Автор: Лабкович Ольга Вадимовна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №3 Петроградского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Профессиональный стандарт педагога
Раздел: дошкольное образование
Профессиональный
стандарт педагога
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 18.10.2013г. №544н
Зарегистрирован в Минюсте
6 декабря 2013г.
Воспитатель ГБДОУ №3 Петроградского района
Санкт-Петербурга Лабкович О. В.
2016-2017 учебный год.
Проблема
•
Стандарт – инструмент реализации стратегии
образования в меняющемся мире.
•
Стандарт – инструмент повышения качества
образования и выхода отечественного образования на
международный уровень.
•
Стандарт – объективный измеритель квалификации
педагога.
•
Стандарт – средство отбора педагогических кадров в
учреждения образования
•
Стандарт – основа для формирования трудового
договора, фиксирующего отношения между
работником и работодателем.
Стандарт призван помочь:
•
Педагогу
-понять и соответствовать структуре профессиональной деятельности
педагога
-самостоятельно регламентировать свою деятельность
-избавиться от несвойственных функций
-стремиться к поиску нестандартных решений в своей работе
•
Системе образования
-привести в соответствие должность педагога международным
нормам и регламентам
-соотносить должность педагога с требованиями профильных
министерств и ведомств, от которых зависят исчисление трудового
стажа, и т.д.
ХАРАКТЕРИСТИКА СТАНДАРТА
•
В нем определяются основные требования к квалификации
педагога.
•
Может дополнятся региональными требованиями
•
Может быть дополнен внутренним стандартом образовательного
учреждения
•
Является уровневым, учитывающим специфику работы педагогов
дошкольного учреждения и школы
•
Отражает структуру профессиональной деятельности педагога
•
Выдвигает требования к личностным качествам педагога
Цель применения
профессионального стандарта
•
Определять необходимую квалификацию
педагога
•
Обеспечить подготовку педагога для
получения высоких результатов его труда.
•
Обеспечить осведомленность педагога о
предъявляемых к нему требованиях
•
Содействовать вовлечению педагогов в
решение задачи повышения качества
образования
Необходимость стандарта
Университеты, вузы и институты
повышения квалификации могут
руководствоваться стандартом.
Работник знает, какие
требования будут предъявлены к
нему при очередной аттестации.
Качественная работа
образовательных организаций.
Изменение требований к должности
«воспитатель»
№ 273-ФЗ
«Об образовании в
Российской Федерации»
• Осуществляет свою
деятельность на высоком
профессиональном уровне,
• обеспечивает в полном
объёме реализацию
преподаваемых учебных
предмета, курса,
дисциплины в соответст-
вии с утверждённой
рабочей программой.
Единый квалификационный
справочник должностей
руководителей, специалистов
и служащих.
• Осуществляет деятельность
по воспитанию детей в
образовательном
учреждении ( Приказ
Mинздравсоцразвития
России) от 26 августа 2010 г.
N 761н г. Москва)
Общероссийский классификатор
занятий ОК 010-93
Воспитатель –
Специалист среднего уровня
квалификации
Относится к персоналу дошкольного
воспитания и обучения
Персонал дошкольного воспитания
и обучения
•
Персонал дошкольного воспитания и обучения организует
и осуществляет деятельность по обучению и воспитанию
детей дошкольного возраста, направленную на их
физическое и умственное развитие, формирование навыков
общения.
•
В обязанность персонала входит:
- планирование и организация учебно - воспитательной
деятельности, способствующей физическому и умственному
развитию и развитию навыков общения детей;
- проведение работы по развитию у детей языковых навыков,
обучению их играм, разучиванию песен, стихов, сказок;
- контроль за состоянием и укреплением здоровья каждого
ребенка, выполнением установленного для детей режима дня;
Персонал дошкольного воспитания
и обучения
-
наблюдение за детьми, обсуждение совместно с
родителями их успехов или недостатков в физическом и
умственном развитии;
- обучение детей правилам общественного поведения,
обеспечивающим безопасность и бесконфликтность
общения;
- помощь родителям по вопросам воспитания детей в
семье;
- выполнение других родственных по содержанию
обязанностей;
- руководство другими работниками.
Профессиональный стандарт
педагога вступает в силу
с 1 января 2015 года
I.Общие сведения.
Основная цель: оказание образовательных
услуг по основным общеобразовательным
программам образовательными
организациями
Вид экономической деятельности :
услуги в области дошкольного и начального
общего образования
II.Характеристики обобщённых
трудовых функций
3.1.Требования к образованию и обучению.
•
Высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное образование по направлениям
подготовки «Образование и педагогика»…
•
Требования к опыту практической работы не
предъявляются.
•
Особые условия допуска к работе:
На допускаются лица, лишённые права заниматься
педагогической деятельностью в соответствии с
вступившим в законную силу приговором суда, имевшие
или имеющие судимость за преступления…
III. Описание трудовых функций,
входящих
в профессиональный стандарт
(функциональная карта вида
профессиональной деятельности)
А. Педагогическая деятельность по
проектированию и реализации
образовательного процесса в ОО
Б. Педагогическая деятельность по
проектированию и реализации
основных общеобразовательных
программ
Содержание трудовых функций
Воспитательная деятельность
• Трудовые
действия.
• Необходимые
умения.
• Необходимые
знания.
• Другие
характеристи-
ки.
Обучение
• Трудовые
действия.
• Необходимые
умения.
• Необходимые
знания.
• Другие
характеристи-
ки.
Развивающая деятельность
• Трудовые
действия.
• Необходимые
умения.
• Необходимые
знания.
• Другие
характеристи-
ки
.
Содержание профессионального
стандарта в области ВОСПИТАНИЕ
•
Владеть формами и методами воспитательной работы
•
Владеть организационными формами и методами
•
Уметь общаться с детьми, защищать их интересы и
достоинство
•
Поддерживать уклад, атмосферу и традиции учреждения,
внося в них свой положительный вклад.
Содержание профессионального
стандарта в области ОБУЧЕНИЕ
•
Знать образовательные программы .
•
Уметь планировать и анализировать работу
•
Владеть формами и методами обучения – стандартными и
инновационными
•
Использовать специальные подходы, чтобы охватить всех
детей
•
Уметь объективно оценивать возможности детей,
используя разные формы и методы контроля
•
Владеть ИКТ-компетенциями
Содержание профессионального
стандарта в области РАЗВИТИЕ
•
Иметь готовность принимать всех детей
•
Выявлять разнообразные проблемы детей, оказывать
адресную помощь
•
Включать в образовательный процесс воспитанников с
особыми потребностями (как одарённых, так и с ОВЗ)
•
Обеспечивать образование детей, для которых русский
язык не является родным
•
Развивать коммуникативную компетентность
воспитанников
•
Иметь способность взаимодействовать с другими
специалистами
•
Уметь отслеживать динамику развития ребенка
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯ,
ОТРАЖАЮЩИЕ СПЕЦИФИКУ РАБОТЫ НА ДОШКОЛЬНОМ
УРОВНЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Педагог должен:
•
Знать специфику дошкольного образования
•
Знать общие закономерности развития детей
•
Уметь организовывать ведущие виды деятельности
•
Владеть теорией и методиками развития детей
дошкольного возраста
•
Уметь планировать, реализовывать и анализировать
образовательную работу с детьми
•
Уметь планировать и корректировать образовательные
задачи по результатам мониторинга
•
Владеть методами и средствами психолого-
педагогического просвещения родителей
•
Владеть ИКТ-компетенциями
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА
Профессиональная деятельность воспитателя
оценивается только комплексно. Высокая оценка
включает:
•
Сочетание показателей динамики развития
воспитанников, освоение содержания ООП ДО
•
Положительное отношение к детскому саду
•
Высокую степень активности и вовлеченности
родителей группы в жизнь детского сада
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
ПЕДАГОГА
•
при приеме на работу в образовательное учреждение на
должность «педагог»
•
при проведении аттестации региональными органами
исполнительной власти, осуществляющими управление в
сфере образования
•
при проведении аттестации педагогов самими
образовательными организациями, в случае
предоставления им соответствующих полномочий
.
СЛОЖНОСТЬ ПЕРЕХОДА НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ
СТАНДАРТЫ
•
Необходимость серьёзного самообразования каждого
педагога
•
Организация адресной персональной подготовке каждого
педагога
•
Переход к новой форме аттестации на основе требований
профстандарта
•
Разработка индивидуального образовательного маршрута
каждого педагога