Напоминание

"Тематическое планирование по истории в 9 классе"


Автор: Задорожная Татьяна Ивановна
Должность: учитель общественных дисциплин
Учебное заведение: МБОУ Аркинской СОШ
Населённый пункт: с.Лубошево Комаричского района Брянской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Тематическое планирование по истории в 9 классе"
Раздел: полное образование





Назад




Календарно-тематическое планирование

«История России.ХХ-ХХIвв.»-9 класс

п/п

Тема

урока

Тип

урока

Знания, умения и навыки

Форма

контроля

Дата

Примечание

план факт

1.

Раздел 1.Россия в начале XX

в. (1900-1916г.)(9час).

1. Инструктаж по технике без-

опасности. Государство и рос-

сийское общество в конце 19 -

начале 20 в.

Лекция с

элементами

беседы

Территориальная структура Российской империи в начале

XX в. Политическая система Российской империи начала

XX в. Основные понятия: государственные символы, инду-

стриальное общество, модернизация, образ жизни, соци-

альная структура.

Иметь представление о территориальной структуре Рос-

сийской империи начала XX в. и многонациональном со-

ставе ее населения.

Знать особенности российского варианта модернизации.

Уметь давать характеристику политическому строю и со-

циальной структуре российского общества в начале XX в.

Составле-

ние схемы.

2.

Политическое развитие Рос-

сии в нач. 20в.Социальная

структура Российской импе-

рии начала 20в.

Комбини-

рованный

урок

Николай II: личность монарха в оценках историков и

современников. Борьба в верхних эшелонах власти.Нарас-

тание противоречий между властью и обществом. Либе-

ральные проекты П. Д. Святополк-Мирского. Особенности

российской многопартийности.«Зубатовский социализм».

Уметь давать характеристику Николаю II и его политиче-

ским воззрениям, иметь представление об основном про-

тиворечии политической системы - между формирующим-

ся гражданским обществом и самодержавной властью.

Таблица

«Монопо-

листиче-

ские объ-

единения в

России на-

чала XX

в.»

3.

Экономическое развитие Рос-

сии в начале 20в.

Урок новых

знаний

Особенности промышленного и аграрного развития России

на рубеже веков.

Основные понятия: монополия, формы монополий, много-

укладная экономика.

Знать особенности развития сельского хозяйства в начале

XX в.

Уметь характеризовать причины низкой рентабельности

сельскохозяйственного производства.

Иметь представление об особенностях экономического

развития Российской империи, связанных со спецификой

российского типа модернизации.

Анализ

диаграмм

4.

Внешняя политика Николая II.

Общественно-политиче-ское

движение в начале 20в.

Комбиниро-

ванный

урок

Основные направления внешней политики России на рубе-

же XIX-XX вв. Гаагская конференция. Дальневосточная

политика. Начало русско-японской войны. Падение Порт-

Артура. Ход военных действий в 1905 г. Окончание войны.

Сближение России и Англии.

Основные понятия: агрессия, аннексия, всеобщее разору-

жение, гегемония, контрибуция, эскалация.

Иметь представление об основных внешнеполитических

приоритетах в начале XX в., экспансионистских устремле-

ниях на Дальнем Востоке при сохранении мира и стабиль-

ности в Европе.

Знать предпосылки, ход, причины поражения и влияние

русско-японской войны на российское общество и внутри-

политическую ситуацию в стране.

Таблица

«Основ-

ные собы-

тия рус-

ско-япон-

ской вой-

ны»

5.

Первая русская революция.

Урок новых

знаний

Причины и начало революции 1905 г. «Кровавое воскресе-

ние». Развитие революции. Деятельность первой и второй

Государственной думы. Итоги революции.

Основные понятия: Государственная дума, избирательные

курии, либеральные и монархические партии, Советы,

фракцияМанифест 17 октября. Монархическое и черносо-

тенное движения.

Знать причины, этапы и итоги революции 1905-1907 гг.,

основные социально-экономические и политические про-

тиворечия, иметь представление о работе первой и второй

Государственной думы и появлении системы политических

партий, анализировать возможности развития Российской

империи как конституционной монархии.

Таблица

«Основ-

ные собы-

тия рус-

ской рево-

люции»

6.

Реформы П. А. Столыпина.

Комбини-

рованный

урок

П. А. Столыпин: личность, деятельность, оценка современ-

ников и историков. Суть столыпинской аграрной реформы

и ее итоги. Разрушение общины и переселенческая поли-

тика.

Иметь представление о реформах Столыпина как об опре-

деленной трансформации революции «снизу» в револю-

цию «сверху».

Основные понятия: кооперация, отруб, хутор.

Уметь сравнивать столыпинский аграрный законопроект с

Работа с

доку-

ментами

думскими аграрными программами.

7.

Россия в Первой мировой вой-

не.

Интегриро-

ванный урок

Основные военные действия на Восточном и Западном

фронте. Перестройка экономики. Приближение кризиса.

Окончание войны. Уметь анализировать отношения партий

к войне. Знать цели воюющих сторон, ход военных дей-

ствий на Восточном и Западном фронте в 1914— 1916 гг.,

анализировать влияние Первой мировой войны .

Таблица

8.

Серебряный

век русской культуры.

Урок-конфе-

ренция

Духовное состояние общества. Просвещение и наука. Ли-

тература. Живопись. Скульптура, архитектура. Музыка. Те-

атр, балет. Кинематограф.

Основные понятия: акмеизм, модернизм, русская религи-

озная философия, «Серебряный век» русской культуры,

символизм, футуризм.

Иметь представление о сущности социокультурного фено-

мена «Серебряного века».

Знать конкретные примеры достижений русской науки и

философии, направления в искусстве.

Знать основные персоналии данного периода.

Реферат

«Развитие

русской

культуры

"Серебря-

ного века".

9.

Повторе ние и обобщение по

теме «Россия в ожидании

перемен».

Урок-кон-

ференция

Материал раздела

Знать материал

«Россия на рубеже XIX-XX вв.»

раздела «Россия на рубеже ХIХ-ХХ вв.»

Конфе-

ренция

«Россия в

начале XX

века:

между ре-

формами и

револю-

цией»

10.

11.

Раздел 2. Россия в 1917-

1927гг. (12час)

От Февраля к Октябрю.

Двоевластие: суть и причины

его появления.

Школьная

лекция

Причины Февральской революции. Революционные собы-

тия 1917 г. в г. Петрограде. Образование новых органов

власти. Отречение Николая И. Падение монархии. Двое-

властие: суть и причины его появления.. Внутренняя и

внешняя политика Временного правительства. Нацио-

нальный вопрос после Февраля.

Основные понятия: Временное правительство, двоевла-

стие, Советы, Учредительное собрание.

А. Ф. Керенский. Положение на национальных окраинах.

Начало распада российской государственности.

Знать субъективные и объективные причины Февральской

революции, причины установления и суть двоевластия.

Уметь характеризовать внутреннюю и внешнюю политику

Временного правительства, ход, характер и итоги револю-

ции.

Таблица

«Февраль-

ская рево-

люция»

12.

Станов ление Советской вла-

сти.

Комбиниро-

ванный

урок

Создание новых органов власти.Судьба Учредительного

собрания. III съезд Советов. Распад коалиционного совет-

ского правительства. Первые мероприятия в промыш-

ленности. Выступление левых эсеров.

Политика военного коммунизма. Сельское хозяйство в пе-

риод военного коммунизма. Экономическая политика бе-

лых. Реформаторская деятельность П. Н. Врангеля.

Уроки Гражданской войны.

Основные понятия:военный коммунизм, продразверстка.

и его роспуск. Отделение церкви от государства.

Уметь показать эволюцию экономической политики.

Знать основные мероприятия и суть экономической поли-

тики военного коммунизма, экономические программы Бе-

лого движения.

Уметь анализировать основное содержание экономической

политики красных и белых.

13.

Эволюция экономической

политики советской власти

«Военный коммунизм».

Комбиниро-

ванный

урок

Работа

с

докумен-

тами.

14.

15.

5.Гражданская война.

«Малая гражданская война»

Урок-иссле-

дование

Урок-иссле-

дование

Причины и основные этапы Гражданской войны. Первые

выступления против советской власти. Формирование Бе-

лого движения. Создание Красной Армии.

Основные понятия: Гражданская война

ментами.

Знать причины и сущность Гражданской войны, ее ос-

новные этапы, события первого этапа Гражданской войны,

характеризовать эволюцию взглядов Ленина на принципы

построения пролетарских вооруженных сил, раскрывать

цели и политическую программу Белого движения.

Уметь определять социальный состав Белого движения.

Таблица

«Белые и

красные:

соотно-

шение

сил»

16.

Новая

экономическая политика.

Комбиниро-

ванный

урок

Л. Д. Троцкий.

Г. Е. Зиновьев. Н. И. Бухарин

Знать причины перехода и сущность нэпа, основные эко-

номические мероприятия нэпа, анализировать эволюцию

взглядов Ленина.

Причины перехода к новой экономической политике.

Основные направления нэпа. Экономические итоги нэпа.

Советское общество в годы нэпа.

Сравни-

тельная та-

блица «Во-

енный

коммунизм

и нэп».

17.

Развитие политического про-

цесса в 20-е гг.

Комбини-

рованный

урок

Национальные окраины в Гражданской войне. Предпосыл-

ки объединения социалистических республик. Две формы

объединения: автономи-зация и федерация. Образование

СССР. Первая Конституция СССР 1924 г. Национальная

политика и межнациональные отношения.

Основные понятия: автономия, суверенитет, федерация.

И. В. Сталин

Знать причины, предпосылки и принципы построения

СССР, особенности Гражданской войны на окраинах на-

шей страны. Знать положения первой Конституции СССР,

характеризовать национальную политику и межнациональ-

ные отношения в 1920-е гг.

Работа с

доку-

ментами

18.

Внешняя политика СССР в

20-е гг.

Школьная

лекция

Преодоление дипломатической изоляции. Генуэзская кон-

ференция. Рапалльский мирный договор. «Полоса при-

Таблица

«Между-

знания». Соглашения со странами Востока.

Создание и деятельность Коминтерна. Поддержка СССР

революцион-

Знать причины сближения советской России с Германией.

Уметь характеризовать противоречивость советской внеш-

ней политики- 1920-х гг.

народное

признание

СССР»

19.

Духовная жизнь.

Комбини-

рованный

урок

Иметь представление о причинах идеологического наступ-

ления на культуру, о перестройке народного образования.

Уметь характеризовать взаимоотношения власти и интел-

лигенции, власти и церкви.

Знать достижения и потери русской культуры в 1920-е

ГГ

.

Многообразие культурной жизни в 1920-е гг. Борьба с не-

грамотностью. Строительство советской школы. Власть и

интеллигенция. Партийный контроль над духовной жиз-

нью. «Сменовеховство». Большевики и церковь. Начало

«нового» искусства.

Основные понятия: теория пролетарской культуры, «сме-

новеховство».

Сообще-

ния

20.

Родной край в первой трети

XXв.

Школьная

лекция

Исторические события и персоналии времен Гражданской

войны

Знать ход военных действий на территории Комаричского

районав годы Гражданской войны

21.

Повторение по теме

«Россия на крутом переломе».

Урок-конфе-

ренция

Материал раздела «Великая российская революция. 1917-

1921 гг.»

Знать материал раздела «Великая российская революция.

1917-1921 гг.»

Конфе-

ренция

«Трагедия

Граждан-

ской вой-

ны»

22.

Раздел 3.СССР в 1928-1938гг.

(6час).

Экономическое развитие

СССР в 1928-1938гг.

Комбини-

рованный

урок

Особенности индустриализации в СССР. Советская модель

модернизации. Интенсивный рост промышленного потен-

циала страны. Первая пятилетка. Социальные проблемы

первой пятилетки. Второй пятилетний план. Положение

рабочих. Стахановское движение. Итоги первых пятиле-

ток.

Основные понятия: индустриализация, пятилетка, стаха-

новское движение, форсированная индустриализация

Социалистическое соревнование. А. Г. Стаханов

Знать цели, задачи и особенности индустриализации в

Диспут.

СССР.

Уметь анализировать экономические, социальные и поли-

тические последствия индустриализации, понимать истоки

трудового героизма советских людей в годы первых пяти-

леток.

23.

Политическая система СССР

в 1928-1938гг.

Школьная

лекция

Роль партии в жизни государства. Формирование центра-

лизованной (командной)системы управления экономикой.

Власть партийно-государственного аппарата. Роль идеоло-

гии. Формирование «культа личности» Сталина. Массовые

репрессии. Показательные судебные процессы. Итоги эко-

номического, социального и политического развития стра-

ны к концу 1930 - началу 1940-х гг.

Основные понятия: «большой террор», репрессии, ГУЛАГ,

культ. личности, командно-административная экономика.

Конституция «победившего социализма» 1936 г. Нацио-

нальная политика.

Иметь представление о сущности политической системы в

СССР в 1930-е гг.

Уметь характеризовать роль ВКП(б) в жизни государства и

общества. Знать примеры репрессивной политики Стали-

на.

Уметь анализировать ее последствия.

Сообще-

ния

24.

Внешняя политика СССР в

1928-1938гг.

Комбини-

рованный

урок

Изменение внешнеполитического курса СССР. Курс

Коминтерна на создание единого антифашистского фронта.

Вступление СССР в Лигу Наций.

Попытки создания системы коллективной безопасности

Мюнхенский договор и позиция СССР

Знать причины и сущность изменения внешней политики

СССР в 1930-е гг.

Уметь анализировать взаимосвязь внутренней и внешней

политики советского руководства

25.

Духовная жизнь.

Школьная

лекция с

элементами

беседы

Развитие образования. Власть и наука. Научные достиже-

ния. Социалистический реализм. Советский кинематограф.

Музыкальное и изобразительное искусство. Литература и

театр.

Основные понятия: «культурная революция», метод социа-

листического реализма.

Уметь объяснять субъективные и объективные предпо-

сылки.

Ликвидация неграмотности. Утверждение марксистско-

ленинской идеологии в обществе

Знать сущность «культурной революции» в СССР в 1930-е

г.

Знать основное содержание и последствия «культурной ре-

волюции». Знать достижения и противоречия развития со-

ветской науки.

Уметь анализировать утверждение социалистического реа-

лизма во всех сферах культурной жизни.

Реферат

«Совет-

ское

искусство

20-30-х

гг.»

26.

27.

Родной край в 30-е гг.

Повторение по теме «На ка-

нуне суровых испытаний».

Урок-конфе-

ренция

Материал по теме конспектировать.

Материал раздела «СССР на путях строительства нового

общества».

Знать материал раздела «СССР на путях строительства но-

вого общества».

Конспект.

Конферен-

ция

«СССР в

20-30-е гг.

XX в:

основные

проблемы»

28.

Раздел 8.Великая

Отечественная война.

(8 час).

СССР накануне войны. Совет-

ско - германские отношения.

Школьная

лекция

Анализ событий конца 30-х - начала 40-х гг. в стране и

мире. Начало Второй мировой войны. Советско-финлян-

дская война 1939-40 гг. СССР и Прибалтика. СССР накану-

не Великой Отечественной войны. Мероприятия по укреп-

лению обороноспособности страны.

Уметь анализировать глубину опасности, нависшую над

нашей Родиной и ее народами накануне Великой Отечест-

венной войны. Знать содержание и суть советско-гер-

манского договора о ненападении и секретных

Защита

таблицы.

29.

Начало великой Отечест-

венной войны.

Боевые действия зимой-летом

1942г.

Урок

новых

знаний

Нападение Германии и ее союзников на СССР. Периоды

Великой Отечественной войны. Оборонительные сраже-

ния. Героизм защитников Брестской крепости. Провал пла-

на «молниеносной войны». Результат репрессий, неподго-

товленность Красной Армии к началу войны. Массовое от-

ступление в глубь территории. Поражения Красной Армии

в начальный период войны. Их современная оценка. Мо-

сковское сражение. Организация обороны Ленинграда.

Основные понятия: Великая Отечественная война, блока-

да, всеобщая мобилизация, превентивный удар.

Знать цели «похода на восток» фашистской Германии,

иметь представление об основных периодах Великой

Отечественной войны.

Уметь анализировать причины неудач Красной Армии в на-

чальный период войны.

Знать ход военных действий конца 1941 г.

Знать факты героической обороны Москвы и Ленинграда.

Работа с

докумен-

тами

30.

Тыл в годы войны.

Комбини-

рованный

урок

Советское общество в первый период войны. Военно-эко-

номическое положение страны. Переход промышленности

на военные рельсы. Создание промышленной базы на Вос-

токе. Строительство заводов-дублеров. Эвакуация населе-

ния. Социальная политика в годы

Эвакуация промышленности. Церковь в годы войны

Знать социально-экономические предпосылки коренного

перелома в ходе войны.

Уметь показывать роль и значение советского тыла в дос-

тижении победы над врагом, иметь представление о разви-

тии образования и науки в годы войны.

31.

Коренной перелом в ходе Ве-

ликой Отечественной войны.

Комбини-

рованный

урок

Знать значение разгрома немецко-фашистских войск под

Сталинградом.

Уметь анализировать события коренного перелома в ходе

Великой Отечественной войны: сражения на Курско-

Орловском направлении.

Уметь анализировать значение Тегеранской конференции и

итоги второго периода войны.

Битва за Кавказ летом 1942 г. Разгром немец-

ко-фашистских войск под Сталинградом. Частичный про-

рыв блокады Ленинграда. Битва на Курской дуге. Значение

коренного перелома в ходе войны. Тегеранская конферен-

ция. Создание антигитлеровской коалиции.

Основные понятия: коренной перелом, стратегическая

инициатива, тотальная война.

Таблица

«Великая

Отечест-

венная

война».

32.

33.

Завершающий период Вели-

кой Отечественной войны.

Причины победы Советского

Союза над фашизмом.

Комбини-

рованный

урок

Комбини-

рованный

урок

Помощь Советскому Союзу по ленд-лизу. Бомбардировки

Японии США

Знать военно-стратегическую обстановку к началу 1944 г.,

ход основных операций Красной Армии в 1944 г.

Уметь раскрывать освободительный характер европейского

похода Красной Армии, роль Советского Союза в разгроме

вооруженных сил в Японии, анализировать значение Ял-

тинской и Потсдамской конференций.

Знать историческое значение победы.

Военно-стратегическая обстановка к началу 1944 г. «Де-

сять сталинских ударов». Успешные операции белорусских

и украинских фронтов. Освобождение территории СССР.

Встречи «Большой тройки», их роль в организации борьбы

против фашизма и послевоенном устройстве Европы. Бер-

линская операция. Капитуляция Германии. Сдача пражско-

го гарнизона. Подписание в Потсдаме документов о капи-

туляции. Победа советских войск на фронте, ее влияние на

расклад.

Работа с

докумен-

тами

34.

35.

Родной край в Великой Отече-

ственной войне.

Повторение по теме

«Итоги и уроки великой вой-

ны».

Комбини-

рованный

урок

Повторно-

обобщаю-

щий урок

Знать материал раздела «Великая Отечественная война.

1941-1945 гг.»

Значение победы советских войск в войне. Итоги и уроки

войны. Факторы победы и ее цена. Война глазами со-

временников. Материал раздела «Великая Отечественная

война. 1941-1945 гг.».

Тест, вы-

ступления

на семи-

наре

36.

Раздел 5.СССР в 1945-1952 гг.

(3 час)

Послевоенное восстановление

хозяйства СССР в 1945-

1952гг.

Комбини-

рованный

урок

Иметь полное представление о характере экономического

ущерба и численности людских потерь за военный период.

Уметь анализировать различные точки зрения в советском

руководстве на перспективы развития экономики и поиск

путей ее реформирования.

Знать примеры героических усилий советского народа по

восстановлению экономики СССР.

Послевоенное состояние экономики. Программа и источ-

ники восстановления народного хозяйства. Сельское хо-

зяйство после войны. Факторы быстрого выхода из разру-

хи. Курс на «закручивание гаек». Диспропорции в структу-

ре индустриального производства. Развертывание ВПК.

Основные понятия: дефицитная экономика, диспропорции,

репарации, репатриация, ВПК.

Анализ

диаграмм

37.

Политическое развитие. Идео-

логия и культура.

Комбини-

рованный

урок

Отношение к людям, бывшим на оккупированной террито-

рии. «Дело врачей».

Уметь анализировать альтернативы общественно-полити-

ческого развития страны (демократическую и тота-

литарную) в послевоенный период.

Изменение общественно-политической атмосферы в СССР

после войны. Победа как фактор послевоенного меж-

дународного и внутриполитического развития. Изменения

в структурах власти. Новый виток.

Сообще-

ния

38.

Внешняя политика

СССР.

Школьная

лекция

Изменение международных отношений после войны.

Страны-победители. Создание ООН. Истоки «холодной

войны». Влияние СССР на международную политику. Об-

разование военных блоков. Корейская война. Начало про-

тивостояния СССР и США.

Основные понятия: «холодная война», ООН, план Мар-

шалла, доктрина Трумэна, военный блок. НАТО, ОВД.

Изобретение и испытания ядерного оружия в СССР

Знать истоки и сущность «холодной войны».

Уметь характеризовать и анализировать развитие отноше-

ний СССР с западными странами.

Знать причины обострения отношений СССР и США

Работа с

докумен-

тами

39.

СССР в 1953 -середине 60-х

гг. XX в. (4 час)

Изменения политической сис-

темы в 1953-середине 60-хгг.

Комбини-

рованный

урок

Борьба за власть после смерти И. В. Сталина. Укрепление

законности и правопорядка. Реформаторская деятельность

Хрущева. Начало реабилитации жертв массовых репрес-

сий. XX съезд КПСС, его роль в судьбах страны. Разо-

блачение «культа личности» Сталина. Реорганизация госу-

дарственных органов, партийных и общественных органи-

заций. Принятие новой программы КПСС и «курс на по-

строение коммунизма в СССР».

Основные понятия: ротация, волюнтаризм, реабилитация,

общенародное государство.

Г. М. Маленков, Л. П. Берия

Иметь представление о возможных альтернативах полити-

ческого развития после смерти Сталина.

Уметь анализировать противоречивость политики партии

в данный период.

Уметь давать оценку Хрущеву как политическому деятелю.

Знать основные идеи доклада Хрущева на XX съезде

КПСС.

Работа с

доку-

ментами

40.

Экономическое и социальное

развитие в 1953-середине 60-

х гг.

Комбини-

рованный

урок

Экономический курс Маленкова. Сельскохозяйственная

политика Хрущева: создание совнархозов, освоение целин-

ных и залежных земель. Развитие промышленности.

Знать примеры новаций 1953-64 гг.

Работа с

доку-

ментами

41.

Развитие науки и

Интегри-

Особенности развития отечественной науки. Достижения

науки и образования.

Знать и уметь характеризовать конкретные примеры.

Реферат

образования.

рованный

урок

«Отте-

пель»

Духовная

жизнь.

42.

Внешняя политика.

Комбини-

рованный

урок

Политика мирного сосуществования. Поиск новой страте-

гии. Отношения с Западом. Проблемы разоружения. СССР

и социалистический лагерь. «Третий мир» во внешней по-

литике СССР. Организация Варшавского договора. СЭВ.

Венгерский кризис 1956 г. Карибский кризис 1962 г. Их

международные последствия.

Основные понятия: мирное сосуществование, страны «тре-

тьего мира», движение неприсоединения. Венгерский кри-

зис, Карибский кризис.

Уметь анализировать международное положение СССР в

1950-х гг., возможные альтернативы развития внешней по-

литики.

Знать ошибки и противоречия внешней политики советско-

го руководства, иметь представления о проблемах разору-

жения, об отношениях СССР со странами социа-

листического лагеря и странами «третьего мира».

Знать причины и ход развития Венгерского и Карибского

кризисов, их последствия.

Сообще-

ния

43.

Раздел 7. СССР в середине 60-

х-середине 80-х годов XX в.

(2час.)

Политическое развитие

СССР в середине 60-х –сере-

дине 80-х гг.

Комбини-

рованный

урок

Замедление темпов экономического развития и эффектив-

ности общественного производства. Негативные тенден-

ции в общественной жизни. Отставка Хрущева. Возвыше-

ние Брежнева. Партхозноменклатура в системе советского

общества.

Укрепление роли армии и органов безопасности.

Основные понятия: ресталинизация, номенклатура, дисси-

дентское движение, неосталинизм.

Конституция СССР 1977 г. Политика Брежнева и его лич-

ность.Иметь представление об усилении позиций пар-

тийно-государственной номенклатуры.

Знать особенности смещения Хрущева в октябре 1964 г.,

факты изменения политики, основные положения Консти-

туции СССР 1977 г.

Работа с

доку-

ментами

44.

Внешняя политика.

Интегри-

рованный

урок

Основные направления внешнеполитической деятельно-

сти. «Доктрина» Брежнева. Пражская весна 1968 г. Отно-

шения СССР и Запада. Проблема политического партнер-

ства. Советский Союз и социалистические страны. Во-

енно-экономическое сотрудничество. Чередование разряд-

ки и кон-

Обострение советско-китайских отношений. Совещание по

безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ).

Иметь представления о предпосылках разрядки междуна-

родной напряженности, о достижении военно-стратеги-

ческого паритета между Востоком и Западом, о периодах

нарастания и спада напряженности.

Сообще-

ния

45.

Раздел 8.Перестройка в СССР

(1985-1991) (4 час)

Реформы политической сис-

темы.

Школьная

лекция

Обострение социально-экономической ситуации в конце

80-х - начале 90-х. «Кадровая революция». Реформа 1988 г.

Политические лозунги перестройки. Формирование много-

партийности. Национальная политика и межнациональные

отношения. Августовский политический кризис 1991 г. и

его последствия. Распад СССР.

Ю. В. Андропов. М. С. Горбачев -Президент СССР

Иметь представление о предпосылках и неизбежности ра-

дикальной реформы советской политической системы.

Уметь анализировать альтернативные пути ее осуществле-

ния.

Знать факты национальной политики в данный период.

Знать значение политического кризиса 1991 г., распада

Таблица

«Полити-

ческий

кризис

1991 г.»

46.

Общественная жизнь.

Интегри-

рованный

урок

Демократизация политической жизни. Взаимосвязь про-

цессов демократизации и реформ в экономике. Рост соци-

альной напряженности. Политика «гласности», ее влияние

на изменение атмосферы в обществе. Рост социальной ак-

тивности населения. Возникновение и деятельность обще-

ственных движений. Развитие литературы и искусства в

период «гласности». Основные понятия: «гласность», сво-

бода слова, демократизация, реабилитация

Провал антиалкогольной кампании, жилищной и продо-

вольственной программ

Уметь определять сущность политики «гласности», пока-

зывать противоречивость и непоследовательность дей-

ствий властей на данном направлении.

Уметь анализировать влияние нового политического курса

на развитие отечественной культуры и изменение духовно-

го климата в обществе.

Задания в

учебнике

47.

48.

Родной край во второй поло-

вине ХХв.

Повторение и обобщение по

теме «Россия в 1945-1991гг»

Урок-конфе-

ренция.

Подготавливать проекты.

Материал по теме «СССР в 1945-1991 гг.»

Знать материал по теме «СССР в 1945-1991 гг.»

Конфе-

ренция

«СССР в

1960-90-х

гг.: причи-

ны, меха-

низм, по-

следствия

кризиса

советской

системы»

49.

Раздел 9. Современная Россия

(3час)

Инструктаж по технике без-

опасности.

Российская экономика на пути

к рынку.

Комбини-

рованный

урок

Переход к рыночной экономике. Экономические реформы

1992-93 г. Приватизация. Трудности и противоречия пе-

рехода России к рыночной экономике. Социальная поляри-

зация общества, причины и проявления. Характерные чер-

ты различных социальных групп. Характерные черты

современной российской экономики. Дефолт 1998 г.

Е. Т. Гайдар, В. С. Черномырдин.

Иметь представление о состоянии экономики к концу 1991

г., о содержании различных планов перехода России к рын-

ку, программах Гайдара и экономическом курсе правитель-

ства Черномырдина.

Уметь характеризовать состояние экономики России в 1998

г.

Таблица

«Переход к

рынку»

50.

Политическая жизнь. Духов-

ная жизнь. Национальная по-

литика и межнациональные

отношения.

Школьная

лекция с

элементами

беседы

Политические последствия октябрьских событий 1993 г.

Принятие Конституции РФ. Российская многопартийность.

Российский парламентаризм. Перевыборы Ельцина 1996 г.

Власть и оппозиция 1996-1999: противостояние, поиски

путей конструктивного диалога.

Основные понятия: правовое государство, парламентская

республика, президентская республика, политический кри-

зис, разделение властей.

Выборы в Государственную Думу 1995 г. Чеченский кон-

фликт него влияние на общественно-политическую жизнь

страны

Знать принципиальные отличия новой политической си-

стемы России, действующей согласно Конституции 1993 г.,

от советской модели организации власти. Знать изменения

в национальной политике, анализировать причины. Знать

развитие событий первой чеченской войны, факты склады-

вания многопартийного устройства парламента РФ.

Таблица

«Переход к

рынку»

51.

Геополитическое положение и

внешняя политика России.

Россия на пороге ХХIв.

Интегри-

рованный

урок

Россия и интеграционные процессы в современном мире.

Приоритеты внешней политики РФ на рубеже XX-XXI вв.

Россия и СНГ. Смягчение напряженности между Востоком

и Западом. Россия и НАТО. Россия и Евросоюз. Основные

понятия: «прозрачные границы», многополярная система

Иметь представление о радикальном изменении геополи-

тического положения России после распада СССР, о при-

чинах изменения внешнеполитического курса. Знать об

основных направлениях внешней политики РФ, об отно-

шениях России со странами СНГ и Запада

Таблица

«Переход к

рынку»

52.

Итоговое повторение и обоб-

щение «Россия 1991-2015гг.»

Повтори-

тельно-

обобща-

ющий

урок

Итоги и уроки развития страны в XX в. Материал курса

«История России XX - начало XXI в.»

Знать основные положения материала курса «История Рос-

сии XX - начало XXI в.»

Контроль-

ный тест

Итого: 52 час.

«Новейшая история зарубежных стран: ХХв. - начало XXI в.»-9класс

п\п

Тема урока

Тип

урока

Знания, умения и навыки

Форма

контроля

Дата

Примечание

план

факт

53.

Раздел 1: «Мир в первой поло-

вине XXв.»(10час).

Экономическое и политиче-

ское развитие стран в начале

XX века.

Вводная

лекция

Адекватно понимать информацию. Знать понятия: импери-

ализм, эшелонная модель модернизации, индустриальное

общество.

Характеризовать основные направления социально-эконо-

мического и политического развития.

Извлекать

информа-

цию из

различных

источни-

ков

54.

55.

Тема 1. «Первая мировая вой-

на»(2час).

Первая мировая война.

Итоги первой мировой войны.

Лекция с

элементами

проблемной

беседы.

Дискуссия

Излагать причины, ход, последствия и итоги Первой миро-

вой войны.

Анализировать статьи Версальского мирного договора.

Участвовать в дискуссии «Можно ли было странам Евро-

пы избежать Первой мировой войны?»

Составле-

ние табли-

цы.

Анализ ви-

деофильма

56.

Тема 2. «Мир после первой

мировой войны»( 2час).

Страны Европы и США в 20-е

годы.

Проблемная

беседа

Знать особенности экономического развития стран Европы

и США после I мировой войны.

Выявить новые тенденции в развитии европейских стран и

США, давать им оценку

Составле-

ние плана

57.

Мировой экономический кри-

зис.

Работа с

текстом ис-

точника

Давать определения понятиям: экономический кризис,

кейнсианство, рыночная экономика.

Характеризовать причины и особенности мирового кризи-

са. Предлагать пути выхода из кризиса

Создание

конспекта

58.

59.

Тема 3.»Мир между мировы-

ми войнами»

(5час).

США в 30-е годы.

Великобритания, Франция в

30-е годы.

Лекция с

элементами

проблемной

беседы

Знать особенности экономического развития европейских

государств и США в 30-е годы.

Анализировать политику «Нового курса» Рузвельта и про-

граммы реформистских движений в США и Великобрита-

нии

Составле-

ние тези-

сов

60.

61.

Тоталитарные режимы в 30-е

годы.

Фашизм.

Проблемная

беседа

Комбиниро-

ванный урок

Давать определения понятиям: тоталитаризм, фашизм, ми-

литаризм.

Находить и объяснять сходные черты и различия итальян-

ского, германского и испанского фашизма.

Участвовать в разработке проекта «Фашизм в современном

мире»

Работа с

историче-

скими

справочни-

ками и

словарями

62.

Восток

в первой половине XX века.

Работа с

текстом

Адекватно понимать информацию. Давать определения по-

нятия: экспансия, модернизация, реформы.

Объяснить особенности экономического и политического

развития стран Востока.

Извлекать

информа-

цию из

различных

источни-

ков

63.

Раздел 2. «Вторая мировая

война 1939-1945гг.»(3час).

Новейшая история: вторая по-

ловина XX века.

Лекция с

элементами

проблемной

беседы

Знать причины, ход военных действий и итоги Второй

мировой войны.

Составле-

ние табли-

цы. Ана-

лиз видео-

фильма.

64.

65.

Международные отношения в

30-е годы.

Вторая мировая война и ее

итоги.

Комбиниро-

ванный урок

Комбиниро-

ванный урок

Анализировать основные события на Восточном и Запад-

ном фронтах.

Участвовать в дискуссии «Можно ли было избежать Вто-

рой мировой войны?»

Составле-

ние табли-

цы. Ана-

лиз видео-

фильма

66.

Раздел 3. «Мир во второй по-

ловине ХХв-начале

ХХIв.»(7час).

Тема 1. «Мир после Второй

мировой войны»(1час).

«Холодная война». Военно-

политические блоки.

Практикум

Знать понятия: «холодная война», «гонка вооружений»,

«военно-политические блоки». На основе анализа доку-

ментов, объяснить причины и признаки «холодной войны»

Работа с

историче-

скими до-

кументами

67.

Тема 2.»Страны Запада и Вос-

точной Европы во второй по-

ловине ХХ столетия»(4час).

Становление информаци-

онного общества

Работа с

учебником

Называть основные черты и признаки индустриального и

постиндустриального обществ. Анализировать и выделять

отличия постиндустриального общества от индустриаль-

ного.

Извлекать

информа-

цию на

основе

анализа

рисунков,

схем.

68.

США, Великобритания, Фран-

ция во второй половине XX

века.

Проблемная

беседа

Знать особенности экономического и политического разви-

тия США, Великобритания, Франция после П мировой

войны. Выявлять новые тенденции в развитии европей-

ских государств и США, давать им оценку.

Составле-

ние табли-

цы

69.

70.

Германия: раскол и объедине-

ние.

Преобразования и революции

в странах Восточной Европы.

1945-1999 гг.

Лекция с

элементами

проблемной

беседы

Знать причины раскола и объединения Германии.

Анализировать основные направления экономического и

политического развития современной Германии.

Составле-

ние тези-

сов

71.

72.

Тема 3.»Страны Азии, Афри-

ки и Латинской Америки по-

сле второй мировой войны».

(2 час)

Япония в современном мире.

Индия, Китай в современном

мире.

Глобализация в конце XX

века.

Комбиниро-

ванный

урок.

Комбиниро-

ванный

урок.

Давать определения понятиям: модернизация, реформы,

народная революция.

Объяснить влияние европейского опыта и традиций на по-

литическое и экономическое развитие стран Востока

Защита ре-

фератов.

«История Брянского края-ХIХ-ХХвв.»-9класс.

п/п

Тема урока

Тип

урока

Знания, умения, навыки

Форма

контро-

ля

Дата

Примечание

план

факт

73.

Раздел1. «Брянский край в

первой половине

ХIХв.»(4час).

Административные измене-

ния, уезды и города Брянско-

го края в начале нового сто-

летия.

Комбини-

ванный

урок

Уметь: работать с исторической картой.

Устанавливать связь между развитием экономики, поли-

тики, работать с дополнительной литературой.

Беседа

по вопро-

сам.

74.

Развитие промышленности и

торговли

на

территории

Брянского края в первой по-

ловине XIX века.

Брянская деревня первой по-

ловины XIX века.

Комбини-

рованный

урок

Знать хронологические рамки, основные события и пер-

соналии изучаемого курса, понять значимость изучения

отечественной истории и истории своего региона.

Знать хронологические рамки, основные события и пер-

соналии изучаемого курса.

Состав-

ление

Таблицы.

Заполне-

ние

таблицы.

75.

Брянский край и Отечествен-

Комбини-

Знать хронологические рамки, основные события и пер-

Заполне-

ная война 1812 года.

рованный

урок

соналии изучаемого курса.

ние

таблицы

76.

Брянцы в политической и об-

щественной

жизни

России

первой половины XIX века.

Быт, образование и культура

Брянского края в первой по-

ловине ХIХв.

Урок

культуры.

Знать хронологические рамки, основные события и пер-

соналии изучаемого курса.

Основные понятия: культура.

Знать:

о выдающихся достижениях культуры Брянщины.

Заполне-

ние

таблицы.

Задания

по карте.

77.

78.

Раздел 2. «Брянский край во

второй половине

ХIХв.»(5час).

Реформы

Александра II

на

территории Брянского края.

Отмена крепостного права и

развитие пореформенной де-

ревни.

Изучение

нового ма-

териала.

Комбини-

рованный

урок

Знать особенности социально-экономического развития.

Уметь определять причины и последствия отмены кре-

постного права.

Группо-

вая рабо-

та

79.

Развитие

промышленности,

транспорта и торговли края

во

второй

половине XIX

века.

Урок-

исследова-

ние

Уметь: работать с дополнительной литературой, делать

доклад на заданную тему

Задания

по карте,

работа с

докумен-

тами

80.

Участие

брянцев

в

войнах

России

второй

половины

ХIХв.

Комбини-

рованный

урок

Уметь подготавливать сообщение об участниках войн.

Реферат

81.

Культура

и

быт

населения

края

в

конце XIX - начале

ХХвека.

Урок

культуры.

Основные понятия: культура.

Знать:

о выдающихся достижениях культуры Брянщины.

Работа

по зада-

ниям.

82.

Раздел 3. «Брянский край а

начале ХХв.»(4час)

Административное устрой-

ство и население Брянщины

в начале XX вв.

Изучение

нового ма-

териала

Знать особенности социально-экономического развития.

Работа с

сообще-

ниями

83.

Экономическое

развитие

Брянского

края

в

начале

ХХв.

Изучение

нового ма-

териала

Знать особенности социально-экономического развития.

Состав-

ление та-

блицы

84.

Общественно-политичес

Основные понятия: культура.

кая жизнь на Брянщине в на-

чале XX века.

Комбини-

рованный

урок

Знать:

о выдающихся достижениях древнерусской культуры.

Работа с

истори-

ческой

картой,

докумен-

тами.

85.

Брянский край в годы Пер-

в о й

м и р о в о й

в о й н ы

и

Февральской

революции

1917года.

Комбини-

рованный

урок

Иметь представление о событиях Первой мировой войны,

Февральской революции.

Выполне-

ние зада-

ний – ра-

бота с те-

стами.

86.

Раздел 4.» Октябрьская рево-

люция

1917

года

и

гра-

жданская война на террито-

рии Брянского края»(2 час).

Установление Советской вла-

сти

в

Брянском

крае.

Гра-

жданская война.

Комбини-

рованный

урок

Знать о событиях 1917г. и гражданской войне на террито-

рии Брянщины. Понятие: гражданская война.

Показывать по карте города, охваченные гражданской

войной, знать основных действующих лиц периода.

Работа с

сообще-

ниями.

87.

«Военный

коммунизм»

на

территории Брянского края.

Урок-прак-

тическое

задание.

Уметь работать с дополнительной литературой.

Состав-

ление та-

блицы.

88.

89.

Раздел 5. « Брянский край в

условиях

форсированного

строительства

«го суда р-

ственного социализма» 1920-

1930-е гг.(6час).

Административно-

террито-

риальное устройство и насе-

ление в 1920-е — 1930-е гг.

Брянщина в годы НЭПа.

Комбини-

рованный

урок

Комбини-

рованный

урок

Уметь: работать с исторической картой.

Понятия: НЭП.

Определять причины и последствия НЭПа.

Состав-

ление

схемы.

Сообще-

ния

90.

Индустриализация

края

в

годы первых пятилеток.

Урок-

исследова-

ние

Понятие: индустриализация.

Знать: ход и последствия индустриализации.

Состав-

ление

хроноло-

гической

таблицы

событий.

91.

Коллективизация сельского

хозяйства на территории

Брянщины.

Урок-

исследова-

ние.

Понятие: коллективизация.

Работать с дополнительной литературой, делать доклад

на заданную тему

Состав-

ление

хроноло-

гической

таблицы

событий.

92.

Сталинские репрессии 1930-

х гг. на Брянщине.

Урок-

исследова-

ние.

Работать с дополнительной литературой, делать доклад

на заданную тему

Сообще-

ния

93.

Повседневная жизнь и

культурная жизнь Брянского

края в 1920-е - 1930-е гг.

Комбини-

рованный

урок

Основные понятия: культура.

Знать:

о выдающихся достижениях культуры Брянщины.

Доклады

по задан-

ной теме

94.

95.

96.

97.

Раздел 6. «Брянский край в

годы Великой Отечествен-

ной войны 1941-

1945гг.»(4час)

Оборонительные сражения в

августе- октябре 1941года.

Нацистская оккупация и пар-

тизанское движение на Брян-

щине.

Освобождение Брянщины от

оккупантов в 1943г.

Повторение по теме

«Брянский край в годы Вели-

кой Отечественной войны

1941-1945гг.»

Комбини-

рованный

урок

Комбини-

рованный

урок

Комбини-

рованный

урок

Повторно-

обобщаю-

щий урок

Знать хронологию событий войны на Брянщине.

Уметь показывать основной театр военных действий.

Знать хронологию событий войны на Брянщине.

Уметь показывать основной театр военных действий.

Знать хронологию событий войны на Брянщине.

Уметь показывать основной театр военных действий.

Контроль знаний по теме.

Работа

по карте

Состав-

ление

хроноло-

гической

таблицы

событий

Рефераты

«Герои

Комарич-

ского

района»

Контроль

ный тест

98.

Раздел 7. « Брянский край во

второй половине ХХ столе-

тия»(4час)

Брянщина

в

послевоенные

годы (1944-1959гг.)

Урок-

исследова-

ние.

Уметь делать сообщения.

Сообще-

ния по

теме

99.

Брянский

край

в

1960-е

1970-е годы.

Урок-

исследова-

ние.

Уметь делать сообщения.

Сообще-

ния по

теме

100

101

Брянский край в 1980-1990-е

годы.

Брянский

край

в

1990-20..

годы.

Комбини-

рованный

урок

Уметь анализировать развитие экономики, политики и

культуры.

Состав-

ление та-

блицы

102

Повторение по теме

«Брянский

край

во

второй

Повторно-

обобщаю-

Основные понятия темы.

Состав-

ление та-

половине

ХХ-начале

ХХI

века»

щий урок

блицы

развития

Брянщи-

ны

Всего:

102час.



В раздел образования