Автор: Сарайкина Екатерина Егоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Старошайговский детский сад №2 комбинированного вида"
Населённый пункт: с. Старое Шайгово, Республика Мордовия
Наименование материала: Статья
Тема: "Применение ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
«Применение информационно-коммуникационных технологий
(ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе ДОУ».
Использование информационно-коммуникационных технологий в
детском саду – актуальная проблема современного дошкольного
воспитания. Постепенно, компьютерные технологии входят и в
систему дошкольного образования как один из эффективных
способов передачи знаний. Этот современный способ развивает
интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает
интеллектуальную деятельность, позволяет развиваться в духе
современности, дает возможность качественно обновить
воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его
эффективность.
Актуальность использования информационных технологий в
современном дошкольном образовании диктуется стремительным
развитием информационного общества, широким
распространением технологий мультимедиа, электронных
информационных ресурсов, сетевых технологий в качестве
средства обучения, общения, воспитания.
Поэтому с уверенностью можно сказать, что ИКТ являются
неотъемлемой частью процесса обучения дошкольников. Это не
только доступно и привычно для детей нового поколения, но и
удобно для современного педагога.
Что такое ИКТ?
Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий:
информационными и коммуникационными.
«Информационная технология – комплекс методов, способов и
средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и
отображение информации и ориентированных на повышение
эффективности и производительности труда». На современном
этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с
компьютером (компьютерные технологии).
Коммуникационные технологии определяют методы, способы и
средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный
процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает
свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное,
многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов
коммуникации.
При использовании ИКТ в работе не важен стаж работы педагогов
и образование, а важно желание и стремление освоения ИКТ.
Использование компьютерных технологий помогает педагогу в
работе:
привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
делать образовательную деятельность более наглядной и
интенсивной;
формировать информационную культуру у детей;
активизировать познавательный интерес;
реализовывать личностно-ориентированный и
дифференцированный подходы в обучении;
дисциплинировать самого воспитателя, формировать его
интерес к работе;
активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез,
сравнение и др.);
ИКТ дадут возможность любому педагогу напрямую
выходить в информационное пространство как с обращением за
методической помощью в разные сервисные службы, так и с
трансляцией своего опыты работы.
ИКТ позволят воспитателю более широко общаться на
разных методических мероприятиях, например видео - мастер -
классы, вебинары и др.
значительно сокращается работа с бумажными носителями,
так как почти вся текстовая информация составляется и хранится в
электронном виде;
меньше уходит сил и времени при подготовке наглядно-
дидактического сопровождения к НОД.
с помощью ИКТ создаются условия для профессионального
саморазвития: используются электронные учебники, статьи; в сети
Интернет можно знакомиться с периодикой, обмениваться
информацией с коллегами посредством электронной почты.
Общение с родителями воспитанников с помощью ИКТ -
еще одна реальность.
ИКТ - это прежде всего:
преобразование предметно-развивающей среды,
создание новых средств для развития детей,
использование новой наглядности,
дополнительная информация, которой по каким-либо
причинам нет в печатном издании,
разнообразный иллюстративный материал, как статический,
так и динамический (анимации, видеоматериалы),
в информационном обществе сетевые электронные ресурсы -
это наиболее демократичный способ распространения новых
педагогических идей и новых дидактических пособий, доступный
педагогам независимо от места их проживания и уровня дохода,
поисковые системы сети Интернет предоставляют педагогам
возможность найти практически любой материал по вопросам
развития и обучения и любые фотографии и иллюстрации.
Применение ИКТ:
1.
Подбор иллюстративного материала к совместной
организованной деятельности педагога с детьми и для оформления
стендов, группы.
2.
Подбор дополнительного познавательного материала.
3.
Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками
других педагогов.
4.
Оформление групповой документации, отчётов.
5.
Создание презентаций в программе Рower Рoint для
повышения эффективности совместной организованной
деятельности с детьми и педагогической компетенции родителей в
процессе проведения родительских собраний.
6.
При создании единой базы методических и
демонстрационных материалов у педагога появляется больше
свободного времени.
Грамотное использование современных информационных
технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к
обучению. Позволяет воссоздавать реальные предметы или
явления в цвете, движении и звуке. Что способствует наиболее
широкому раскрытию их способностей, активизации умственной
деятельности.
Сегодня ИКТ позволяет:
• Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у
детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду
деятельности дошкольника — игре.
• В доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам
материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей
дошкольного возраста.
• Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией,
но не перегружать материал ими.
• Способствовать развитию у дошкольников исследовательских
способностей, познавательной активности, навыков и талантов.
• Поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении
трудностей.
Использование информационно-коммуникационных технологий
в дошкольном образовании позволяет расширить творческие
возможности педагога и оказывает положительное влияние
на различные стороны психического развития дошкольников.
Развивающие занятия с её использованием становятся намного
ярче и динамичнее. Применение компьютерной техники позволяет
сделать НОД привлекательным и по-настоящему современным,
решать познавательные и творческие задачи с опорой на
наглядность.
В ходе игровой деятельности дошкольника, с использованием
компьютерных средств у него развивается: теоретическое
мышление, развитое воображение, способность к
прогнозированию результата действия, проектные качества
мышления и др., которые ведут к резкому повышению творческих
способностей детей. По сравнению с традиционными формами
обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:
1.
Движения, звук, мультипликация надолго привлекает
внимание детей и способствует повышению у них интереса к
изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует
эффективному усвоению материала, развитию памяти,
воображения, творчества детей.
2.
Обеспечивает наглядность, которая способствует
восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно,
учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного
возраста.
3.
Слайд-шоу и видеофрагменты позволяют показать те
моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает
затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг
Солнца, движение волн, вот идёт дождь;
4.
Также можно смоделировать такие жизненные ситуации,
которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной
жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу
транспорта и т.д.);
5.
Предъявление информации на экране компьютера в игровой
форме вызывает у детей огромный интерес.
6.
Несёт в себе образный тип информации, понятный
дошкольникам.
7.
Проблемные задачи, поощрение ребёнка при их правильном
решении самим компьютером являются стимулом познавательной
активности детей.
8.
Ребёнок сам регулирует темп и количество решаемых
игровых обучающих задач.
9.
В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник
приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может.
10.
Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые
нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье,
неожиданные и необычные эффекты);
11.
Компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребёнка за
ошибки, а ждёт, пока он сам исправит их.
12.
Использование информационных технологий побуждает
детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и
поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями.
Спектр использования ИКТ в образовательном процессе
достаточно широк. Одной из наиболее удачных форм подготовки и
представления учебного материала к совместной организованной
деятельности в детском саду - это создание мультимедийных
презентаций. Она облегчает процесс восприятия и запоминания
информации с помощью ярких образов, т.к. сочетает в себе
динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее
долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие
на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют
достичь гораздо большего эффекта. А английская пословица
гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил».
Использование компьютера для ведения документации.
Компьютер может оказывать неоценимую услугу воспитателям и
"продвинутым" родителям по составлению всевозможных планов
мероприятий с помощью программ-организаторов, вести
индивидуальный дневник ребенка, записывать различные данные о
нем, результаты тестов, выстраивать графики, в целом отслеживать
динамику развития ребёнка. Это можно сделать и вручную, но
временные затраты несопоставимы.
Вывод:
Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает
всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным
техническим средством обучения. Использование средств
информационных технологий позволит сделать процесс обучения
и развития детей достаточно простым и эффективным.
Средствами мультимедиа позволит наиболее доступной и
привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества
знаний, развивает логическое мышление детей, усиливает
творческую составляющую учебного труда, максимально
способствуя повышению качества образования среди
дошкольников, освободит от рутинной ручной работы, откроет
новые возможности.
В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада
возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в
различных видах образовательной деятельности. Совместная
организованная деятельность педагога с детьми имеет свою
специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с
привлечением большого иллюстративного материала, с
использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может
обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными
возможностями.
Использование информационных технологий позволит сделать
процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным,
откроет новые возможности образования не только для самого
ребёнка, но и для педагога.
Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не
обладали информационно-коммуникационные технологии, но
заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не
должны.