Автор: Овчинникова Альбина Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО "Центр дополнительного образования детей"
Населённый пункт: Город Череповец, Вологодская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Семейная мастерская"
Раздел: дополнительное образование
МБОУ ДО «Центр дополнительного образования детей»
Методическая разработка
творческого занятия «Семейная мастерская»
на выставке семейного творчества «Мы – вместе»
музыкально - театрального объединения «Аленький цветочек».
Автор: педагог
дополнительного образования
высшей квалификационной
категории Овчинникова
Альбина Александровна
Череповец
Пояснительная записка.
Известно,
что
художественно-творческая
деятельность
является
мощным
фактором
гармонизации личности, как для взрослого, так и для ребёнка. Именно художественно-творческая
деятельность готова послужить мостиком, объединяющим детей, родителей и педагогов. А семейное
творчество
является
неотъемлемой
частью
семейного
досуга
и
способствует
развитию
добропорядочных
взаимоотношений
в
семье.
Совместное
творчество
в
семье
содействует
её
укреплению, вовлечению детей и взрослых в творческий процесс, который возможен только при
плодотворном
общении
и
сотрудничестве
его
участников.
Совместное
семейное
творчество
призывает помочь детям открыть для себя мир взрослых людей, а взрослым – лучше понять мир
своего ребёнка. Работая вместе, занимаясь творчеством, общаясь друг с другом, взрослые и дети
вступают в творческое взаимодействие.
Основная
цель
семейного
творчества
–
укрепление
семьи,
семейных
традиций
и
ценностей, вовлечение детей и взрослых в творческий процесс, который возможен только при
плодотворном общении и сотрудничестве его участников.
Значение выставок семейного творчества велико как для детей, так и для родителей. Это
их совместное творчество, которое не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и
взрослых в общих делах. Совместная творческая деятельность, живой интерес родителей и общие
впечатления остаются в памяти ребёнка на всю жизнь. У детей развиваются художественный вкус,
конструктивные способности, воображение.
Данное мероприятие проводится на выставке семейного творчества и направлено на
углубление и закрепление знаний и представлений о традициях семейной культуры. И о том, что
семейное
творчество-это
форма
свободного
самовыражения
и
самопознания
личности,
это
дополнительный язык, на котором можно говорить о себе, о своих детях и мечтах.
Цель занятия: приобщение детей к семейным традициям
и ценностям через художественно-
эстетическое восприятие экспонатов выставки семейного творчества «Мы – вместе».
Задачи:
Совершенствовать навыки создания образов через пластические и мимические
возможности своего тела
Развивать у детей умения импровизировать и перевоплощаться, используя средства
эмоционально - сценической выразительности.
Совершенствовать певческие навыки
Развивать фантазию и воображение.
Воспитывать уважительное отношение к семье и семейному творчеству.
Тип занятия: практико-ориентированный.
Время проведения: продолжительность – 40-45 минут.
Характеристика участников: возраст обучающихся: 8-10 лет в количестве 12-15 человек.
II –й год обучения по образовательной дополнительной программе «Мир музыки и театра» (автор –
Овчинникова Альбина Александровна)
Необходимое оснащение для занятия: экспонаты выставки, музыкальная аудиоаппаратура.
Условия и особенности реализации.
Занятие проводится на выставке семейного творчества, которую учащиеся посещают впервые.
Поэтому все творческие задания основаны на художественных методах офантазирования и
экспромта. Следовательно, педагог должен быть готов к разнообразию проявлений детского
вдохновения, поддержать и развить воображение детей, а затем направить его в творческое русло
театральных, музыкальных, речевых игр, этюдов.
Методические рекомендации.
Педагог должен привлекать детей использовать метод художественной импровизации, давая им
исходный импульс для творческих исканий, и приободрять при каждом интересно найденном образе.
Ход занятия.
Звучит музыка «Моя семья». Дети входят в зал, где представлена выставка семейного
творчества «Мы – вместе». После просмотра экспонатов педагог обращается к детям.
Педагог:
Дети, сегодня мы с вами пришли на выставку семейного творчества «Мы - вместе».
Как много здесь интересного! Прислушайтесь к музыке,…Какие прекрасные слова звучат в песне!...
Есть такое выражение - «Мой дом – моя крепость» - так говорили люди и закрывали двери. А я
предлагаю открыть двери, опустить мосты, распахнуть окна и впустить в наш дом как можно больше
тепла и света.
Педагог:
Семья – такое короткое и такое ёмкое слово. Попробуйте произнести слово «семья» вот
так: «семь – я». Я прошу вас ответить на вопрос: «Что такое семья?»
Дети:
Семья – это…много «я». Семья - это мама, папа, бабушки, дедушки, братья, сестры,
родственники. Семья – это место, где тебя любят. Семья – это дом, где тепло и уютно…
Педагог:
Мнений очень много, у каждого человека свое отношение к семье. Но бесспорно одно –
для того, чтобы семья была крепкой, дружной, чтобы дарила нам покой и тепло, необходимы
определенные условия. И, наверное, вы согласитесь со мной, что условия эти – любовь,
взаимопонимание, взаимоуважение, терпение, доброта, милосердие, общие интересы и дела… И
список можно продолжить. Но, думаю, эти слова должны быть для семьи основополагающими. И
цель нашего занятия – увидеть, как в семейном творчестве художественно сочетаются все эти самые
главные понятия.
I.
Разминка
.
«Чудо
–
дерево»
.
Звучит пьеса «Сладкая грёза» («Детский альбом»- П. И. Чайковский)
Педагог:
Посмотрите, какое чудо – дерево выросло на полянке. А можно ли сравнить это чудо –
дерево с древом семейного рода?
Дети:
Да, можно.
Педагог:
Давайте представим себе, и покажем через пластику тела и мимику лица, что каждый из
вас – древо вашего семейного рода.
Дети исполняют пластическую импровизацию, по рассказу педагога.
Ваши корни – это ваши предки – прадедушки и прабабушки, дедушки и бабушки – это основа
семейного рода. Ваши корни очень крепко прорастают в родную землю… (дети напрягают ноги,
немного расставив их в стороны; мимика – интерес, взгляд вниз)
Ствол семейного древа – это ваши родители – мама и папа…(дети напрягают тело).
Ветви древа – это ваши старшие родственники - братья и сестры…(дети поднимают руки вверх)
А листочки – это вы, дети… (дети покачивают ладонями рук).
Когда в семье - мир и согласие, то будто ласково светит солнышко – всем тепло и уютно, все
счастливы…(мимика – умиротворение, взгляд - наверх)
Но иногда бывает, что начинает дуть холодный ветер неприятностей… (мимика – тревога). Как
свистит ветер? (дыхание – глубокий вдох, длинный медленный выдох – «сссссссс»).
И тогда древо начинает качаться и гнуться под порывами невзгод… (все части тела, кроме
ступней, раскачиваются) Вспомните и изобразите голосом, как звучат порывы ветра? (дыхание –
глубокий вдох, короткие выдохи – «ш-ш-ш», «ш-ш-ш»).
Бывает, что над семейным древом надвигаются темные тучи проблем… (мимика – хмурость;
поднимают тяжелые руки над головой, собрав в кулаки). Иногда даже сверкают грозовые молнии…
(резкие движения руками – зигзаги).
И тогда древо собирает все свои крепкие дружные семейные силы… (мимика – надежда;
поднимание тяжелых рук снизу вверх, вытягивая ладони) и пытается раздвинуть непроглядные
тучи… (мимика – усилие; тяжело и напряженно раздвигают тучи руками над головой).
А преодолев тяжелые препятствия, прольется благодатный дождь взаимопонимания,
освежающий семейную атмосферу… (мимика – удивление; разбрызгивание легкими кистями рук
сверху вниз и в стороны).
Снова проглянет через завесу дождя лучистое солнце семейной доброты и разольётся
солнечными лучами свет и тепло… (мимика – радость; широко раскрывая и очерчивая круг, поднять
руки вверх, опустить, «струя», обе руки).
И вдруг расцветет на небосклоне разноцветная радуга родственной любви… (мимика –
восхищение; нарисовать обеими руками радугу справа налево, широко раскрыв пальцы рук).
А на крепкое дружное древо семейного рода слетятся певчие птицы счастья и споют прекрасную
мелодию семейной гармони (взмахи руками вверх, как крыльями). В народе говорят: «Не нужен и
клад, если в семье лад». Или: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
Звучит песня «Мы желаем счастья вам».
II
.
Тренинг
.
«Семейная
мастерская»
.
Звучит пьеса «У камелька» («Времена года» - П. И. Чайковский)
Педагог:
Ребята, сегодня мы с вами посетили выставку семейного творчества «Мы – вместе».
Сколько здесь интересных поделок!.. Я бы сказала, что на выставке представлены необычные
экспонаты – родные вещи. А родными их можно назвать потому, что сделаны они совместно детьми
и их родными. Каждая поделка наполнена особой семейной атмосферой, любовью, согрета родным
теплом, согласием, душевностью…Чувствуется, как через добрые и умелые родные руки передаются
семейные традиции, семейное мастерство из поколения в поколение - от родителей к детям. Сколько
фантазии и воображения проявляется в семейном творчестве.
Давайте, и мы с вами пофантазируем.
Игра на воображение «В творческой мастерской».
Педагог:
Представьте себе, что мы оказались в семейной творческой мастерской. Здесь собралась
вся дружная семья. Представьте себе, и покажите мимикой лица, какие характерные настроения
бывают у членов вашей семьи.
Игра – импровизация «Театр разноцветных настроений» (дети сводят и разводят
перед собой руки, имитируя театральные кулисы, и изменяя мимику лица по заданию педагога)
Педагог:
Ласковая мама всегда улыбается нежной улыбкой, как солнышко (нежная улыбка мамы).
Серьезный папа смотрит требовательно и деловито (серьезный взгляд папы).
Внимательная бабушка – всегда озабочена хлопотами (озабоченный взгляд бабушки).
Мудрый дедушка – сегодня не на шутку разозлился на кота, потрепавшего его тапочки
(сердитый взгляд деда).
Удивленные дети – им всё всегда интересно и любопытно (удивление, интерес).
Педагог:
Творческая работа лучше ладится, когда родные люди дружно трудятся, подбадривая друг
друга приветливым словом, доброй шуткой, задушевной песней.
Давайте сделаем упражнение на расширение диапазона голоса. Я буду произносить чистоговорку, а
вы повторяйте те окончания фраз, которые услышите.
Упражнение на расширение диапазона голоса – «Чистоговорка».
1.
Убираю дом сама – ма-ма-ма-ма,
Молоко налить кому? – му-му-му-му,
Очень любим эскимо – мо-мо-мо-мо,
Прочитали сказку мы – мы-мы-мы-мы,
Поем чисто ноту «ми» - ми-ми-ми-ми.
Скоро уж придет зима – ма-ма-ма-ма.
Подготовились к зиме – ме-ме-ме-ме.
2.
У нас дома - чистота – та-та-та-та,
Сметану съели всю коты – ты-ты-ты-ты,
Съели кашу всю почти – ти-ти-ти-ти,
Отложили мы шитьё – тё-тё-тё-тё,
Стали мы играть в лото – то-то-то-то,
А потом играть в лапту – ту-ту-ту-ту.
Педагог: А теперь упражнение «Разомнём-ка, язычок» на развитие дикции.
Упражнение на развитие дикции - «Скороговорка».
Педагог:
Послушайте скороговорку (педагог произносит скороговорку)
1.
Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.
Педагог:
Повторите её со мной. (повторяют все вместе)
Педагог:
Дети, давайте раскрасим скороговорку различными интонационными оттенками:
а). постепенно увеличивая громкость звука и ускоряя темп; б).постепенно уменьшая громкость звука
и замедляя темп; в). ставя вопрос, поочерёдно к каждому слову.
2. Га-га-га! – гогочет гусь, - я семьёй своей горжусь!
На гусят и на гусыню всё никак не нагляжусь!
Педагог:
А теперь – распевка - «Вей, ветерок». Послушайте, как она звучит (исполняет педагог)
При исполнении обратите внимание на глубокое дыхание на диафрагме. Для выразительности
исполнения покажите динамические оттенки – крещендо и диминуэндо.
Распевка «Вей, ветерок» (длительное и цепное дыхание, динамические оттенки).
Педагог:
Дети, посмотрите еще раз на выставочные экспонаты… Пусть каждый из вас мысленно
выберет наиболее понравившуюся поделку и перевоплотится в этот образ. Поделимся на две группы.
Одна группа – поделки, а другая – посетители выставки. Сейчас я открою музыкальную шкатулку и
возьму волшебный ключик, и буду поочередно заводить им поделки. В пластической импровизации
под музыку нужно изобразить характерный образ задуманной поделки. А посетителям нужно
угадать, что это за поделка.
Звучит пьеса «Музыкальная шкатулка». Дети – поделки (1 гр.) танцуют образные
импровизации. Дети – посетители (2гр.) угадывают их образы. Затем дети меняются ролями.
Педагог:
Браво! Очень выразительно. А теперь найдите свою поделку на выставке и покажите, в
кого вы перевоплощались (дети показывают жестами поделки)
Педагог:
Дети, как вы сами считаете, получилось ли у вас выразительно и достоверно создать
характерные образы поделок?
Дети:
(дети оценивают сами свою творческую деятельность)
III.
Этюд
.
«Солнечное
настроение»
.
Педагог:
Дети, а у вас дома любят заниматься семейным творчеством? А какое у вас бывает
настроение, когда вы все вместе – дружной семьей - занимаетесь семейным творчеством?
Дети:
Солнечное, радостное, светлое, разноцветное, сказочное, радужное.
Педагог:
И, сегодня, увидев эти чудесные поделки – плоды вдохновенного семейного творчества - у
нас с вами тоже создалось лучезарное настроение. Давайте споем о солнечном настроении.
Исполняется музыкально-пластическая композиция «Оранжевая песенка».