Автор: Тюркина Любовь Андреевна
Должность: музыкальный руководитель i кв. категории
Учебное заведение: МКДОУ Кутужековский д/с "Василек"
Населённый пункт: с. Кутужеково, Минусинского района, Красноярского края
Наименование материала: тематическая разработка
Тема: "Организация работы музыкального руководителя малокомплектного детского сада разновозрастной группы в летний период"
Раздел: дошкольное образование
МКДОУ Кутужековский д/с «Василек», Минусинского района, Красноярского края
Творческая разработка
«Организация работы музыкального руководителя
малокомплектного детского сада разновозрастной группы в летний
период»
Выполнила:
музыкальный руководитель
I кв. категории
Тюркина Любовь Андреевна
пос. Кутужеково 2017г.
Актуальность проблемы.
Малокомплектные дошкольные учреждения продолжают существовать, в
основном в сельской местности, а ведь именно особенности возраста детей
определяют специфику педагогической деятельности в данных учреждениях.
Музыкальные
руководители
дошкольных
учреждений
должны
знать
и
владеть
различными
педагогическими
технологиями,
современными
методами
воспитания
и
развития
детей.
Поэтому
актуальной
проблемой
сегодняшнего
дня
остается
организация
работы
с
детьми
дошкольного
возраста в малокомплектном детском саду.
Лето — долгожданный для детей и их родителей период. Организация
жизнедеятельности дошкольников в летний период имеет очень большое
значение. За лето деткам надо узнать много нового об окружающем мире,
вдоволь
поиграть,
побегать,
пообщаться
друг
с
другом.
Музыкальный
руководитель должен организовать свою работу летом так, чтобы детям было
интересно в детском саду.
Работа музыкального руководителя летом имеет свою специфику: с детьми
занимаются не в помещениях, а на воздухе, где так много интересного и
неопознанного.
Внимание
дошкольников
рассредоточено,
они
больше
отвлекаются. Перед музыкальным руководителем стоит
ряд проблем: как
интересно, занимательно, с выдумкой организовать музыкальное
занятие,
привлечь на летние мероприятие родителей, увлечь детей, причем детей из
села.
Особенности сельских детей.
Деревенские дети отличаются от детей, живущих в городах и поселках.
Дети отличаются не интеллектуальным потенциалом и достижениями, не
внешним видом или культурой поведения, не объёмом представлений об
окружающем
мире,
а
некоторыми
поведенческими
и
личностными
особенностями.
Прежде всего, они более открыты, более искренние. Отзывчивы на
внимание, на интерес к ним, на предложение совместных действий. Более
терпимы, так как с раннего возраста в группах воспитываются дети разного
возраста,
братья
и
сестры,
близкие
и
дальние
родственники.
По сути,
в разновозрастных группах сохраняется
утраченная
в
городских условиях
разновозрастная культура большой семьи, старшие заботятся о младших,
по-доброму опекают, помогают, предлагают участие в играх. В свою очередь,
младшие
дети
в
силу
своей
подражательности,
схватывают
все
на
лету,
стараются
быть
похожими
на
старших
детей,
копируя
их
действия
и
поступки.
Дети, растущие в городах, в известной степени созерцатели, так как
имеют
большой
доступ
к
информационным
потокам.
Социальная
среда
города способствует ограничениям – за пределами своего дома, детского
сада,городское окружение несет не только позитив, но и потенциальную
опасность. В то же время детей, растущих в деревне, и уклад жизни, и
социальное окружение стимулируют к активности, деятельности. Они более
самостоятельные, например, в освоении пространства, самообслуживании,
хозяйственных действиях.
С
раннего
возраста
жизненное
пространство
ребенка
не
ограничивается
стенами дома. Заборы, неровности двора, огорода и палисада, необъятности
волшебного мира луж и полян – хорошие учителя для движения, развития
координации и ловкости. Инициативные и активные, по крайней мере, до той
поры, пока взрослые не подчинят инициативу запретам и формализму.
В
такие моменты очень важно, чтобы рядом с ребенком оказался взрослый,
который
смог
бы
раскрыть
перед
ним
тайны
музыкального
мира.
Проводником в музыкальный мир в детском саду становиться музыкальный
руководитель, если конечно он есть, поскольку большинство детских садов
в
сельской
местности
сталкиваются
с
проблемой
отсутствия
таковых
и
занятия
проводит
воспитатель.
И
от
того,
насколько
профессионально
компетентен
музыкальный
руководитель,
зависит
результат
приобщения
ребенка к музыке.
Конечно, есть трудности в организации музыкального
занятия, так как образовательные задачи, методы и приемы для детей разных
возрастов тоже различны, поэтому приходится широко привлекать к помощи
младшего воспитателя, воспитателя, родителей.
Особенности родителей.
На селе невысокий образовательный и культурный уровень родителей,
что
затрудняет
должное
музыкальное развитие
детей.
Сверхзанятость
большинства родителей в личном
подсобном
хозяйстве
не
оставляет
им
времени на общение и занятия с детьми. Низкое материальное обеспечение
многих сельских семей не дает им возможности удовлетворить элементарные
культурные
потребности
ребенка:
купить
книги,
игры,
спортивный
инвентарь,
совершить
с
детьми
поездки
в
город,
-
в
театры,
музеи...
Совершенно очевидно, что родители с низкими культурно-познавательными
запросами не могут воспитать у ребенка интерес к познанию. Стремление,
желание
понять
ребенка,
помочь
ему,
в
условиях
сельской
местности
приобщиться к музыке – главная проблема музыкального руководителя.
Организация игр на музыкально-игровой площадке.
Решая
эту
проблему,
музыкальный
руководитель
при
составлении
плана
на летний период учитывает основное направление музыкальных
занятий. Летом больше проводится игр, досугов, развлечений, праздников,
походов. Главное, выстраивать музыкально-игровую деятельность так, чтобы
интересно и весело было всем детям в группе. В малокомплектном детском
саду
эта
задача
осложняется
из-за
разновозрастного
состава
ребят
и
площадки, отведенных для игр, как правило, она небольшая.
Летом дети очень любят играть в театрализованные игры. Для таких игр
необходимо
отвести
специальное
место
на
летней
площадке.
Можно
использовать беседку, если она есть, она легко превращается в любимый
цирк,
детский
театр,
театр
кукол
или
зверей.
Сама
форма
беседки
дает
возможность соответствующим образом оформить ее. Если это театр, у входа
в беседку можно повесить театральные маски, если цирк — изображение
улыбающегося клоуна. Во внутренней части беседки расставляются скамейки
места
для
зрителей.
Перед
ними
устанавливается
яркая
ширма
с
раздвигающимися
занавесями.
У
входа
оборудуется
касса.
Известно,
что
ознакомление с каким-либо сказкой в виде театрального представления или
явлением
дает
наиболее
оптимальный
результат,
носит
действенный
характер.
Специально
организованная
исследовательская
деятельность
позволяет
воспитанникам
самим
добывать
информацию
об
изучаемых
явлениях или объектах, а педагогу сделать процесс обучения максимально
эффективным.
Музыкальная
игра-путешествие, например,
«Приключение
мамонтенка»,
представляет собой последовательное посещение различных музыкальных
остановок на ранее приготовленном маршруте. Отправляясь в путешествие
на
корабле,
дети
решают задачи, имеющие
игровой характер, а летняя
площадка позволяет детям широко воплощать свои фантазии и действия.
В
гости
к
радуге»,
летний
досуг
на
улице.
Можно
также
задействовать
участок
для
прогулок,
рощу
или
полянку.
Рекомендуется
использовать
атрибуты для игр и аттракционов, чтобы их цвета соответствовали цветам
радуги: и прищепки, и зонты, и ленточки на карусели и воздушные шары.
Главное создать
атмосферу
радостного
настроения
в
ходе
совместных
музыкально - игровых действий.
На
летней
площадке
желательно
подбирать
такие
игры
и
упражнения,
которые не требуют предварительного обучения детей каждого возраста.
Задания можно группировать следующим образом: на обозначение предмета,
на
использование
логических
отношений,
на
создание
новых
образов.
Заданиям придается игровая форма или форма доступных и интересных для
детей
упражнений.
Игра
«Через
ручей»
учит
по-разному
обозначить
предметы в игровой ситуации, учит изображать определенные действия.
Какой ребенок не любит кататься на велосипеде, играть с мячом,
прыгать через веревочку, играть в бадминтон, кегли? Если музыкальный
руководитель грамотно руководит спортивными развлечениями и играми, то
они принесут неоценимую пользу для физического и музыкального развития.
Разнообразные игры с мячом – сколько в них полезного! Совсем маленьких
можно поучить прокатывать мяч, детей постарше можно поучить ловить мяч
и бросать в нужном направлении, старших дошкольников можно поучить
забрасывать мяч в корзину с небольшого расстояния, стоящую на земле, а
затем подвешенную на высоте 1,5- 2 метра. А сколько занимательных игр
можно придумать с обычными обручами - «Прокати – не урони», «Пролезь –
не задень». Здесь можно вести элемент состязания, что всегда радует детей.
Движения, физические упражнения с музыкальным сопровождением для
развивающего организма – насущная потребность. Об этом надо помнить
всегда.
В летний период важно участие родителей в спортивных праздниках, в
музыкально
–
театрализованных
постановках.
Анализ
совместной
деятельности педагогического коллектива с семьями показывает, что метод
общения с родителями, повышает их ответственность за воспитание детей в
семье. Это создает атмосферу взаимопонимания и доверительных отношений
в деле музыкального воспитания, обучения и развития детей. Присутствие
родителей является для дошкольников большим эмоциональным фактором.
Близкий
взрослый
вызывает
у
ребенка
целую
гамму
переживаний,
стремление
проявить
себя
с
хорошей
стороны
и
заслужить
одобрение.
Ребенок как будто чувствует ожидания родных, которым хочется увидеть его
достижения. В свою очередь, родители на примере других детей видят, чего
еще
не
достиг
их
сын
или
дочь,
или
убеждаются
в
каких-
то
его
особенностях, о которых ни и не подозревали.
Работа с семьей в летний период.
Информация о том, как развивать ребенка летом, в какие игры поиграть,
какие
маленькие
открытия
совершить,
необходима
каждой
семье.
Задача
музыкального
руководителя
предоставить
такую
информацию.
Для
этого
необходим план взаимодействия с родителями воспитанников.
Для работы с родителями важно:
сделать подборку тем бесед с родителями о ходе музыкальных занятий,
игр, развлечений, поездок в театр и музей;
донести до родителей информацию о широких возможностях провести
лето с ребенком интересно, полезно и правильно;
спланировать встречи с родителями и детьми (вечера совместного
отдыха, спортивные эстафеты, интеллектуальные марафоны,
театральные постановки);
спланировать и провести консультации и практикумы для родителей.
Актуально размещение родительского уголка в беседке, где проводится
музыкальное занятие. Тематика занятий должна соответствовать летнему
периоду.
В заключение хочу сказать, важной особенностью является то, что
малокомплектный
детский
сад
имеет
особую
миссию,
он
является
культурным центром в деревне, где собираются молодые родители. Поэтому
коллектив детского сада в постоянном поиске новых эффективных форм
сотрудничества с родителями. Хорошие результаты дают такие формы работы
как родительские собрания, проведение совместных праздников, развлечений
и т.д. Летний отдых в детском саду будет прекрасным, если все взрослые, и
педагоги, и родители, ответственно подойдут к его организации, будут чутко
реагировать на пожелания детей, учитывать их жизненные устремления и
интересы.