Напоминание

Роль мультипликационных фильмов в образовательном процессе


Автор: Дуплева Галина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ "Школа № 2129" имени Героя Советского Союза П.И. Романова. Дошкольное подразделение "Солнышко"
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Роль мультипликационных фильмов в образовательном процессе
Раздел: дошкольное образование





Назад




Роль мультипликационных фильмов в образовательном процессе

Интенсивное

проникновение

в

работу

образовательных

учреждений

новых источников экранного преподнесения информации позволяет выделить

видео

в

качестве

средства,

метода

формы

и

технологии

осуществления

образовательного процесса.

В

современной

педагогике

видео

рассматривается

как

техническое

средство обучение (ТСО), видеоаппаратура, которая выступает в качестве

устройства

трансляции

информации.

В

отдельных

случаях

видео

может

выступать

в

качестве

формы

образовательной

работы,

представляющей

внешнее

выражение

согласованной

деятельности

взрослых

и

детей,

обуславливающей способ, временной и порядковый режим организации их

взаимодействия в процессе просмотра и обсуждения видеоматериалов.

Видеоматериал

выступает

как

общепедагогическая

технология,

т.к.

может

быть

использован

в

процессе

ознакомления

обучающихся

с

различными областями знаний, в формировании разнообразных ценностных

ориентаций

у

воспитанников

с

использованием

разнообразных

по

содержанию видеоматериалов.

Сегодня промышленность выпускает различные типы видеоматериалов

для

детей

на

SD-носителях,

источниками

которых

являются:

детские

образовательные телевизионные передачи, обучающие (учебные) фильмы,

мультипликационные, художественные фильмы и др.

По содержанию все видеоматериалы можно разделить на те, которые

преследуют решение одной или комплекса учебно-познавательных задач в

различных образовательных областях (обучающее видео) и другие, создание

которых

не

обуславливалось

какой-то

специальной

дидактической

целью

(однако не значит, что они не могут ее решать), а связывалось с организацией

культурного досуга детей.

В качестве примера дидактической (учебной) видеопродукции, которая

может

быть

использована

в

организации

познавательного

процесса

дошкольников, можно выделить следующие программы: развитие речи и

подготовка

детей

к

обучению

грамоте

«Уроки

тетушки

Совы.

Азбука-

малышка», «Русский язык вместе с Хрюшей и …», «АБВГДейка. Учимся

читать» и др. Формирования элементарных математических представлений:

«Уроки тетушки Совы. Арифметика малышка», «12345… Учимся считать»,

«Занимательная геометрия», «Умный ребенок: Учимся считать», «Лесная

школа: веселые задачи». Ознакомление с окружающим миром, расширение

кругозора: «Природоведение для самых маленьких», «Физика для самых

маленьких», «Астрономия для самых маленьких», «География для самых

маленьких», «Занимательная химия», «Энциклопедия Всезнайка», «Даша-

исследователь», «Даша-следопыт» и др.

В

последние

годы

появились

лицензированные

видеопродукты

созданные

на

основе

телевизионных

программ

«АБВГДейка»,

«Улица

Сезам», «Бибигон», «Карусель» и др., фрагменты которых также могут быть

использованы в дидактических целях в педагогическом процессе детского

сада.

Другая

группа

видео

для

дошкольников

может

быть

представлена

мультипликационными

фильмами.

Мультипликационные

фильмы

как

вид

искусства,

обладают

чрезвычайно

высоким

потенциалом

художественно-

эстетического,

нравственно-эмоционального

воздействия

на

детей

дошкольного возраста, а также широкими образовательными возможностями.

Мультипликация

представляет

собой

сложный

процесс,

построенный

на

объединении

нескольких

видов

искусств,

является

сложным

процессом

воздействия

на

личность

ребёнка,

с

особой

силой

воздействует

на

его

воображение.

Мультипликационный

фильм

вводит

ребенка

в

особое

эмоциональное

состояние,

дарит

ему

возможность

эмоционально

контактировать с персонажами данного произведения, в чем ребёнок в силу

своего возраста остро нуждается.

Мультипликационные

фильмы

благодаря

в ы р а з и т е л ь н ы м

возможностям позволяют не только "оживить", но и "одушевить" героев

литературных произведений, сказок и сделать их понятными для детей.

Мультипликационные фильмы оказывают огромное влияние на детей

дошкольного возраста. Дошкольники не обладают необходимыми знаниями,

не

имеют

жизненного

опыта,

окружающую

действительность

они

воспринимают через и с помощью аудиовизуальных образов и ощущений. И

мультипликационные фильмы, языком этих аудиовизуальных образов, ярких

и легко запоминающихся, усиленных музыкальным сопровождением, могут

донести до детского сознания большое количество информации.

Обучение

детей

дошкольного

возраста

средствами

фасилитации

мультипликационные

фильмов,

адекватному

психолого-педагогическим

особенностям дошкольного возраста, позволяют поддерживать становление и

развитие ряда качеств, составляющих важнейшие характеристики данного

возрастного периода – любознательность, наблюдательность, стремление к

самостоятельному поиску ответов на возникающие у ребёнка вопросы.

Е. Хилтунен пишет, что старший дошкольный возраст – важнейший

период

для

развития

социального

чувства,

когда

для

ребёнка

самым

значимым

становится

собственное

положение

в

обществе

сверстников

и

взрослых. В этом возрасте формируется умение находить своё место и роль в

совместной работе.

Обладая

особыми

возможностями

воздействия

на

ребёнка-

дошкольника,

мультипликационные

фильмы

при

соответствующей

профессиональной

подготовленности

педагога

могут

найти

широкое

применение в образовательной работе.

Мультипликационные

фильмы

искусство

условное,

оперирующее

стилизованной

образностью

и

потому

с

особой

интенсивностью

стимулирующее

у

маленького

зрителя

работу

воображения,

фантазии,

вовлекающее его в мир метафоры, иносказания, нравственно-философской

притчи,

художественных

размышлений.

Пластическая

и

цветовая

выразительность,

яркая

образность,

музыкальность,

лаконичность

изложенной

мысли,

динамичность

эти

качества

мультипликационных

фильмов,

отвечающие

особенностям

восприятия

детей

дошкольного

возраста,

позволяют

решить

широкий

круг

образовательных

и

воспитательных задач.

Возникающее в результате просмотра мультипликационных фильмов

особое «эмоциональное поле» является исключительно благоприятным для

педагогического

воздействия

на

нравственный

мир

ребёнка,

на

его

понимание

и

ощущение

художе ственного

языка,

в о с п р и я т и я

аудиовизуальных образов. Изучение особенностей дошкольного восприятия

киноискусства показало, что из-за фрагментарности восприятия, наивного

реализма, отсутствия жизненного и эстетического опыта эмоции, пережитые

ребёнком во время просмотра мультипликационных фильмов, часто остаются

неосмысленными.

И

именно

поэтому,

задача

родителей

и

педагогов

дошкольного

образования

помочь

ребёнку

научиться

осознавать

свои

впечатления,

развить у него критическое отношение к просмотренному, что возможно при

систематическом и целенаправленном процессе.

Обращение к мультипликационному фильму не случайно. В жизни

современного

ребенка

мультипликация

играет

большую

р ол ь .

Мультипликационные

фильмы

на

сегодняшний

день

являются

одним

из

наиболее значимых механизмов социализации дошкольников, влияющим на

формирование

мироощущения,

мировосприятия

и

системы

ценностей.

Мультипликационный

фильм

демонстрирует

не

только

эмоциональные

состояния,

которые

переживают

его

герои,

но

и

формирует

стереотипы

поведения и разрешения ситуаций. Мультипликационный фильм привлекает

ребенка своей яркой образной формой и смысловым близким и понятным

содержанием.

Современную мультипликацию характеризует:

- яркость и образность;

- краткость и динамичность смены образов;

- присутствие реального и фантастического;

- добрых и злых сил;

- доступность и сюжетность;

- позитивность и добрый юмор.

Все

эти

особенности

отвечают

потребностям

ребенка

и

поэтому

мультипликационные

фильмы

так

любимы

детьми.

Обладая

особыми

возможностями воздействия на юного зрителя, мультипликация может найти

широкое применение в образовательной и познавательной деятельности.

Неоспоримо

положительное

влияние

содержания

большинства

отечественных мультипликационных фильмов на разностороннее развитие

ребенка. Мультипликационные фильмы, пропитанные добротой, теплотой,

любовью

подают

пример

для

подражания,

настраивают

детей

поступать

гуманно с окружающими людьми, обогащают их чувственно-эмоциональный

опыт,

воздействуя

положительно

на

детское

сознание

и

мышление.

Мультипликация

стимулирует

у

маленького

зрителя

работу

воображения,

фантазии, вовлекает его в мир обобщённых образных представлений, а по

мере

его

взросления

в

мир

поэтической

метафоры,

нравственно

философской притчи, художественного размышления.

Обращение

к

мультипликационным

фильмам,

как

педагогической

форме работы с дошкольниками обусловлено представлением о просмотре

мультфильма как процесса поиска смысла, расшифровки знаний о мире и

системе взаимоотношений в нем, о процесс образования некой связи между

мультипликационными

событиями

и

поведением

в

реальной

жизни.

Но

дошкольники

зачастую

воспринимают

внешнюю,

яркую,

динамическую

сторону мультипликационного фильма и далеко не всегда могут проникнуть в

суть идеи и отношений мультипликационных героев. В этом на помощь

должны прийти взрослые.

Мультипликационные фильмы – это обширная область для решения

педагогических задач, поэтому следует очень внимательно относится к их

содержанию

и

ценностно-смысловому

контексту,

так

как

почти

каждый

отечественный мультфильм – это маленькая притча, где далеко не все лежит

на поверхности. Здесь все события происходят в светлом, понимающем мире,

несут в себе заряд тепла, любви, позитивной энергии. Каждый персонаж

индивидуален

и

неповторим.

Даже

злые

герои

часто

становятся

добрее,

потому что добро, участие, понимание – великая сила, способная и самого

злого

крокодила

превратить

в

довольно

симпатичное

и

дружелюбное

существо.

Педагогический

потенциал

видео

позволяет

при

определенной

методической

инструментовке

успешно

решать

задачи

обучения

и

воспитания дошкольников. Использование видео «способствует в сжатом,

концентрированном

виде

подаче

большего

количества

информации,

профессионально

подготовленной

для

восприятия,

помогает

заглянуть

в

сущность явлений и процессов, недоступных человеческому глазу». Поэтому,

видео в современном педагогическом процесс выступает как один из мощных

источников

воздействия

на

сознание

и

подсознание

ребенка.

Оно

может

использоваться на всех этапах обучения, в том числе и дошкольной ступени.

Информация, представленная в наглядной форме, является наиболее

доступной для восприятия дошкольниками, усваивается легче и быстрее.

Максимально

активизируя

наглядно-чувственное

в о с п р и я т и е ,

мультипликационный фильм обеспечивает более легкое и прочное усвоение

знаний

в

их

образно-понятийной

целостности

и

эмоциональной

окрашенности,

существенно

влияет

на

формирование

мировоззрения,

стимулирует развитие абстрактно-логического мышления, сокращает время

на

обучение.

При

помощи

мультипликационных

фильмов

можно:

представлять

разнообразную

информацию,

иллюстрировать

объяснение

педагога

или

дополнять

его

рассказ,

выступать

в

качестве

основного

источника

знаний,

расширять

кругозор

в

той

или

иной

области

знаний;

формировать представления об объекте изучения, явлении, событии и др.;

создать

условия

для

мотивации

познавательной

деятельности

детей;

управлять процессом познания; обобщать учебный материал; организовать

самостоятельную

познавательную

деятельность;

развивать

мыслительную

деятельность детей.



В раздел образования