"Формирование экологических представлений у старших дошкольников средствами информационно-коммуникативных технологий"
Автор: Гилёва Анна Васильевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКДОУ "Шегарский детский сад № 1 комбинированного вида" Населённый пункт: Томская область Шегарский район село Мельниково Наименование материала: Статья Тема: "Формирование экологических представлений у старших дошкольников средствами информационно-коммуникативных технологий" Раздел: дошкольное образование
Статья по теме:
«Формирование экологических представлений у старших дошкольников средствами
информационно-коммуникативных технологий»
В настоящее время экологическое воспитание является одним из приоритетных
направлений в образовании дошкольников. Именно в дошкольном возрасте начинается
осознанное
становление
правильного
отношения
к
природе.
Информационно-
коммуникационные
технологии
(ИКТ)
в
настоящий
момент
являются
неотъемлемой
частью современного дошкольного образования дошкольников.
Согласно
новым
требованиям
ФГОС,
внедрение
инновационных
технологий
призвано,
прежде
всего,
улучшить
качество
обучения,
повысить
мотивацию
детей
к
получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных
направлений
являются
компьютерные
и
мультимедийные
технологии. Применение
информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится
все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и
привлекательной,
игровой
форме развить
логическое
мышление
детей,
усилить
творческую составляющую учебного процесса.
Использование
средств
информационно
-
коммуникационных
технологий
в
воспитательно - образовательном процессе по экологическому образованию позволяет
вывести на более высокий уровень усвоения экологических знаний дошкольниками.
В сравнении с традиционными формами обучения дошкольников ИКТ обладают
рядом преимуществ:
Представление на экране большого изображения вызывает у детей огромный
интерес;
Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;
Проблемные
задачи,
вопросы,
поощрения
являются
стимулом
для
познавательной активности ребенка;
Позволяет смоделировать жизненные ситуации, которые нельзя или сложно
показать
и
увидеть
в
повседневной
жизни
(например,
воспроизведение
звуков природы; работу транспорта и т.д.).
Современные исследования в области дошкольной педагогики С. П. Первина, Ю.
М. Горвиц свидетельствуют о возможности овладения компьютерными технологиями
детьми в возрасте 5–7 лет. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного
развития
мышления
ребёнка,
подготавливающего
переход
от
наглядно-образного
к
абстрактно-логическому мышлению. На этом этапе компьютерные технологии выступают
особым
интеллектуальным
средством
для
решения
задач
разнообразия
видов
деятельности.
Применение
информационно
-
компьютерных
технологий
открывает
для
воспитателя
новые
возможности
в
проведении
любой
образовательной
деятельности.
Непосредственная образовательная или интегрированная деятельность в сопровождении
мультимедийных
презентаций
позволяют
детям
углубить
знания,
полученные
ранее.
Использование современных технологий в образовании создает благоприятные условия
для формирования личности воспитанников и отвечает запросам современного общества.
В работе по экологическому образованию позволяет использовать такие элементы
ИКТ,
как
электронные
пособия,
демонстрируемые
с
помощью
компьютера
и
мультимедийного проектора, образовательные ресурсы Интернета, DVD и CD диски с
картинами и иллюстрациями, видео и аудиотехника, а так же применять в образовательной
деятельности интерактивную доску с интерактивными обучающими программами.
Доска, включает в себя различный набор возможностей - от простого рисования
поверх
изображения
с
компьютера
или
виртуального
белого
листа
с
возможностью
сохранения результатов работы, до создания многостраничных уроков и презентаций с
управляемыми
объектами,
вставленными
на
страницы
видеофрагментами
и
многочисленными функциями, облегчающими работу с доской.
Также использование компьютерных технологий позволяет внедрять в образовательную
деятельность
старших
дошкольников
такие
современные
методы
работы
как:
метод
проектной деятельности (защита проектов, наглядность); метод моделирования (показ
различных
моделей).
Планируя
образовательную
деятельность
с
применением
новых
информационных
технологий,
необходимо
соблюдать
дидактические
требования,
в
соответствии с которыми:
четко определять педагогическую цель применения информационных технологий в
образовательном процессе;
уточнять,
где
и
когда
будут
использоваться
информационные
технологии
в
образовательной
деятельности
в
контексте
логики
раскрытия
представленного
материала.
Непосредственно
образовательную
деятельность
с
использованием
ИКТ
следует
проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее
высокой
работоспособности:
во
вторник,
в
среду
и
в
четверг.
Непрерывная
продолжительность работы с интерактивной доской в форме развивающих игр не должна
превышать 10 минут.
Во время образовательной деятельности мультимедийные средства используют на разных
этапах. Так, например,
во вступительной части воспитанникам поясняли цель и содержание последующей
работы.
На
данном
этапе
показывались
слайды
с
изображением
темы
образовательной деятельности;
при изучении общих понятий явлений, законов, процессов основным источником
знаний
являются
слова
педагога,
и
изображение
на
экране
позволяет
продемонстрировать их условную схему;
при
изучении
нового
материала
наглядное
изображение
являлось
зрительной
опорой, которая помогает наиболее полно усвоить изучаемый материал;
с целью систематизации и закрепления материала воспитателем предлагался обзор
изученного материала, подчеркивались основные положения и их взаимосвязь. При
этом
повторение
материала
происходило
с
демонстрацией
наиболее
важных
наглядных пособий на слайдах.
Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет не только в
увлекательной форме привлечь внимание детей, но и наглядно показать взаимосвязь
живой и неживой природы.
Таким образом, активное и грамотное использование ИКТ образовательной деятельности
в
ДОУ
позволяет
перейти
от
объяснительно-иллюстрированного
способа
обучения
к
деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным
объектом педагогического воздействия.