Напоминание

"Знакомство детей дошкольного возраста с окружающим миром через дидактические игры".


Автор: Зеленова Диана Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа 1329 дошкольное отделение 1
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Знакомство детей дошкольного возраста с окружающим миром через дидактические игры".
Раздел: дошкольное образование





Назад




"Знакомство детей дошкольного возраста

с окружающим миром через

дидактические игры".

ПЛАН

1) Актуальность выбора данной темы самообразования

2) Подборка и изучение методической литературы

3)

Подготовить

консультацию

для

п ед а го го в "Использование

дидактических

игр

в

совместной

деятельности

воспитателей

и

детей"

4) Подготовить консультацию для родителей по данной теме

5) Совместное с родителями пополнение в группе дидактических

игр для развития мелкой мускулатуры, внимания. (в течении года)

6) Составить картотеку дидактических игр для детей среднего

дошкольного возраста

1.

Актуальность данной темы

Актуальность изучения данной темы заключается в том, что

применение

дидактических

игр

на

занятиях

с

детьми

дошкольного

возраста помогает детям лучше усваивать качества предметов, уточнять

представления и знания, которые получены в процессе наблюдения, а

также

способствовать

наиболее

лучшему развитию

умственных,

познавательных,

и

творческих

способностей.

Дети

дошкольного

возраста в силу своих психических и возрастных особенностей

все

познают в игре, то игра и является их ведущим видом деятельности.

Игра

является

эффективным

средством

формирования

личности

дошкольника,

его

морально-волевых

качеств,

в

игре

реализуется

потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А. Сухомлинский

подчеркивал, что «Игра – это огромное светлое окно, через которое в

духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений,

понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности».

Активизировать

учебно-воспитательный

процесс,

добиться

устойчивого внимания можно, зная, что среди всех мотивов учебной

деятельности

самым

действенным

является

познавательный

интерес,

возникающий в процессе учения. Он не только активизирует внимание,

умственную

деятельность

в

данный

момент,

но

и

направляет

ее

к

последующему решению различных задач. Устойчивый познавательный

интерес и внимание формируются разными средствами. Одним из них

являются

дидактические

игры. Эти

игры

направлены

на

решение

конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется

воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Все

необычное,

неожиданное

вызывает

у

детей

богатое

своими

последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания,

помогает

усвоить

любой

учебный

материал.

Игра

ставит

ребенка

в

условие поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть

быстрым, внимательным, ловким, собранным, уметь четко выполнять

задания, соблюдать правила игры.

Основная

особенность дидактических

игр

определяется

их

названием:

это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях

воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-

образовательное значение дидактической игры не выступает, открыто, а

реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

Дидактическая

игра

имеет

определенную

структуру,

характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность.

Выделяются

следующие

структурные

составляющие

дидактической

игры: обучающая (дидактическая) задача; игровые действия; правила

игры; результат.

Дидактическая задача – основной элемент дидактической игры,

которая определяется целью обучения и воспитательного воздействия.

Она формируется педагогом и отображает его обучающую деятельность.

Так,

например,

в

ряде

дидактических

игр

в

соответствии

с

программными задачами закрепляется умение составить из букв слова,

отрабатываются

навыки

счета.

Для

детей

обучающая

задача

формулируется как игровая. Игровая задача осуществляется детьми. Она

определяет

игровые

действия,

стимулирует

желание

их

выполнить.

Игровые

действия

это

способы

проявления

активности

ребенка

в

игровых целях. Чем разнообразней игровые действия, тем интереснее

для

детей

сама

игра

и

тем

успешнее

решаются

познавательные

и

игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их

направленности и по отношению к играющим.

Это,

например,

ролевые

действия,

отгадывания

загадок,

пространственные преобразования. Они связаны с игровым замыслом и

исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации

игрового

замысла,

но

включают

и

действия,

направленные

на

выполнение дидактической задачи.

В зависимости от возраста и уровня развития детей меняются и

игровые действия в дидактической игре. Но есть одно педагогическое

правило, которому педагог должен всегда следовать при организации

дидактической игры: ее развивающий эффект прямым образом зависит

от

того,

насколько

разнообразны

и

содержательны

действия,

выполняемые

ребенком.

Если

педагог,

проводя

дидактическую

игру,

действует

сам,

а

дети

только

наблюдают,

ее

воспитательно-

образовательная ценность пропадает.

Правила игры обеспечивают реализацию игрового содержания. Их

содержание

и

направленность

обусловлены

общими

задачами

формирования

личности

ребенка,

познавательным

содержанием,

игровыми

задачами

и

игровыми

действиями.

В

дидактической

игре

правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет

игрой,

процессами

познавательной

деятельности,

поведением

детей.

Правила делают игру демократичной: им подчиняются все участники

игры.

Между

обучающей

задачей,

игровыми

действиями

и

правилами

существует

тесная

связь.

Обучающая

задача

определяет

игровые

действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить

задачу.

Подведение итоговрезультат подводится сразу по окончании игры.

Это

может

быть

подсчет

очков;

выявление

детей,

которые

лучше

выполнили игровое задание; определение команды – победительницы.

При

этом

необходимо

отметить

достижения

каждого

ребенка,

подчеркнуть успехи отстающих детей. При проведении игр необходимо

сохранить все структурные элементы. Так как именно с их помощью

решаются дидактические задачи.

Таким

образом,

дидактические

игры

незаменимое

средство

обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и

нравственной

их

деятельности.

Эти

игры

таят

в

себе

большие

возможности

и

воспитательного

воздействия

на

детей

дошкольного

возраста.

Поэтому

использование

дидактических

игр

при

знакомстве

с

окружающим миром и решает свои воспитательно - образовательные

задачи на каждом этапе дошкольного воспитания.

В ы в о д

:

Таким образом, дидактические игры занимают большое место в

работе дошкольных учреждений. Они используются на занятиях и в

самостоятельной деятельности детей.

Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может

служить

составной

частью

занятия.

Она

помогает

усвоению,

закреплению

знаний,

овладению

способами

познавательной

деятельности.

Дети

осваивают

признаки

предметов,

учатся

классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической

игры

как

метода

обучения

повышает

интерес

детей

к

занятиям,

развивает

сосредоточенность,

обеспечивает

лучшее

усвоение

программного материала. Особенно эффективны эти игры на занятиях

по

ознакомлению

с

окружающим,

по

обучению

родному

языку,

формированию элементарных математических представлений.

В

дидактической

игре

учебные,

познавательные

задачи

взаимосвязаны

с

игровыми,

поэтому

при

организации

игры

следует

особое

внимание

обращать

на

присутствие

в

занятиях

элементов

занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания и т. п.

Если

в

процессе

обучения

систематически

используются,

разнообразные

дидактические

игры,

то

дети,

особенно

в

старшем

дошкольном возрасте, начинают самостоятельно организовывать этот

вид игр: выбирают игру, контролируют выполнение правил и действий,

оценивают поведение играющих. Поэтому дидактическая игра занимает

важнейшее

место

в

системе

педагогических

средств

всестороннего

воспитания детей.

2.

Подборка и изучение методической литературы

В течение года мною проводилась работа по изучению

следующей методической литературы:

1.

В. Н.Аванесова. Дидактическая игра как форма

организации обучения в детском саду / В.Н. Аванесова. М. :

Просвещение, 1972. 176 с.

2.

Н.П. Аникеева, Воспитание игрой / Н.П. Аникеева. М. :

Просвещение, 1997.

3.

М.А. Бесова. К познанию мира – через игру. – Мн.:

Высшая школа, 1995. – 210 с.

4.

А. К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду.

Книга для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 2001.

5.

В.М. Букатов Педагогические таинства дидактических

игр: Учебное пособие/ В.М. Букатов. – 2-е изд.,испр. и доп. – М.,

2003.

6.

Т.В. Владимирова Сборник дидактических игр по

ознакомлению дошкольников среднего и старшего возраста с

явлениями неживой природы/ Под ред.И.Я.Гуткович. – Ульяновск,

2002

7.

Л.С. Выготский Игра и ее роль в психическом развитии

ребенка// Вопросы психологии. - 1966.

8.

Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система

работы в первой младшей группе детского сада. – М. : Мозаика-

Синтез, 2008.

9.

И.Я. Гуткович, О.Н. Самойлова. Сборник дидактических

игр

по

формированию

системного

мышления

дошкольников:

Пособие для воспитателей детских садов/ Под ред.Т.А.Сидорчук. –

Ульяновск, 1998

10.

П. П. Дзюба. «Дидактическая копилка воспитателя

детского сада».- М. : Феникс,2008г.

11.И. А. Лыкова. Дидактические игры и занятия - М. : Карапуз,

2009г.

12.

Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с

ребёнком. – М. : Обруч, 2012г.

13.

Л.Ю. Павлова Сборник дидактических игр по

ознакомлению с окружающим миром. Для работы с детьми 4-7

лет .- М. 2008г.

14.

Дидактические игры-занятия в ДОУ: Практическое

пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е.

Н. Панова. – Воронеж:ТЦ«Учитель»,2006.

15.

Интернет.

16.

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель в ДОУ», «Дошкольное воспитание» ,«Ребенок в

детском саду» , «Обруч» .

3.

Консультация для педагогов

"Использование дидактических игр в совместной

деятельности воспитателей и детей"

Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок постигает

то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный

опыт

обогащается.

Немалую

роль

в

этом

играют

ежедневные

впечатления от общения с людьми.

Малышу

не

свойственна

созерцательность,

он

стремится

к

активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный

контакт ребенка с доступными ему предметами позволяет познать их

отличительные

особенности,

но

в

то

же

время

порождает

у

него

множество

вопросов.

Значит,

мир,

чуть

приоткрыв

свои

тайны,

пробуждает любознательность у маленького человека, желание узнать

как можно больше. Только взрослый может помочь малышу понять суть

интересующих его явлений.

Удовлетворить

детскую

любознательность,

вовлечь

ребенка

в

активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами

познания связи между предметами и явлениями позволяет игра.

Учиться играя! Эта идея увлекала многих педагогов и воспитателей.

Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью,

разнообразными

умениями

и

навыками,

их

этому

надо

учить.

Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом,

не случайно им создано много детских песенок, потешек, игрушек и игр,

которые

забавляют

и

учат

маленьких

детей

(взять

хотя

бы

всем

известные «Ладушки», которые, кроме, тренировки мелкой моторики,

развивают память, дают положительные эмоции, обогащают словарный

запас ребенка). Народ создал эти чудесные произведения – потешки,

прибаутки, пестушки, заклички с тем, чтобы дети в игре со словом

учились тонкостям родного языка.

Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования

ловкости

рук

таят

в

себе

народные

игрушки:

башенки,

неваляшки,

разборные шары, вкладыши, пирамидки, матрешки и многие другие.

Детей привлекает красочность этих игрушек, забавность действия с

ними.

Играя,

ребенок

приобретает

умение

действовать

на

основе

различения

формы,

величины,

цвета

предметов,

овладевает

разнообразными новыми движениями. И все это своеобразное обучение

элементарным умениям и навыкам осуществляется в игровых формах,

увлекательных и доступных ребенку.

Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их

особенность состоит в том, что задание ребенку предлагается в игровой

форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания,

овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся

культуре общения друг с другом. Любая дидактическая игра содержит

познавательную

и

воспитательную

игровые

составляющие,

игровые

действия, игровые и организационные отношения.

В Программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы,

Т.С.

Комаровой,

М.А.

Васильевой,

на

первый

план

выдвигается

развивающая

функция

дидактической

игры.

Поэтому

развивающие

дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они

расширяют

представление

малыша

об

окружающем

мире,

обучают

ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов, а также

устанавливать

простейшие

взаимосвязи.

Дидактические

игры

с

правилами заняли должное место среди методов обучения и воспитания

детей. С помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей.

В

каждом

возрасте

познавательная

деятельность

имеет

особые,

отличительные черты. Мышление детей младшего дошкольного возраста

носит

преимущественно

наглядно-действенный

характер.

Основной

формой

познавательной

деятельности

является

предметно-

манипулятивная

игра.

Это

самостоятельная

игра,

в

ходе

которой

ребенок,

манипулируя

предметами,

практически

соотносит

их

по

размеру и форме, знакомится с их внутренним устройством.

Очень важно создать в детском саду благоприятные условия для

такой игры, потому что в ней развивается интеллект детей третьего года

жизни.

Для этого необходимо:

создать

в

группе

такую

психологическую

атмосферу,

чтобы

ребенок

чувствовал

себя

любимым

и

желанным,

чтобы

он

не

был

«зажат», а мог свободно проявлять свои стремления и интересы;

предоставлять

малышу

свободу

для

игры,

поощрять

самостоятельность и любознательность;

∙ постоянно использовать в речи взрослых слова, обозначающие

цвет, размер, форму предметов, их пространственное расположение и

количество.

Дидактическая

игра

направлена

на

развитие

таких

психических

процессов,

как

память,

мышление,

творческое

воображение.

Она

вырабатывает

усидчивость,

дает

простор

для

п р оя вл е н и я

самостоятельности.

Дидактические игры и занятия необходимы для умственного развития

маленьких

детей.

Во

время

занятий

у

ребенка

воспитывается

способность сосредоточиться на том, что ему показывает и говорит

взрослый.

Дидактическая игра – разновидность игр с правилами, специально

разработанная педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Но при

этом, как было сказано выше, дидактическая игра скрыта от детей.

Внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий, а задача

обучения им не осознается. Это делает игру особой формой обучения,

когда дети, играя, усваивают необходимые знания, умения и навыки.

Дидактические игры и занятия имеют определенное значение и в

нравственном воспитании детей. У них постепенно развивается умение

действовать в среде сверстников, что в начале дается нелегко. Сначала

ребенок приучается делать что-то рядом с другими детьми, не мешая им,

не

забирая

у

них

игрушки

и

не

отвлекаясь.

Затем

он

привыкает

к

совместной с другими детьми деятельности: вместе смотреть игрушки,

картинки,

вместе

ходить,

плясать

и

т.

д.

Зарождается

интерес

к

действиям другого ребенка, радость общих переживаний.

Дидактическая игра хороша еще и тем, что малыш сразу видит

конечный

результат

своей

деятельности,

достижение

результата

вызывает чувство радости и желание помочь тому, у кого пока что-то не

получается.

Некоторые дети с большим трудом привыкают к совместным играм. Их

надо

постепенно

приучать

к

этому,

объединяя

с

более

спокойными

сверстниками. Такое объединение может быть осуществлено сначала на

занятиях с использованием вспомогательных предметов-орудий.

Характер

деятельности

на

этих

занятиях

вызывает

у

детей

оживление,

речевые

реакции,

что

привлекает

внимание

других

участников

игры-занятия,

подталкивает

к

подражанию.

Воспитатель

побуждает ребят обмениваться игрушками, подталкивает и облегчает

установление

правильных

взаимоотношений.

Дидактическая

игра

хороша как для индивидуальной, так и для совместной деятельности

детей.

Дидактические

игры

условно

делятся на

игры

с

предметами,

настольно-печатные игры и словесные игры.

1). Предметные игры – это игры с народной (деревянные конусы

из

одноцветных

и

разноцветных

колец,

бочонки,

шары,

матрешки,

грибки и др.) дидактической игрой, мозаикой, различными природными

материалами

(листья,

семена

и

т.

д.).

Эти

игры

развивают

у

детей

восприятие цвета, величины, формы.

2). Настольно-печатные –

н а п р а в л е н ы

н а

у т о ч н е н и е

представлений

об

окружающем,

систематизацию

знаний,

развивают

мыслительные

процессы

и

операции

(анализ,

синтез,

обобщение,

классификацию и др.).

Настольно-печатные

игры

могут

быть

разделены

на

несколько

видов:

- Парные картинки. Игровая задача состоит в том, чтобы подобрать

картинки по сходству.

-

Лото. Они

строятся

по

принципу

парности:

к

картинкам

на

большой карте подбираются тождественные изображения на маленьких

карточках. Тематика лото самая разнообразная: «игрушки», «посуда»,

«одежда»,

«растения»

и

т.

д.

Игры

в

лото

уточняют

знания

детей,

обогащают словарь.

-

Домино. Принцип парности реализуется через подбор карточек-

картинок

при

очередном

ходе.

В

игре

развиваются

память,

сообразительность и т.д.

- Разрезанные картинки и складные кубики. Игры направлены на

развитие внимания, на уточнение представлений, на соотношение между

целым и частью.

- Игры

типа

«Лабиринт» предназначены

для

детей

старшего

дошкольного возраста. Они развивают пространственную ориентацию,

умение предвидеть результат действия.

3) Словесные игры. В эту группу входит большое количество

народных игр типа «Краски», «Черное и белое» и др. Игры развивают

внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Важно е значение

имеет

содержание

дидактических

игр.

Структура дидактических игр, включающая в себя, кроме дидактической

задачи, игровые правила и действия, позволяет усложнять их по мере

развития у детей психических процессов: воли, памяти, произвольного

внимания и др.

Таблица 1. - Классификация игр

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ:

Возрастн

ая группа

Речи

Восприя

тия

Вниман

ия

Памят

и

Мышлен

ия

Средняя группа (4-

5 лет)

«Во

что можно

превратить

»

«Четве

ртый

лишний»

«Сделай

узор»

«Во что

можно

превратить»

«Сложи

квадрат»

«Картинк

«Сделай

узор»

«Во что

можно

превратить»

«Картин

ки –

вкладки»

«Сдела

й узор»

«Во

что можно

превратить

»

«Слож

и рисунок

«Сделай

узор»

«Сложи

квадрат»

«Картинк

и – вкладки»

«Выставк

а форм»

Старшая

группа

«Сравн

ение»

«Угада

й, что

спрятано»

«Что

«Сравнен

ие»

«Сделай

сам»

«Игры с

контурными

«Сравне

ние»

«Сделай

сам»

«Угадай

предмет»

«Сдела

й сам»

«Угада

й предмет»

«Что

бывает»

«Сравнен

ие»

«Сделай

сам»

«Угадай

предмет»

Подг

отовите

«Кто

больше»

«Кто

кем станет»

«Назови

отличия»

«Один

признак у

всех»

«Рыба,

«Кто

больше»

«Назов

и отличия»

«Кто

больше»

«Кто кем

станет»

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения:

углубление

и

обобщение

знаний,

развитие

сенсорных

способностей,

активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь)

и др.;

установление

соответствия

отобранной

игры

программным

требованиям

воспитания

и

обучения

детей

определенной

возрастной

группы;

определение

наиболее

удобного

времени

п р о вед е н и я

дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях

или в свободное от занятий и других режимных процессов время);

выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая

другим. Такое место, как правило, отводят в групповой комнате или на

участке;

определение

количества

играющих

(вся

группа,

небольшие

подгруппы, индивидуально);

подготовка

необходимого

дидактического

материала

для

выбранной

игры

(игрушки,

разные

предметы,

картинки,

природный

материал);

подготовка самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить

весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;

подготовка

к

игре

детей:

обогащение

их

з н а н и я м и ,

представлениями

о

предметах

и

явлениях

окружающей

жизни,

необходимым для решения игровой задачи

Проведение дидактических игр включает:

ознакомление

детей

с

содержанием

игры,

с

дидактическим

материалом,

который

будет

использован

в

игре

(показ

предметов,

картинок,

краткая

беседа,

в

ходе

которой

уточняются

знания

и

преставления детей о них);

объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает

внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на

четкое

выполнение

правил

(что

они

запрещают,

разрешают,

предписывают);

показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит

детей

правильно

выполнять

действие,

доказывая,

что

в

противном

случае игра не приведет к нужному результату (например, кто-то из

ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);

определение

роли

воспитателя

в

игре,

его

участие

в

качестве

играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия

воспитателя

в

игре

определяется

возрастом

детей,

уровнем

их

подготовки, сложностью;

дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог

направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);

подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве

ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно

судить

об

ее

эффективности,

о

том,

будет

ли

она

с

интересом

пользоваться

в

самостоятельной

игровой

деятельности

ребят.

При

подведении итогов педагог подчеркивает, что путь к победе возможен

т о л ь к о

ч е р е з

п р е о д о л е н и е

т р у д н о с т е й ,

в н и м а н и е

и

дисциплинированность.

Для

детей

дошкольников,

страдающих

различными

речевыми

расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль

как

необходимое

условие

всестороннего

развития

их

личности

и

интеллекта.

При использовании дидактических игр в своей работе я учитывала

следующие принципы:

1.

Принцип доступности.

2.

Принцип систематичности и последовательности.

3.

Принцип научности.

4.

Принцип развивающего и воспитывающего обучения.

5.

Принцип творческой активности.

6.

Принцип наглядности.

4). Консультация для родителей

О некоторых правилах, которые надо стараться соблюдать, играя с

детьми

Радоваться успехам, но не захваливать

Любые

игры

только

тогда

дают

результаты,

когда

дети

играют

с

удовольствием. Так же и творчество – это всегда интерес, увлечение и

даже

страсть.

Вот

этот

интерес

к

развивающим

играм,

к

интеллектуальному

напряжению,

какого

они

обязательно

требуют,

и

надо развивать у детей. Именно развить, так как сам он ниоткуда не

появляется, и если иногда говорят: «Он сам интересуется», то только

потому, что не знают, откуда интерес появился, кто принес его «семя» и

удобрил почву для роста.

Кроме того, здесь действует одна закономерность: чем больше развито

какое-то качество, тем сильнее жаждет оно проявления.

Итак, первое условие успеха – улыбка, радость, похвала, искренняя

заинтересованность педагога в прогрессе малыша, в росте его сил.

При

этом,

конечно,

нельзя

забывать,

что

переваливание

может

и

навредить, особенно в старшем возрасте. Всегда нужно уметь показать

ребенку как бы резерв его возможностей, что можно еще лучше: «Да, ты

сегодня хорошо нарисовал, но вот одна линия кривая получилась. Если

все линии будут прямыми, то будет еще лучше! Попробуй – ка!»

Это

возбуждает

у

ребенка

желание

сделать

как

можно

лучше,

стремление к постоянному совершенствованию – очень важное условие

творческой

деятельности

в

любой

области.

В

этом

отношении

развивающие

игры

облегчают

задачу:

они

сами

создают

такую

перспективу развития своими заданиями – ступеньками. Но они же

требуют от взрослого не только похвалы вообще, а конкретной оценки

действий ребенка. К оценке важно привлекать и самого ребенка: «Что,

по-твоему,

сегодня

у

тебя

особенно

удалось?

А

что

еще

не

совсем

получилось?»

Все это поддерживает интерес ребенка к игре, к движению вперед, к

совершенствованию, но …

Ни пресыщения, ни принуждения!

Но

этот

интерес

легко

притупить

не

только

небольшим

нажимом,

принуждением, но даже просто «перебарщивайте», доведением игры до

того, что она стала надоедать. Поэтому никогда не следует доводить

занятие играми до пресыщения, до того, что ребенку не хочется играть.

Как

перекармливаемый

ребенок

теряет

аппетит,

и

приятная

еда

превращается для него в мучение, так и всякое давление, всякое насилие

вызывает у ребенка сопротивление и немедленное нежелание играть в те

игры,

которыми

заставляют

заниматься.

Наоборот,

заканчивать

игру

нужно, как только замелькает первый признак потери интереса к ней, но

пообещайте, что завтра или в другой раз «мы поиграем побольше»,

чтобы

впереди

была

приятная

перспектива

завтрашняя

радость.

Поэтому как бы ни хотелось взрослому, чтобы ребенок занимался игрой,

ни в коем случае нельзя оказывать на него нажима. Лучше отступиться,

отложить на день, на два, на неделю, выждать момент, когда игра будет

желанной. Но это вовсе не значит, что надо просто ждать, когда у

ребенка

возникнет

желание

играть.

Надо

организовать

это

желание,

пробуждать

его,

создавать

условия

для

его

возникновения.

Как?

Например, организуйте соревнование между детьми в играх, наверняка

при таком условии любой ребенок загорится желанием участвовать в

этих соревнованиях.

Во время игры нельзя допускать подобных замечаний по отношению к

ребенку: «Ну и бестолковый же ты! Хуже всех!», «Ты все по сторонам

смотришь! Скорее соображай!», «Прямо глупый, какой – то…» и т.п.

Толковее от этих обидных слов еще не становился никто, зато они

вызывают у детей раздражение, озлобленность, неверие в свои силы,

нежелание думать – все эти замечания просто противопоказаны.

Самостоятельно, без подсказки! А как быть с ошибками?

Основное правило развивающих игр: взрослый не должен выполнять

задание за ребенка, не должен подсказывать ему ни словом, ни жестом,

ни взглядом. Воздержаться от подобных замечаний надо именно в ходе

игры, когда ребенок еще не закончил очередного задания. Почему они

нежелательны?

Нужно

сказать,

что

вначале,

когда

ребенок

только

знакомится с играми, подобные эмоциональные реплики даже помогают:

одобрительные

окрыляют,

критические

побуждают

работать

внимательнее,

осмотрительнее.

Но

затем

лучше

от

них

постепенно

отказаться,

потому

что

ребенок

начинает

больше

судить

о

своих

действиях

не

по

результатам

самой

работы,

а

по

замечаниям

окружающих. А это приведет к тому, что у ребенка не будет развиваться

самоконтроль.

После

очередного

шага

в

решении

задачи

он

станет

смотреть

на

взрослого:

улыбнется

он

или

нахмурится,

кивнет

одобрительно или отрицательно. И если это станет главным критерием в

его

оценке

собственных

действий,

то

самоконтроль,

самоанализ

заменяется

стремлением

просто

угадать,

как

относятся

к

этому

окружающие.

Даже

при

оценке

самых

сложных

работ

не

надо

торопиться с замечанием: «Смотри – ошибка! И еще одна ошибка! А

здесь не так!»

Можно пойти даже на хитрость, т.е. сказать об ошибке там, где ее нет,

пусть ребенок докажет, что там все «по чертежу», все правильно. Или

можно

специально

построить

что-то

с

ошибками

(более

или

менее

грубым, исходя из возможностей ребенка), а потом вместе отыскать

ошибки, даже устроить соревнование: кто их больше найдет? Причем

особенно высоко ценить обнаружение не специальных, а действительно

вкравшихся ошибок, даже если это ошибки взрослого. В умении найти

ошибку или неточность дети довольно часто обгоняют взрослых, и это

надо

поддерживать

пусть

поднимаются

выше

старших.

Но

без

злорадства!

Насильно мил не будешь, а запретный плод сладок

Очень

часто,

желая

что-то

внушить

детям,

упорно

и

навязчиво

повторяют

им

одно

и

тоже.

Нет

лучшего

способа

добиться

прямо

противоположного результата. И наоборот: запрет, недоступность всегда

вызывают интерес и желание узнать, что это такое. Эту закономерность

обязательно надо использовать в общении с ребятами. И в играх тоже.

И

для

поддержания

такого

интереса

в

дальнейшем

нельзя

развивающие игры превращать в обычные, всегда доступные игрушки.

Сделали вы кубики для игры, поиграли с детьми и … оставили на полу

вместе с другими игрушками. Хочешь – бери, не хочешь – не надо,

можно их смешать с другими кубиками и пустить в «строительство», а

можно

«подфутболить»

под

полку,

так

что

и

не

достать

сразу.

Не

доводите

до

этого!

Такое

обращение

с

игрой

быстро

сделает

ее

непригодной, потому что кубики или карточки – задания неизбежно

будут теряться, а тогда уже не все задания можно будет выполнять

полностью. Но это еще полбеды, недостающие кубики или рисунки

можно

восстановить.

Беда

в

другом:

игра

становится

доступной,

привычной и теряет свою привлекательность. Вот почему после игры

надо все аккуратно уложить и поставить на место, недоступное для

детей, но все-таки такое, чтобы игра была детям видна. У детей ведь

очень многое зависит от чистой случайности: попалась на глаза вещь –

захотелось взять и поиграть, а не попалась – можно надолго забыть о

ней.

Некоторые дидактические игры в младшей и средней возрастных

группах

интересны

детям

и

в

более

старшем

возрасте,

при

этом

предлагаемые задания необходимо, несомненно, усложнять, опираясь на

интеллектуальное взросление детей.

5) Картотека дидактических игр по ознакомлению детей среднего

дошкольного возраста с окружающим миром

«Путаница»

Дидактическая задача: Уточнить знания детей об особенностях

строения комнатного растения (корень, стебель, лист, цветок). Учить

правильно называть части, строить предложения. Упражнять в

составлении предмета из частей. Развивать зрительное восприятие,

логическое мышление. Воспитывать у детей бережное отношение к

растениям, интерес к ним.

Словарь: герань, хлорофитум, стебель, кактус.

Игровое правило: не ошибиться в выборе.

Игровое действие: поиск частей и складывание целой картинки.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям рассмотреть части от целой

картинки. Дети выбирают цветок, который будут складывать. Говорят

его название. Затем из набора картинок складывают свой цветок.

В ходе игры воспитатель задает детям вопросы:

- Назови, что это? (части растения)

- Можно ли их расположить так? (перепутать).

- Почему нельзя расположить так?

- Сделай правильно.

- Объясни, почему именно так нужно расположить части растения.

Итог игры: Выигрывает тот, кто раньше других сложил цветок.

«Летает, прыгает, плавает…»

Дидактическая задача: Закрепить знания детей о способах

передвижения насекомых, животных, птиц. Развивать умение

сравнивать, находить признаки сходства и различия. Воспитывать

целеустремленность и выдержку.

Материал: карточки с изображением насекомых, животных, птиц.

Игровое правило: отвечать после того, как получишь камешек.

Игровые действия: передача камешка.

Ход игры: Воспитатель выставляет карточку с изображением, например,

насекомого и просит назвать действия которое выполняет бабочка.

Передавая камешек друг другу, дети говорят: «Летает, порхает,

трепещет, садится, машет, распускает…» Тот, кто не называет

действия выходит из игры. Затем выставляется следующая картинка –

кузнечик…

Итог игры: Побеждают те дети, которые не выбыли из игры (2 - 3

ребенка).

«Ищи и найдешь»

Дидактическая задача: Упражнять в различении характерных

признаков отдельных времен года. Развивать внимание, память, речь.

Игровое правило: Отвечать друг за другом.

Игровое действие: описание карточки, соотнесение ее к определенному

времени года.

Словарь: снежная, ветреная, дождливая, пасмурная, солнечная, осенняя,

летняя, зимняя, весенняя.

Ход игры: Воспитатель раскладывает перед детьми карточки, затем

называет время года. Дети находят карточку, по которой можно

определить признак этого времени года. Дают определение этому

времени года. За правильный ответ дети получают фишки.

Итог игры: Кто заработал большее количество фишек, тот и победил.

«Кто где живет?»

Дидактическая задача: Систематизировать представления о животных.

Учить устанавливать связи, особенности их строения с местом обитания.

Словарь: дупло, гнездо, берлога, нора.

Игровые действия: не мешать друг другу, слушать и отвечать.

Игровое правило: слушать вопрос воспитателя, отвечать на него полным

ответом.

Ход игры: Воспитатель показывает картинку, спрашивает, что на ней

изображено, кто может жить в этом месте. Дети отвечают на вопросы.

Можно использовать загадки.

Итог игры: За правильный ответ ребенок получает фишку.

«Сложи животное»

Дидактическая задача: Закрепить знания о животных, их внешнем

виде. Развивать сообразительность, быстроту реакции.

Словарь: колючий, ловкая, медлительная, лесная, водоплавающая.

Игровое правило: внимательно слушать воспитателя, рассматривать

образец, действовать по сигналу.

Игровое действие: составлять целую картинку из частей.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям рассмотреть целые картинки с

изображением животных. Назвать животных изображенных на них.

Раздает картинки нескольким детям, а разрезанные картинки таких же

животных лежат на столе. Из них дети должны отобрать те, на которых

изображены части животного, которое находится у них на столе.

Сложить картинку по своему образцу.

Итог игры: кто быстро справиться с заданием, тот и победил.

«Охотник и пастух»

Дидактическая задача: Закреплять знания детей о домашних и диких

животных. Учить правильно пользоваться обобщающими словами.

Развивать произвольное внимание, сообразительность, гибкость

мышления.

Словарь: дикие, домашние, кудрявый, откормленная, неуклюжий,

плутовка, Буренка.

Игровое правило: действовать по сигналу воспитателя.

Игровое действие: поиск нужной карточки.

Ход игры: Воспитатель спрашивает: «Кто охотится за дикими

животными?» Затем выясняет кто пасет домашних. Предлагает

разделиться на две команды, одни – охотники, другие – пастухи. ПО

сигналу воспитателя дети подходят к столу и выбирают нужную

карточку, встают в конец своей колонны.

Итог игры: побеждает та команда, которая выполнит задание быстрее.

«Опиши, я отгадаю!»

Дидактическая задача: Выделить и назвать характерные признаки

предмета в ответ на вопросы взрослого. Развивать связанную речь,

мышление.

Словарь: черная смородина, гранат, яблоко, груша, помидор, вишня,

слива, крыжовник, красная смородина, черешня, виноград, кислое,

сладкое, румяное, мелкие, полосатые, круглые, сочная, ароматное.

Игровое правило: нельзя называть то, что описывают. Отвечать на

вопросы воспитателя четко и правильно.

Игровые действия: загадывание загадок.

Ход игры: Детям раздаются карточки с изображением овощей и

фруктов. Они, не показывая воспитателю, описывают изображенный

предмет. Если описание короткое, воспитатель задает дополнительные

вопросы.

Итог игры: за правильное и точное описание дети получают фишки и

считаются победителями.

«Кто что любит?»

Дидактическая задача: Уточнить знания детей о том, чем питаются

отдельные животные. Развивать сообразительность, быстроту

мышления.

Словарь: пшено, листья, морковь, капуста, трава, сочная, сладкая,

белокочанная.

Игровое правило: Не мешать друг другу, внимательно слушать вопрос

воспитателя и отвечать на него.

Игровое действие: отвечать на вопросы.

Ход игры: Воспитатель показывает карточку с изображением продуктов

питания того или иного животного. Спрашивает: «Кто это ест?» Дети

отвечают, что изображено на картинке и кто это ест.

Итог игры: За правильный ответ дети получают фишки. Побеждает тот,

кто заработает большее количество фишек.

«Овощи и фрукты»

Дидактическая задача: Закрепить знания детей об овощах и фруктах.

Учить составлять целое из частей. Развивать быстроту реакции,

внимание.

Игровое правило: действовать по сигналу.

Игровое действие: поиск нужной карточки.

Словарь: чеснок, баклажан, банан, репа, сочный, спелый, бархатистый.

Ход игры: Дети сидят вокруг стола, на котором разложены карточки.

По сигналу воспитателя, нужно найти и сложить целую картинку с

изображением овоща или фрукта. Рассказать, что на ней изображено.

Итог игры: Побеждает тот, кто выполнит задание первым.

«Чьи детки?»

Дидактическая задача: Закрепление знаний о домашних животных и их

детенышах. Развивать умение соотносить картинки по содержанию.

Развивать произвольное внимание, речь.

Игровое правило: Ставить карточку с изображением детеныша на

фланелеграф можно только после того, как услышишь голос взрослого

животного, который имитируют дети, а также после того, как правильно

назовешь детеныша.

Игровые действия: звукоподражания, поиск картинки.

Ход игры: Воспитатель показывает детям карточку с изображением

взрослого животного. Дети хором выполняют звукоподражания

соответствующие этому животному. После этого, ребенок находит

карточку с изображением детеныша услышанного животного.

2 вариант: У одной группы детей взрослые животные, а у другой –

детеныши. Одни дети по очереди называют животное и произносят

соответствующие звуки, а другие быстро находят их детенышей,

подбегают к столу и кладут радом обе картинки. Когда все картинки

подобраны попарно, игра заканчивается.

Итог игры: Побеждают те дети, которые правильно составили пары.

«Что растет, цветет и зреет?»

Дидактическая задача: Учить детей классифицировать растения по

признакам, ориентируясь на место их произрастания. Развивать

быстроту реакции.

Словарь: огород, поле, сад, луг, цветет, растет, зреет.

Игровое правило: действовать после сигнала.

Игровое действие: показ карточек.

Ход игры: Воспитатель раздает детям карточки с изображением

фруктов, овощей, цветов. Затем называет место

произрастания. Например: «Сад!». Поднимают карточки те дети, у кого

на них изображено то, что растет в саду.

Итог игры: Побеждают те, кто ни разу не ошибется.

«Вершки и корешки»

Дидактическая задача: Закреплять знание детей о том, что в овощах

есть съедобные корни – корешки, и не съедобные – вершки. Упражнять в

составлении целого растения из его частей. Развивать

сообразительность, быстроту реакции.

Словарь: вершки, корешки, огород, свекла, картофель, баклажан,

редиска, репа, белокочанная, бордовая, овальный.

Игровые правила: искать свой корешок или вершок можно только по

сигналу.

Игровые действия: поиск своей пары.

Ход игры: Воспитатель делит детей на две группы. Одной из них отдает

вершки, другой корешки. «Все вершки и корешки перепутались. Раз,

два, три, свою пару найди!» - говорит воспитатель. После сигнала дети

подбирают себе пару.

Итог игры: Побеждает та пара, которая быстрей найдет друг друга.

«Узнай и назови»

Дидактическая задача: Упражнять детей в названиях животных,

быстро находить картинку в соответствии с заданием. Рассказать о

внешнем виде, чем питается, где живет. Развивать память, речь,

зрительное восприятие.

Словарь: дикие животные, животные жарких стран, сходство, различие.

Игровые правила: действовать по сигналу воспитателя.

Игровые действия: поиск одинаковых картинок.

Ход игры: Воспитатель дает группе детей задание,

найти среди карточек лежащих на столе определенное животное.

Ответить на вопросы: «Кто это? Где живет? Чем питается?»

Итог игры: За правильный и полный ответ дети получают фишки.

«Отгадай, о ком расскажу»

Дидактическая задача: Учить детей по описанию характерных

признаков узнавать аквариумных рыб. Развивать слуховое внимание,

память. Воспитывать желание играть с товарищами.

Игровые правила: Не мешать отгадчику самостоятельно отгадывать

загадку. Внимательно слушать воспитателя.

Игровые действия: отгадывание, выбор карточки с изображением данной

рыбки.

Ход игры: Воспитатель говорит о том, что в зоомагазине он приобрел

рыбок для аквариума. А каких рыбок он купил, детям предстоит

отгадать. Затем воспитатель описывает внешний вид рыбки, выделяя ее

характерные особенности. Дети называют. Воспитатель выставляет

карточки с изображением рыб, и отбирают ту, о которой шла речь.

«Узнай рыбку по хвосту»

Дидактическая задача: Учить детей узнавать рыб по хвосту. Развивать

способность удерживать в памяти определенную цель, не отвлекаясь на

постороннее. Самостоятельно выделять назначение частей тела и

определять их словом. Развивать речь, внимание, слуховой анализатор.

Воспитывать заботливое отношение к обитателям природного уголка.

Игровые правила: вертушка передается участникам игры по очереди.

Дружно произносить слова помогая стрелке выбрать карточку. Тому, кто

вращает стрелку нужно остановить ее по сигналу «Стоп!».

Игровые действия: Произнесение слов, вращение стрелки.

Ход игры: На столе выкладываются карточки, воспитатель говорит о

том, что рыбки спрятались лишь хвосты. Нужно узнать и назвать рыбку,

чей хвост покажет стрелка. Выбранный ребенок вращает стрелку, все

вместе хором говорят: «Стрелка, стрелка, покружись. Всем карточкам

покажись. И какая тебе милей, укажи нам поскорей. Стоп!» Ту карточку,

на которую укажет стрелка, дети откладывают и отгадывают.

Итог игры: За правильный ответ дети получают фишки.

«Кто живет в аквариуме?»

Дидактическая задача: Учить детей описывать рыб по характерным

признакам и по описанию узнавать их. Воспитывать умение быть

наблюдательным. Активизировать процессы мышления, припоминания,

внимания, речь детей. Воспитывать желание играть в коллективе.

Игровое правило: внимательно слушать товарищей, не подсказывать.

Игровое действие: составление описательного рассказа о рыбке.

Ход игры: Воспитатель загадывает загадку: «На окошке пруд, в нем

рыбешки живут. У стеклянных берегов не бывает рыбаков». Дети

отгадывают – аквариум. Воспитатель предлагает заселить аквариум

рыбками. По одному дети подходят к столу и берут карточки, не

подсказывая друг другу. Затем по очереди описывают рыбку на своей

карточке. Остальные отгадывают. Если рыбка угадана карточка

выставляется на столе.

Итог игры: За правильно угаданную рыбку ребенок получает фишку.

«Узнай животное по описанию»

Дидактическая задача: Закрепить знания о животных содержащихся в

уголке природы. Учить узнавать их по описанию. Развивать внимание,

слуховое восприятие, память. Воспитывать заботливое отношение к

животным.

Словарь: пушистый, попрыгушка, глазастый, юркий, пестрый.

Игровые правила: Соблюдать полную тишину, запрещается называть

предмет и подсказывать товарищу.

Игровые действия: Описание животного, отгадывание.

Ход игры: Один из детей выбранных воспитателем описывает животное

уголка природы (внешний вид, среда обитания, питание) Остальные

отгадывают.

Итог игры: Тот, кто назовет животное первым, получает карточку с его

изображением.

«Назови насекомое»

Дидактическая задача: Учить детей отгадывать загадки. Развивать

сообразительность, мыслительные операции. Закрепить знания о

насекомых, их внешнем виде, повадках, о пользе и вреде которые они

приносят. Воспитывать экологическое мышление.

Игровые правила: отвечает тот, кого спросили.

Игровое действие: отгадывание.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям отгадать насекомое, которое

спряталось в коробочке. Загадывает загадку. Ребенок, который

правильно отгадал насекомое, получает карточку с его изображением.

1. Отгадайте кто такая – это муха золотая?

Отправляется в полет, чтобы в домике был мёд.

Хлопотлива и смела с нашей пасеки …. (пчела).

2. На ромашку у ворот опустился вертолет,

Золотистые глаза, кто же это? … (стрекоза).

3. С ветки на тропинку, с травки на былинку

Прыгает пружинка, зелененькая спинка… (кузнечик).

«Загадай загадку, а мы отгадаем!»

Дидактическая задача: Учить детей описывать насекомых по их

характерным признакам, узнавать по описанию. Формировать

наблюдательность, сосредоточенность, устойчивость и произвольность

внимания. Воспитывать умение соблюдать определенные правила, учить

контролировать свое поведение.

Игровые правила: внимательно слушать товарищей.

Игровые действия: загадывание загадки, имитация движений.

Ход игры: «Давайте представим, что мы находимся с вами на поляне, а

вы все насекомые. Задумайте, каким насекомым вы будете, но не

говорите вслух. Тот, кого вызовет воспитатель, рассказывает о

насекомом, которое задумал, не называя его. Остальные должны угадать,

кем он является. Если ответ правильный, дети имитируют движения

отгаданного насекомого.

Итог игры: Ребенок, удачно загадавший загадку получает фишку с

изображением этого насекомого.

«Угадай, чей домик?»

Дидактическая задача: Закрепить знания детей об условиях

содержания животных и птиц в уголке природы. Развивать внимание,

мышление, умение сравнивать, объяснять, доказывать. Воспитывать

заботливое отношение к животным, содержащимся в уголке природы.

Игровые правила: каждый игрок выбирает себе картинку с

изображением одного из предлагаемых домиков для животных.

Игровые действия: выбор карточки, ответы детей.

Ход игры: Вызванный ребенок выбирает карточку, называет, что на ней

изображено и говорит, для кого предназначен этот домик. Затем находит

жильца. Объясняет свой выбор.

Итог игры: Если ответ верный, то дети хлопают в ладоши.

«Когда это бывает?»

Дидактическая задача: Закрепить знания детей о временах года.

Развивать умение припоминать, соотносить знания с изображением на

картине. Развивать мышление.

Словарь: цветущие, осеннее, зимнее, теплое, холодное.

Игровое действие: слушать вопрос воспитателя и отвечать на него.

Игровое правило: не мешать друг другу, слушать и отвечать.

Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением времени

года. Дети отвечают на вопрос: «Какое время года изображено? По

каким признакам вы это узнали? Придумайте загадку».

Итог игры: За правильный и полный ответ дети получают фишку.

«Зоомагазин»

Дидактическая задача: Формировать знания детей о том, что в городах

домашних животных для комнатных живых уголков покупают в

зоомагазинах, там же люди могут приобрести клетки, террариумы,

аквариумы, а также предметы и оборудование для ухода за ними. Учить

детей описывать и находить домашних животных, предметы ухода за

ними и оборудование, по характерным признакам. Развивать

наблюдательность, внимание, память, логическое мышление.

Воспитывать любовь ко всему живому.

Словарь: названия домашних животных, оборудование.

Игровые правила: покупатель должен описать домашних животных,

оборудование по уходу за ними, не называя объектов. Продавцу нужно

узнать покупку, назвать ее и выдать.

Игровые действия: поиск предметов по характерным признакам,

называние, описание.

Ход игры: расставляются картинки, с изображением домашних

животных, оборудование для ухода за ними. Это «Зоомагазин».

Покупатели – дети не называют нужную покупку, а только описывают

ее. Продавец должен узнать и назвать, а затем только выдать покупку. В

начале игры воспитатель может исполнять роль покупателя и показать

образец описания, напоминая последовательность (согласно схеме

последовательности описания животных).

1. относится ли к животным (к какой именно группе, к птицам, рыбам,

рептилиям, млекопитающим.

2. где живет?

3. что нужно для жизни? (какие условия).

4. что ест животное?

5. какого цвета?

6. какие части тела вы можете назвать?

7. как передвигается животное (ползает, бегает, прыгает и т. п.)

8. издает ли какие-нибудь звуки?

Схема описания оборудования:

1. за кем можно ухаживать с помощью этого предмета?

2. из какого материала сделан предмет?

3. из каких частей состоит?

4. что можно им делать?

Затем воспитатель сам описывает предмет. Затем роли продавцов и

покупателей исполняют дети. В ходе игры роли могут меняться.



В раздел образования