Напоминание

"Формирование экологических представлений у старших дошкольников средствами информационно-коммуникативных технологий"


Автор: Гилёва Анна Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Шегарский детский сад № 1 комбинированного вида"
Населённый пункт: Томская область Шегарский район село Мельниково
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование экологических представлений у старших дошкольников средствами информационно-коммуникативных технологий"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Статья по теме:
«Формирование экологических представлений у старших дошкольников средствами информационно-коммуникативных технологий» В настоящее время экологическое воспитание является одним из приоритетных направлений в образовании дошкольников. Именно в дошкольном возрасте начинается осознанное становление правильного отношения к природе. Информационно- коммуникационные технологии (ИКТ) в настоящий момент являются неотъемлемой частью современного дошкольного образования дошкольников. Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии. Применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развить логическое мышление детей, усилить творческую составляющую учебного процесса. Использование средств информационно - коммуникационных технологий в воспитательно - образовательном процессе по экологическому образованию позволяет вывести на более высокий уровень усвоения экологических знаний дошкольниками. В сравнении с традиционными формами обучения дошкольников ИКТ обладают рядом преимуществ:  Представление на экране большого изображения вызывает у детей огромный интерес;  Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;  Проблемные задачи, вопросы, поощрения являются стимулом для познавательной активности ребенка;  Позволяет смоделировать жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.). Современные исследования в области дошкольной педагогики С. П. Первина, Ю. М. Горвиц свидетельствуют о возможности овладения компьютерными технологиями детьми в возрасте 5–7 лет. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребёнка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению. На этом этапе компьютерные технологии выступают особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразия видов деятельности. Применение информационно - компьютерных технологий открывает для воспитателя новые возможности в проведении любой образовательной деятельности. Непосредственная образовательная или интегрированная деятельность в сопровождении мультимедийных презентаций позволяют детям углубить знания, полученные ранее. Использование современных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности воспитанников и отвечает запросам современного общества. В работе по экологическому образованию позволяет использовать такие элементы ИКТ, как электронные пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора, образовательные ресурсы Интернета, DVD и CD диски с
картинами и иллюстрациями, видео и аудиотехника, а так же применять в образовательной деятельности интерактивную доску с интерактивными обучающими программами. Доска, включает в себя различный набор возможностей - от простого рисования поверх изображения с компьютера или виртуального белого листа с возможностью сохранения результатов работы, до создания многостраничных уроков и презентаций с управляемыми объектами, вставленными на страницы видеофрагментами и многочисленными функциями, облегчающими работу с доской. Также использование компьютерных технологий позволяет внедрять в образовательную деятельность старших дошкольников такие современные методы работы как: метод проектной деятельности (защита проектов, наглядность); метод моделирования (показ различных моделей). Планируя образовательную деятельность с применением новых информационных технологий, необходимо соблюдать дидактические требования, в соответствии с которыми:  четко определять педагогическую цель применения информационных технологий в образовательном процессе;  уточнять, где и когда будут использоваться информационные технологии в образовательной деятельности в контексте логики раскрытия представленного материала. Непосредственно образовательную деятельность с использованием ИКТ следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. Непрерывная продолжительность работы с интерактивной доской в форме развивающих игр не должна превышать 10 минут. Во время образовательной деятельности мультимедийные средства используют на разных этапах. Так, например,  во вступительной части воспитанникам поясняли цель и содержание последующей работы. На данном этапе показывались слайды с изображением темы образовательной деятельности;  при изучении общих понятий явлений, законов, процессов основным источником знаний являются слова педагога, и изображение на экране позволяет продемонстрировать их условную схему;  при изучении нового материала наглядное изображение являлось зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить изучаемый материал;  с целью систематизации и закрепления материала воспитателем предлагался обзор изученного материала, подчеркивались основные положения и их взаимосвязь. При этом повторение материала происходило с демонстрацией наиболее важных наглядных пособий на слайдах. Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет не только в увлекательной форме привлечь внимание детей, но и наглядно показать взаимосвязь живой и неживой природы. Таким образом, активное и грамотное использование ИКТ образовательной деятельности в ДОУ позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия.


В раздел образования