Автор: Вортанова Анна Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ сош №6
Населённый пункт: г.Буденновск, Ставропольский край
Наименование материала: Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс
Тема: "Школа общения",социальное направление
Раздел: начальное образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6
города Будённовска Буденновского района
«Рассмотрено»
Руководитель МО
__________А. А. Вортанова
Протокол №______
от «____»________201__г.
«Согласовано»
Заместитель директора по
УВР
___________Г. С.
Поделякина
«____» __________201__г.
«Утверждаю»
Директор МОУ СОШ № 6
_____________ Н. П. Охмат
Приказ №__________
от «____»_________201__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
социального направления
« Школа общения»»
для обучающихся 2 «в» класса
(базовый)
Разработала:
Вортанова Анна Алексеевна
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
2016 год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления
«Школа общения» составлена в соответствии с:
Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273 – Ф3 « Об образовании в
Российской Федерации»;
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
начального
общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года №373 (Об утверждении и
введении в действие федерального
государственного образовательного
стандарта начального общего образования» (далее - ФГОС НОО) (в редакции
приказов
Министерства
образования
и
науки
Российской
Федерации
от
26
ноября 2010 года, № 1241, 22 сентября 2011 года № 2357, 31 января 2012 года №
69, 01 февраля 2012 года № 74, от 18 декабря 2012 года № 1060, 31 декабря 2015
года № 1576);
основной образовательной программой начального общего образования МОУ
СОШ№6 г. Буденновска;
«Письмом» Минобрнауки России от 14 декабря 2015 года № 09- 3564 «О
внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных
программ»;
планом внеурочной деятельности МОУ СОШ №6 г. Буденновска;
«Школа
России».
Сборник
рабочих
программ.
1-4
классы:
пособие
для
учителей
общеобразовательных
учреждений.
/
(С.В.Анащенкова
и
др.)
–
М.:
Просвещение;
планируемых результатов начального общего образования;
методических
материалов
по
организации
внеурочной
деятельности
в
образовательных
учреждениях,
реализующих
образовательные
программы
начального общего образования;
авторской программы О. В.Хухлаевой «Тропинка к своему Я».
Занятия проводятся 1 раз в неделю, 34 часа в год.
1.
Планируемые результаты
Личностными результатами программы внеурочной деятельности «Школа об-
щения» является формирование следующих умений:
формирование у учащегося готовности и способности к саморазвитию;
развитие мотивации к обучению и познанию;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
развитие эмоционально-волевой сферы, в том числе доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости и сопереживания чувствам других
людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных со -
циальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций.
Метапредметными результатами
программы
внеурочной
деятельности
«Школа
общения»
является
формирование
следующих
универсальных
учебных
действий
(УУД):
Регулятивные УУД:
учиться отреагировать свои чувства в отношении учителя и одноклассников,
учиться прогнозировать последствия своих поступков;
определять и формулировать цель в совместной работе с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение в ходе работы с различными источ-
никами информации;
строить речевое высказывание в устной форме.
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в различных источниках информации (текст, ри-
сунок, фото);
делать выводы в результате совместной работы в группе;
учиться графически оформлять изучаемый материал;
моделировать различные жизненные и учебные ситуации;
усваивать разные способы запоминания информации.
Коммуникативные УУД:
учиться позитивно, проявлять себя в общении;
учиться договариваться и приходить к общему решению;
учиться понимать эмоции и поступки других людей;
овладевать способами позитивного разрешения конфликтов.
2.
Содержание курса
Второклассник начинает учиться в совершенно ином настроении, нежели год
назад. Он уже привык к своему новому статусу, к школьным обязанностям, у него
сформировался образ хорошего ученика.
В течение второго учебного года дети должны получить довольно полное пред-
ставление о своих индивидуальных способностях и возможностях, о собственных до-
стоинствах и недостатках.
Во втором классе происходит активное освоение учебной деятельности. Ребе -
нок, побуждаемый взрослыми, начинает оценивать причины своих достижений и неу-
дач, то есть развивает познавательную рефлексию. По-прежнему сохраняется острое
желание быть успешным в учебе, «быть хорошим, любимым», у некоторых детей появ-
ляется тенденция к снижению самооценки. Она может закрепляться, если ребенок счи -
тает, что родителей сильно огорчают его не успешность. Поэтому особое значение при-
обретает тема «Качества», в процессе освоения которой учащиеся получают возмож -
ность исследовать себя, узнают, что все люди имеют те или иные недостатки.
Вследствие развития умения действовать по образцу у некоторых детей снижа -
ются творческие способности, исчезает стремление фантазировать. Чтобы предотвра -
тить это, в занятия включено много творческих заданий.
Основное внимание второклассников начинает постепенно смещаться с учебной
деятельности на отношения, которые в ней проявляются: с педагогами, родителями,
сверстниками. Поэтому на занятиях большое внимание уделяется именно формирова-
нию взаимоотношений, основанных на любви, сердечности и возможности не только
принимать что-либо от людей, но и отдавать им. По сути, это первые шаги на пути
взросления, который характеризуется наличием гармонии в стремлении принимать и
отдавать.
Формы организации учебного процесса:
творческие работы;
наблюдение за детьми в ходе работы;
инсценировки;
сказкотерапия;
игры;
работа в парах;
индивидуальная работа;
проектные работы;
театрализации.
Содержание
учебного предмета,
кол-во часов
Тема
Основные виды учебной
деятельности
1
Вспомним чувства.
(6 часов)
Цель-
актуализировать у
детей знания об
эмоциональной
сфере человека.
1. Мы рады встрече.
Творческая работа.
Коллективная работа.
Вспомним чувства.
Чувства воспоминания.
Рисунок радости.
2-3.Понимаем чувства
другого.
Инсценировка. Работа в
парах.
Я тебя понимаю. Сочини
рассказ. Общая радость.
4-6. Мы испытываем разные
чувства.
Творческая работа.
Сообщение.
Режим дня. Рисуем режим.
Работа со сказкой («Сказка
о мальчике, который
боялся темноты»
М. Маслова).
Пластилиновое чувство.
Палитра чувств.
2.
Чем люди
отличаются друг от
друга?
(16 часов)
-Цели: ознакомить
детей с понятием
«качества людей»,
-помочь исследовать
свои качества,
изучить свои
особенности
7-8. Люди отличаются друг
от друга своими качествами.
Сказкотерапия. Творческая
работа.
Качества. В чем твоя сила?
Сердце класса. Чьи
качества. Работа со
сказкой («Пятерка и
доброе сердце»).
9-10. Хорошие качества
людей.
Сказкотерапия.
Индивидуальная работа.
Отзывчивость. Три
качества. Я знаю пять
хороших качеств. Качество
в подарок. Работа со
сказкой («Я не такой, как
все).
11.Самое важное хорошее
качество.
Сказкотерапя. Творческая
работа.
Сборы в дорогу. Кто
любит людей. Поделимся
любовью. Работа со
сказкой
12. Кто такой сердечный
человек.
Игры. Коллективная работа.
Догадайся, что задумано.
Пять моих хороших
качеств... Мягкое сердце.
13. Кто такой
доброжелательный человек.
Сказкотерапия. Игры.
Волшебные слова. Работа
со сказкой («Маленький
котенок»).
14-15.Трудно ли быть
доброжелательным
человеком.
Сказкотерапия. Игры.
Я хотел бы стать более.
Золотой ключик. Работа со
сказкой («Часы»),
16. «Я желаю добра ребятам
в классе».
Сказкотерапия. Работа в
парах.
Как ведет себя человек. Я
желаю добра. Работа со
сказкой («О подзорной
трубе»).
17. Чистое сердце.
Сказкотерапия.
Коллективная работа.
Чистое сердце. Работа со
сказкой («Сказка про
гусеничку»
А. Котова).
18. Какие качества нам
нравятся друг в друге.
Игры. Коллективная работа.
Снежная королева. Работа
со сказкой («Кузя» М.
Полунина).
19-20. Какими качествами мы
похожи и чем отличаемся.
Творческая работа.
Сказкотерапия.
Ладошка. Мы похожи - мы
различаемся. Работа со
сказкой («Туча» Н.
Мишин).
21-22. Каждый человек
уникален.
Игры. Сказкотерапия.
Звездочка. Работа со
сказкой («Цветок по имени
Незабудка» О.
Гавриченко).
3.
Какой Я - Какой
Ты?
(12 часов)
Цели:
помочь детям
осознать наличие у
них разнообразных
положительных
качеств;
учить детей
находить
положительные
качества во всех
людях.
23-24. Какой Я?
Творческая работа.
Театрализация.
Я задумал мальчика
Интервью.
Прослушивание интервью.
25-26. Какой Ты? Учимся
договариваться.
Театрализация. Творческая
работа.
Копилка трудностей.
Театр. Рисунок «Трудные
ситуации второклассника».
27-28. Трудности
второклассника в школе,
дома, на улице.
Сказкотерапия. Творческая
работа.
Помоги Сереже. Работа со
сказкой («В одном лесу
жила-была...» Л. Исаева).
29-31. Школьные трудности.
Сказкотерапия. Коллективная
работа.
Работа со сказкой («О
муравьишке» О. Саначина,
«Верить и стараться»).
32-33. Домашние трудности.
Сказкотерапия. Работа в
парах.
Цыганка. Работа со
сказкой («Сказка про
дружбу» Е. Агеенкова).
34. Итоговое занятие.
Проектная работа. Игры.
Обобщение пройденного
материала за год. Игра-
путешествие
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Тема раздела
Тема занятия
Кол-во
часов
Дата
проведения
урока
Приме
чание
1
Вспомним
чувства.
1 Мы рады встрече.
1
(6 часов)
Цель-
актуализировать у
детей знания об
эмоциональной
сфере человека.
2-3. Понимаем чувства
другого.
2
4-6. Мы испытываем
разные чувства.
3
2
Чем люди
отличаются друг
от друга?
(16 часов)
-Цели: ознакомить
детей с понятием
«качества людей»,
-помочь
исследовать свои
качества, изучить
свои особенности
7-8. Люди отличаются
друг от друга своими
качествами.
2
9-10. Хорошие качества
людей.
2
11 Самое важное
хорошее качество.
1
12. Кто такой сердечный
человек.
1
13. Кто такой
доброжелательный
человек
1
14-15.Трудно ли быть
доброжелательным
человеком.
2
16. «Я желаю добра
ребятам в классе»
1
17. Чистое сердце.
1
18. Какие качества нам
нравятся друг в друге.
1
19-20. Какими
качествами мы похожи и
чем отличаемся.
2
21-22. Каждый человек
уникален
2
3
Какой Я – Какой
Ты?
(12 часов)
Цели:
- помочь детям
осознать наличие у
них разнообразных
положительных
качеств;
- учить детей
находить
положительные
качества во всех
людях.
23-24. Какой Я?
2
25-26. Какой Ты? Учимся
договариваться.
2
27-28. Трудности
второклассника в школе,
дома, на улице.
2
29-31. Школьные
трудности.
3
32-33. Домашние
трудности.
2
34. Итоговое занятие.
1
Итого
34
часа