Напоминание

"Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся на рефлексивной основе"


Автор: Чечулина Лариса Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ФКОУ СОШ имени А.Н. Радищева
Населённый пункт: Пензенская область г. Кузнецк-12
Наименование материала: Статья
Тема: "Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся на рефлексивной основе"
Раздел: дополнительное образование





Назад





«Организация самостоятельной познавательной деятельности

учащихся на рефлексивной основе»
Организация самостоятельной работы, руководство ею – это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности, необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности. Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей. Под самостоятельной работой учащихся мы понимаем такую работу, которая выполняется учащимися по заданию и под контролем учителя, но без непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для этого время. При этом учащийся сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои умственные усилия и физические действия. Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия учащихся, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения предложенных учителем заданий, с анализом результатов работы. Есть такое выражение «дайте мне точку опоры, и я переверну Землю», так вот, если говорить про самостоятельную работу учащихся, то можно было бы перефразировать «дайте мне алгоритм, и я выполню любую самостоятельную». На уроках гуманитарного направления, с помощью различных самостоятельных работ учащиеся могут эффективно приобретать знания, умения и навыки. Все эти работы только тогда дают положительные результаты, когда они определенным образом организованны, т.е. представляют систему. Каждая система должна удовлетворять определенным требованиям или принципам. В противном случае это будет не система, а случайный набор фактов, объектов, предметов и явлений. При построении системы самостоятельных работ в качестве основных дидактических требований выдвинуты следующие:
1. Система самостоятельных работ должна способствовать решению основных
дидактических задач


приобретению учащимися глубоких и прочных знаний, развитию у них познавательных способностей, формированию умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, применять их на практике. 2. Система должна удовлетворять основным принципам дидактики, и, прежде всего принципам доступности и систематичности, связи теории с практикой, сознательной и творческой активности, принципу обучения на высоком научном уровне. 3. Входящие в систему работы должны быть разнообразны по учебной цели и содержанию, чтобы обеспечить формирование у учащихся разнообразных умений и навыков.
Особенности самостоятельной работы.
1. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. 2. Самостоятельная работа должна быть самостоятельной и побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно. Однако здесь нельзя допускать крайностей, самостоятельные работы, должны быть посильными для учащихся, а сами ученики – подготовлены к выполнению самостоятельной работы теоретически и практически. 3. На первых порах у учащихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы. (Выполнение схем и чертежей, простых измерений, решения несложных задач и т.п.). 4. В организации самостоятельной работы нужно учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками различным учащимся требуется разное время. Некоторым учащимся тренировочных упражнений можно свести до минимума. Другим дать значительно больше таких упражнений в различных вариациях. 5. Задания, предлагаемые для самостоятельной работы, должны вызывать интерес учащихся.
6. Самостоятельные работы учащихся необходимо планомерно и систематически включать в учебный процесс. Только при этом условии у них будут вырабатываться твердые умения и навыки. 7. При организации самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное сочетание изложения материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению знаний, умений и навыков. В процессе обучения применяются различные виды самостоятельной работы учащимися, с помощью которых они самостоятельно приобретают знания, умения и навыки. Все виды самостоятельной работы, применяемые в учебном процессе, можно классифицировать по различным признакам: по дидактической цели, по характеру учебной деятельности учащихся, по степени самостоятельности и элементу творчества учащихся и т.д. Все
виды
самостоятельной работы по дидактической цели можно разделить на пять групп: 1. Приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания; 2. Закрепление и уточнение знаний; 3. Выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач; 4. Формирование умений и навыков практического характера; 5. Формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации. Существуют различные методы и приёмы организации самостоятельной деятельности.
Большое место в практике учебно-воспитательной работы за- нимает такой метод постановки педагогической задачи, как ин- структаж. Он применяется, если учащимся предстоит выполнение самостоятельной работы. Особенно широкое распространение различные виды инструктажа получили в системе профессиональной подготовки, в то время как в школе он недооценивается. Инструктаж в системе методов является исходным. Он обес- печивает разъяснение и показ учащимся назначения, задач и способа осуществления определенных действий, последовательности операций, слагающих то или иное умение, а также характеристику типичных ситуаций их использования, применения на практике. Инструктаж используется в тех случаях, когда учащиеся не имеют ясного представления о способах и условиях решения тех или иных практических задач, не владеют знаниями о приемах и операциях, которые им предстоит выполнить. Инструктаж содержит установку на выполнение учащимися определенных практических действий. Он облегчает работу, предупреждает излишние вопросы, позволяет осуществить единство требований к знаниям и умениям учеников. Инструктаж в полной мере раскрывает свои возможности че- рез методические приемы или виды инструктажа: предъявление задания, дачу инструкции, ознакомление с правилом. Задание содержит характеристику способа выполнения единичного упражнения и представляет собой конкретное указание о выполнении учащимися определенных действий, требует их разового выполнения. Для задания характерна однозначность, определенность, исключающая всякую возможность его разного толкования. Инструктаж может использоваться также и при разовых единичных заданиях большой сложности, например при выполнении лабораторных работ по химии, физике, биологии. Инструкции содержат перечисление необходимых в определенных ситуациях привычных действий. Они, как правило, применяются для формирования привычек. По месту в учебно-воспитательном процессе инструктаж мо- жет быть установочным и параллельным. Установочный предваряет работу учащихся в целом, а параллельный — частных действий, каждой отдельной задачи, из которых состоит вся работа в полном объеме. На практике параллельный инструктаж сопровождает инструктаж установочный.


В раздел образования