Напоминание

"Организация работы музыкального руководителя малокомплектного детского сада разновозрастной группы в летний период"


Автор: Тюркина Любовь Андреевна
Должность: музыкальный руководитель i кв. категории
Учебное заведение: МКДОУ Кутужековский д/с "Василек"
Населённый пункт: с. Кутужеково, Минусинского района, Красноярского края
Наименование материала: тематическая разработка
Тема: "Организация работы музыкального руководителя малокомплектного детского сада разновозрастной группы в летний период"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МКДОУ Кутужековский д/с «Василек», Минусинского района, Красноярского края

Творческая разработка

«Организация работы музыкального руководителя

малокомплектного детского сада разновозрастной группы в летний

период»

Выполнила:

музыкальный руководитель

I кв. категории

Тюркина Любовь Андреевна

пос. Кутужеково 2017г.

Актуальность проблемы.

Малокомплектные дошкольные учреждения продолжают существовать, в

основном в сельской местности, а ведь именно особенности возраста детей

определяют специфику педагогической деятельности в данных учреждениях.

Музыкальные

руководители

дошкольных

учреждений

должны

знать

и

владеть

различными

педагогическими

технологиями,

современными

методами

воспитания

и

развития

детей.

Поэтому

актуальной

проблемой

сегодняшнего

дня

остается

организация

работы

с

детьми

дошкольного

возраста в малокомплектном детском саду.

Лето — долгожданный для детей и их родителей период. Организация

жизнедеятельности дошкольников в летний период имеет очень большое

значение. За лето деткам надо узнать много нового об окружающем мире,

вдоволь

поиграть,

побегать,

пообщаться

друг

с

другом.

Музыкальный

руководитель должен организовать свою работу летом так, чтобы детям было

интересно в детском саду.

Работа музыкального руководителя летом имеет свою специфику: с детьми

занимаются не в помещениях, а на воздухе, где так много интересного и

неопознанного.

Внимание

дошкольников

рассредоточено,

они

больше

отвлекаются. Перед музыкальным руководителем стоит

ряд проблем: как

интересно, занимательно, с выдумкой организовать музыкальное

занятие,

привлечь на летние мероприятие родителей, увлечь детей, причем детей из

села.

Особенности сельских детей.

Деревенские дети отличаются от детей, живущих в городах и поселках.

Дети отличаются не интеллектуальным потенциалом и достижениями, не

внешним видом или культурой поведения, не объёмом представлений об

окружающем

мире,

а

некоторыми

поведенческими

и

личностными

особенностями.

Прежде всего, они более открыты, более искренние. Отзывчивы на

внимание, на интерес к ним, на предложение совместных действий. Более

терпимы, так как с раннего возраста в группах воспитываются дети разного

возраста,

братья

и

сестры,

близкие

и

дальние

родственники.

По сути,

в разновозрастных группах сохраняется

утраченная

в

городских условиях

разновозрастная культура большой семьи, старшие заботятся о младших,

по-доброму опекают, помогают, предлагают участие в играх. В свою очередь,

младшие

дети

в

силу

своей

подражательности,

схватывают

все

на

лету,

стараются

быть

похожими

на

старших

детей,

копируя

их

действия

и

поступки.

Дети, растущие в городах, в известной степени созерцатели, так как

имеют

большой

доступ

к

информационным

потокам.

Социальная

среда

города способствует ограничениям – за пределами своего дома, детского

сада,городское окружение несет не только позитив, но и потенциальную

опасность. В то же время детей, растущих в деревне, и уклад жизни, и

социальное окружение стимулируют к активности, деятельности. Они более

самостоятельные, например, в освоении пространства, самообслуживании,

хозяйственных действиях.

С

раннего

возраста

жизненное

пространство

ребенка

не

ограничивается

стенами дома. Заборы, неровности двора, огорода и палисада, необъятности

волшебного мира луж и полян – хорошие учителя для движения, развития

координации и ловкости. Инициативные и активные, по крайней мере, до той

поры, пока взрослые не подчинят инициативу запретам и формализму.

В

такие моменты очень важно, чтобы рядом с ребенком оказался взрослый,

который

смог

бы

раскрыть

перед

ним

тайны

музыкального

мира.

Проводником в музыкальный мир в детском саду становиться музыкальный

руководитель, если конечно он есть, поскольку большинство детских садов

в

сельской

местности

сталкиваются

с

проблемой

отсутствия

таковых

и

занятия

проводит

воспитатель.

И

от

того,

насколько

профессионально

компетентен

музыкальный

руководитель,

зависит

результат

приобщения

ребенка к музыке.

Конечно, есть трудности в организации музыкального

занятия, так как образовательные задачи, методы и приемы для детей разных

возрастов тоже различны, поэтому приходится широко привлекать к помощи

младшего воспитателя, воспитателя, родителей.

Особенности родителей.

На селе невысокий образовательный и культурный уровень родителей,

что

затрудняет

должное

музыкальное развитие

детей.

Сверхзанятость

большинства родителей в личном

подсобном

хозяйстве

не

оставляет

им

времени на общение и занятия с детьми. Низкое материальное обеспечение

многих сельских семей не дает им возможности удовлетворить элементарные

культурные

потребности

ребенка:

купить

книги,

игры,

спортивный

инвентарь,

совершить

с

детьми

поездки

в

город,

-

в

театры,

музеи...

Совершенно очевидно, что родители с низкими культурно-познавательными

запросами не могут воспитать у ребенка интерес к познанию. Стремление,

желание

понять

ребенка,

помочь

ему,

в

условиях

сельской

местности

приобщиться к музыке – главная проблема музыкального руководителя.

Организация игр на музыкально-игровой площадке.

Решая

эту

проблему,

музыкальный

руководитель

при

составлении

плана

на летний период учитывает основное направление музыкальных

занятий. Летом больше проводится игр, досугов, развлечений, праздников,

походов. Главное, выстраивать музыкально-игровую деятельность так, чтобы

интересно и весело было всем детям в группе. В малокомплектном детском

саду

эта

задача

осложняется

из-за

разновозрастного

состава

ребят

и

площадки, отведенных для игр, как правило, она небольшая.

Летом дети очень любят играть в театрализованные игры. Для таких игр

необходимо

отвести

специальное

место

на

летней

площадке.

Можно

использовать беседку, если она есть, она легко превращается в любимый

цирк,

детский

театр,

театр

кукол

или

зверей.

Сама

форма

беседки

дает

возможность соответствующим образом оформить ее. Если это театр, у входа

в беседку можно повесить театральные маски, если цирк — изображение

улыбающегося клоуна. Во внутренней части беседки расставляются скамейки

места

для

зрителей.

Перед

ними

устанавливается

яркая

ширма

с

раздвигающимися

занавесями.

У

входа

оборудуется

касса.

Известно,

что

ознакомление с каким-либо сказкой в виде театрального представления или

явлением

дает

наиболее

оптимальный

результат,

носит

действенный

характер.

Специально

организованная

исследовательская

деятельность

позволяет

воспитанникам

самим

добывать

информацию

об

изучаемых

явлениях или объектах, а педагогу сделать процесс обучения максимально

эффективным.

Музыкальная

игра-путешествие, например,

«Приключение

мамонтенка»,

представляет собой последовательное посещение различных музыкальных

остановок на ранее приготовленном маршруте. Отправляясь в путешествие

на

корабле,

дети

решают задачи, имеющие

игровой характер, а летняя

площадка позволяет детям широко воплощать свои фантазии и действия.

В

гости

к

радуге»,

летний

досуг

на

улице.

Можно

также

задействовать

участок

для

прогулок,

рощу

или

полянку.

Рекомендуется

использовать

атрибуты для игр и аттракционов, чтобы их цвета соответствовали цветам

радуги: и прищепки, и зонты, и ленточки на карусели и воздушные шары.

Главное создать

атмосферу

радостного

настроения

в

ходе

совместных

музыкально - игровых действий.

На

летней

площадке

желательно

подбирать

такие

игры

и

упражнения,

которые не требуют предварительного обучения детей каждого возраста.

Задания можно группировать следующим образом: на обозначение предмета,

на

использование

логических

отношений,

на

создание

новых

образов.

Заданиям придается игровая форма или форма доступных и интересных для

детей

упражнений.

Игра

«Через

ручей»

учит

по-разному

обозначить

предметы в игровой ситуации, учит изображать определенные действия.

Какой ребенок не любит кататься на велосипеде, играть с мячом,

прыгать через веревочку, играть в бадминтон, кегли? Если музыкальный

руководитель грамотно руководит спортивными развлечениями и играми, то

они принесут неоценимую пользу для физического и музыкального развития.

Разнообразные игры с мячом – сколько в них полезного! Совсем маленьких

можно поучить прокатывать мяч, детей постарше можно поучить ловить мяч

и бросать в нужном направлении, старших дошкольников можно поучить

забрасывать мяч в корзину с небольшого расстояния, стоящую на земле, а

затем подвешенную на высоте 1,5- 2 метра. А сколько занимательных игр

можно придумать с обычными обручами - «Прокати – не урони», «Пролезь –

не задень». Здесь можно вести элемент состязания, что всегда радует детей.

Движения, физические упражнения с музыкальным сопровождением для

развивающего организма – насущная потребность. Об этом надо помнить

всегда.

В летний период важно участие родителей в спортивных праздниках, в

музыкально

театрализованных

постановках.

Анализ

совместной

деятельности педагогического коллектива с семьями показывает, что метод

общения с родителями, повышает их ответственность за воспитание детей в

семье. Это создает атмосферу взаимопонимания и доверительных отношений

в деле музыкального воспитания, обучения и развития детей. Присутствие

родителей является для дошкольников большим эмоциональным фактором.

Близкий

взрослый

вызывает

у

ребенка

целую

гамму

переживаний,

стремление

проявить

себя

с

хорошей

стороны

и

заслужить

одобрение.

Ребенок как будто чувствует ожидания родных, которым хочется увидеть его

достижения. В свою очередь, родители на примере других детей видят, чего

еще

не

достиг

их

сын

или

дочь,

или

убеждаются

в

каких-

то

его

особенностях, о которых ни и не подозревали.

Работа с семьей в летний период.

Информация о том, как развивать ребенка летом, в какие игры поиграть,

какие

маленькие

открытия

совершить,

необходима

каждой

семье.

Задача

музыкального

руководителя

предоставить

такую

информацию.

Для

этого

необходим план взаимодействия с родителями воспитанников.

Для работы с родителями важно:

сделать подборку тем бесед с родителями о ходе музыкальных занятий,

игр, развлечений, поездок в театр и музей;

донести до родителей информацию о широких возможностях провести

лето с ребенком интересно, полезно и правильно;

спланировать встречи с родителями и детьми (вечера совместного

отдыха, спортивные эстафеты, интеллектуальные марафоны,

театральные постановки);

спланировать и провести консультации и практикумы для родителей.

Актуально размещение родительского уголка в беседке, где проводится

музыкальное занятие. Тематика занятий должна соответствовать летнему

периоду.

В заключение хочу сказать, важной особенностью является то, что

малокомплектный

детский

сад

имеет

особую

миссию,

он

является

культурным центром в деревне, где собираются молодые родители. Поэтому

коллектив детского сада в постоянном поиске новых эффективных форм

сотрудничества с родителями. Хорошие результаты дают такие формы работы

как родительские собрания, проведение совместных праздников, развлечений

и т.д. Летний отдых в детском саду будет прекрасным, если все взрослые, и

педагоги, и родители, ответственно подойдут к его организации, будут чутко

реагировать на пожелания детей, учитывать их жизненные устремления и

интересы.



В раздел образования