: Создание условий для лучшего восприятия детьми старшего
дошкольного возраста фольклора.
Задачи пособия:
1) Развивать познавательный интерес детей к русскому народному фольклору.
2) Расширять знания и представления дошкольников о русских народных
музыкальных инструментах, танцах, костюмах.
3) Активизировать творческое мышление и творческое воображение.
4) Тренировать произвольное внимание и память.
5) Обогащать и пополнять словарный запас.
6) Способствовать становлению самоуверенности у тревожных неуверенных
в себе и пассивных детей.
Алгоритм работы со слайдами
:
11
№ слайда
Действия и возможный вариант пояснений педагога
№1
Воспитатель предлагает поиграть в игру «Угадайка».
№2
Воспитатель
предлагает
показать
картинки,
на
которых
изображен
русский
народный
костюм.
Ответ
можно
проверить, щелкнув левой клавишей мыши.
№3
Воспитатель предлагает детям показать детям картинки, на
которых
изображены
люди,
исполняющие
русский
народный танец. Ответ можно проверить, щелкнув левой
клавишей мыши.
№4
Воспитатель предлагает назвать музыкальные инструменты
и ответить на вопрос: «Какие музыкальные инструменты не
являются народными?». Ответ можно проверить, щелкнув
левой клавишей мыши.
№5
Воспитатель
предлагает
прослушать
музыкальные
фрагменты (звоночки) и назвать музыкальные инструменты,
исполняющие их.
№6
Воспитатель
предлагает
рассмотреть
картинки
и
назвать
персонажей сказок. Дети должны определить персонаж не
из
русской
народной
сказки.
Ответ
можно
проверить,
щелкнув левой клавишей мыши.
№7
Воспитатель хвалит детей.
12
13