Напоминание

"Развитие речи – основной ключ к развитию личности ребенка"


Автор: Цыганкова Людмила Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №39
Населённый пункт: г. Канск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие речи – основной ключ к развитию личности ребенка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие речи – основной ключ к развитию личности

ребенка

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык

и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике

как узел, в котором сходятся различные линии психологического развития:

мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством

человеческого общения, познания действительности, язык служит основным

каналом

приобщения

человека

к

ценностям

духовной

культуры,

а

также

необходимым условием воспитания и обучения.

Дошкольный возраст-это период активного усвоения ребенком разговорного

языка. Овладение словарным составом родного языка является необходимым

условием освоения грамматического строя, развитие связной монологической

речи, воспитание звуковой культуры речи.

Словарная работа имеет большое значение для речевого развития ребенка.

Как известно большую часть времени дети проводят в детском саду, поэтому

наиболее

успешно

речь,

в

том

числе

и

словарь,

будет

развиваться

в

непосредственном общении детей друг с другом и детей со взрослыми. Но

как заинтересовать детей друг в друге, обратить их к своим ровесникам и

взрослым?

Наиболее удачным методом, на мой взгляд, является социо-игровая методика

В.М. Букатова и Е.Е. Шулешко, применение которой способствует развитию

ребенка в игровом общении со сверстниками, реализации потребности детей

в

движении,

а

также

формированию

коммуникативных

навыков

у

дошкольников.

Поэтому

для

своего

выступления

я

взяла

тему:

«Использование

социо-

игрового подхода В.М. Букатова для обогащения словаря дошкольников».

Поставила

перед

собой

цель:

с

помощью

социо-игрового

подхода

способствовать развитию качественного и количественного словаря детей.

Овладения родной речью проходит в три основных этапа:

Первый:

подготовительный

(довербальный)

–он

охватывает

первый

год

жизни.

На

этом

этапе

закладываются

условия,

обеспечивающие

в

дальнейшем собственно речевое развитие.

Второй: переход к активной речи-приходится на 2-ой год жизни ребенка.

Третий:

речь

совершенствуется

как

средство

общения-

она

все

точнее

отражает намерения говорящего, передает содержание и общий контекст

отражаемых событий, варьируя от особенностей собеседника.

Словарная

работа

в

детском

саду-

это

целенаправленная

педагогическая

деятельность, обеспечивающая эффективность усвоения словарного состава

родного языка.

Совершенствование

речевого

общения

невозможно

без

расширения

словарного запаса ребенка.

Мы

знаем,

что

речь

развивается

в

процессе

подражания.

Естественная

речевая среда может быть, как:

а)

благоприятная

(ребенок

слышит

речь

взрослого

постоянно,

взрослый

старается

как

можно

больше

общаться

с

ребенком,

поддерживать

его

в

попытке говорить в раннем возрасте, отвечает на вопросы, сама речь чистая);

б) неблагоприятная (с ребенком не говорят, не реагируют на его речь, а также

если у окружающих ребенка людей плохая дикция, а то и явные дефекты-

картавость, шепелявость и др.).

Если нет специального руководства взрослого, то речь оказывается бедной,

ребенок часто не понимает, что от него хотят, ему тяжело общаться со

взрослыми и сверстниками, не понимает, не понимает значение слов, не

может пересказать сказки.

Специально созданные условия в процессе образовательной деятельности и в

повседневной жизни позволяют обеспечить высокий уровень развития речи,

оптимальный для каждой возрастной ступени.

При правильно организованной среде и руководстве со стороны взрослого,

для детей становится возможен высокий уровень обогащения словаря.

Словарная работа связана со всей воспитательно - образовательной работой с

детьми. Обогащения словарного запаса происходит в процессе ознакомления

с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, в повседневной

жизни, общении.

Используя в своей работе не только опыт психологов, педагогов, лингвистов,

(Л. С. Выготского, С.А Рубенштейна, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, Л.В.

Щерба, К.Д. Ушинского, Е.И. Техеевой, Е.А. Флёриной, Ф.А. Сохина, Л.М.

Ляушиной, О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной, А.Г. Арушановой), но и опыт

таких педагогов социо-игровой технологии Е.Е. Шулешко, А.П. Ершовой,

В.М.

Букатова

мной

были

подобраны

игры

и

упражнения

для

количественного словаря детей.

Данная методика предполагает новые подходы в воспитании и обучении

детей, через взаимосвязь игры и обучения, изменение позиции взрослого,

ориентацию на личностный подход к детям. Если «социо» - эта малая группа,

то

игра-ведущая

деятельность

основное

и

любимое

занятие

детей,

позволяющее ребенку проявить собственную активность, наиболее полно

реализовать себя. Игра основывается на свободном сотрудничестве взрослого

и

детей,

и

самих

детей

друг

с

другом,

она

является

основной

формой

организации детской жизни. Одно из главных условий в игре должно быть

интересно не только ребенку, но и взрослому, в противном случае игровая

деятельность не достигнет цели.

Общение детей в рамках данной технологии организую в три этапа:

- На первом этапе с детьми 3-4 года жизни учу детей правилам общения.

Дети

учатся

договариваться,

а

значит

слушать

и

слышать

партнера,

развивается собственная речь, а это значит обогащается количественный и

качественный словарь детей.

Это способствуют следующие игры: «Волшебная палочка», «Разведчики»,

«Человек к человеку», «Летает не летает», «Эхо», «Деление на пары».

- На втором этапе с детьми 4-5 лет общения является целью, ребенок на

практике осознает, как ему надо организовать свое общения в микрогруппе,

чтобы выполнить учебную задачу.

На этом этапе использую все те же игры что и на первом и добавляю

следующие:

«Составь

слово»,

«Шапка

вопросов»,

«Шумы»,

«Кто?

Куда?

Когда? Зачем?», «Поправде и понарошку», «Слова на одну букву», «Японская

машина», «Считалки».

-

На

третьем

этапе

со

старшими

детьми

общения-

это

педагогическое

средство,

т.е.

через

общения

я

обучаю

дошкольников.

Словарь

детей

становиться

обширным

они

могут

составить

сложноподчинённые

предложения,

свободно

пользуются

антонимами

и

синонимами,

но

и

наречиями.

Речь

обогащается

не

только

прилагательными

с

более

конкретными обозначениями, но и наречиями.

В своей работе я использую все игры социо-игровой технологии, которые

использовала

на

первом

и

втором

этапе,

но

и

еще

«Заданные

слова»,

«Собрать диалог», «Буквы-загадки», «Детские стихи по ролям», «Слово из

предложения», «Живой алфавит».

Для достижения положительных результатов в развитии ребенка невозможно

ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители-

самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса.

Поэтому моя работа с родителями по обогащению словаря дошкольников

строиться в форме:

-Индивидуальных бесед, в ходе которых объясняю родителям необходимость

работы по обогащению словаря;

-Консультаций для родителей;

-Размещении информации в родительском уголке;

-Родительских собраний, на которых знакомлю родителей с социо-игровой

технологией, показываю и разучиваю с ними наиболее любимые детские

игры.

Итак, речь-уникальное средство, универсальное и не заменимое, развивается

как

средство

многих

видов

человеческой

деятельности.

Развивается

как

средство многих видов человеческой деятельности. Речь является средством

общения, выражения и формирования мыслей, и таким образом, служит

активным

могучим

средством

всестороннего

развития

личности

ребенка.

(Н.Ф. Сорокина)



В раздел образования