Авторы: Гришина Татьяна Геннадьевна, Бегайкина Светлана Валентиновна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №3 "Звездочка"
Населённый пункт: Кемеровская обл. г. Гурьевск
Наименование материала: статья
Тема: Духовно нравственное воспитание детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Духовно нравственное воспитание детей дошкольного возраста
Ребенок - зеркало семьи;
как в капле воды отражается солнце,
так в детях отражается
нравственная чистота матери и отца.
В. А. Сухомлинский
Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой
частью
всестороннего
воспитания
ребенка,
необходимой
предпосылкой
возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духовно-
нравственного
воспитания
в
детском
саду
является
интеграция
его
содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности
и традиционные методики дошкольного образования.
Основные принципы духовно-нравственного воспитания дошкольников
1.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников позволяет правильно
сформировать
мировоззрение,
гражданскую
позицию,
семейные
ценности и нравственные ориентиры.
2.
Духовно-нравственное
во спитание
дошкольников
должно
осуществляться
совместными
усилиями
родителей
и
близких,
преподавателей
и
воспитателей.
В
процессе
воспитания
важна
историческая
преемственность
поколений,
возможность
передачи
нравственного опыта и подача положительного примера.
3.
Процесс духовно-нравственного становления ребенка особенно важен в
дошкольный
период,
когда
происходит
формирование
основных
качеств и привычек личности.
Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями
семьи,
образовательного
учреждения
и
государства.
Одна
из
проблем
современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не
соблюдается
историческая
преемственность
поколений.
Дети
лишаются
возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, с точки
зрения
каких
истин
прошлые
поколения
решали
возникшие
перед
ними
проблемы,
что
служило
для
них
маяком
и
источником
созидания.
Предпринятые
на
сегодняшний
день
попытки
воспитания
духовно-
нравственной
личности
показывают,
что
самым
слабым,
местом
в
этой
деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что
именно
в
дошкольном
возрасте
происходит
усвоение
социальных
норм,
моральных
требований
и
образцов
поведения
на
основе
подражания.
Поэтому
необходимо
помочь
родителям
осознать
(не
навязывая),
что
в
первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные
духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно
родители ответственны за воспитание детей.
Цели и задачи духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Духовно-нравственное
воспитание
дошкольника
является
длительным
процессом, требующим внутреннего изменения, приобретения внутреннего
осознания
и
стремления
к
добру.
Главной
целью
духовно-нравственного
воспитания
является
формирование
нравственной
личности,
содействие
духовному опыту и приобщение к ценностям.
К основным задачам духовно-нравственного воспитания дошкольников
можно отнести:
познание и прививание культурных ценностей и традиций;
раскрытие
духовной
и
нравственной
одаренности
ребенка,
его
способностей и талантов;
гармоничное,
позитивное
и
гуманистическое
развитие
личности
ребенка;
формирование
гражданского
самосознания,
доброжелательного
отношения к окружающему миру и людям;
одухотворение жизненного пространства ребенка;
защита и укрепление физического, психического и духовного здоровья
ребенка.
Методы и приемы духовно-нравственного воспитания дошкольников
Духовно-нравственное воспитание дошкольников осуществляется с помощью
различных методов, приемом и средств. В состав программы воспитания
должны
входить
различные
виды
игровой
деятельности
(словесные,
пальчиковые,
ролевые
и
т.д.),
дидактические
материалы,
художественные
произведения,
конструктивные
и
подвижные
упражнения.
При
использовании сюжетных и игровых упражнений необходимо акцентировать
ребенка
на
нравственной
стороне,
сопереживании,
милосердии
и
сострадании.
В
состав
программы
духовно-нравственного
воспитания
дошкольников должны входить следующие виды деятельности:
Продуктивная
деятельность
(изготовление
аппликаций,
фигурок,
конструкций, поделок, рисунков);
Театральная
игровая
деятельность
(смоделированные
сценки
и
спектакли духовной тематики);
Познавательная деятельность (чтение исторической и православной
литературы, сказок, жития святых);
Творческая деятельность (лепка из пластилина, живопись и графика,
музыкальное творчество, танцы);
Нравственная деятельность (уроки любви и доброты, знакомство с
православными традициями и ценностями);
Совместная
деятельность,
в
которой
участвуют
дети
и
родители,
направлена
на
духовное
развитие
семьи,
укрепление
семейных
ценностей, уважение и взаимопонимание (семейные и православные
праздники, игры и конкурсы).
На
духовно-нравственное
воспитание
дошкольников,
в
первую
очередь,
оказывает влияние
семья.
Нормы
и
принципы
поведения
внутри
нее,
впитываются ребенком и воспринимаются как общепринятый эталон. На
основе примеров родителей, ребенок складывает свое представление о том,
что хорошо, а что плохо.
До
6
лет
ребенок
полностью
копирует
своих
родителей.
Бесполезно
призывать ребенка придерживаться высоких идеалов, если вы сами далеки от
них. Подайте пример, начните жить так, как хотели бы, чтобы жили ваши
дети.
На
пути
духовно-нравственного
воспитания
дошкольников
хорошим
подспорьем может стать самообразование. Всесторонне развивайте малыша,
обсуждайте поступки других людей, поощряйте его за хорошие дела.
Один из самых эффективных и проверенных методов духовно-нравственного
воспитания
дошкольников,
является сказка.
Образность
и
конкретность
помогает малышам разобраться с тем, какое поведение допустимо, а какое –
нет.
Любите
своих
детей,
уделяйте
им
достаточно
внимания.
Это
поможет
ребенку набраться сил, веры в себя. Нельзя недооценивать значения духовно-
нравственного
воспитание
для
дошкольников.
Помогите
малышу
сформировать
свою
систему
ценностей,
чтобы
он
ясно
понимал
какие
поступки хорошие, а какие недопустимы.
Духовно-нравственное воспитание продолжается на протяжении всей жизни,
но определяющее значении в становлении базовых нравственных принципов
принадлежит семье.