Напоминание

"Лэпбук и его назначение в работе с детьми дошкольного возраста"


Автор: Эслингер Кристина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ДОУ "Родничок"
Населённый пункт: г. Куйбышев, Новосибирская область
Наименование материала: статья
Тема: "Лэпбук и его назначение в работе с детьми дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Не давите на ребенка,

а ставьте пред ним такие задачи,

которые он способен выполнить»

А. Ульянов, И. Винокур, М. Лайтман.

В настоящее время произошли большие изменения в области образования:

появился новый закон «Об образовании в Российской Федерации», согласно

которому дошкольное образование стало первым уровнем общего

образования.

В свою очередь стандарт дошкольного образования ориентирует нас на

формирование личности ребенка через собственную деятельность,

познавательную активность, творчество детей, развитие личности через

различные виды деятельности, через системно – деятельностный подход.

Сегодня совместная деятельность ребенка и педагога – это не готовый

конспект, а поиск и сотворчество, при котором дети учатся планировать,

делать выводы, приобретать новые знания через собственную деятельность.

Учитывая, что главный принцип ФГОС дошкольного образования это

разнообразная деятельность ребёнка, следовательно перед нами, педагогами,

стоит задача получить не результат обучения, а личностное развитие ребёнка.

Как мы знаем стандарт предъявляет требования к результатам освоения

Программы в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые

представляют собой социальные и психологические характеристики

возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного

образования, в том числе целевые ориентиры речевого развития детей

старшего дошкольного возраста, которые предполагают:

владение речью как средством общения и культуры;

достаточный словарный запас (около 7 тысяч слов);

развитие связной, грамматически правильной диалогической и

монологической речи;

развитие речевого творчества;

развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического

слуха;

знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на

слух текстов различных жанров детской литературы;

формирование звуковой аналитико-синтетической активности как

предпосылки обучения грамоте.

Считаю, что вовлечь ребёнка в деятельность возможно лишь в том случае,

когда ему интересно, когда он увлечён и играет. Помочь в этом может на мой

взгляд лэпбук. Что такое лэпбук? Лэпбук (lapbook) – это самодельная

книжка-раскладушка или тематическая папка с разными кармашками,

подвижными деталями. В ней собирается материал по определенной теме.

При этом готовый лэпбук – это не просто поделка. Это заключительный этап

работы над темой, который дошкольники проделали самостоятельно.

Например, дети постарше (старшая и подготовительная группа) сами (вместе

с родителями) собирают игры, загадки, скороговорки, а дети более младшего

дошкольного возраста могут в самостоятельной или совместной

деятельности закреплять в игре знания.

Работа с тематическими папками (лэпбуками) направлена на расширение и

систематизацию запаса знаний и представлений об окружающем мире и

событиях, обогащение словарного запаса, развитие связной речи. Чтобы

заполнить папки, детям необходимо выполнить определённые задания,

способствующие развитию речи (отгадать загадки, выучить стихотворения,

составить рассказ, прослушать, а затем пересказать литературное

произведение, провести наблюдения (за погодой, за птицами, насекомыми, за

сезонными изменениями в природе, провести эксперименты по

выращиванию растений из семян и т.д.

В ходе работы с лэпбуками дошкольники получают новые знания по темам,

расширяют и обогащают активный и пассивныйсловарь, а внесение лэпбуков

в предметную пространственную развивающую среду в группах, в

дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.

Мне понравилось эта задумка и я решила сделала по теме «Домашние

животные и птицы» для детей раннего дошкольного возраста, т.к я работаю с

детьми 2-3 лет. Мне очень нравится,что такое количество материала

находиться в одной папке и его можно использовать в индивидуальном

развитии деток и использовать на занятиях.

Расскажу немного о том, как я делала лэпбук:

1.

определила тему моего лэпбука;

2.

составила план того, какой материал я бы хотела отобразить в своем

лэпбуке;

3.

поиски и подготовка материала для лэпбука;

4.

нарисовала макет;

5.

продумала основу и дизайн (в каком цвете, кармашки и т.д);

6.

приступила к выполнению лэпбука (для этого мне понадобились:

картонная коробка – основа, цветная офисная бумага, ножницы, клей,

степлер)

Предлагаю подборку по домашним птицам и животным для детей младшего

дошкольного возраста, которые мы используем именно в первой младшей

группе. Данный материал Лэпбука, может быть полезен не только

воспитателям, но и для родителей. Целью данного лэпбука является

активизация знаний детей домашних птицах и животных.

И теперь давайте посмотрим, что у меня получилось. ( слайды ).

А сейчас позвольте мне показать и рассказать как я работаю с детьми с

помощью лэпбука.

Конечно все кармашки мы не сможем использовать на одном занятии,

поэтому я распределяю работу на всю неделю. Например у нас была такая

тема недели как «домашние животные» и для изучения этой темы мне очень

хорошо помог лэпбук.

Сначала мы начали знакомиться с животными для этого я решила

использовать книжку – малышку «стихотворения». К каждому

стихотворению имеется предметная картинка, например котенок, рядом про

него стихотворение, вот мы рассмотрели картинку и закрепили полученные

знания прочитав стихотворение (можно в дальнейшем, заучивать эти

стихотворения). Так же мы изучали «кто что ест?» для этого использовали

вращающийся диск и дети с удовольствием его вращали и при этом называя

кто, что ест.

На следующий день мы работали с кармашком, который называется «кто как

говорит?». Я раскладывала перед ними карточки и дети самостоятельно

делали выбор, какого животного они хотели бы озвучить. Дети называли

животного, которого они выбрали и мы все вместе выполняли упражнение на

звукоподражание (корова – «му-у-у»; кошка – «мяу»; собака – «тяф-тяф» и

т.д).

Далее мы использовали кармашек «малыши ищут маму». Мы закрепляли

называния животных ( кошка , собака, овца и т. д) и начали упражняться в

назывании детенышей (у кошки – котенок, у овцы – ягненок; у козы –

козленок и т. д). Как только мы немного запомнили, я перемешивала карточки

с изображением взрослого животного, т. е мам и просила среди карточек

найти того или иного детеныша. (а сейчас я предлагаю немного поиграть)

Когда уже дети запомнили названия всех животных, я предложила им

поиграть «собери животного» и собрав животное они с радостью называли

кто у них получился.

И вот дети стали хорошо знать, называть животного, его детеныша, тогда я

стала уже показывать сюжетные картинки, по которым мы беседовали (кто

изображен, что делают, какие и т. д)

В лэпбуке присутствует кармашек где собрана картотека пальчиковых

гимнастик. В этот кармашек я заглядываю часто в перерыве на занятие, в

свободной деятельности или когда мне мне нужно их собрать активизировать

внимание.

Детям очень нравится работать с лэпбуком, т. к они сами участники

образовательного процесса они сами выбирают карточки, с которыми они

хотят поработать, самостоятельно выбирают картинку, которую они хотят

собирать и т. д.

Я молодой педагог и работаю второй год я только начала осваивать такую

форму работы с детьми как лэпбук и планирую продолжать внедрять в свою

работу.

Спасибо за внимание!



В раздел образования