Напоминание

"Семейная мастерская"


Автор: Овчинникова Альбина Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО "Центр дополнительного образования детей"
Населённый пункт: Город Череповец, Вологодская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Семейная мастерская"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МБОУ ДО «Центр дополнительного образования детей»

Методическая разработка

творческого занятия «Семейная мастерская»

на выставке семейного творчества «Мы – вместе»

музыкально - театрального объединения «Аленький цветочек».

Автор: педагог

дополнительного образования

высшей квалификационной

категории Овчинникова

Альбина Александровна

Череповец

Пояснительная записка.

Известно,

что

художественно-творческая

деятельность

является

мощным

фактором

гармонизации личности, как для взрослого, так и для ребёнка. Именно художественно-творческая

деятельность готова послужить мостиком, объединяющим детей, родителей и педагогов. А семейное

творчество

является

неотъемлемой

частью

семейного

досуга

и

способствует

развитию

добропорядочных

взаимоотношений

в

семье.

Совместное

творчество

в

семье

содействует

её

укреплению, вовлечению детей и взрослых в творческий процесс, который возможен только при

плодотворном

общении

и

сотрудничестве

его

участников.

Совместное

семейное

творчество

призывает помочь детям открыть для себя мир взрослых людей, а взрослым – лучше понять мир

своего ребёнка. Работая вместе, занимаясь творчеством, общаясь друг с другом, взрослые и дети

вступают в творческое взаимодействие.

Основная

цель

семейного

творчества

укрепление

семьи,

семейных

традиций

и

ценностей, вовлечение детей и взрослых в творческий процесс, который возможен только при

плодотворном общении и сотрудничестве его участников.

Значение выставок семейного творчества велико как для детей, так и для родителей. Это

их совместное творчество, которое не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и

взрослых в общих делах. Совместная творческая деятельность, живой интерес родителей и общие

впечатления остаются в памяти ребёнка на всю жизнь. У детей развиваются художественный вкус,

конструктивные способности, воображение.

Данное мероприятие проводится на выставке семейного творчества и направлено на

углубление и закрепление знаний и представлений о традициях семейной культуры. И о том, что

семейное

творчество-это

форма

свободного

самовыражения

и

самопознания

личности,

это

дополнительный язык, на котором можно говорить о себе, о своих детях и мечтах.

Цель занятия: приобщение детей к семейным традициям

и ценностям через художественно-

эстетическое восприятие экспонатов выставки семейного творчества «Мы – вместе».

Задачи:

Совершенствовать навыки создания образов через пластические и мимические

возможности своего тела

Развивать у детей умения импровизировать и перевоплощаться, используя средства

эмоционально - сценической выразительности.

Совершенствовать певческие навыки

Развивать фантазию и воображение.

Воспитывать уважительное отношение к семье и семейному творчеству.

Тип занятия: практико-ориентированный.

Время проведения: продолжительность – 40-45 минут.

Характеристика участников: возраст обучающихся: 8-10 лет в количестве 12-15 человек.

II –й год обучения по образовательной дополнительной программе «Мир музыки и театра» (автор –

Овчинникова Альбина Александровна)

Необходимое оснащение для занятия: экспонаты выставки, музыкальная аудиоаппаратура.

Условия и особенности реализации.

Занятие проводится на выставке семейного творчества, которую учащиеся посещают впервые.

Поэтому все творческие задания основаны на художественных методах офантазирования и

экспромта. Следовательно, педагог должен быть готов к разнообразию проявлений детского

вдохновения, поддержать и развить воображение детей, а затем направить его в творческое русло

театральных, музыкальных, речевых игр, этюдов.

Методические рекомендации.

Педагог должен привлекать детей использовать метод художественной импровизации, давая им

исходный импульс для творческих исканий, и приободрять при каждом интересно найденном образе.

Ход занятия.

Звучит музыка «Моя семья». Дети входят в зал, где представлена выставка семейного

творчества «Мы – вместе». После просмотра экспонатов педагог обращается к детям.

Педагог:

Дети, сегодня мы с вами пришли на выставку семейного творчества «Мы - вместе».

Как много здесь интересного! Прислушайтесь к музыке,…Какие прекрасные слова звучат в песне!...

Есть такое выражение - «Мой дом – моя крепость» - так говорили люди и закрывали двери. А я

предлагаю открыть двери, опустить мосты, распахнуть окна и впустить в наш дом как можно больше

тепла и света.

Педагог:

Семья – такое короткое и такое ёмкое слово. Попробуйте произнести слово «семья» вот

так: «семь – я». Я прошу вас ответить на вопрос: «Что такое семья?»

Дети:

Семья – это…много «я». Семья - это мама, папа, бабушки, дедушки, братья, сестры,

родственники. Семья – это место, где тебя любят. Семья – это дом, где тепло и уютно…

Педагог:

Мнений очень много, у каждого человека свое отношение к семье. Но бесспорно одно –

для того, чтобы семья была крепкой, дружной, чтобы дарила нам покой и тепло, необходимы

определенные условия. И, наверное, вы согласитесь со мной, что условия эти – любовь,

взаимопонимание, взаимоуважение, терпение, доброта, милосердие, общие интересы и дела… И

список можно продолжить. Но, думаю, эти слова должны быть для семьи основополагающими. И

цель нашего занятия – увидеть, как в семейном творчестве художественно сочетаются все эти самые

главные понятия.

I.

Разминка

.

«Чудо

дерево»

.

Звучит пьеса «Сладкая грёза» («Детский альбом»- П. И. Чайковский)

Педагог:

Посмотрите, какое чудо – дерево выросло на полянке. А можно ли сравнить это чудо –

дерево с древом семейного рода?

Дети:

Да, можно.

Педагог:

Давайте представим себе, и покажем через пластику тела и мимику лица, что каждый из

вас – древо вашего семейного рода.

Дети исполняют пластическую импровизацию, по рассказу педагога.

Ваши корни – это ваши предки – прадедушки и прабабушки, дедушки и бабушки – это основа

семейного рода. Ваши корни очень крепко прорастают в родную землю… (дети напрягают ноги,

немного расставив их в стороны; мимика – интерес, взгляд вниз)

Ствол семейного древа – это ваши родители – мама и папа…(дети напрягают тело).

Ветви древа – это ваши старшие родственники - братья и сестры…(дети поднимают руки вверх)

А листочки – это вы, дети… (дети покачивают ладонями рук).

Когда в семье - мир и согласие, то будто ласково светит солнышко – всем тепло и уютно, все

счастливы…(мимика – умиротворение, взгляд - наверх)

Но иногда бывает, что начинает дуть холодный ветер неприятностей… (мимика – тревога). Как

свистит ветер? (дыхание – глубокий вдох, длинный медленный выдох – «сссссссс»).

И тогда древо начинает качаться и гнуться под порывами невзгод… (все части тела, кроме

ступней, раскачиваются) Вспомните и изобразите голосом, как звучат порывы ветра? (дыхание –

глубокий вдох, короткие выдохи – «ш-ш-ш», «ш-ш-ш»).

Бывает, что над семейным древом надвигаются темные тучи проблем… (мимика – хмурость;

поднимают тяжелые руки над головой, собрав в кулаки). Иногда даже сверкают грозовые молнии…

(резкие движения руками – зигзаги).

И тогда древо собирает все свои крепкие дружные семейные силы… (мимика – надежда;

поднимание тяжелых рук снизу вверх, вытягивая ладони) и пытается раздвинуть непроглядные

тучи… (мимика – усилие; тяжело и напряженно раздвигают тучи руками над головой).

А преодолев тяжелые препятствия, прольется благодатный дождь взаимопонимания,

освежающий семейную атмосферу… (мимика – удивление; разбрызгивание легкими кистями рук

сверху вниз и в стороны).

Снова проглянет через завесу дождя лучистое солнце семейной доброты и разольётся

солнечными лучами свет и тепло… (мимика – радость; широко раскрывая и очерчивая круг, поднять

руки вверх, опустить, «струя», обе руки).

И вдруг расцветет на небосклоне разноцветная радуга родственной любви… (мимика –

восхищение; нарисовать обеими руками радугу справа налево, широко раскрыв пальцы рук).

А на крепкое дружное древо семейного рода слетятся певчие птицы счастья и споют прекрасную

мелодию семейной гармони (взмахи руками вверх, как крыльями). В народе говорят: «Не нужен и

клад, если в семье лад». Или: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

Звучит песня «Мы желаем счастья вам».

II

.

Тренинг

.

«Семейная

мастерская»

.

Звучит пьеса «У камелька» («Времена года» - П. И. Чайковский)

Педагог:

Ребята, сегодня мы с вами посетили выставку семейного творчества «Мы – вместе».

Сколько здесь интересных поделок!.. Я бы сказала, что на выставке представлены необычные

экспонаты – родные вещи. А родными их можно назвать потому, что сделаны они совместно детьми

и их родными. Каждая поделка наполнена особой семейной атмосферой, любовью, согрета родным

теплом, согласием, душевностью…Чувствуется, как через добрые и умелые родные руки передаются

семейные традиции, семейное мастерство из поколения в поколение - от родителей к детям. Сколько

фантазии и воображения проявляется в семейном творчестве.

Давайте, и мы с вами пофантазируем.

Игра на воображение «В творческой мастерской».

Педагог:

Представьте себе, что мы оказались в семейной творческой мастерской. Здесь собралась

вся дружная семья. Представьте себе, и покажите мимикой лица, какие характерные настроения

бывают у членов вашей семьи.

Игра – импровизация «Театр разноцветных настроений» (дети сводят и разводят

перед собой руки, имитируя театральные кулисы, и изменяя мимику лица по заданию педагога)

Педагог:

Ласковая мама всегда улыбается нежной улыбкой, как солнышко (нежная улыбка мамы).

Серьезный папа смотрит требовательно и деловито (серьезный взгляд папы).

Внимательная бабушка – всегда озабочена хлопотами (озабоченный взгляд бабушки).

Мудрый дедушка – сегодня не на шутку разозлился на кота, потрепавшего его тапочки

(сердитый взгляд деда).

Удивленные дети – им всё всегда интересно и любопытно (удивление, интерес).

Педагог:

Творческая работа лучше ладится, когда родные люди дружно трудятся, подбадривая друг

друга приветливым словом, доброй шуткой, задушевной песней.

Давайте сделаем упражнение на расширение диапазона голоса. Я буду произносить чистоговорку, а

вы повторяйте те окончания фраз, которые услышите.

Упражнение на расширение диапазона голоса – «Чистоговорка».

1.

Убираю дом сама – ма-ма-ма-ма,

Молоко налить кому? – му-му-му-му,

Очень любим эскимо – мо-мо-мо-мо,

Прочитали сказку мы – мы-мы-мы-мы,

Поем чисто ноту «ми» - ми-ми-ми-ми.

Скоро уж придет зима – ма-ма-ма-ма.

Подготовились к зиме – ме-ме-ме-ме.

2.

У нас дома - чистота – та-та-та-та,

Сметану съели всю коты – ты-ты-ты-ты,

Съели кашу всю почти – ти-ти-ти-ти,

Отложили мы шитьё – тё-тё-тё-тё,

Стали мы играть в лото – то-то-то-то,

А потом играть в лапту – ту-ту-ту-ту.

Педагог: А теперь упражнение «Разомнём-ка, язычок» на развитие дикции.

Упражнение на развитие дикции - «Скороговорка».

Педагог:

Послушайте скороговорку (педагог произносит скороговорку)

1.

Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.

Педагог:

Повторите её со мной. (повторяют все вместе)

Педагог:

Дети, давайте раскрасим скороговорку различными интонационными оттенками:

а). постепенно увеличивая громкость звука и ускоряя темп; б).постепенно уменьшая громкость звука

и замедляя темп; в). ставя вопрос, поочерёдно к каждому слову.

2. Га-га-га! – гогочет гусь, - я семьёй своей горжусь!

На гусят и на гусыню всё никак не нагляжусь!

Педагог:

А теперь – распевка - «Вей, ветерок». Послушайте, как она звучит (исполняет педагог)

При исполнении обратите внимание на глубокое дыхание на диафрагме. Для выразительности

исполнения покажите динамические оттенки – крещендо и диминуэндо.

Распевка «Вей, ветерок» (длительное и цепное дыхание, динамические оттенки).

Педагог:

Дети, посмотрите еще раз на выставочные экспонаты… Пусть каждый из вас мысленно

выберет наиболее понравившуюся поделку и перевоплотится в этот образ. Поделимся на две группы.

Одна группа – поделки, а другая – посетители выставки. Сейчас я открою музыкальную шкатулку и

возьму волшебный ключик, и буду поочередно заводить им поделки. В пластической импровизации

под музыку нужно изобразить характерный образ задуманной поделки. А посетителям нужно

угадать, что это за поделка.

Звучит пьеса «Музыкальная шкатулка». Дети – поделки (1 гр.) танцуют образные

импровизации. Дети – посетители (2гр.) угадывают их образы. Затем дети меняются ролями.

Педагог:

Браво! Очень выразительно. А теперь найдите свою поделку на выставке и покажите, в

кого вы перевоплощались (дети показывают жестами поделки)

Педагог:

Дети, как вы сами считаете, получилось ли у вас выразительно и достоверно создать

характерные образы поделок?

Дети:

(дети оценивают сами свою творческую деятельность)

III.

Этюд

.

«Солнечное

настроение»

.

Педагог:

Дети, а у вас дома любят заниматься семейным творчеством? А какое у вас бывает

настроение, когда вы все вместе – дружной семьей - занимаетесь семейным творчеством?

Дети:

Солнечное, радостное, светлое, разноцветное, сказочное, радужное.

Педагог:

И, сегодня, увидев эти чудесные поделки – плоды вдохновенного семейного творчества - у

нас с вами тоже создалось лучезарное настроение. Давайте споем о солнечном настроении.

Исполняется музыкально-пластическая композиция «Оранжевая песенка».



В раздел образования