Автор: Дуплева Галина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ "Школа № 2129" имени Героя Советского Союза П.И. Романова. Дошкольное подразделение "Солнышко"
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Роль мультипликационных фильмов в образовательном процессе
Раздел: дошкольное образование
Роль мультипликационных фильмов в образовательном процессе
Интенсивное
проникновение
в
работу
образовательных
учреждений
новых источников экранного преподнесения информации позволяет выделить
видео
в
качестве
средства,
метода
формы
и
технологии
осуществления
образовательного процесса.
В
современной
педагогике
видео
рассматривается
как
техническое
средство обучение (ТСО), видеоаппаратура, которая выступает в качестве
устройства
трансляции
информации.
В
отдельных
случаях
видео
может
выступать
в
качестве
формы
образовательной
работы,
представляющей
внешнее
выражение
согласованной
деятельности
взрослых
и
детей,
обуславливающей способ, временной и порядковый режим организации их
взаимодействия в процессе просмотра и обсуждения видеоматериалов.
Видеоматериал
выступает
как
общепедагогическая
технология,
т.к.
может
быть
использован
в
процессе
ознакомления
обучающихся
с
различными областями знаний, в формировании разнообразных ценностных
ориентаций
у
воспитанников
с
использованием
разнообразных
по
содержанию видеоматериалов.
Сегодня промышленность выпускает различные типы видеоматериалов
для
детей
на
SD-носителях,
источниками
которых
являются:
детские
образовательные телевизионные передачи, обучающие (учебные) фильмы,
мультипликационные, художественные фильмы и др.
По содержанию все видеоматериалы можно разделить на те, которые
преследуют решение одной или комплекса учебно-познавательных задач в
различных образовательных областях (обучающее видео) и другие, создание
которых
не
обуславливалось
какой-то
специальной
дидактической
целью
(однако не значит, что они не могут ее решать), а связывалось с организацией
культурного досуга детей.
В качестве примера дидактической (учебной) видеопродукции, которая
может
быть
использована
в
организации
познавательного
процесса
дошкольников, можно выделить следующие программы: развитие речи и
подготовка
детей
к
обучению
грамоте
«Уроки
тетушки
Совы.
Азбука-
малышка», «Русский язык вместе с Хрюшей и …», «АБВГДейка. Учимся
читать» и др. Формирования элементарных математических представлений:
«Уроки тетушки Совы. Арифметика малышка», «12345… Учимся считать»,
«Занимательная геометрия», «Умный ребенок: Учимся считать», «Лесная
школа: веселые задачи». Ознакомление с окружающим миром, расширение
кругозора: «Природоведение для самых маленьких», «Физика для самых
маленьких», «Астрономия для самых маленьких», «География для самых
маленьких», «Занимательная химия», «Энциклопедия Всезнайка», «Даша-
исследователь», «Даша-следопыт» и др.
В
последние
годы
появились
лицензированные
видеопродукты
созданные
на
основе
телевизионных
программ
«АБВГДейка»,
«Улица
Сезам», «Бибигон», «Карусель» и др., фрагменты которых также могут быть
использованы в дидактических целях в педагогическом процессе детского
сада.
Другая
группа
видео
для
дошкольников
может
быть
представлена
мультипликационными
фильмами.
Мультипликационные
фильмы
как
вид
искусства,
обладают
чрезвычайно
высоким
потенциалом
художественно-
эстетического,
нравственно-эмоционального
воздействия
на
детей
дошкольного возраста, а также широкими образовательными возможностями.
Мультипликация
представляет
собой
сложный
процесс,
построенный
на
объединении
нескольких
видов
искусств,
является
сложным
процессом
воздействия
на
личность
ребёнка,
с
особой
силой
воздействует
на
его
воображение.
Мультипликационный
фильм
вводит
ребенка
в
особое
эмоциональное
состояние,
дарит
ему
возможность
эмоционально
контактировать с персонажами данного произведения, в чем ребёнок в силу
своего возраста остро нуждается.
Мультипликационные
фильмы
благодаря
в ы р а з и т е л ь н ы м
возможностям позволяют не только "оживить", но и "одушевить" героев
литературных произведений, сказок и сделать их понятными для детей.
Мультипликационные фильмы оказывают огромное влияние на детей
дошкольного возраста. Дошкольники не обладают необходимыми знаниями,
не
имеют
жизненного
опыта,
окружающую
действительность
они
воспринимают через и с помощью аудиовизуальных образов и ощущений. И
мультипликационные фильмы, языком этих аудиовизуальных образов, ярких
и легко запоминающихся, усиленных музыкальным сопровождением, могут
донести до детского сознания большое количество информации.
Обучение
детей
дошкольного
возраста
средствами
фасилитации
мультипликационные
фильмов,
адекватному
психолого-педагогическим
особенностям дошкольного возраста, позволяют поддерживать становление и
развитие ряда качеств, составляющих важнейшие характеристики данного
возрастного периода – любознательность, наблюдательность, стремление к
самостоятельному поиску ответов на возникающие у ребёнка вопросы.
Е. Хилтунен пишет, что старший дошкольный возраст – важнейший
период
для
развития
социального
чувства,
когда
для
ребёнка
самым
значимым
становится
собственное
положение
в
обществе
сверстников
и
взрослых. В этом возрасте формируется умение находить своё место и роль в
совместной работе.
Обладая
особыми
возможностями
воздействия
на
ребёнка-
дошкольника,
мультипликационные
фильмы
при
соответствующей
профессиональной
подготовленности
педагога
могут
найти
широкое
применение в образовательной работе.
Мультипликационные
фильмы
–
искусство
условное,
оперирующее
стилизованной
образностью
и
потому
с
особой
интенсивностью
стимулирующее
у
маленького
зрителя
работу
воображения,
фантазии,
вовлекающее его в мир метафоры, иносказания, нравственно-философской
притчи,
художественных
размышлений.
Пластическая
и
цветовая
выразительность,
яркая
образность,
музыкальность,
лаконичность
изложенной
мысли,
динамичность
–
эти
качества
мультипликационных
фильмов,
отвечающие
особенностям
восприятия
детей
дошкольного
возраста,
позволяют
решить
широкий
круг
образовательных
и
воспитательных задач.
Возникающее в результате просмотра мультипликационных фильмов
особое «эмоциональное поле» является исключительно благоприятным для
педагогического
воздействия
на
нравственный
мир
ребёнка,
на
его
понимание
и
ощущение
художе ственного
языка,
в о с п р и я т и я
аудиовизуальных образов. Изучение особенностей дошкольного восприятия
киноискусства показало, что из-за фрагментарности восприятия, наивного
реализма, отсутствия жизненного и эстетического опыта эмоции, пережитые
ребёнком во время просмотра мультипликационных фильмов, часто остаются
неосмысленными.
И
именно
поэтому,
задача
родителей
и
педагогов
дошкольного
образования
–
помочь
ребёнку
научиться
осознавать
свои
впечатления,
развить у него критическое отношение к просмотренному, что возможно при
систематическом и целенаправленном процессе.
Обращение к мультипликационному фильму не случайно. В жизни
современного
ребенка
мультипликация
играет
большую
р ол ь .
Мультипликационные
фильмы
на
сегодняшний
день
являются
одним
из
наиболее значимых механизмов социализации дошкольников, влияющим на
формирование
мироощущения,
мировосприятия
и
системы
ценностей.
Мультипликационный
фильм
демонстрирует
не
только
эмоциональные
состояния,
которые
переживают
его
герои,
но
и
формирует
стереотипы
поведения и разрешения ситуаций. Мультипликационный фильм привлекает
ребенка своей яркой образной формой и смысловым близким и понятным
содержанием.
Современную мультипликацию характеризует:
- яркость и образность;
- краткость и динамичность смены образов;
- присутствие реального и фантастического;
- добрых и злых сил;
- доступность и сюжетность;
- позитивность и добрый юмор.
Все
эти
особенности
отвечают
потребностям
ребенка
и
поэтому
мультипликационные
фильмы
так
любимы
детьми.
Обладая
особыми
возможностями воздействия на юного зрителя, мультипликация может найти
широкое применение в образовательной и познавательной деятельности.
Неоспоримо
положительное
влияние
содержания
большинства
отечественных мультипликационных фильмов на разностороннее развитие
ребенка. Мультипликационные фильмы, пропитанные добротой, теплотой,
любовью
подают
пример
для
подражания,
настраивают
детей
поступать
гуманно с окружающими людьми, обогащают их чувственно-эмоциональный
опыт,
воздействуя
положительно
на
детское
сознание
и
мышление.
Мультипликация
стимулирует
у
маленького
зрителя
работу
воображения,
фантазии, вовлекает его в мир обобщённых образных представлений, а по
мере
его
взросления
–
в
мир
поэтической
метафоры,
нравственно
философской притчи, художественного размышления.
Обращение
к
мультипликационным
фильмам,
как
педагогической
форме работы с дошкольниками обусловлено представлением о просмотре
мультфильма как процесса поиска смысла, расшифровки знаний о мире и
системе взаимоотношений в нем, о процесс образования некой связи между
мультипликационными
событиями
и
поведением
в
реальной
жизни.
Но
дошкольники
зачастую
воспринимают
внешнюю,
яркую,
динамическую
сторону мультипликационного фильма и далеко не всегда могут проникнуть в
суть идеи и отношений мультипликационных героев. В этом на помощь
должны прийти взрослые.
Мультипликационные фильмы – это обширная область для решения
педагогических задач, поэтому следует очень внимательно относится к их
содержанию
и
ценностно-смысловому
контексту,
так
как
почти
каждый
отечественный мультфильм – это маленькая притча, где далеко не все лежит
на поверхности. Здесь все события происходят в светлом, понимающем мире,
несут в себе заряд тепла, любви, позитивной энергии. Каждый персонаж
индивидуален
и
неповторим.
Даже
злые
герои
часто
становятся
добрее,
потому что добро, участие, понимание – великая сила, способная и самого
злого
крокодила
превратить
в
довольно
симпатичное
и
дружелюбное
существо.
Педагогический
потенциал
видео
позволяет
при
определенной
методической
инструментовке
успешно
решать
задачи
обучения
и
воспитания дошкольников. Использование видео «способствует в сжатом,
концентрированном
виде
подаче
большего
количества
информации,
профессионально
подготовленной
для
восприятия,
помогает
заглянуть
в
сущность явлений и процессов, недоступных человеческому глазу». Поэтому,
видео в современном педагогическом процесс выступает как один из мощных
источников
воздействия
на
сознание
и
подсознание
ребенка.
Оно
может
использоваться на всех этапах обучения, в том числе и дошкольной ступени.
Информация, представленная в наглядной форме, является наиболее
доступной для восприятия дошкольниками, усваивается легче и быстрее.
Максимально
активизируя
наглядно-чувственное
в о с п р и я т и е ,
мультипликационный фильм обеспечивает более легкое и прочное усвоение
знаний
в
их
образно-понятийной
целостности
и
эмоциональной
окрашенности,
существенно
влияет
на
формирование
мировоззрения,
стимулирует развитие абстрактно-логического мышления, сокращает время
на
обучение.
При
помощи
мультипликационных
фильмов
можно:
представлять
разнообразную
информацию,
иллюстрировать
объяснение
педагога
или
дополнять
его
рассказ,
выступать
в
качестве
основного
источника
знаний,
расширять
кругозор
в
той
или
иной
области
знаний;
формировать представления об объекте изучения, явлении, событии и др.;
создать
условия
для
мотивации
познавательной
деятельности
детей;
управлять процессом познания; обобщать учебный материал; организовать
самостоятельную
познавательную
деятельность;
развивать
мыслительную
деятельность детей.