Напоминание

"Буквы безударных гласных в окончаниях имен прилагательных".


Автор: Фаттахова Светлана Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №2"
Населённый пункт: г.Октябрьский, Республика Башкортостан
Наименование материала: урок русского языка
Тема: "Буквы безударных гласных в окончаниях имен прилагательных".
Раздел: начальное образование





Назад




Урок русского языка

Тема: Буквы безударных гласных в окончаниях имен прилагательных.

Цели: - познакомить с правилом проверки безударных гласных в окончаниях

имён прилагательных;

- учить писать слова с безударными гласными в окончаниях имён

прилагательных, выполнять проверку, графически обозначать орфограмму;

- развивать речь, память, мышление, орфографическую зоркость;

- воспитывать аккуратность, самостоятельность, чувство товарищества.

Оборудование: ЭОР, плакаты, карточки, проектор.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение. Сообщение темы урока.

1.Игра «Распредели слова на группы» (Учащиеся на доске разбивают слова

по частям речи.)

- Какие группы слов еще можно выделить? (Группы однокоренных слов.)

Какие?

2.Повторение.

-Послушайте стихотворение. О какой части речи пойдет речь на уроке.

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь.

Меня вам надо знать, беречь!

-Какая часть речи могла о себе так рассказать? (Имя прилагательное.)

-Что такое имя прилагательное?

- С какой частью речи связаны имена прилагательные?

- Как изменяются имена прилагательные?

-Почему имена прилагательные украшают нашу речь? Докажите на примере.

(Береза кудрявая, белоствольная, русская, ива плакучая, дуб могучий)

3. Сообщение темы урока.

- Мы живем в мире слов, в словах русского языка так много тайн и секретов.

Вот и сегодня на уроке мы узнаем о правописании букв безударных гласных в

окончаниях имен прилагательных, раскроем еще один секрет языка.

III. Чистописание. Словарная работа.

1.Работа в тетради.

-ая, -ий, -ые, -яя, -ое, -ой, -ее, -ый, -ие

Посмотрите на доску. О чем вам говорят эти цепочки соединений.

(Окончания имен прилагательных.)

- Какие имена прилагательные могут иметь такие окончания? (Ж.р., м.р., ср.р.

и множественного числа.)

- Запишите соединения в тетрадь.

- Прочитайте слова. Слова какой части речи прочитали? В чем их секрет.(Это

словарные слова.) Выберите нужную букву, запишите слова правильно.

А(к,кк)уратный, (о,а)ранжевый, вн(е,и)мательный,

пра(здн,зн)ичный, с(и,е)ребр(ян,янн)ый, в(а,о)лшебный, ж(ё,о)лтый.

IV. Введение в тему. Исследовательская работа.

Работа в группах. Каждая группа получает листочки с заданием: вставьте

букву, объясните свой выбор.

зв . зда бел . зубый пр . дедушка у красн . й

б . р . га везд . ход п . дорожник в син . х

з . ма пеш . ход з . писка о добр . м

- Смогли ли справиться с заданием полностью?

- В написании каких слов сомневались? Почему? (Гласная безударная)

- Где находится пропущенная гласная?

- В окончании какой части речи?

- Какую проблему будем решать сегодня на уроке?

(Какую букву написать в окончании имен прилагательных, если они

безударные.)

ФИЗМИНУТКА

V. Наблюдение. Вывод правила.

1. Сравнение ударных и безударных окончаний прилагательных.

(Для анализа используется ЭОР.)

- Что можете сказать о правописании ударных и безударных окончаний?

(Пишутся одинаково.)

- В каких окончаниях можно сделать ошибку? (В безударных окончаниях.

Это опасное место.)

2.Чтение правила №1 на с. 86.

3. Упр. 326. Выполняется устно.

- Прочитайте. Сравните окончания слов – вопросов и имён прилагательных.

( Чтение по цепочке.)

- Что же вы заметили? (Ответы детей.)

- Какие окончания имеют имена прилагательные, если ставим

вопрос какого? (-ого-, -его-) От чего зависит написание букв о и е? (От

твердой и мягкой основы корня.)

- Какие окончания имеют имена прилагательные, если ставим

вопрос каким? (-ым-, -им-) От чего зависит написание букв ы и и?

- Что необходимо сделать, чтобы правильно написать безударное

окончание имени прилагательного? Попробуйте сформулировать правило.

Послушаем и сравним свой вывод с авторским. (Используется ЭОР)

4. Чтение правила №2 на стр. 87.

VI. Закрепление новых знаний.

1.Упр. 327. Выполняется в тетради.

а) Самостоятельное чтение текста.

- Как образовалось слово стол? А слово столица?

- Можно ли слова стол, престол, столица считать родственными? Почему?

б) Назовите имена прилагательные в тексте. Выпишем сочетания слов прил.+

сущ., обозначим графически орфограмму безударная гласная в окончаниях

имен прилагательных.

ФИЗМИНУТКА

2. Работа на карточках по вариантам. Проверка.

- Допишите окончания имен прилагательных.

3. ЭОР «Открытка для мамы»

- А сейчас и вам нужно творчески поработать. Подпишите открытку для

своей мамы. (Проверка.)

VII. Итог урока. Рефлексия «Лестница успеха».

- С какой орфограммой познакомились на уроке?

- Как проверить безударные окончания имен прилагательных?

VIII. Домашнее задание. С. 102 упр. 7. Выучить правило.



В раздел образования