Напоминание

"Применение ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ"


Автор: Сарайкина Екатерина Егоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Старошайговский детский сад №2 комбинированного вида"
Населённый пункт: с. Старое Шайгово, Республика Мордовия
Наименование материала: Статья
Тема: "Применение ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Применение информационно-коммуникационных технологий

(ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе ДОУ».

Использование информационно-коммуникационных технологий в

детском саду – актуальная проблема современного дошкольного

воспитания. Постепенно, компьютерные технологии входят и в

систему дошкольного образования как один из эффективных

способов передачи знаний. Этот современный способ развивает

интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает

интеллектуальную деятельность, позволяет развиваться в духе

современности, дает возможность качественно обновить

воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его

эффективность.

Актуальность использования информационных технологий в

современном дошкольном образовании диктуется стремительным

развитием информационного общества, широким

распространением технологий мультимедиа, электронных

информационных ресурсов, сетевых технологий в качестве

средства обучения, общения, воспитания.

Поэтому с уверенностью можно сказать, что ИКТ являются

неотъемлемой частью процесса обучения дошкольников. Это не

только доступно и привычно для детей нового поколения, но и

удобно для современного педагога.

Что такое ИКТ?

Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий:

информационными и коммуникационными.

«Информационная технология – комплекс методов, способов и

средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и

отображение информации и ориентированных на повышение

эффективности и производительности труда». На современном

этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с

компьютером (компьютерные технологии).

Коммуникационные технологии определяют методы, способы и

средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный

процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает

свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное,

многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов

коммуникации.

При использовании ИКТ в работе не важен стаж работы педагогов

и образование, а важно желание и стремление освоения ИКТ.

Использование компьютерных технологий помогает педагогу в

работе:

привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;

делать образовательную деятельность более наглядной и

интенсивной;

формировать информационную культуру у детей;

активизировать познавательный интерес;

реализовывать личностно-ориентированный и

дифференцированный подходы в обучении;

дисциплинировать самого воспитателя, формировать его

интерес к работе;

активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез,

сравнение и др.);

ИКТ дадут возможность любому педагогу напрямую

выходить в информационное пространство как с обращением за

методической помощью в разные сервисные службы, так и с

трансляцией своего опыты работы.

ИКТ позволят воспитателю более широко общаться на

разных методических мероприятиях, например видео - мастер -

классы, вебинары и др.

значительно сокращается работа с бумажными носителями,

так как почти вся текстовая информация составляется и хранится в

электронном виде;

меньше уходит сил и времени при подготовке наглядно-

дидактического сопровождения к НОД.

с помощью ИКТ создаются условия для профессионального

саморазвития: используются электронные учебники, статьи; в сети

Интернет можно знакомиться с периодикой, обмениваться

информацией с коллегами посредством электронной почты.

Общение с родителями воспитанников с помощью ИКТ -

еще одна реальность.

ИКТ - это прежде всего:

преобразование предметно-развивающей среды,

создание новых средств для развития детей,

использование новой наглядности,

дополнительная информация, которой по каким-либо

причинам нет в печатном издании,

разнообразный иллюстративный материал, как статический,

так и динамический (анимации, видеоматериалы),

в информационном обществе сетевые электронные ресурсы -

это наиболее демократичный способ распространения новых

педагогических идей и новых дидактических пособий, доступный

педагогам независимо от места их проживания и уровня дохода,

поисковые системы сети Интернет предоставляют педагогам

возможность найти практически любой материал по вопросам

развития и обучения и любые фотографии и иллюстрации.

Применение ИКТ:

1.

Подбор иллюстративного материала к совместной

организованной деятельности педагога с детьми и для оформления

стендов, группы.

2.

Подбор дополнительного познавательного материала.

3.

Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками

других педагогов.

4.

Оформление групповой документации, отчётов.

5.

Создание презентаций в программе Рower Рoint для

повышения эффективности совместной организованной

деятельности с детьми и педагогической компетенции родителей в

процессе проведения родительских собраний.

6.

При создании единой базы методических и

демонстрационных материалов у педагога появляется больше

свободного времени.

Грамотное использование современных информационных

технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к

обучению. Позволяет воссоздавать реальные предметы или

явления в цвете, движении и звуке. Что способствует наиболее

широкому раскрытию их способностей, активизации умственной

деятельности.

Сегодня ИКТ позволяет:

• Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у

детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду

деятельности дошкольника — игре.

• В доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам

материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей

дошкольного возраста.

• Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией,

но не перегружать материал ими.

• Способствовать развитию у дошкольников исследовательских

способностей, познавательной активности, навыков и талантов.

• Поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении

трудностей.

Использование информационно-коммуникационных технологий

в дошкольном образовании позволяет расширить творческие

возможности педагога и оказывает положительное влияние

на различные стороны психического развития дошкольников.

Развивающие занятия с её использованием становятся намного

ярче и динамичнее. Применение компьютерной техники позволяет

сделать НОД привлекательным и по-настоящему современным,

решать познавательные и творческие задачи с опорой на

наглядность.

В ходе игровой деятельности дошкольника, с использованием

компьютерных средств у него развивается: теоретическое

мышление, развитое воображение, способность к

прогнозированию результата действия, проектные качества

мышления и др., которые ведут к резкому повышению творческих

способностей детей. По сравнению с традиционными формами

обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

1.

Движения, звук, мультипликация надолго привлекает

внимание детей и способствует повышению у них интереса к

изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует

эффективному усвоению материала, развитию памяти,

воображения, творчества детей.

2.

Обеспечивает наглядность, которая способствует

восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно,

учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного

возраста.

3.

Слайд-шоу и видеофрагменты позволяют показать те

моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает

затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг

Солнца, движение волн, вот идёт дождь;

4.

Также можно смоделировать такие жизненные ситуации,

которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной

жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу

транспорта и т.д.);

5.

Предъявление информации на экране компьютера в игровой

форме вызывает у детей огромный интерес.

6.

Несёт в себе образный тип информации, понятный

дошкольникам.

7.

Проблемные задачи, поощрение ребёнка при их правильном

решении самим компьютером являются стимулом познавательной

активности детей.

8.

Ребёнок сам регулирует темп и количество решаемых

игровых обучающих задач.

9.

В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник

приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может.

10.

Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые

нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье,

неожиданные и необычные эффекты);

11.

Компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребёнка за

ошибки, а ждёт, пока он сам исправит их.

12.

Использование информационных технологий побуждает

детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и

поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями.

Спектр использования ИКТ в образовательном процессе

достаточно широк. Одной из наиболее удачных форм подготовки и

представления учебного материала к совместной организованной

деятельности в детском саду - это создание мультимедийных

презентаций. Она облегчает процесс восприятия и запоминания

информации с помощью ярких образов, т.к. сочетает в себе

динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее

долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие

на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют

достичь гораздо большего эффекта. А английская пословица

гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил».

Использование компьютера для ведения документации.

Компьютер может оказывать неоценимую услугу воспитателям и

"продвинутым" родителям по составлению всевозможных планов

мероприятий с помощью программ-организаторов, вести

индивидуальный дневник ребенка, записывать различные данные о

нем, результаты тестов, выстраивать графики, в целом отслеживать

динамику развития ребёнка. Это можно сделать и вручную, но

временные затраты несопоставимы.

Вывод:

Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает

всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным

техническим средством обучения. Использование средств

информационных технологий позволит сделать процесс обучения

и развития детей достаточно простым и эффективным.

Средствами мультимедиа позволит наиболее доступной и

привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества

знаний, развивает логическое мышление детей, усиливает

творческую составляющую учебного труда, максимально

способствуя повышению качества образования среди

дошкольников, освободит от рутинной ручной работы, откроет

новые возможности.

В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада

возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в

различных видах образовательной деятельности. Совместная

организованная деятельность педагога с детьми имеет свою

специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с

привлечением большого иллюстративного материала, с

использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может

обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными

возможностями.

Использование информационных технологий позволит сделать

процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным,

откроет новые возможности образования не только для самого

ребёнка, но и для педагога.

Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не

обладали информационно-коммуникационные технологии, но

заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не

должны.



В раздел образования