"Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся на рефлексивной основе"
Автор: Чечулина Лариса Анатольевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: ФКОУ СОШ имени А.Н. Радищева Населённый пункт: Пензенская область г. Кузнецк-12 Наименование материала: Статья Тема: "Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся на рефлексивной основе" Раздел: дополнительное образование
«Организация самостоятельной познавательной деятельности
учащихся на рефлексивной основе»
Организация самостоятельной работы, руководство ею – это
ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание
активности и самостоятельности, необходимо рассматривать как
составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед
каждым учителем в числе задач первостепенной важности.
Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством
борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством
формирования у них активности и самостоятельности как черт
личности, развития их умственных способностей. Под
самостоятельной работой учащихся мы понимаем такую работу,
которая выполняется учащимися по заданию и под контролем
учителя, но без непосредственного его участия в ней, в специально
предоставленное для этого время. При этом учащийся сознательно
стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои
умственные усилия и физические действия.
Самостоятельная работа предполагает активные умственные
действия учащихся, связанные с поисками наиболее рациональных
способов выполнения предложенных учителем заданий, с анализом
результатов работы.
Есть такое выражение «дайте мне точку опоры, и я переверну
Землю», так вот, если говорить про самостоятельную работу
учащихся, то можно было бы перефразировать «дайте мне
алгоритм, и я выполню любую самостоятельную».
На уроках гуманитарного направления, с помощью различных
самостоятельных работ учащиеся могут эффективно приобретать
знания, умения и навыки. Все эти работы только тогда дают
положительные результаты, когда они определенным образом
организованны, т.е. представляют систему.
Каждая система должна удовлетворять определенным требованиям
или принципам. В противном случае это будет не система, а
случайный набор фактов, объектов, предметов и явлений.
При построении системы самостоятельных работ в качестве
основных дидактических требований выдвинуты следующие:
1. Система самостоятельных работ должна способствовать
решению основных дидактических задач
– приобретению
учащимися глубоких и прочных знаний, развитию у них
познавательных способностей, формированию умения
самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания,
применять их на практике.
2. Система должна удовлетворять основным принципам
дидактики, и, прежде всего принципам доступности и
систематичности, связи теории с практикой, сознательной и
творческой активности, принципу обучения на высоком научном
уровне.
3. Входящие в систему работы должны быть разнообразны
по учебной цели и содержанию, чтобы обеспечить формирование у
учащихся разнообразных умений и навыков.
Особенности самостоятельной работы.
1. Самостоятельная работа должна носить
целенаправленный характер.
2. Самостоятельная работа должна быть самостоятельной
и побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно.
Однако здесь нельзя допускать крайностей, самостоятельные
работы, должны быть посильными для учащихся, а сами ученики –
подготовлены к выполнению самостоятельной работы теоретически
и практически.
3. На первых порах у учащихся нужно сформировать
простейшие навыки самостоятельной работы. (Выполнение схем и
чертежей, простых измерений, решения несложных задач и т.п.).
4. В организации самостоятельной работы нужно
учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками
различным учащимся требуется разное время. Некоторым
учащимся тренировочных упражнений можно свести до минимума.
Другим дать значительно больше таких упражнений в различных
вариациях.
5. Задания, предлагаемые для самостоятельной работы,
должны вызывать интерес учащихся.
6. Самостоятельные работы учащихся необходимо
планомерно и систематически включать в учебный процесс. Только
при этом условии у них будут вырабатываться твердые умения и
навыки.
7. При организации самостоятельной работы необходимо
осуществлять разумное сочетание изложения материала учителем с
самостоятельной работой учащихся по приобретению знаний,
умений и навыков.
В процессе обучения применяются различные виды
самостоятельной работы учащимися, с помощью которых они
самостоятельно приобретают знания, умения и навыки. Все виды
самостоятельной работы, применяемые в учебном процессе, можно
классифицировать по различным признакам: по дидактической
цели, по характеру учебной деятельности учащихся, по степени
самостоятельности и элементу творчества учащихся и т.д.
Все виды самостоятельной работы по дидактической цели можно
разделить на пять групп:
1. Приобретение новых знаний, овладение умением
самостоятельно приобретать знания;
2. Закрепление и уточнение знаний;
3. Выработка умения применять знания в решении учебных и
практических задач;
4. Формирование умений и навыков практического характера;
5. Формирование творческого характера, умения применять
знания в усложненной ситуации.
Существуют различные методы и приёмы организации
самостоятельной деятельности.
Большое место в практике учебно-воспитательной работы за-
нимает такой метод постановки педагогической задачи, как ин-
структаж. Он применяется, если учащимся предстоит
выполнение самостоятельной работы. Особенно широкое
распространение различные виды инструктажа получили в
системе профессиональной подготовки, в то время как в школе
он недооценивается.
Инструктаж в системе методов является исходным. Он обес-
печивает разъяснение и показ учащимся назначения, задач и
способа осуществления определенных действий,
последовательности операций, слагающих то или иное умение,
а также характеристику типичных ситуаций их использования,
применения на практике. Инструктаж используется в тех
случаях, когда учащиеся не имеют ясного представления о
способах и условиях решения тех или иных практических
задач, не владеют знаниями о приемах и операциях, которые
им предстоит выполнить. Инструктаж содержит установку на
выполнение учащимися определенных практических действий.
Он облегчает работу, предупреждает излишние вопросы,
позволяет осуществить единство требований к знаниям и
умениям учеников.
Инструктаж в полной мере раскрывает свои возможности че-
рез методические приемы или виды инструктажа:
предъявление задания, дачу инструкции, ознакомление с
правилом. Задание содержит характеристику способа
выполнения единичного упражнения и представляет собой
конкретное указание о выполнении учащимися определенных
действий, требует их разового выполнения. Для задания
характерна однозначность, определенность, исключающая
всякую возможность его разного толкования. Инструктаж
может использоваться также и при разовых единичных
заданиях большой сложности, например при выполнении
лабораторных работ по химии, физике, биологии. Инструкции
содержат перечисление необходимых в определенных
ситуациях привычных действий. Они, как правило,
применяются для формирования привычек.
По месту в учебно-воспитательном процессе инструктаж мо-
жет быть установочным и параллельным. Установочный
предваряет работу учащихся в целом, а параллельный —
частных действий, каждой отдельной задачи, из которых
состоит вся работа в полном объеме. На практике
параллельный инструктаж сопровождает инструктаж
установочный.