Напоминание

Рефлексия - обязательный элемент урока английского языка


Автор: Евдокимова Валентина Митрофановна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: Иловская СОШ им. В. Бурцева
Населённый пункт: с. Иловка, Алексеевский р-н, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: Рефлексия - обязательный элемент урока английского языка
Раздел: полное образование





Назад




«

РЕФЛЕКСИЯ

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ

ЭЛЕМЕНТ

УРОКА

АНГЛИЙСКОГО

ЯЗЫКА

»

Традиционная методика обучения не требует осмысления происходящего

ни от того, кто преподает - учителя, ни от того, кому преподают - учащихся.

В основе обучающего процесса - закрепление или обобщение полученных

знаний.

Личностно-ориентированное

обучение

предлагает

педагогу

по-

другому решать проблему постановки целей обучения, разработки плана

работы, конструирования системы занятий, формы рефлексии и оценки.

Целью

статьи

является

рассмотрение

условий

обучения

выхода

в

рефлексию, а также, основываясь на личном педагогическом опыте и опыте

коллег-учителей

английского

языка,

приведениение

примеров

некоторых

возможных приёмов рефлексии на уроке.

Если

обратиться

к

справочнику

за

определением,

что

же

такое

рефлексия,

то

можно

увидеть,

что

под

ней

понимают

размышление

человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных

состояний, своих поступков и прошедших событий.

Cовременная

педагогика

под

рефлексией

понимает

самоанализ

деятельности и её результатов.

С помощью рефлексии можно посмотреть на учебный процесс «глазами

учеников», учесть их личные особенности, самостоятельную оценку своей

работы

и

ее

результатов.

Используя

рефлексивную

практику

в

образовательном процессе, можно построить эффективные межсубъектные

отношения

в

системе

«ученик

учитель».

Они

не

просто

понимают

сделанное, они осознают способы деятельности, знания, умения, отношение

к ним, пути взаимодействия с членами содружества (класса, группы).

Основываясь на практическом опыте, замечу, что в основном педагоги

используют

различные

приемы

рефлексии,

которые

позволяют

понять

эмоциональное состояние учеников, отследить его динамику в ходе урока

или учебного курса. Однако, очень часто недооценивается огромнейшая

ценность рефлексивного материала, который имеет отношение к тому, как

воспринимается сам педагог, субъективной ценности учебного материала,

пройденного

на

уроке,

или

тому,

как

сам

учащийся

оценивает

свое

продвижение в освоении предмета или личностное развитие.

Рефлексия помогает учащимся сформулировать получаемые результаты,

переосмыслить

цели

предстоящей

работы,

скорректировать

свой

образовательный путь. Она дает возможность школьнику осознать свою

индивидуальность,

уникальность

и

предназначение,

которые

"высвечиваются" из анализа его предметной деятельности, так как обучение

проявляет себя в тех главенствующих для него областях жизни и способах

деятельности, которые присущи его индивидуальности. Делая осмысленной

свою образовательную деятельность, ученик акцентирует внимание как на

продуктах деятельности, так и на структуре самой деятельности.

Одним

из

главных

условий

обучения

выходу

в

рефлексию,

в

рефлексивную позицию является уход от широко применяемого на практике

обучения "культа знаний", при котором знать – это хорошо, а не знать – это

плохо. Требуется иной подход, который снимет атмосферу напряженности и

страха не знать, не угадать "нужный ответ".

Организовать использование рефлексии можно разными способами: это

уроки

рефлексии;

элементы

рефлексии

на

отдельных

этапах

урока;

рефлексия в конце каждого урока, темы курса; постепенный переход к

постоянной внутренней рефлексии.

Основой коммуникации в процессе изучения английского языка должны

стать следующие основополагающие принципы диалога: свободный обмен

мнениями между равноправными участниками беседы; выявление позиции

и

аспекта

видения

каждого

собеседника;

возбуждение

самопознания

с

помощью целенаправленных вопросов; применение иронии и шутки как

способа

активизации

мышления;

применение

аналогий;

выявление

противоречий на уровне схематизации. Кроме того, необходимым является и

постоянное

поддержание

повышенного

эмоционального

фона

при

интерпретациях, ролевых играх и беседах.

Рефлексия

имеет

тесные

связи

с

другим

важным

действием

целеполаганием.

Постановка

учащимся

целей

своего

образования

предполагает

их

выполнение

и

последующую

рефлексию

осознание

методов достижения поставленных целей. Рефлексия в данном случае – не

только итог, но и стартовое звено для новой образовательной деятельности и

постановки

целей.

Первоначально

у

учеников

преобладают

формальные

цели ("хочу получить пятерку", "хочу выучить 20 новых слов"). Учитель

обращает внимание на более важные смысловые цели ("хочу научиться

различать схожие по написанию английские слова"), а также творческие

цели ("хочу написать стихотворение"). Под руководством учителя каждый

ученик получает навык формулировать все типы целей.

Одной из задач рефлексии является выяснение, что же на самом деле

происходило на уроке. Действительно ли это то, что было задумано, или то,

что

считает

тот

или

иной

участник

урока.

Рефлексия

достаточно

субъективна, т.е. для разных субъектов урока могут быть видны разные

смыслы одного и того же действия или деятельности. Именно нахождение

различий в таком понимании является одной из движущих сил рефлексии -

её инструмент влияния на учебный процесс, на согласование пониманий

разных его субъектов.

Есть

много

форм

образовательной

рефлексии

устное

обсуждение,

письменное

анкетирование,

рисуночное

или

графическое

изображение

изменений, происходящих с учеником.

Выделяют следующую классификацию видов рефлексии:

• рефлексия настроения и эмоционального состояния;

• рефлексия содержания учебного материала;

• рефлексия деятельности.

Эти виды рефлексии могут проводиться как в индивидуальной, так и в

коллективной (групповой) формах.

Выбирая тот или иной вид рефлексии, нужно учитывать цель занятия,

содержание

и

трудности

учебного

материала,

тип

занятия,

способы

и

методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся.

Поговорим о возможных приемах организации рефлексии на уроках.

Самым

простым

способом

является

показ

учащимся

карточки

с

изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.

Ученики выбирают картинку, которая соответствует их настроению.

В конце урока можно организовать такую "игру": На доске – поляна из

цветов, над каждым цветком – этап урока – ( работа с текстом, фонетическая

зарядка и т. д.) . Перед каждым ребенком - бабочка. Вы предлагаете детям

прикрепить

свою

бабочку

на

тот

цветок,

какой

вид

деятельности

ему

понравился больше всего.

Если учитель желает закончить урок на высоком эмоциональном уровне,

к чему располагает также и содержание урока, то можно использовать

эмоционально-художественную рефлексию.

Ученикам дается на выбор две картинки с изображением пейзажа. Одна

картинка проникнута грустным, печальным настроением, другая – наоборот,

радостным,

веселым.

Учащиеся

выбирают

ту

картинку,

которая

по

их

мнению больше подходит настроению.

Эмоционально-музыкальная концовка. Ученики слушают фрагменты из

двух музыкальных произведений. Звучит тревожная музыка и спокойная,

восторженная. Ученики делают выбор в пользу музыкального фрагмента,

который больше подходит их настроению.

Более взрослые ученики могут оценить не только настроение, но и свое

эмоциональное состояние. И вопросы «Что ты чувствуешь сейчас? Какие

эмоции ты испытываешь?» быстро становятся привычными и не вызывают

у

учащихся

недоумения.

Здесь

уместны

более

глубокие

варианты

рефлексии.

Рефлексия

содержания

учебного

материала.

Учитель

использует

ее,

чтобы выяснить, как ученики усвоили содержание пройденного.

Рефлексия, которая строится по принципу незаконченного предложения.

В конце урока ученикам предлагается в устной или письменной форме

закончить следующие предложения. Варианты:

"На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…";

"На этом уроке меня порадовало…";

"Я похвалил бы себя…";

"Особенно мне понравилось…";

"После урока мне захотелось…";

"Я мечтаю о …";

"Сегодня мне удалось…";

"Я сумел…";

"Было интересно…";

"Было трудно…";

"Я понял, что…";

"Теперь я могу…";

"Я почувствовал, что…";

"Я научился…";

“Для меня стало открытием, что …”

“Мне показалось важным …”

"Меня удивило…" и т. п.

Школьникам можно предложить небольшую анкету, содержание которой

можно

изменять,

дополнять,

учитывая

то,

на

какие

элементы

урока

обращается

большее

внимание.

Можно

попро сить

уч ащихся

аргументировать свой ответ.

На уроке я работал… активно / пассивно

2.Своей работой на уроке я… доволен / не доволен

3.Урок для меня показался… коротким / длинным/ легким / трудным

4.За урок я… не устал / устал

5.Мое настроение… стало лучше / стало хуже

6.Материал

урока

мне

был…

понятен

/

не

понятен/

полезен

/

бесполезен /интересен / скучен

7.Домашнее задание мне кажется… интересным / неинтересным и т.д.

Учитель английского языка может организовать и использовать словарь

настроений,

который

содержит

список

на

английском

языке

разных

эмоциональных состояний человека. Работа организуется таким образом: в

начале урока ученики выбирают определение, которое соответствует их

настроению.

В конце урока учитель дает возможность каждому ученику выбрать

только

одного

из

одноклассников,

которому

хочется

сказать

спасибо

за

сотрудничество

и

пояснить,

в

чем

именно

это

сотрудничество

было

выражено.

Учитель

в

качестве

такого

сотрудника

не

участвует.

Благодарственное

слово

учителя

является

завершающим.

При

этом

он

выбирает

тех,

кому

досталось

наименьшее

количество

комплиментов,

стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику

событий.

Учащимся предлагается последовательно ответить на три вопроса:

• Насколько

оправдались

ваши

ожидания

и

кому

за

это

спасибо

(исключая учителя)?

• Что не оправдалось и почему?

• Мои и наши перспективы?

Учащимся

предлагается из картинок, которые разложены на столе,

выбрать по две: первую – которая максимально отображает его состояние на

начало урока, вторую – на его окончание. Затем каждый, кто желает, может

объяснить свой выбор (по паре предложений на картинку). Одноклассникам

и

учителю

комментировать

нельзя.

Педагог

дает

разъяснения

на

свои

картинки последним, подводя итоги урока.

При письменном выполнении ученики заполняют таблицу из трех граф.

В графу «+» записывается все

понравившееся на уроке, информация и

формы работы, которые являются источником положительных эмоций. В

графу «-» записывается все

непонравившееся на уроке, что показалось

скучным,

вызвало

негативные

ассоциации,

осталось

непонятным,

или

информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной,

бесполезной для жизненных реалий. В графу «И» - «интересно» ученики

вносят

все интересные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще

хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Прием «Выбор афоризма». Чтобы включить учеников в урок, учитель

задает 2-3 высказывания выдающихся людей, соотносящихся с содержанием

урока. Афоризмы можно использовать в качестве фонетической и речевой

зарядки.

Затем

ученики

делают

выбор

в

пользу

более

понравившегося

высказывания.

В

конце

урока

вновь

возвращаемся

к

этим

афоризмам.

Ученики

выбирают

то

высказывание,

которое

подходит

теме

урока,

объясняя свой выбор. Афоризмы делают речь ярче, образнее, насыщеннее.

Нельзя не учитывать и нравственный аспект данной работы.

Приём "Отсроченный контроль" - при самопроверке, когда за работу не

выставляется оценка, но ученик имеет возможность исправить найденные

ошибки. Развивается усидчивость и внимание учащихся.

Можно привести ещё множество приёмов рефлексии, желательно, что бы

любой

рефлексивный

вывод

имел

позитивную

практиче скую

направленность:

МОЯ РАБОТА БЫЛА УДАЧНОЙ. Что мне позволило добиться удачи

( варианты этого вопроса) Как я этот подход применю в других видах

деятельности.

Как

новое

знание

(

умение)

изменило

меня,

как

я

буду

применять его в жизни?

МОЯ РАБОТА БЫЛА НЕДОСТАТОЧНО УДАЧНОЙ. Что надо изменить

для того, что бы работа была удачной? Как я этот вывод применю при

других видах работы? Чему меня научила моя ошибка? Как я этот опыт буду

использовать в жизни?

Если

ученик

говорит,

что

ему

было

ТРУДНО,

то

нужно

найти

позитивный выход из сложившейся ситуации.

ЕСЛИ НЕ ИНТЕРЕСНО, то как бы я хотел изучать материал так, что бы

мне было интересно ?

Рефлексия, применяемая на уроках английского языка систематически,

помогает

ученикам

и

вне

уроков,

т.

к.

ориентирует

на

осознанные,

обдуманные

действия,

анализ

своих

поступков.

Ребята

получают

опыт

использования

полученных

знаний

для

решения

разных

жизненных

вопросов. Главное, чтобы навык рефлексии вошёл в привычку: постоянно

оценивать свои поступки - что я делаю, зачем.... Тогда вырастает Личность,

способная к мышлению, а не человек, "делающий и живущий как все".



В раздел образования