Автор: Евдокимова Валентина Митрофановна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: Иловская СОШ им. В. Бурцева
Населённый пункт: с. Иловка, Алексеевский р-н, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: Игры на современном уроке английского языка
Раздел: полное образование
«Игры
на
современном
уроке
английского
языка»
Социально-политические преобразования во всех сферах жизни нашего
общества привели к существенным изменениям в сфере образования. В том
числе
изменился
и
статус
иностранного
языка
как
школьного
предмета.
Иностранный
язык
стал
в
значительной
степени
осознаваться
как
средство
взаимодействия людей, средство приобщения к иной национальной культуре.
Увлечь ребенка изучать иностранный язык, сделать учение посильным и
радостным – непростая задача каждого учителя.
Будучи учителем английского языка, я доношу до детей всю важность данного
предмета.
Успех
в
изучении
английского
языка
обеспечивается
такой
методической системой, основной концепцией которой является интерес учащихся
к предмету. В этом деле нужны современные методы и технологии.
Я считаю, что игровые технологии несут в себе широкие образовательные и
воспитательные
возможности.
Игры
обладают
не
только
мотивационными
функциями.
Они
способствуют
активизации
познавательной
и
творческой
деятельности учеников, развивают их мышление, концентрируют внимание.
В игре все равны. Даже если у ученика недостаточно языковых знаний, это не
помеха для участия. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может
даже обойти более успешных одноклассников, если обладает такими качествами
как находчивость и сообразительность.
Выделяют следующие формы игр:
1) положительно - эмоциональной насыщенности;
2) реализации личности в коллективе;
3) максимальной мотивированности учебных ситуаций;
4) рационального сочетания коммуникативного и системного подходов.
Опираясь на свой практический опыт, могу сказать, что положительное влияние
на
воспитательно
-
образовательный
процесс
оказывают
все
виды
игр:
дидактические, творческие, подвижные и т.д. Расскажу о некоторых из них.
Подвижные
игры.
Подвижная
игра
создает
благоприятную
почву
для
развития
двигательной
активности
учеников,
укрепления
их
здоровья.
Из
подвижных игр можно выделить такие игры, как зарядка, игра в животных, игры на
внимание,
стихи
и
песни,
сопровождаемые
движениями,
игры
с
мячом
(игра
«Угадай, ты кто?», игра «Повторяй за мной» на глаголы движения). С усвоением
учениками
новой
лексики
игры
усложняются
и
видоизменяются,
можно
организовать смену ведущего – с учителя на ученика.
Обучающие игры. Они делают обучение английскому языку интересным и
творческим,
создают
атмосферу
увлеченности
и
снимают
усталость
у
детей.
Специфика обучающих игр заключается в том, что:
- ученики играют свои собственные роли (в отличие от ролевых игр);
- учебные задания выполняются на уроке, но это групповая деятельность.
Обучающие
игры
учитывают
возрастные
особенности
учеников,
их
интересы,
дают возможность совершенствовать полученные навыки. К обучающим играм
относят: ролевые, фонетические, лексические и грамматические.
а) Ролевые игры имеют большое значение для развития навыков общения.
В
основе
ролевой
игры,
как
правило,
лежит
решение
проблемы.
Необходимость
найти
решение
поставленной
проблемы
обуславливает
естественность общения. Постановка проблемы и необходимость ее решения
служат также развитию критического мышления у учащихся.
б) Фонетические игры тренируют учеников в произнесении английских звуков.
1. «Фонетическая отработка звуков [r], [ m ], [u], [ ŋ ], [Ι ], [t ], [ w], [æ], [d], [
ס]».
Teacher: Сейчас потренируем наши язычки. Mr.Tongue работал и устал [u-u-u-gud],
отдохнул и обрадовался [m –m –m- mæn]. Mr.Tongue решил пригласить гостей.
Надо убрать в комнате. Mr.Tongue решил выбить пыль из дивана [d – d –d - daun].
А теперь пыль из ковра [t – t – t – sit]. Пришли гости [ס -ס - ס - n סt]. Мr.Tongue
обрадовался гостям [r – r – r – red]. Когда гости ушли, Mr.Tongue погасил свечку и
лег спать [w - w – w – swim].
2.«Слышу – не слышу». Цель: формирование навыков фонетического слуха.
Ход игры: ученики делятся на две команды. Учитель произносит слова. Если он
произносит слово, в котором есть долгий гласный … или …, ученики поднимают
левую руку. Если в названном слове есть также согласные звуки… или…, все
поднимают обе руки. Учитель записывает ошибки игроков на доске. Выигрывает
команда, сделавшая меньше ошибок.
3.«Правильно
-
неправильно». Цель:
формирование
правильного,
чуткого
к
искажениям фонетического слуха.
Ход игры: учитель называет отдельные слова или слова в предложениях, фразах.
Ученики поднимают руку при чтении выделенного им звука в звукосочетаниях.
Затем он просит каждого обучаемого в обеих командах прочитать определённые
звукосочетания,
слова,
фразы
и
предложения.
При
правильном
чтении
звука
обучаемые поднимают руку с зелёной карточкой (флажком), при неправильном –
руку
с
красной
карточкой
(флажком).
Выигрывает
команда,
которая
после
подсчёта очков наиболее правильно оценит наличие или отсутствие ошибок.
в)
Лексические
игры
расширяют
лексикон
и
развивают
речевую
реакцию
учащихся. Приведу несколько игр:
1. «Кто больше». Основная задача - назвать как можно больше слов по теме.
2. Игра с мячом. Ученики образуют круг, бросают друг другу мяч и произносят
слова по учебной ситуации. Ученик, не назвавший быстро слово, покидает игру.
3. «Придумай
рифму».
Учитель
называет
слова,
а
ученики
находят
рифмующиеся слова, например log- dog, hear– bear, eye – pie и т.д.
4. "Crossword". На доске написано по вертикали сложное слово, каждая буква
которого может быть включена в одно из слов кроссворда по горизонтали (слова
по горизонтали будут относиться, например, к какой-либо теме).
г)
Грамматические
игры
учат
учеников
употреблять
речевые
шаблоны,
с
содержанием определенных грамматических трудностей.
1.
"Guessit" –
на
закрепление
общих
вопросов.
Учитель
загадывает
любой
предмет, который есть в классе. Угадывая предмет, ученики задают только общие
вопросы,
на
которые
можно
ответить
только
"да"
или
"нет"
(число
вопросов
ограничено).
Команда,
задавшая
меньшее
кол-во
вопросов,
становится
победителем.
2.
"20
Questions" –
для
среднего
и
старшего
этапов
обучения.
Как
и
в
предыдущей игре, специальные вопросы исключаются. На вопросы также можно
ответить только "да" или "нет".
3. "Составь
предложение" –
придаточные
предложения
времени
и
условия.
Класс
делится
на
две
команды.
Каждая
команда
получает
вариант
главного
предложения, например: read you a book if... Участники пишут свои варианты
придаточных
предложений.
Правильно
составленное
предложение
приносит
команде балл.
Хочу
отметить,
что
успех
игры
зависит
от
того,
насколько
умело,
заинтересованно и эмоционально ее организует учитель. Наградой за это будет
быстрое и прочное усвоение учебного материала.
Итак, игра - это творческий процесс. Игры создают на уроке благоприятный
эмоциональный фон, что в свою очередь ведет к снятию языкового барьера,
повышает интерес к английскому языку.