Автор: Шушкина Светлана Вячеславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №5
Населённый пункт: город Ковров Владимирской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Использование зрительных диктантов для формирования навыков грамотного письма"
Раздел: начальное образование
Продолжая традицию систематической работы со зрительными диктантами И.Т. Федоренко ,
предлагаю идентичные наборы зрительных диктантов, в основу которых легли
русские
народные пословицы и поговорки. Проводимая работа повышает заинтересованность детей
при письме зрительных диктантов, усиливает эмоциональный отклик, знакомит с народным
фольклором, который обогащает их речь, учит народной мудрости.
Данная методика способствует формированию умения воспринимать текст и отрабатывать
навыки письма. В результате ежедневной работы по программе И.Т. Федоренко дети: легко
осмысливают различные тексты; заинтересовываются чтением; быстрее овладевают навыком
аналитического
чтения
и
грамотного
письма;
после
отработки
каждого
комплекта
предложений прибавляют в скорости чтения в среднем по 44 слова.
Предлагается
18
наборов-
диктантов,
состоящих
из
6
простых
предложений,
которые
увeличивaются по шагoво.
Учaщимся нужнo запoмнить не тoлько те слoва,
кoтoрые даны в
рамках одного предложения, но и сами короткие предложения в рамках всего набора.
Начинать работу рекомендуется
со
второго
класса,
когда
у
ребят
появляются
общие
представления о письме и чтении. Рабoтать со зрительными диктантaми нужно ежедневно,
только тoгда методика даст свoи результаты. Дaнная метoдика рассчитaна на 54 дня.
План проведения занятий по методике Федоренко состоит в следующем:
1. На экране демонстрируем 6 предложений .
2. Закрываем все предложения
3. Затем открываем 1-е предложение
4. Даём детям 4-10 секунд на то, чтобы, читая про себя, они запомнили предложение.
5. Затем это предложение закрываем.
6. Предлагаем детям закрыть глаза и представить, как записано предложение.
7. Предлагаем записать то, что они запомнили.
Учитель может быть проведена корректировка предложения под изучаемый предмет.
Учтите, что с 4-5 набора на каждый блок предложений выделяем по 5-6 дней, но время
экспозиции при этом чётко соотносим с рекомендациями автора.
При использовании наборов зрительных диктантов необходимо иметь в виду следующее:
1.Терпимо относиться к тем детям, которые не могут запомнить целиком весь набор, при
этом приучать их работать дальше, пропуская то, что не вышло;
2. Следить за тишиной, т.к. любое комментирование переведёт акцент со зрительного на
слуховое восприятие;
3.Писать предложения только на отдельных листочках;
4.Записи собирать, но не корректировать недочёты, чтобы дети не запомнили отдельные
буквы, а старались откладывать в голове целые слова;
5.Выбрать свой собственный ритм работы над упражнениями.
Тексты зрительных диктантов
№
набора
Предложения
Число
знаков
Время
экспозиции
1.
Мал да удал.
Добро помни.
Совет дорог.
Время- деньги.
Беда ум родит.
Где ум, там толк.
9
10
10
11
11
12
4
5
5
5
5
6
2
Сробел — пропал.
Было, да сплыло.
Душа- всему мера.
Беден да честен.
Всему свой черед.
Кто смел, тот цел.
12
12
13
13
14
14
6
6
6
6
7
7
3
Где снег- там след.
Его и след простыл.
Первый блин комом.
Здоровью цены нет.
Без труда нет добра.
Секрет не для двоих.
14
15
15
15
16
16
7
7
8
8
8
8
4
Зверь на ловца бежит.
За добро не жди добра.
В злобе теряется разум.
И новая песня стареет.
За делами дня не видно.
Мало семя, да велик плод.
17
17
18
18
19
20
8
8
7
7
7
7
5
Без терпенья нет ученья.
Всякому своё дитя жалко.
Добро помни, а зло забывай.
Не стоит овчинка выделки.
Не всяко слово- пословица.
Спрос не грех, отказ не беда.
20
20
21
21
22
22
6
6
6
6
6
6
6
Приятеле много, а друга нет.
Песню играть не поле пахать.
Умный товарищ- половина пути.
Пчела далеко за каплей летит.
Поменьше слов , побольше дела.
Какова деревня, таков и обычай.
23
23
24
24
25
25
5
5
5
5
4
4
7
Есть сердце, а закрыто дверцей.
После драки кулаками не машут.
Долго думано, да скоро сделано.
Густая каша семьи не разгонит.
Других не суди, на себя посмотри.
Одной рукой и узла не развяжешь.
25
25
25
25
25
25
4
4
4
4
4
4
8
Молод- зелено.
Одного поля ягоды.
Ссора- оружие глупца.
Аптека не прибавит века.
Без беды друга не узнаешь.
После дела и гулять хорошо.
12
14
17
20
21
22
6
7
8
9
10
10
9
Как ты к земле, так и она к тебе.
Тому тяжело, кто помнит зло.
Доброму слову- добрый ответ.
Без хлеба куска везде тоска.
Частые гости- в доме порядок.
Больше слушай- меньше говори.
23
23
23
23
23
24
7
7
7
7
7
7
10
Доброе слово- доброе дело.
Добро того учит, кто слушает.
Бранись, а рукам воли не давай.
С поклону голова не отвалится.
Силу применить легче, чем разум.
Берут завидки на чужие пожитки.
24
24
24
25
26
26
5
5
5
5
5
5
11
Поменьше слов, побольше дела.
Азбука -к мудрости ступенька.
Бархатный весь- а жальце есть.
Старого учить, только портить.
Болен- лечись, а здоров — берегись.
Своего не бросай, а чужого не бери.
24
24
24
25
26
26
4
4
4
4
4
4
12
Ошибся, что ушибся- вперёд наука.
Будет и на нашей улице праздник.
Людям хорошо - тогда и тебе хорошо.
На всякое хотенье есть терпенье.
Кто быстро помог, тот дважды помог.
Красив тот, кто красиво поступает.
26
26
27
27
28
28
4
4
4
4
4
4
13
Без дела жить — только небо коптить.
Дитя плачет, а у матери сердце болит.
Бабушке один только дедушка не внук.
Без ужина подушка в головах вертится.
Любви, огня и кашля от людей не спрячешь.
Кто часто злится и завидует, тот слабый.
28
29
30
31
32
32
4
4
4
4
4
4
14
Не беда ошибиться, беда не исправиться.
Вчера солгал, а сегодня лгуном обзывают.
Не для того голова, чтобы шапочку носить.
С малыми детками горе, а с большими вдвое.
Хороший ученик тот , кто правит учителя.
Болтуна видать по слову, а рыбака по улову.
32
33
33
33
34
34
4
4
4
4
4
4
15
Не затем руки даны, чтобы даром болтаться.
Человек должен быть доволен своим трудом.
Если хочешь иметь друзей, будь другом сам.
Не хвали себя сам, пусть тебя народ похвалит.
Смотри дерево по плодам, а человека по делам.
Солнце, как родная матушка, никогда не обидит.
34
35
35
36
36
37
4
4
4
4
4
4
16
От лихого человека, хоть полу отрежь, да уйди.
На смелого собака лает, а трусливого кусает.
Битого, пролитого да прожитого не воротишь.
Душа глядит из глаз, и редко взгляд обманет нас.
Будешь учиться доброму, худое на ум не пойдет.
Когда хочешь себе добра, никому не делай зла.
36
36
36
37
38
38
5
5
5
5
5
5
17
Кто за своё дерётся, тому и сила даётся.
У бездельника охота до того, чтоб обмануть кого.
Гостя по одёжке встречают, а по разуму провожают.
Не гонись за двумя зайцами- ни одного не поймаешь.
Сонливого не добудишься,а ленивого не дошлёшься.
Хорошо из лаптей обувать сапоги, а не из сапог
лапти.
38
39
39
40
41
42
5
6
6
6
7
7
18
Когда совесть спокойна, тогда и человек счастлив.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Выразительны не только дурные примеры, но и
хорошие.
Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят, что
угодно.
Будешь сладок — живьём проглотят, будешь горек-
проклянут.
Конь вырвется- догонишь, а слова сказанного не
воротишь.
42
43
43
44
46
46
7
7
7
7
8
8