Автор: Фаттахова Светлана Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №2"
Населённый пункт: г.Октябрьский, Республика Башкортостан
Наименование материала: урок русского языка
Тема: "Буквы безударных гласных в окончаниях имен прилагательных".
Раздел: начальное образование
Урок русского языка
Тема: Буквы безударных гласных в окончаниях имен прилагательных.
Цели: - познакомить с правилом проверки безударных гласных в окончаниях
имён прилагательных;
- учить писать слова с безударными гласными в окончаниях имён
прилагательных, выполнять проверку, графически обозначать орфограмму;
- развивать речь, память, мышление, орфографическую зоркость;
- воспитывать аккуратность, самостоятельность, чувство товарищества.
Оборудование: ЭОР, плакаты, карточки, проектор.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение. Сообщение темы урока.
1.Игра «Распредели слова на группы» (Учащиеся на доске разбивают слова
по частям речи.)
- Какие группы слов еще можно выделить? (Группы однокоренных слов.)
Какие?
2.Повторение.
-Послушайте стихотворение. О какой части речи пойдет речь на уроке.
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь.
Меня вам надо знать, беречь!
-Какая часть речи могла о себе так рассказать? (Имя прилагательное.)
-Что такое имя прилагательное?
- С какой частью речи связаны имена прилагательные?
- Как изменяются имена прилагательные?
-Почему имена прилагательные украшают нашу речь? Докажите на примере.
(Береза кудрявая, белоствольная, русская, ива плакучая, дуб могучий)
3. Сообщение темы урока.
- Мы живем в мире слов, в словах русского языка так много тайн и секретов.
Вот и сегодня на уроке мы узнаем о правописании букв безударных гласных в
окончаниях имен прилагательных, раскроем еще один секрет языка.
III. Чистописание. Словарная работа.
1.Работа в тетради.
-ая, -ий, -ые, -яя, -ое, -ой, -ее, -ый, -ие
Посмотрите на доску. О чем вам говорят эти цепочки соединений.
(Окончания имен прилагательных.)
- Какие имена прилагательные могут иметь такие окончания? (Ж.р., м.р., ср.р.
и множественного числа.)
- Запишите соединения в тетрадь.
- Прочитайте слова. Слова какой части речи прочитали? В чем их секрет.(Это
словарные слова.) Выберите нужную букву, запишите слова правильно.
А(к,кк)уратный, (о,а)ранжевый, вн(е,и)мательный,
пра(здн,зн)ичный, с(и,е)ребр(ян,янн)ый, в(а,о)лшебный, ж(ё,о)лтый.
IV. Введение в тему. Исследовательская работа.
Работа в группах. Каждая группа получает листочки с заданием: вставьте
букву, объясните свой выбор.
зв . зда бел . зубый пр . дедушка у красн . й
б . р . га везд . ход п . дорожник в син . х
з . ма пеш . ход з . писка о добр . м
- Смогли ли справиться с заданием полностью?
- В написании каких слов сомневались? Почему? (Гласная безударная)
- Где находится пропущенная гласная?
- В окончании какой части речи?
- Какую проблему будем решать сегодня на уроке?
(Какую букву написать в окончании имен прилагательных, если они
безударные.)
ФИЗМИНУТКА
V. Наблюдение. Вывод правила.
1. Сравнение ударных и безударных окончаний прилагательных.
(Для анализа используется ЭОР.)
- Что можете сказать о правописании ударных и безударных окончаний?
(Пишутся одинаково.)
- В каких окончаниях можно сделать ошибку? (В безударных окончаниях.
Это опасное место.)
2.Чтение правила №1 на с. 86.
3. Упр. 326. Выполняется устно.
- Прочитайте. Сравните окончания слов – вопросов и имён прилагательных.
( Чтение по цепочке.)
- Что же вы заметили? (Ответы детей.)
- Какие окончания имеют имена прилагательные, если ставим
вопрос какого? (-ого-, -его-) От чего зависит написание букв о и е? (От
твердой и мягкой основы корня.)
- Какие окончания имеют имена прилагательные, если ставим
вопрос каким? (-ым-, -им-) От чего зависит написание букв ы и и?
- Что необходимо сделать, чтобы правильно написать безударное
окончание имени прилагательного? Попробуйте сформулировать правило.
Послушаем и сравним свой вывод с авторским. (Используется ЭОР)
4. Чтение правила №2 на стр. 87.
VI. Закрепление новых знаний.
1.Упр. 327. Выполняется в тетради.
а) Самостоятельное чтение текста.
- Как образовалось слово стол? А слово столица?
- Можно ли слова стол, престол, столица считать родственными? Почему?
б) Назовите имена прилагательные в тексте. Выпишем сочетания слов прил.+
сущ., обозначим графически орфограмму безударная гласная в окончаниях
имен прилагательных.
ФИЗМИНУТКА
2. Работа на карточках по вариантам. Проверка.
- Допишите окончания имен прилагательных.
3. ЭОР «Открытка для мамы»
- А сейчас и вам нужно творчески поработать. Подпишите открытку для
своей мамы. (Проверка.)
VII. Итог урока. Рефлексия «Лестница успеха».
- С какой орфограммой познакомились на уроке?
- Как проверить безударные окончания имен прилагательных?
VIII. Домашнее задание. С. 102 упр. 7. Выучить правило.