Напоминание

Учебные задания, направленные на достижение метапредметных образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО


Автор: Ефремовцева Светлана Рудольфовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 5
Населённый пункт: город Реж Свердловская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Учебные задания, направленные на достижение метапредметных образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Раздел: начальное образование





Назад




Курсы повышения квалификации

«Особенности реализации ФГОС начального общего образования нового

поколения»

Итоговая работа

Ефремовцевой Светланы Рудольфовны

Учителя начальных классов МБОУ СОШ №5

г. Реж Свердловской области

Методическая разработка учебных заданий, направленных на достижение

метапредметных образовательных результатов в соответствии с

требованиями ФГОС НОО.

Структура итоговой работы:

1 часть – познавательные УУД

2 часть – коммуникативные УУД

3 часть – регулятивные УУД

Список литературы

1

часть

1.

Вид универсального учебного действия: познавательные

общеучебные (развитие читательской компетенции)

2.

Метапредметный результат: читательские умения:

- поиск и выделение необходимой информации с использованием

справочной литературы

- осознанное, произвольное построение речевого высказывания для

устной передачи информации

- точное следование инструкции

3.

Параллель: 1 класс

4.

Объект оценивания:

- правильно выделенное слово

- связный рассказ с опорой на план

- публичное выступление (полнота и точность передачи информации,

правильность построения связных высказываний по заданной теме).

5.

Задание для учащихся:

характеристика задания

Задание – элемент интегрированного урока – обобщения.

Обобщаются знания, полученные на уроках по литературному

чтению, русскому языку, математике, окружающему миру,

технологии. Можно спарить урок чтения и урок по окружающему

миру. При необходимости использовать ещё урок технологии,

русского языка или математики.

мотивационная часть

- Ребята, посмотрите, на доске написана тема нашего урока,

прочитайте.

- Марафон «Что мы знаем, что умеем?».

- Кто знает, что означает слово «марафон»? (обсуждают)

- Как вы думаете, что же нам предстоит делать на уроке?

- Вспоминать, повторять то, чему мы учились в этом году.

- А зачем это нужно, повторять то, чему научились? Зачем

спортсмены каждый день ходят на тренировки, а артисты на

репетиции?

- Чтобы хорошо всё запомнить, выяснить, что осталось

непонятным, исправить ошибки, потренироваться, чтобы делать

хорошо то, чему научились.

- Марафон – забег на длинную дистанцию. Здесь важна не столько

скорость, сколько правильность выполнения движений,

выносливость и целеустремлённость. Наш марафон – это марафон

для ума.

Как настоящие спортсмены, мы разделимся на команды (Делим

класс на группы по 4 человека). Предлагаю начать нашу тренировку

для ума с того, что мы сейчас вспомним сказки, которые читали в 1

классе. Но мы не просто их вспомним, а потренируемся работать с

книгой, с текстом. Потом попробуем применить свои знания для

поиска нужных нам сведений. Наш марафон займёт несколько

уроков, нам нужно набраться терпения, сосредоточиться и вспомнить

всё, чему мы учились в этом году. На финише мы подведём итог и

лучшая, самая дружная, самая грамотная команда будет награждена.

Команды получат большой конверт, в нём вложены инструкции

для работы, маленький конверт и книга. Действовать нужно строго

по инструкции, переходить к следующему действию только тогда,

когда выполнено предыдущее. Итак – на старт, внимание, марш

(команды получают конверты).

содержательная часть

1) Найти в предложенной книге слово, следуя инструкции.

Инструкция.

1.

Откройте книгу на странице … . Какое произведение начинается

на этой странице?

2.

Найдите … абзац от начала текста сказки.

3.

Найдите … строку в этом абзаце.

4.

Выпишите … слово из этой строки.

2) Откройте закрытый конверт. На вложенном листе бумаги

напечатано слово – название лесного животного. Сравните его с тем

словом, которое вы нашли в тексте. Если слова совпадают, то

переходите к следующему заданию. Если слова не совпадают, то

проверьте правильность выполнения инструкции.

3) Возьмите у учителя детскую энциклопедию и найдите научную

информацию об этом животном.

4) Опираясь на текст в энциклопедии, найдите ответы на

предложенные вопросы.

1.

Среда обитания животного.

2.

Внешний вид.

3.

Хищное или травоядное это животное? Докажите, используя

слова из текста.

4.

Как выращивают детёнышей?

5) Подготовьте краткое сообщение для класса об этом животном.

Выступите с сообщением.

6) Оцените свою работу в группе. Заполните лист самооценки.

образец/описание ответа

Нашей группе нужно было найти слово, которое содержится в

сказке «Петух и собака» в восьмом абзаце, во второй строке, шестое

от начала строки. Это слово – лиса.

Лисицы обитают по всему земному шару. Это самый маленький

представитель семейства собачьих. Они сумели приспособиться даже

в тех районах, где господствует человек. После второй мировой

войны несколько лисьих семей нашли на развалинах города Берлин.

Они питались отбросами, мышами и крысами. Но в основном

лисицы предпочитают луговые местности, где много мышей, полёвок

и кроликов. Селятся в покинутых норах других животных,

расширяют их, прокладывают дополнительные туннели, запасные

выходы.

Самая распространённая – рыжая лисица. Хитрая героиня сказок

и басен – очень красивое и изящное животное. У неё красивый

шелковистый, рыжевато-оранжевый мех, белая грудка, «чёрные

сапожки». Длинный пушистый хвост создаёт впечатление большой

величины зверя. На самом деле это не так. Лисица весит всего 4-5

килограммов. У лисицы смышлёные глаза со зрачками, как у кошки.

Такие глаза из всех собачьих есть только у лисиц. Если лисице не

удаётся перехитрить врага, она убегает. Лисицы очень быстроногие.

Лисицы – хищники, охотятся на мышей, полёвок, кроликов,

ящериц, лягушек, кузнечиков. Едят они и землянику, чернику,

вишню, яблоки, виноград. Если удаётся, то может похитить курицу

или другую домашнюю птицу.

Самка приносит ранней весной 4-8 лисят. Первые недели лисята

едят молоко. Через несколько недель самостоятельно выходят из

норы. Мать и отец оба носят пищу лисятам, излишки зарывают в

землю. Лисят внимательно оберегают родители и при опасности

переносят в запасную нору.

6.

Критерии оценки:

1)

Слово найдено самостоятельно с первого раза.

Слово найдено самостоятельно после сравнения с контрольным

словом в конверте.

Потребовалась помощь учителя.

2)

Информация в энциклопедии найдена самостоятельно, умеют

пользоваться оглавлением.

Информация найдена с подсказкой учителя о том, как

пользоваться оглавлением.

Информация найдена с помощью учителя.

3)

Ответ составлен согласно плану с опорой на текст. Содержание

передано. Высказывания построены точно.

Ответ составлен согласно плану. Содержание передано.

Высказывания построены не точно, путается при передаче

информации.

Ответ не по плану, хаотичен. Содержание передано не точно.

Высказывания построены не правильно.

7.

Методические комментарии:

Перед проведением обобщающего занятия по всем предметам

нужно повторить программный материал. Уроки проводятся в

обычном режиме, с переменами, с динамическими паузами,

гимнастиками (артикуляционная, зрительная, пальчиковая).

Когда команда называет животное, на экране появляется его

изображение. Слайды меняются согласно плану рассказа: животное в

естественной среде обитания, животное в полный рост крупным

планом, животное на охоте (пасётся), семья с детёнышами.

Корректируя работу групп, подвести детей к тому, чтобы каждый

выступил по одному из пунктов плана. При выступлении группы

учащиеся могут дополнять ответы друг друга.

2 часть

1.

Вид универсального учебного действия: коммуникативные

2.

Метапредметный результат: умение работать в команде

- планирование учебного сотрудничества в группе

- определение цели, функции участников, способа взаимодействия

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,

презентовать результат работы группы

3.

Параллель: 1 класс

4.

Объект оценивания:

- организация работы группы

- правильная смысловая последовательность карточек, обоснование

выбора

- публичное выступление

5.

Задание для учащихся:

характеристика задания

Задание выполняется в группах по 4 человека. Для формирования

полоролевой идентификации, группы представляется

целесообразным сделать однополыми. Мальчикам предлагается

серия из 4-х сюжетных картинок, отражающих основные занятия

представителей мужского пола в периоды жизни: детство, юность,

зрелый возраст, старость. Девочкам предлагается серия из 4-х

сюжетных картинок подобного содержания, отражающих занятия по

возрастам представителей женского рода. Картинки нужно

выстроить в логичной последовательности, обосновать выбор такого

расположения картинок, публично предъявить результат работы

группы.

мотивационная часть

- Ребята, мы с вами определили, какую роль играет каждый из

членов семьи, какие у него права и обязанности. Сейчас я предлагаю

вам интересное задание, чтобы проверить хорошо ли мы разобрались

в этом вопросе. Для его выполнения нам нужно будет создать группы

девочек и мальчиков (делятся на группы).

Вспомним правила работы в группе.

- Каждый высказывает своё мнение.

- Друг друга не перебивать.

- Каждый делает ту часть работы, которая у него получается

лучше остальных.

- При выступлении поддерживаем друг друга, если у товарища

возникли затруднения.

- Результат работы группы зависит от дружной, слаженной работы

её участников.

содержательная часть

- Группы, послушайте внимательно задание. После того, как я его

объясню, можно будет задать уточняющие вопросы.

Каждая группа получит карточки. Ваша задача – вспомнить всё,

что мы с вами обсуждали, затем построить карточки в правильной

последовательности. Объяснить мне, почему вы их построили

именно так.

После того, как обоснована последовательность расположения

карточек (учитель подходит к каждой группе), предлагается вторая

часть задания.

- Подготовить краткое выступление, в котором рассказать об

основных занятиях мальчика/девочки, юноши/девушки,

мужчины/женщины, дедушки/бабушки.

образец/описание ответа

Первой мы поставили карточку, где изображена девочка. Потом

девочка выросла и стала девушкой, поэтому мы второй поставили

карточку с девушкой. Третья карточка изображает женщину с

ребёнком, потому, что когда девушка повзрослеет и выйдет замуж,

она родит детей и будет их воспитывать. Четвертая карточка –

картинка с пожилой женщиной, потому, что когда женщина

воспитает своих детей, у неё появляются внуки и она становится

бабушкой.

Главные занятия девочки-ребёнка – это игра (перечислить игры, в

которые может играть девочка, с опорой на картинку). Ещё девочка

учится помогать маме по дому (перечислить дела, которые может

выполнять дома девочка).

Главное занятие девушки – это учёба. Ещё она может заниматься

любимым делом: танцы, рисование, спорт… И ещё она становится

главной маминой помощницей по дому (помощь по хозяйству, в

воспитании младших детей…).

Главное занятие женщины – воспитание детей (ухаживать за

младенцами, учить их разным занятиям, когда подрастут, помогать

учиться в школе, воспитывать, давать советы) и ведение домашнего

хозяйства (перечислить мамины дела). Также женщина ещё может

работать по профессии.

Когда женщина вырастила детей, то у неё появляются внуки, и она

помогает детям их воспитывать (что делает бабушка). Также у неё

появляется больше времени на свои любимые занятия (читать,

вязать, выращивать цветы…).

6.

Критерии оценки:

- правильная последовательность карточек (- самостоятельно

увидели логику построения последовательности, - понадобились

наводящие вопросы, - понадобились разъяснения и

непосредственная помощь учителя)

- слаженная работа в группе, активность всех участников (- каждому

дана возможность высказаться, никто из детей не доминирует, лидер

старается организовать работу группы, разделить функции; - один

доминирует, всё берёт на себя, другие не корректируют его

поведение, роли распределяются по его усмотрению; - никто не

проявляет инициативу, требуется стимулирование со стороны

учителя, помощь в распределении функций)

- публичное выступление в рамках заданной темы ( достаточно

полные, точные высказывания без отклонения от темы; -

непоследовательные, не достаточно точные высказывания с

отклонением от темы; - затруднения в представлении результата

обсуждения, помощь товарищей, наводящие вопросы учителя)

7.

Методические комментарии:

Задание предлагается при изучении темы «Семья» по предмету

«Окружающий мир» после обсуждения обязанностей членов семьи:

детей, родителей, бабушек и дедушек.

Группам можно предложить все 4 карточки каждой, либо по 2

(детство и юность, зрелый возраст и старость), в зависимости от

количества детей в классе и времени, которое учитель предполагает

затратить на выполнение задания.

Когда группы начнут работу, вести наблюдение за тем, как внутри

группы распределяются роли.

При заслушивании выступлений групп первой лучше

предоставить слово той группе из однополых, у которой на этапе

обсуждения оказались наиболее логичные и обоснованные

аргументы и высказывания. Это будет образцом для более слабой

группы. Корректируя работу в группах, подвести учащихся к тому,

чтобы каждый выступил по одной из картинок, если без помощи

учителя группа сама не приняла такое решение.

3 часть

1.

Вид универсального учебного действия: регулятивные

2.

Метапредметный результат:

- ориентация на образец и правило выполнения действия

- контроль и коррекция

- оценка

3.

Параллель: 1 класс

4.

Объект оценивания:

Предложение, написанное в соответствии с правилами русского

языка.

5.

Задание для учащихся:

характеристика задания

Учащимся предлагается записать предложение одним из

способов: списать с доски, где оно записано письменными буквами;

списать с печатного носителя (с учебника, с карточки…); записать

под диктовку.

Задание можно применять на уроке по любому предмету для

проверки уровня сформированности тех или иных навыков.

мотивационная часть

- Ребята, сейчас будет задание, которое вы можете выполнить тем

способом, который сами выберете. Вам нужно написать

предложение, а как вы это сделаете, зависит от вашего выбора.

Оцените свои возможности и сделайте выбор. За правильно

выполненное задание вы получите звёздочки:

Предлагаю три варианта:

- списать с доски

- списать из книги

- записать под диктовку

После того, как вы запишите предложение, нужно будет выполнить

самопроверку, то есть сравнить с образцом и исправить ошибки, если

найдёте.

Если будут допущены ошибки, то по одной звезде вычитается.

содержательная часть

Морская волна сильна и вольна.

образец/описание ответа

Предложение написано с большой буквы. В конце предложения

поставлена точка. Все слова записаны грамматически правильно.

6.

Критерии оценки:

предложение

- Предложение записано в соответствии с правилами русского языка

с первого раза.

- Допущенные ошибки самостоятельно исправлены после сравнения

с образцом.

- Ошибки не исправлены после сравнения с образцом.

оценка своей работы

- объективно оценивает свой результат

- оценка занижена

- оценка завышена

7.

Методические комментарии:

Перед выполнением задания повторить правила записи

предложений.

После выполнения задания должна быть предоставлена

возможность повысить уровень, используя новое предложение.

Для выполнения задания целесообразно рассадить детей по разным

рядам в соответствии с выбранным способом записи предложения:

средний ряд – списывают с доски, первый ряд – списывают с

печатного текста, третий ряд – пишут под диктовку.

После самопроверки провести взаимопроверку. Пока дети

проверяют задание друг у друга, установить, кто без ошибок

выполнил его в каждой группе и назначить его экспертом. Эксперт

проверяет у каждого из группы и раздаёт звёзды.

После экспертизы и объяснения ошибок всем раздать лист

самооценки. Попросить закрасить круг одним из трёх цветов:

- зелёный – я доволен своей работой и результатом

- синий – я поработал неплохо, но нужно ещё подтянуться

- красный – у меня есть трудности, нужно ещё работать

Библиография.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной

школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г. Асмолов,

Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. –

М.: Просвещение, 2013.

Учим успешному чтению. Рекомендации учителю: пособие для

учителей общеобразовательных учреждений/ Т.Г. Галактионова, Е.И.

Казакова, М.И. Гринёва и др. – М.: Просвещение, 2012.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе.

Система заданий. В 3 ч. Ч.1/ М.Ю. Демидова, С.В.Иванов, О.А.

Карабанова и др.; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой – 3-изд. –

М.: Просвещение, 2011.

Я познаю мир: Животные: Детская энциклопедия/ Авт.-сост.

П.Р.Ляхов. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.

Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности

гражданина России. — М.: Просвещение, 2011.

Низиенко Е.Л., Шмелькова Л.В. «Внедрение Федеральных

государственных образовательных стандартов общего образования».

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от

29.12.2012 года N 273-ФЗ;

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации

от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие

федерального государственного образовательного стандарта

начального общего образования»

Рабочая программа для 1 класса учителя начальных классов МБОУ

СОШ №5 Ефремовцевой С.Р.



В раздел образования