Напоминание

Компетентностный подход в образовании как способ достижения нового качества образования


Автор: Киевцева Светлана Витальевна
Должность: преподаватель товароведения
Учебное заведение: КГБ ПОУ Комсомольский-на-Амуре колледж технологий и сервиса
Населённый пункт: г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край
Наименование материала: статья
Тема: Компетентностный подход в образовании как способ достижения нового качества образования
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Киевцева Светлана Витальевна

Преподаватель спецдисплин

Специальность 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества

потребительских товаров»

Компетентностный подход в образовании как способ достижения нового

качества образования

Кейс-метод как механизм реализации компетентностного подхода

Формирование

у

студентов

мировоззрения,

активизация

познава -

тельной

деятельности,

связанной

с

систематизацией,

закреплением

и

расширением

теоретических

и

практических

знаний

по

специализации,

практическое

применение

знаний

и

умений

при

решении

научных

и

методических

задач

является

необходимым

компонентом

современного

образования.

Основным критерием качества знаний студентов является успешность

их применения при решении практических задач. Следовательно, высокое

качество знаний обеспечивается только в том случае, когда процесс учения

направлен на формирование действий по применению полученных знаний в

избранном виде профессиональной деятельности.

Актуальной проблемой подготовки будущих специалистов-товароведов

является поиск и разработка эффективных технологий и путей органической

взаимосвязи

обучения

в

среднем

профессиональном

образование

с

практической

деятельностью,

приближение

содержания

и

методики

подготовки к реальным условиям работы преподавателя.

Изучение

дисциплины

«Основы

коммерческой

деятельности»

по

специальности

«Товароведение

и

экспертиза

качества

потребительских

товаров» на основе компетентностного подхода предполагает значительное

усиление практической направленности занятий.

Под компетенцией понимают способность человека применять име-

ющиеся знания на практике в нестандартной ситуации, акцентируя внимание

на деятельностном ее аспекте.

Любая компетенция складывается из трех основных компонентов:

когнитивного, связанного со знаниями и способами их получения;

интегративно-деятельностного,

определяющего

процесс

становления

умений

на

основе

полученных

знаний

и

способов

реализации

этих

умений, адаптации к новым условиям и профессиональных действий в

новых ситуациях;

личностного, представляющего собой мотивы и ценностные установки

личности, проявляющиеся в процессе реализации компетенции.

Среди

современных

технологий

и

методов

обучения

в

профессиональном

образовании,

занимает

обучение

кейс–методом,

ориентированный

на

самостоятельную

индивидуальную

и

групповую

деятельность

студентов,

тогда

как

студентами

приобретаются

коммуникативные

умения.

На

занятиях

по

профессиональному

модулю

«Выполнение работ по профессии «Продавец продовольственных товаров» »

при

решении

общей

проблемы

оказывается

полезным

технологическое

сотрудничество, которое позволяет полностью осмыслить и усвоить учебный

материал,

дополнительную

информацию,

а

также,

научиться

работать

совместно и самостоятельно. Поэтому метод кейсов включает одновременно

особый вид учебного материала, и особые способы использования этого

материала в учебном процессе.

Задача преподавателя состоит в подборе соответствующего реального

материала,

а

студенты

должны

разрешить

поставленную

проблему

и

получить реакцию окружающих (других студентов и преподавателей) на свои

действия.

Важно

понимать,

что

возможны

различные

варианты

решения

проблемы. Роль преподавателя состоит в направлении беседы или дискуссии,

например, с помощью проблемных вопросов в контроле времени работы, в

побуждении

студентов

отказаться

от

поверхностного

мышления,

в

вовлечении всех студентов группы в процесс анализа кейса. Преподаватель

должен помочь студентам рассуждать, спорить, а не навязывать им свое

мнение. Студенты должны понимать с самого начала, что риск принятия

решений лежит на них, преподаватель только поясняет последствия риска

принятия

необдуманных

решений.

Периодически

преподаватель

может

обобщать, пояснять, напоминать теоретические аспекты или делать ссылки

на соответствующую литературу.

Для того чтобы учебный профессионально-ориентированный процесс

на основе кейс-технологий был эффективным, необходимы два условия:

1) хороший кейс

2) определенная методика его использования в учебном процессе.

Кейс-технология

опирается

на

совокупность

следующих дидактических

принципов:

Индивидуальный подход к каждому обучающемуся, учет особенностей

познавательных

стилей

и

потребностей,

в

процессе

обсуждения

и

размышления

каждый

будет

использовать

собственные

возможности,

дополнять и развивать групповое суждение.

Вариативность,

данный

метод

предполагает

возможность

опоры

на

разнообразный материал и способы его обработки, что обеспечивает свободу

в обучении и возможность выбора.

Обеспечение обучающихся широким набором наглядных материалов,

которые

касаются

задач,

решаемых

в

кейсах,

это

приобретает

важное

значение в связи с недостаточным количеством материалов, используемых в

рамках

УМК

по

учебным

предметам,

либо

с

большим

количеством

информации

о

предмете

изучения,

но

неумением

ее

использовать

и

анализировать и делать выводы.

Прагматизм

в

обучении,

ибо

большой

теоретический

материал,

предоставляемый для обучения, не всегда хорошо логически структурирован

и тем самым затрудняет его усвоение, к тому же не всегда соблюдается

важное

соотношение

существующей

информации

для

усвоения

и

так

называемой «воды», а обучающийся редко может самостоятельно выделить

главное. При работе с кейсами восприятие учащегося направлено в первую

очередь на поиск информации, которая позволит решить проблему, ответить

на вопросы.

Активность обучения обеспечивается непосредственным вовлечением

обучающихся в решение «реальных» проблем.

Самоменеджмент, т.е., умение работать с информацией.

Успешность

в

обучении,

которая

обеспечивается

за

счет

опоры

на

сильные стороны обучающихся.

Проблемность,

проявляющаяся

в

опоре

на

конкретные

проблемы,

возникающие в реальной практике жизни, науки, образования, бизнеса.

Компетентностный подход признается одним из оснований обновления

профессионального образования. Сегодня нужна не просто квалификация как

умение

выполнять

те

или

иные

операции,

а

компетентность

как

набор

профессиональных

и

личностных

качеств:

квалификации,

социального

поведения,

способности

работать

в

группе,

инициативности.

Именно

с

формированием компетентности будущего специалиста связывают сегодня

качество профессионального образования. Очевидны его перспективность и

вместе с тем недостаточная разработанность. Разработка технологий по его

реализации

в

образовательной

практике

должна

считаться

одной

из

важнейших задач модернизации профессионального образования.

Одной из целей «Комсомольского - на - Амуре колледжа технологий и

сервиса»

является

разработка

теоретико-методологических

оснований

и

практических процедур применения компетентностного подхода в среднем

профессиональном

образовании.

Анализ

литературы

(В.А.

Болотов,

Е.Я.Коган, А.М.Новиков, В.А. Кан-Калика, А.К.Марковой, М.С. Бургиного,

С.Д.Поляковым,

А.В.Хуторским

и

др.),

посвященной

проблемам

компетентностного

подхода,

обобщения

собственной

педагогической

практики, а так же результаты проверок (по курсам) в колледже позволили

сделать

выводы,

ставшие

основой

технологии

обновления

содержания

обучения в образовательных учреждениях СПО на основе компетентностного

подхода.

Рост профессиональной компетенции обучающегося колледжа

предполагает не только выполнение указаний преподавателя, но и

самостоятельный поиск наиболее эффективных способов обучения. Суть

образовательного процесса в условиях компетентностного подхода - создание

ситуаций и поддержка действий, которые могут привести к формированию

той или иной компетенции.

С моей точки зрения, применение компетентностного подхода в

проектной деятельности позволяет так же формировать у обучающихся и

значимые для будущей профессиональной социализации и

профессиональные компетенции, которые в большей степени будут показаны

при выполнении выпускной квалификационной работы.

Несомненно,

что

использование

компетентностных

технологий

обучения помогает педагогу решать многие проблемы обучения. По моим

наблюдениям,

она

дает

возможность:

-

организовывать

самостоятельную

деятельность

обучающихся;

-

влиять

на

формирование

практических

профессиональных умений; - развивать познавательную сферу обучающихся;

- способствовать развитию индивидуальных способностей и возможностей

обучающихся;

-

оценивать

и

рефлексировать

свою

деятельность;

-

выстраивать

субъектно-субъектные

отношения;

-

поддерживать

здоровье

обучающихся; - наблюдать положительную динамику результатов обучения,

развития

и

воспитания

обучающихся.

Считаю,

что

использование

кейс-

метода – это обучение, которое приносит удивление, удовольствие, усилие и

успех, тем самым повышая качество обучения в среднем профессиональном

образовании

по

средствам

реализации

компетентностных

технологий

на

урока дисциплины «Основы коммерческой деятельности».

Применение педагогом кейс–технологии, с одной стороны стимулирует

индивидуальную

активность

обучающихся,

самостоятельность

мышления,

формирует

позитивную

мотивацию

к

обучению,

уменьшает

количество

«пассивных» и неуверенных в себе обучающихся, обеспечивает высокую

эффективность

обучения

развития

будущих

специалистов,

формирует

определенные

личностные

качества

и

компетенции,

а

с

другой

дает

возможность преподавателю самосовершенствоваться, по–другому мыслить и

действовать, и обновлять собственный творческий потенциал.

Библиографический список

1.

Байденко, В.И. Компетенции: к освоению компетентностного подхода //

Труды

методологического

семинара

«Россия

в

Болонском

процессе:

проблемы, задачи, перспективы». – М.: Исследовательский центр проблем

качества подготовки специалистов, 2004. - с. 25-30.

2.

Бермус,

А.Г.

Проблемы

и

перспективы

реализации

компетентностного

подхода в образовании. // РГПУ. – Ростов на Дону, 2007.

3.

Болотов,

В.А.,

Сериков

В.В.

Компетентностная

модель:

от

идеи

к

образовательной программе //Педагогика. – 2003, № 10. - с. 26.

4.

Бурлакова,

И.И.

Компетентностный

подход

и

оценивание

качества

результатов обучения с позиции ФГОС нового поколения.//Инновации в

образовании,2013.-№2.- с.24-32

5.

Бурчакова, И.Ю. Обеспечение современного качества профессионального

образования студентов колледжа на основе компетентносного подхода.//

Среднее профессиональное образование. 2012. №1. – с.48-54.

6.

Егорова,

Н.И.,

Макарова

Е.А.

Кейс-метод

как

инструмент

повышения

эффективности

преподавания

в

рамках

программы

«

Маркетинг»

//

Инновации в образовании,2014.-№9.- с.92-101.

7.

З е е р ,

Э. Ф. ,

П а вло ва

А . М. ,

С ы ма н юк

Э. Э.

Мод е р н и з а ц и я

профессионального образования: компетентностный подход. – М., 2005. -

с. 44-46.

8.

Зимняя,

И.А.

Ключевые

компетенции

новая

парадигма

результата

образования // Высшее образование сегодня. - № 5. – 2003.- с. 22-27.

9.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010

года:

Приказ

Министерства

образования

РФ

от

11.02.2002

393//Учительская газета. – 2002. - №31.

10.Краевский, В.В. О культурологическом и компетентностном подходах к

формированию содержания образования / Доклады 4-й Всероссийской

дистанционной августовской педагогической конференции «Обновление

российской школы» (26 авг. - 10 сент. 2005 г.). – М., 2005. - с. 17-23.

11.Крылова,

Л.Н.

Особенности

формирования

профессиональных

компетенций

специа лист а

среднего

звена.//

Инновации

в

образовании,2014.-№3.- с.54-64

12.Лебедев,

О.Е.

Компетентностный

подход

в

образовании.//Школьные

технологии. – 2004.- №5. - с.3-12.

13.Мирнова, М.Н. Формирование профессиональных компетенций в ходе

научно-исследовательской практики в студентов –биологов .// Инновации в

образовании,2013.-№2.- с.71-79.

14.Модульно-компетентностный

подход

и

его

реализация

в

среднем

профессиональном образовании. / Под общ. ред. докт. педагогич. наук,

профессора А.А. Скамницкого. - М.: 2006. – 276 с.

15.Мулявина Э.А., Омельченко И.Н. Самостоятельная работа студентов как

средство формирования профессиональных компетенций.// Инновации в

образовании,2014.-№3- с.76-82Полат Е.С. и др. Новые педагогические и

информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2003.

16.Переверзев,

В.Ю.,

Полихрониди

А.Х.

Формирование

информационной

среды

для

подготовки

будущих

специалистов

//

Среднее

професси-

ональное образование. 2012. № 10.

17.Полат Е.С. и др. Новые педагогические и информационные технологии в

системе образования. М.: Академия, 2003.

18.Путин,

В.В.

Послание

Президента

Федеральному

Собранию

12

декабря2013 года [Электронный ресурс].-Президент России.-2013.

19.Роберт,

И.В.Современные

информационные

и

коммуникационные

технологии

в

системе

среднего

профессионального

образования.

М.:

Науч.-метод, центр среднего проф. обр., 1999

20.Сидорова,

С.Н.,

кандидат

педагогических

наук.

Проблема

оценивания

компетенций

у

студентов

в

контексте

введения

ФГОС

нового

поколения .//Инновации в образовании, 2013 , №9.-с.63-71

21.Среднее профессиональное образование. 2000. М.: Изд-во МГУП, 2000

22.Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. – М., 1989. – Т. 4. – С. 398,

404.

23.Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты //

Интернет-журнал «Эйдос». – 2006. - 23 апреля.

24.Хуторской,

А.В.

Ключевые

компетенции

как

компонент

личностно-

ориентированной парадигмы образования / Доклады 4-й Всероссийской

дистанционной августовской педагогической конференции "Обновление

российской школы" (26 августа – 10 сентября 2002 г.). -eidos

conf/

25.Чуб,

ЕВ.

Формирование

общих

и

профессиональных

компетенций

студентов в условиях интеграции профессионального и дополнительного

образования.// Инновации в образовании,2014.-№ 9.- с.83-91

26.Шишов, С.Е., Агапов И.И. Компетентностный подход к образованию как

необходимость.//Мир образования – образование в мире. 2005, № 4. - с. 41



В раздел образования