Напоминание

"Посвящение в гимназисты"


Автор: Петлякова Эльвира Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ"Гимназия №19"
Населённый пункт: город Ростов-на-Дону
Наименование материала: сценарий мероприятия
Тема: "Посвящение в гимназисты"
Раздел: начальное образование





Назад




Посвящение в гимназисты.

ХОД ПРАЗДНИКА.

Вступление.

Ведущие.

Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели

постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и чёткой, лёгкой для

письма. Они помнили о том, что буквы должны быть и красивыми, чтобы человек, едва

увидевший их, сразу захотел овладеть письмом. Алфавит Кирилла и Мефодия поражает нас

простотой и удобством.

Сейчас наша азбука, составленная ^ Кириллом и Мефодием, является самой простой и удобной.

Она содержит оптимальное количество букв - 33. Европейские народы, которые не составили для

себя алфавита, а взяли латинский, до сих пор страдают от неудобств. Наша азбука удивительна! И

каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти имена первых

славянских просветителей - братьев Кирилла и Мефодия.

Ведущий: День славянской письменности и культуры - это праздник просвещения, праздник

родного слова, родной книги, родной литературы, родной культуры.

Кириллица:

Сегодня замечательный праздник 1150 лет русской письменности и день посвящения

новых гимназистов – к вам я пришла на праздник – старинная Азбука – кириллица.

Ребенок:

- О, какие буквы дивные!

Красивые, видно старинные!

Были они когда-то важны,

Теперь уже никому не нужны.

(Под звуки танцевальной музыки вбегают буквы, У детей короны с буквами кириллицы.)

Ваня: (удивлённо) Вы кто?

Буквы:

Я - буква ИЖИЦА.

Я - ФИТА

^ Я - ЮС МАЛЫЙ

Я - ПСИ

А я ЯТЬ

Запомнить: как правильно нас читать.

Кириллица.

Ваня: Вы красивы и веет от вас стариной, но наш алфавит стал иной, мне очень жаль и скорбно

весьма, что из нашего вы исчезли письма.

Буквы:

1. Что значит исчезли?

Что мы не важны,

А старые вещи вам не нужны?

2. Керосиновая лампа - это тоже старьё,

Но ты не выбросил её.

Ваня: Это ещё бабушкина мама при свете этой лампы прадедушке писала письма на фронт.

3. Ну вот!

Эти вещи стали редкость,

Это память о наших предках.

4. Ну и мы такая же память,

Нас нельзя забыть и нельзя оставить,

Нас Пушкин, Лермонтов писал,

Мы светом грамоты их путь освещали.

5. Мы в старинных книгах живём.

И не только видом красивы.

Православный дух храним

На страже гимназии нашей будем.

Кириллица и дети уходят.

Ведущая 1-ая

Дорогие гости! У нас большая радость - все дети научились 1 четверть проучились в

гимназии, и сегодня мы проводим праздник “Посвящение в гимназисты»”. Сегодня

вспоминаем Кирилла и Мефодия, тех кто создал для нас славянскую письменность.

1 –чтец –

По широкой Руси – нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

2 чтец –

Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных, равноапостольных,

В Белоруссии, Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии.

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии!

3 чтец –

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Славянских своих просветителей

.

(Сценка “Неграмотная Кикимора” действие происходит в библиотеке.)

Действующие лица:

Неграмотная Кикимора

Азбука

библиотекарь

1-ый читатель

2-ой читатель

(появляется внезапно)

Неграмотная Кикимора

Ой-ой-ой! Подумаешь, Азбука, Кириллица какая - то! Вот я, Кикимора Неграмотная, две

тысячи лет в болоте прожила, ни одной буквы не знаю – и ничего, прекрасно себя

чувствую!

Азбука - кириллица

В самом деле - прекрасно? Это от того, что ты живёшь в болоте! В болоте жизнь простая,

некультурная – плюх-плюх, чав-чав, плюх-плюх, чав-чав. И всё понятно! А культурные

люди без букваря, без азбуки, без кириллицы без книги и грамоты обойтись не могут.

Неграмотная Кикимора

А зачем мне какие-то буквы знать? Записки, что ли Водяному писать? Даже если я вдруг

перекупаюсь в болоте и охрипну, или голос потеряю, то всё равно смогу жестами показать

всё, что мне надо!

(Показывает движения)

Вот, смотри. Есть хочу - ням-ням; пить хочу - буль-буль, спать хочу – хрр-хрр.

(Подходит библиотекарь)

Азбука - современная

Да, показать–то можно, а вот как ты письмо пошлёшь своему другу – Лешему, в соседний

лес? Жесты тебя здесь не спасут!

Неграмотная Кикимора

А я картинку нарисую! (показывает картинку , Азбуке )

Азбука

Ну и что же это значит?

Неграмотная Кикимора

А не поняли, не поняли! (Радуется и приплясывает) А ещё грамотные! Это значит:

“Приходи ко мне в гости, угощу курочкой, а не петушком, а после обеда покатаемся с

горочки”.

Азбука

А вот давай пошлём твоё письмо Лешему и посмотрим, что будет!

(Неграмотная Кикимора соглашается и, напевая песенку, уходит)

(1-ый читатель и 2-ой читатель подходят к Азбуке)

1-ый ведущий

Мне кажется, что письмо Кикиморы заставит Лешего призадуматься. Да и прочитает

совсем по-другому.

2-ой ведущий

В давние времена, когда люди не умели читать и писать, использовали знаковое общение.

Но не всегда правильно их расшифровывали.

Азбука

Кроме этого люди придумывали разные узелки (показывает верёвочку с привязанными

цветными узелками к ней).

Кириллица

Да, придумывали разные знаки, пока не были найдены значки для изображения каждого

звука!

(Появляется Неграмотная Кикимора, в руках письмо, которым трясёт, и говорит почти

плача)

Неграмотная Кикимора

Ну, погоди, Леший, доберусь я до тебя! (Перебивает беседу Азбуки, библиотекаря и двух

ведущих).

Вы только послушайте, что ответил Леший. (Читает письмо от Лешего)

“Чем я, Кикимора, тебя обидел? Почему ты мне так написала: “Ах ты, Леший, ноги твои

куриные, безголовый ты совсем! Придёшь ко мне в гости – спущу тебя с горки!”

Твой бывший друг Леший”.

(Опять уходит, хватаясь за голову)

2-ой ведущий

Давным-давно, в 863 году, два брата – Кирилл и Мефодий – составили новый алфавит. От

имени одного из братьев пошло название славянской азбуки – кириллицы.

(появляется книга “Кириллица”)

1-ый ведущий

С течением времени кириллица видоизменилась, но в основе осталась прежней.

Азбука - современная

И всем знакомые, родные буквы нашего букваря – это буквы кириллицы!

(вкрадчиво входит Кикимора)

Неграмотная Кикимора

Ой, Азбука дорогая, Кириллица родная, простите меня неграмотную! Хочу задать вопрос:

“Скажите, пожалуйста, так в чем же разница между азбукой и букварем?”

Ведущий

Азбука – это буквы любого языка, а букварь – это книга, по которой учатся читать!

(детям показывают книгу “Букварь”)

Песня о буквах.

Азбука - современная

Я, книга ваша - азбука.

Рисунки, буквы, точки,

Коротенькие строчки.

Тому, кто хочет много знать,

Кто хочет книги прочитать

Про реки, звезды и моря

Не обойтись вам без меня.

И я сегодня пришла не одна.

Я пришла с азбукой старинной – кириллицей ( берутся за руку)

Давай послушаем ребят в этой гимназии – они очень талантливые.

1 чтец -

Вставай, народ, вздохни всей грудью,

Заре навстречу поспеши.

И Азбукой, тебе подаренной,

Судьбу грядущую пиши.

Надежда, вера греет души.

Наш путь тернистый – путь вперёд!

Лишь тот народ не погибает,

Где дух Отечества живёт.

2 чтец - Башков

Пройдя под солнцем просвещенья

Из дальней славной старины,

Мы и сейчас, славяне-братья,

Первоучителям верны!

Ведущий 1-ый

Жили на свете Кирилл и Мефодий.

Два византийских монаха и вдруг

(Нет, не легенда, не миф, не пародия),

Кто-то из них и задумался: «Друг!

Сколько славян без Христа безъязычных!

Надо создать для славян алфавит...

Как Прометей, зажжём эту спичку –

Всё выполнимо, а это - болит!

«А» - это «аз» тебе!

«Б» - это «буки»

«Азбука»: из сочетаний - язык,

Трудное слово славянское: «Други!»

Произнеси-ка! Ну, вот и привык!»

Так и возникло понятье «кириллица».

Перевели по-славянски Псалтирь.

Всё развивается, видится, ширится.

Пишем по-русски мы: «Родина», «Мир».

Вот и Москва. И любуемся, бродим.

«Площадь Славянская», память, цветы.

Вечная слава! Кирилла с Мефодием

Церковь причислила к лику святых.

До Кирилла и Мефодия у славян не было единой письменности. Кирилл и

Мефодий создали первый славянский алфавит. Они написали и перевели евангельские

притчи, проповеди, апостольские послания и богослужебные тексты, просвещали славян в

Моравии.

Но кто- то к нам еще пришел – встречаем:

(Сценка “Буквы потерялись”)

(На сцене появляется лентяй, в руках у него буквы. Он тихо что-то бормочет себе под

нос)

Лентяй.

Я – лентяй. Учиться – лень!

Отдыхаю целый день.

Телевизор на диване

Я могу смотреть часами.

Не хочу я буквы знать!

Книжки не хочу читать!

Если кто-то скажет вдруг:

“Почитай-ка, Ваня, вслух!”

Покраснею, побледнею,

Ведь читать…я не умею!

Лучше спрячусь я от всех!

Буквы брошу, убегу, ничего я не хочу!

(Лентяй бросает буквы на пол; выходят ребята с буквами в руках и выстраиваются в

таком порядке:

(Мы - гимназисты)

Ведущий1-ый

Ребята, помогите!

Ведущий 2-ой

Ребята, постройте буквы в правильном порядке!

Получается фраза: Мы - гимназисты.

Мы- гимназисты, и мы действительно чтим память своих предков, знаем кто создавал

первую славянскую письменность. Чтим свои корни, традиции славян, можем и спеть и

сплясать русские народные песни и танцы!

Выступления ребят.

Все герои собираются на сцене.

Пришла пора познакомить азбуку современную и старинную – кириллицу с гимном нашей

гимназии

(Звучит песня в исполнении 1-х классов ).

Заключение.

Все ребята талантливые и много знающие и чтащие свои традиции достойны

называться гимназистами и носить шеврон гимназии № 19 – их награждает директор

гимназии.

Каждый класс гимназистов получает праздничный торт от азбук.

Заключительная песня .

Ребята уходят из зала под весёлую музыку.

Викторина

1.Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий)

2.Какой год считается годом возникновения славянского письма и книжного

дела? (863)

5.Кто был старшим братом: Кирилл или Мефодий? (Мефодий)

6.Кто из братьев был библиотекарем, а кто воином? (Кирилл – библиотекарь,

Мефодий – военачальник, как и его отец)

7.Как называли Кирилла за ум и прилежание? (Философ)

8.Какой город на Руси стал центром славянского книгопечатания и местом

основания Кирилло-Мефодиевского общества? (Киев)

9.Каким письмом были написаны первые славянские письменные

памятники? (Глаголицей)

10.Какой язык является древнейшим литературным языком? (Славянский)

13.Сколько букв в кириллице было до Петра Первого? (43 буквы)

14.Сколько букв стало в современной азбуке после революции? (33 буквы)



В раздел образования