Автор: Петлякова Эльвира Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ"Гимназия №19"
Населённый пункт: город Ростов-на-Дону
Наименование материала: сценарий мероприятия
Тема: "Посвящение в гимназисты"
Раздел: начальное образование
Посвящение в гимназисты.
ХОД ПРАЗДНИКА.
Вступление.
Ведущие.
Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели
постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и чёткой, лёгкой для
письма. Они помнили о том, что буквы должны быть и красивыми, чтобы человек, едва
увидевший их, сразу захотел овладеть письмом. Алфавит Кирилла и Мефодия поражает нас
простотой и удобством.
Сейчас наша азбука, составленная ^ Кириллом и Мефодием, является самой простой и удобной.
Она содержит оптимальное количество букв - 33. Европейские народы, которые не составили для
себя алфавита, а взяли латинский, до сих пор страдают от неудобств. Наша азбука удивительна! И
каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти имена первых
славянских просветителей - братьев Кирилла и Мефодия.
Ведущий: День славянской письменности и культуры - это праздник просвещения, праздник
родного слова, родной книги, родной литературы, родной культуры.
Кириллица:
Сегодня замечательный праздник 1150 лет русской письменности и день посвящения
новых гимназистов – к вам я пришла на праздник – старинная Азбука – кириллица.
Ребенок:
- О, какие буквы дивные!
Красивые, видно старинные!
Были они когда-то важны,
Теперь уже никому не нужны.
(Под звуки танцевальной музыки вбегают буквы, У детей короны с буквами кириллицы.)
Ваня: (удивлённо) Вы кто?
Буквы:
Я - буква ИЖИЦА.
Я - ФИТА
^ Я - ЮС МАЛЫЙ
Я - ПСИ
А я ЯТЬ
Запомнить: как правильно нас читать.
Кириллица.
Ваня: Вы красивы и веет от вас стариной, но наш алфавит стал иной, мне очень жаль и скорбно
весьма, что из нашего вы исчезли письма.
Буквы:
1. Что значит исчезли?
Что мы не важны,
А старые вещи вам не нужны?
2. Керосиновая лампа - это тоже старьё,
Но ты не выбросил её.
Ваня: Это ещё бабушкина мама при свете этой лампы прадедушке писала письма на фронт.
3. Ну вот!
Эти вещи стали редкость,
Это память о наших предках.
4. Ну и мы такая же память,
Нас нельзя забыть и нельзя оставить,
Нас Пушкин, Лермонтов писал,
Мы светом грамоты их путь освещали.
5. Мы в старинных книгах живём.
И не только видом красивы.
Православный дух храним
На страже гимназии нашей будем.
Кириллица и дети уходят.
Ведущая 1-ая
Дорогие гости! У нас большая радость - все дети научились 1 четверть проучились в
гимназии, и сегодня мы проводим праздник “Посвящение в гимназисты»”. Сегодня
вспоминаем Кирилла и Мефодия, тех кто создал для нас славянскую письменность.
1 –чтец –
По широкой Руси – нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
2 чтец –
Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных, равноапостольных,
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии!
3 чтец –
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Славянских своих просветителей
.
(Сценка “Неграмотная Кикимора” действие происходит в библиотеке.)
Действующие лица:
Неграмотная Кикимора
Азбука
библиотекарь
1-ый читатель
2-ой читатель
(появляется внезапно)
Неграмотная Кикимора
Ой-ой-ой! Подумаешь, Азбука, Кириллица какая - то! Вот я, Кикимора Неграмотная, две
тысячи лет в болоте прожила, ни одной буквы не знаю – и ничего, прекрасно себя
чувствую!
Азбука - кириллица
В самом деле - прекрасно? Это от того, что ты живёшь в болоте! В болоте жизнь простая,
некультурная – плюх-плюх, чав-чав, плюх-плюх, чав-чав. И всё понятно! А культурные
люди без букваря, без азбуки, без кириллицы без книги и грамоты обойтись не могут.
Неграмотная Кикимора
А зачем мне какие-то буквы знать? Записки, что ли Водяному писать? Даже если я вдруг
перекупаюсь в болоте и охрипну, или голос потеряю, то всё равно смогу жестами показать
всё, что мне надо!
(Показывает движения)
Вот, смотри. Есть хочу - ням-ням; пить хочу - буль-буль, спать хочу – хрр-хрр.
(Подходит библиотекарь)
Азбука - современная
Да, показать–то можно, а вот как ты письмо пошлёшь своему другу – Лешему, в соседний
лес? Жесты тебя здесь не спасут!
Неграмотная Кикимора
А я картинку нарисую! (показывает картинку , Азбуке )
Азбука
Ну и что же это значит?
Неграмотная Кикимора
А не поняли, не поняли! (Радуется и приплясывает) А ещё грамотные! Это значит:
“Приходи ко мне в гости, угощу курочкой, а не петушком, а после обеда покатаемся с
горочки”.
Азбука
А вот давай пошлём твоё письмо Лешему и посмотрим, что будет!
(Неграмотная Кикимора соглашается и, напевая песенку, уходит)
(1-ый читатель и 2-ой читатель подходят к Азбуке)
1-ый ведущий
Мне кажется, что письмо Кикиморы заставит Лешего призадуматься. Да и прочитает
совсем по-другому.
2-ой ведущий
В давние времена, когда люди не умели читать и писать, использовали знаковое общение.
Но не всегда правильно их расшифровывали.
Азбука
Кроме этого люди придумывали разные узелки (показывает верёвочку с привязанными
цветными узелками к ней).
Кириллица
Да, придумывали разные знаки, пока не были найдены значки для изображения каждого
звука!
(Появляется Неграмотная Кикимора, в руках письмо, которым трясёт, и говорит почти
плача)
Неграмотная Кикимора
Ну, погоди, Леший, доберусь я до тебя! (Перебивает беседу Азбуки, библиотекаря и двух
ведущих).
Вы только послушайте, что ответил Леший. (Читает письмо от Лешего)
“Чем я, Кикимора, тебя обидел? Почему ты мне так написала: “Ах ты, Леший, ноги твои
куриные, безголовый ты совсем! Придёшь ко мне в гости – спущу тебя с горки!”
Твой бывший друг Леший”.
(Опять уходит, хватаясь за голову)
2-ой ведущий
Давным-давно, в 863 году, два брата – Кирилл и Мефодий – составили новый алфавит. От
имени одного из братьев пошло название славянской азбуки – кириллицы.
(появляется книга “Кириллица”)
1-ый ведущий
С течением времени кириллица видоизменилась, но в основе осталась прежней.
Азбука - современная
И всем знакомые, родные буквы нашего букваря – это буквы кириллицы!
(вкрадчиво входит Кикимора)
Неграмотная Кикимора
Ой, Азбука дорогая, Кириллица родная, простите меня неграмотную! Хочу задать вопрос:
“Скажите, пожалуйста, так в чем же разница между азбукой и букварем?”
Ведущий
Азбука – это буквы любого языка, а букварь – это книга, по которой учатся читать!
(детям показывают книгу “Букварь”)
Песня о буквах.
Азбука - современная
Я, книга ваша - азбука.
Рисунки, буквы, точки,
Коротенькие строчки.
Тому, кто хочет много знать,
Кто хочет книги прочитать
Про реки, звезды и моря
Не обойтись вам без меня.
И я сегодня пришла не одна.
Я пришла с азбукой старинной – кириллицей ( берутся за руку)
Давай послушаем ребят в этой гимназии – они очень талантливые.
1 чтец -
Вставай, народ, вздохни всей грудью,
Заре навстречу поспеши.
И Азбукой, тебе подаренной,
Судьбу грядущую пиши.
Надежда, вера греет души.
Наш путь тернистый – путь вперёд!
Лишь тот народ не погибает,
Где дух Отечества живёт.
2 чтец - Башков
Пройдя под солнцем просвещенья
Из дальней славной старины,
Мы и сейчас, славяне-братья,
Первоучителям верны!
Ведущий 1-ый
Жили на свете Кирилл и Мефодий.
Два византийских монаха и вдруг
(Нет, не легенда, не миф, не пародия),
Кто-то из них и задумался: «Друг!
Сколько славян без Христа безъязычных!
Надо создать для славян алфавит...
Как Прометей, зажжём эту спичку –
Всё выполнимо, а это - болит!
«А» - это «аз» тебе!
«Б» - это «буки»
«Азбука»: из сочетаний - язык,
Трудное слово славянское: «Други!»
Произнеси-ка! Ну, вот и привык!»
Так и возникло понятье «кириллица».
Перевели по-славянски Псалтирь.
Всё развивается, видится, ширится.
Пишем по-русски мы: «Родина», «Мир».
Вот и Москва. И любуемся, бродим.
«Площадь Славянская», память, цветы.
Вечная слава! Кирилла с Мефодием
Церковь причислила к лику святых.
До Кирилла и Мефодия у славян не было единой письменности. Кирилл и
Мефодий создали первый славянский алфавит. Они написали и перевели евангельские
притчи, проповеди, апостольские послания и богослужебные тексты, просвещали славян в
Моравии.
Но кто- то к нам еще пришел – встречаем:
(Сценка “Буквы потерялись”)
(На сцене появляется лентяй, в руках у него буквы. Он тихо что-то бормочет себе под
нос)
Лентяй.
Я – лентяй. Учиться – лень!
Отдыхаю целый день.
Телевизор на диване
Я могу смотреть часами.
Не хочу я буквы знать!
Книжки не хочу читать!
Если кто-то скажет вдруг:
“Почитай-ка, Ваня, вслух!”
Покраснею, побледнею,
Ведь читать…я не умею!
Лучше спрячусь я от всех!
Буквы брошу, убегу, ничего я не хочу!
(Лентяй бросает буквы на пол; выходят ребята с буквами в руках и выстраиваются в
таком порядке:
(Мы - гимназисты)
Ведущий1-ый
Ребята, помогите!
Ведущий 2-ой
Ребята, постройте буквы в правильном порядке!
Получается фраза: Мы - гимназисты.
Мы- гимназисты, и мы действительно чтим память своих предков, знаем кто создавал
первую славянскую письменность. Чтим свои корни, традиции славян, можем и спеть и
сплясать русские народные песни и танцы!
Выступления ребят.
Все герои собираются на сцене.
Пришла пора познакомить азбуку современную и старинную – кириллицу с гимном нашей
гимназии
(Звучит песня в исполнении 1-х классов ).
Заключение.
Все ребята талантливые и много знающие и чтащие свои традиции достойны
называться гимназистами и носить шеврон гимназии № 19 – их награждает директор
гимназии.
Каждый класс гимназистов получает праздничный торт от азбук.
Заключительная песня .
Ребята уходят из зала под весёлую музыку.
Викторина
1.Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий)
2.Какой год считается годом возникновения славянского письма и книжного
дела? (863)
5.Кто был старшим братом: Кирилл или Мефодий? (Мефодий)
6.Кто из братьев был библиотекарем, а кто воином? (Кирилл – библиотекарь,
Мефодий – военачальник, как и его отец)
7.Как называли Кирилла за ум и прилежание? (Философ)
8.Какой город на Руси стал центром славянского книгопечатания и местом
основания Кирилло-Мефодиевского общества? (Киев)
9.Каким письмом были написаны первые славянские письменные
памятники? (Глаголицей)
10.Какой язык является древнейшим литературным языком? (Славянский)
13.Сколько букв в кириллице было до Петра Первого? (43 буквы)
14.Сколько букв стало в современной азбуке после революции? (33 буквы)