Напоминание

"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА".


Автор: Патрушева Елена Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ СО "Уральский техникум "Рифей"
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА".
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С

НАРУШЕНИЕМ СЛУХА. (из опыта работы)

Целевой ориентир моей образовательной деятельности: «Создание условий для людей с

ограниченными возможностями (с нарушением слуха) в формировании умения выполнять

ввод и обработку информации на персональном компьютере и обеспечение интеграции

учащихся с нарушением слуха в среду слышащих людей. В данном случае процесс обучения

предполагает

наличие

возможностей

для

овладения

знаниями

основ

наук,

трудовыми

навыками, основами производства, формирования способности к систематическому труду,

формирования мировоззрения и нравственных качеств личности.

Основной проблемой учащихся с нарушением слуха является коммуникация и доступ

к информации. Процесс обучения – это взаимодействие двух систем общения – языка

жестов и языка слов. В процессе обучения язык жестов обогащается и развивается. Главное

– направленность на преодоление, коррекцию и компенсацию последствий глухоты.

Основная масса учеников с нарушениями слуха нуждается в организации специальной

профильной

подготовки

с

ориентацией

на

определенную

область

профессиональной

деятельности.

Процесс обучения учащихся с нарушением слуха – это специально организованное,

целенаправленное,

последовательно

изменяющееся

взаимодействие

педагога,

сурдопереводчика

и

глухих

учащихся,

в

ходе

которого

решаются

задачи

образования,

воспитания и общего развития учащихся.

Практика

использования

информационных

и

коммуникационных

технологий

в

обучении

детей

с

нарушением

слуха

выявила

компоненты

и

технологии,

которые

целесообразно использовать в процессе обучения:

1.

Технологии,

повышающие

соотношение

формализованных

и

неформализованных

знаний,

ориентированные

на

психофизиологические

особенности

учащихся с нарушением слуха;

2.

Специализированные

мультимедиа

технологии

в

живом

контакте

преподавателя и учащегося (пояснения при помощи жестов).

Широкое использование наглядных средств, создание проблемных ситуаций с помощью

активизирующих проблемных вопросов позволяет повышать эффективность формирования

понятий и усвоения учебного материала глухими и слабослышащими.

Психическое развитие детей с нарушением слуха – это своеобразный путь развития,

совершающегося в особых условиях взаимодействия с окружающим миром. Компенсация

функций

слухового

анализатора

у

учащихся

происходит

за

счет

развития

зрительного

восприятия. Поскольку оно является главным источником представлений об окружающем

мире и каналом, обеспечивающим возможности общения с другими людьми. Чем большее

количество

анализаторов

привлекается

к

восприятию,

чем

разнообразнее

методы

предъявления учебного материала, чем разнообразнее формы организации восприятия, чем

теснее

сочетается

деятельность

учащихся

по

непосредственному

восприятию

учебного

материала с работой по его осознанию и осмыслению, тем восприятие становится более

четким, осознанным, прочным. Чем больше в материале связей нового с раннее изученным;

связей материала одного предмета с материалом других, тем теснее эти связи, тем легче,

производительнее и осознаннее восприятие. В этом и заключается психологическая основа

внутрипредметных и межпредметных связей.

Применение в обучении таких общедидактических методов, как объяснение, беседа,

демонстрация,

практические

занятия,

упражнения,

работа

с

книгой,

наблюдения

и

др.

связано с широким использованием наглядных пособий и языкового материала, доступного

слабослышащим учащимся.

При изучении теоретических основ, особое внимание уделяется изучению нового

материала. Информация в учебной литературе изложена таким образом, что она практически

недоступна

для

понимания

учащимися

с

нарушением

слуха,

поскольку

ученики

имеют

недостаточный словарный запас. Поэтому при подготовке учебного материала, преподаватель

тщательно продумывает его обоснование; объяснение проходит с использованием слов-

синонимов,

доступных

для

понимания

обучающихся.

Одним

из

главных

руководящих

принципов в системе образования учащихся с нарушением слуха, является принцип связи с

деятельностью. Поэтому учебный материал – это не только знакомство с новыми понятиями

и программами, это еще и «готовое» руководство к использованию элементов программы в

практической

и

профессиональной

деятельности.

Изложение

и

обеспечение

учебного

материала сопровождается применением приемов активизации и поддерживания внимания

учащихся

с

помощью

словесного

сочетания

и

наглядности,

постановкой

проблемных

вопросов и создания проблемных ситуаций.

Наглядные средства обучения:

1.

Лекция-визуализация:

передача

аудиоинформации

сопровождается

показом

различных

рисунков,

структурно-логических

схем,

мультимедиа-презентаций.

Основной

акцент делается на более активном включении в процесс мышления зрительных образов, то

есть

развития

визуального

мышления,

что

в

свою

очередь

существенно

повышает

эффективность восприятия, понимания и усвоения информации, ее превращения в знания.

Использование наглядных средств позволяет придать абстрактным

понятиям наглядный ,

конкретный

характер.

Форма

лекции

представляет

собой

своеобразную

имитацию

профессиональной ситуации, в условиях которой необходимо воспринимать, осмысливать и

оценивать большое количество информации. Подобная лекция создает своеобразную опору

для

мышления,

развивает

навыки

наглядного

моделирования,

что

является

способом

повышения интеллектуального и профессионального потенциала учащихся с нарушениями

слуха. (лекция-конспект, лекция –конспект с обратной связью, лекция – учебный элемент).

2.

Мультимедийные презентации – наиболее удобное средство передачи информации

теоретического характера, так как логика изложения требует проявления изображений в

строго

определенном

порядке.

Целостность,

логическая

обоснованность

содержащейся

в

презентациях

информации

делают

ее

весьма

серьезным

средством

управления

познавательной деятельностью учащихся. МП оказывает

эмоциональное воздействие, она

подробнее может показать объекты, события, процессы, т.к. в основе получения изображения

лежит

четкое

фиксирование

состояния

объекта

в

данный

момент.

При

создании

мультимедийных презентаций большую роль играют такие факторы как графический дизайн,

цвет, оптимальность сочетания словесной и визуальной информации, дозировка в подаче

информации. При разработке мультимедийных презентаций учитывается предшествующий

опыт и знания учащихся, на основе которых формируются новые понятия.

3.

Натуральные объекты – предметы реальной действительности, изучение которых

предусмотрено учебной программой - демонстрационное оборудование - архитектура ПК.

Рассматривая натуральные объекты, учащиеся получают правильное представление о форме,

величине, местонахождении устройств.

4.

Применение плакатов в учебном процессе позволяет экономить время на уроке,

быстро

подавать

необходимую

информацию.

Содержание

каждого

плаката

строго

соответствует

тематике,

определенной

заголовком.

Плакаты

передают

информацию

в

образной графической, схематической форме. Позволяют показать внешний вид, внутреннее

устройство,

принцип

работы,

отображают

межпредметные

связи.

Плакат

является

эффективным средством обучения при изучении нового материала, выполнении упражнений

на ПК, помогает теснее увязать абстрактные представления с конкретными понятиями.

5.

Дидактический

раздаточный

материал

постоянно

пополняется

оригинал-

макетами печатной продукции (визитные карточки, листовки, буклеты…), причем учащиеся

участвуют

в

пополнении

раздаточного

материала,

посещая

выставки

полиграфической

продукции, выполняя домашние лабораторные работы.

6.

Инструкционно-технологические карты разрабатываются на ряд взаимосвязанных

операций

(переходов).

Инструкционно

технологические

карты

применяются

при

выполнении

упражнений

на

ПК,

раскрывают

технологическую

последовательность

выполнения

действий,

содержат

инструкционные

указания

на

выполнение

ряда

взаимосвязанных

операций.

Содержание

отражает

две

стороны

обучения:

1.

технологическую- устанавливающую что и в какой последовательности нужно выполнять

ученику для получения необходимого результата; 2. учебную – содержащую указания, что

нужно делать. Структура и содержание карт соответствуют основным этапам формирования

профессиональных

знаний,

умений

и

навыков;

раскрываются

основные

части

трудового

процесса.

7.

Учитывая

возможности

учащихся

с

нарушением

слуха,

основными

методами

контроля при обучении являются: кратковременные письменные работы на печатной основе,

задания

для

выполнения

в

группах,

упражнения.

В

основе

лежит

развитие

навыков

самоконтроля путем внедрения самопроверки. При обучении учащихся с нарушением слуха

на

уроках

применяются

следующие

виды

самоконтроля:

самопроверка

по

образцу,

взаимопроверка, взаимопроверка по образцу.

8.

«Рабочий портфолио – У каждого учащегося есть своя папка на ПК, где хранится

вся информация, с которой работает учащийся. Этот подход показывает развитие и рост в

обучении,

представленный

работами

и

результатами,

собранными

на

протяжении

всего

периода обучения. За время обучения содержание папки редактируется: удаляются неудачные

работы, меняется рабочий материал. В конце учебного года формируется папка, в которой

сохраняются лучшие работы. Помимо этого, работы сохраняются на компакт-диск, а так же

распечатываются

для

хранения

и

демонстрации

в

папке-накопителе.

Данная

форма

мониторинга продвижения воспитанника в освоении образовательной программы достаточно

эффективна

для

формирования

умения

проводить

самоанализ,

вырабатывать

свои

собственные подходы к решению проблем и принятию решений, обеспечивать усвоение

умений и навыков. Кроме того, у каждого учащегося есть возможность сравнить уровень

своих работ с уровнем работ других учеников, расширять свои знания и осваивать новые

приемы при работе с программами.

Специфика

учебного

процесса

в

профессиональных

образовательных

учреждениях

состоит в том, что полученные на уроках теоретического обучения знания учащиеся, как

правило,

применяют

в

процессе

производственного

обучения,

постоянно

работая

с

использованием оборудования, инструментов, наглядных средств обучения.

Таким

образом,

наглядные

средства

обучения

являются

незаменимым

источником

информации.

При

этом

они

выполняют

две

функции:

познавательную,

помогающую

раскрыть

внутренние

свойства

и

связи

изучаемого

объекта

или

явления,

и

функцию

управления познавательной деятельностью учащихся с нарушением слуха. В данном случае,

и на стадии чувственного восприятия, и на стадии абстрактного мышления, и на стадии

практического

применения

знаний,

необходимость

использования

наглядных

средств

обучения вытекает из закономерностей познавательного процесса.



В раздел образования