Конспект подгрупповой образовательной деятельности
по освоению образовательной
области «Познавательное развитие»
Домашние животные. Звуки В-Ф.
Задачи:
I. Образовательные:
1)Учить детей различать и называть домашних животных и их детенышей.
2)Развивать умение различать домашних животных.
3) По существенным сходным признакам объединять предметы в одну
группу;
4)Закреплять правильное применение звуков В и Ф;
II. Коррекционно-развивающие:
1)
развивать фонематическое внимание, восприятие, мышление;
2)
развивать
умение
понимать
вопросы
и
отвечать
на
них
полным
предложением;
3)
развивать связную речь;
4)
Учить слухо- произносительной дифференциации звуков [В] — [Ф],
[В'] — [Ф'] (дифференциация звонких и глухих согласных).
III. Воспитательные:
Воспитывать активность детей на занятиях и умение слушать товарищей.
Оборудование: картинки из серии «Домашние животные; муляж или
картина с изображением скотного двора; коврики для релаксации и диск с
релаксационной музыкой; колючие коврики для массажа стоп; паровозик с
тремя вагонами (для определения места звука в слове); флажки синего и
зеленого цветов; посылка с письмом от пастуха.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Учитель – логопед
:- Ребята, давайте сделаем гимнастику для язычка.
Имитация движений домашних животных (Кошка умывается; Лошадь
жует траву; Собака рассердилась; Бодливая овечка; Козленок пьет молоко;
Лошадка – с опорой на картинки)
-А теперь давайте порычим как собака! ([РРРРРР])
-Давайте споем песенку колокольчика, который носит корова на шее! (ла-
ла-ла, ло-ло-ло, лы-лы-лы и т.д.)
-Ребята, движения и звуки каких животных мы имитировали? (Домашних)
-Почему они называются домашними? (Потому что живут рядом с
человеком, о них заботится человек…)
- Вот сегодня на занятии мы поговорим о домашних животных.
2. Дифференциация звуков [В] — [Ф].
Назвать одинаковый первый звук в словах:
Ваня, Володя, Владик.
Назвать одинаковый последний звук в словах: шкаф, жираф, шарф.
Сравнить артикуляцию звуков [В] и [Ф] (найти общее и различие, обратив
внимание на «работу горлышка»).
3. Дидактическое упражнение «Повтори»
Учитель –
логопед
: -
Повторите за мной серию слогов:
ва-ва-фа, фа-фа-ва, фа-ва-фа, ва-фа-ва, фа-ва-ва, ва-фа-фа.
Учитель –
логопед
: -
Закончите слово слогом ВЫ или ФЫ:
шка..., ели..., тык..., голь..., гра..., жира..., бук..., тра..., шар...
4 Учитель – логопед предлагает детям из ряда слов выбрать те, в которых
есть звук [Ф], звук [В], звуки [В] и [Ф] одновременно:
ворона, флаг, футбол, вафли, воз, фрукты, свинья, кофта, львы, овца, корова
5.Дидактическая игра «Отгадай, какое это животное и назови его
Учитель –логопед
-Кто хрюкает, роет ямы…?(свинья, поросенок, кабан)
-Кто блеет, бодается…?
-А теперь сами загадайте такую загадку про… - кошку. Что она делает?
(Мяукает, царапается…)
-Про корову…(Мычит, жует, ходит…)
6. Дидактическая игра «Умный кубик»
Учитель – логопед: -Ребята, поиграем в игру. Вот кубик, на сторонах
кубика нарисованы кружки. Вы бросите кубик и должны будете взять ту
картинку, с изображением домашнего животного, в названии которой
столько слогов, сколько кружков выпадет на кубике. И дать полный ответ.
(- В слове корова 3 слога и т.п.)
7. Дидактическая игра «Флажки»
Учитель – логопед: -О ком мы говорим на занятии? (о домашних
животных).
Учитель – логопед: -Сейчас я буду называть слова, а вы слушайте
внимательно. Если есть такое животное - поднимите зеленый флажок,
если нет - синий.
БАНАН-БАРАН
ОВЦА -ОВСА
ПЫК-БЫК
КОСА-КОЗА
КОТ-КОД.
8.Самомассаж с прищепками + массаж ступней.
Цель: Развитие мелкой и общей моторики.
Котенок-глупыш.
-Кусается сильно котенок-глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
-Но я же играю с тобою, малыш!
-А будешь кусаться - скажу тебе «кыш»!
(На каждый ударный слог «щипаем» фаланги пальцев прищепками,
начиная с мизинца и обратно. Сначала на одной руке – потом на другой)
(под ногами лежат колючие коврики - дети сидят или стоят без обуви)
9. Дидактическая игра «Угадай, кто, как кричит?» или «Посылка».
Учитель – логопед: -Ребята, нам пришла посылка. В посылке письмо от
пастуха. (Прочитать его). Он новичок в своем деле, и плохо знает голоса
животных, поэтому просит нас послушать звуковое послание (диск с
записью голосов домашних животных) и сказать, какие животные слышны на
нем. Поможем? Слушаем. ( голоса: лошади, собаки, коровы, овцы, свиньи ).
10. Дидактическая игра «Паровозик»
Учитель – логопед
- К нам приехал паровоз и в его состав входят три вагона.
Первый вагон – начало слова, второй – середина, третий – конец слова. Вы
берете картинку с изображением животного, называете ее. А я задаю вам
звук, место которого вы должны определить в слове. Картинку с
изображением животного вставляете в тот вагон, который обозначает место
звука в слове. Скажите, где слышен звук В? В начале, в середине или в конце
слова?
- коРова, Лошадь, баРан, жеРебенок, теЛенок, кРолик. (Например: Звук [в] в
слове корова слышен в середине слова и т.д.)
11. Физическая пауза «Хозяюшка»
Дети стоят на колючих ковриках, читают стих и имитируют движения
животных.
«Хозяюшка»
(Координация речи с движениями, развитие творческого воображения)
Наша – то
хозяюшка
(Идут по кругу,
взявшись за руки.)
Сметлива была,
Всем в избе
работушку
К празднику
дала:
Чашечку собачка
(Сложили ладони
чашечкой, «лижут»
чашечку.)
Моет языком.
Хрюшка
собирает
(Присели, наклоняют
ритмично голову)
Крошки под
окном.
По столу котище
(Встали, правой рукой
делают движения к
себе.)
Лапою скребет,
Половичку
козочка
(«Метут» пол.)
Веничком метет.
ИЛИ
«Теленок»
(Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи)
Бу –бу,
Два прыжка.
Я рогатый.
«Рожки» из пальчиков
ставят на голову.
Бу-бу,
Два прыжка.
Я хвостатый.
«Хвостик» из руки за
спину.
Бу-бу,
Два прыжка.
Я ушастый.
«Ушки» из ладошек на
голову.
Бу-бу,
Два прыжка.
Очень страшный.
«Рожки» на голове,
«бодаются».
Бу-бу,
Два прыжка.
Испугаю.
Бу-бу,
Забодаю.
12. Игра «Волшебство»
-Ребята, встаньте на коврики. Сейчас я вас с помощью волшебной палочки
превращу в домашних животных: в кошку, в коня, в кролика, в собаку, в
корову, в козу. А вы из волшебного мешочка достанете для себя еду, которую
больше всего любите есть. (На ощупь определяются нужные продукты –
можно приготовить муляжи, но лучше положить в мешок настоящие овощи и
пр. продукты питания домашних животных. (- Я коза. Я люблю есть траву,
морковь, капусту и т.д.)
13. ИТОГ
Учитель – логопед
:-Ребята, о ком мы сегодня говорили? (о домашних
животных).
-В какие игры играли?
-Скажите, что будет с домашними животными, если мы их отпустим в лес?
(они погибнут)
-Почему? ( потому что они домашние и о них заботится человек).
-Ребята, выберете «жетоны - эмоции». «Веселую», если вам понравилось, как
вы работали на занятии, «грустную» - если, что-то не понравилось.