Автор: Нилова Евгения Наильевна
Должность: главный бухгалтер
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 97" г.о. Самара
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: Духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством краеведения и музейной педагогики
Тема: Духовно-нравственное развитие детей
Раздел: дошкольное образование
Духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста
посредством краеведения и музейной педагогики
Разинкова О.В.
Ефимова Н.С.
Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к
системе
образования.
Важнейшей
задачей
образовательного
процесса
становится
успешная
социализация
личности,
что
также
определено
федеральным
государственным
образовательным
стандартом
дошкольного
образования. Программа стабилизации и развития образования в России
выдвигает
задачу
становления
духовно-нравственных
ценностей
у
подрастающего поколения как одну из приоритетных задач образовательной
системы на всех ее уровнях.
Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку
связано
с
восстановлением
традиций,
уклада
жизни,
исторической
преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием
национальной
культуры
и
воспитанием
бережного
отношения
к
историческому наследию российского народа. Именно этого так не достаёт в
настоящее время в нашем современном обществе.
«Родной край, его история, - писал академик Д.С.Лихачёв,- основа, на
которой
только
и
может
осуществляться
рост
духовной
культуры
всего
общества»[1]. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные
национальные
задачи,
когда
у
него
есть
общая
система
нравственных
ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку,
к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти
своих предков, каждой страницы нашей отечественной истории.
Воспитание любви к природе, к семье, к родному краю начинается с
дошкольного возраста. Еще в прошлом веке выдающийся деятель в области
дошкольного образования А.С.Симонович – организатор первого детского
сада в России, придавала большое значение именно краеведению. В своей
книге она писала: «Собственно краеведение начинается в детском садике. Это
ряд систематических бесед, наблюдений, прогулок, предварительно хорошо
обдуманных
воспитателем,
которые
приводят
к
сознательному
ознакомлению
с
родиной
и
готовят
ребенка
к
дальнейшему
пониманию
живой и неживой природы, а также географии, экологии и др. Краеведение не
следует понимать так, будто оно просто знакомит ребенка с окружающей
средой. Краеведение выбирает только те предметы из жизни людей, которые
могут дать ребенку определенные моральные и умственные силы». [2]
Приобщение детей к культурно-историческому наследию своей страны
является
средством
формирования
у
них
патриотических
чувств
и
воспитания
духовности.
Оптимальным
решением
построения
целостного
образовательного
пространства
выступает
музейная
педагогика
и
краеведение, которые могут стать помощниками в решении многих проблем
воспитания культурной личности ребенка, помогут заложить нравственные
основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям,
научят их правилам общения и умению жить среди людей. С их помощью
можно
провести
многовековую
связь
между
прошлым
и
настоящим,
и
«погрузить» ребенка в историческое прошлое родного края.
Основной целью работы педагогов в дошкольном учреждении является
создание
условий
для
формирования
духовно-нравственных
качеств
у
дошкольников
через
организацию
краеведческой
работы
в
процессе
взаимодействия с социокультурными учреждениями.
Наше
дошкольное
образовательное
учреждение
включено
в
муниципальную
образовательную
сеть,
которая
позволяет
расширить
образовательное
пространство,
разнообразить
формы
работы
с
детьми
посредством
включения
в
совместную
деятельность
образовательных
и
культурных учреждений.
Для формирования нравственных качеств необходима благоприятная
предметно-развивающая
среда,
насыщенная
материалом
краеведческого
содержания,
использование
проектно-исследовательского
и
экспериментального
методов.
Так
как
в
группе
невозможно
создать
все
необходимые
условия
ввиду
специфичности
краеведческой
работы,
возникает
необходимость
восполнить
это
через
сотрудничество
с
краеведческим
музеем.
Взаимодействие
с
семьей
позволяет
педагогам
проводить
данную
деятельность
через
совместные
мероприятия,
направленные на формирование полноценно развитой личности и присущих
ей качеств: любовь, эмпатия, добро, взаимопомощь, трудолюбие, вежливость,
предупредительность, скромность, общительность.
Одной из форм краеведческой работы является экскурсия. Совместно с
музейными
работниками
и
родителями
проводятся
экскурсии,
во
время
которых дети знакомятся с экспозициями музея, узнают о роли музея в
сохранении
культурных
и
исторических
ценностей.
Ягутина
Марина
Леонидовна, экскурсовод краеведческого музея, знакомит детей с правилами
поведения в залах музея, рассказывает о профессиях сотрудников музея. Дети
с
увлечением
знакомятся
с
экспозициями
«Художественные промыслы и
ремесла», «Старооскольская игрушка», «Животный мир наших лесов». Такие
встречи вдохновляют детей на создание творческих мини-проектов.
В
связи
с
отдаленностью
расположения,
между
дошкольным
образовательным
учреждением
и
городским
краеведческим
музеем
определена такая форма работы как заочные экскурсии.
Экскурсии,
посвященные
природе
Приосколья,
знакомят
детей
с
разнообразием природного мира, красотой и богатством нашего края. Знания,
полученные во время экскурсий, дети отображают в творческих работах и
проектах: «Рябиновые кисти», «Свой дом на своей земле», «Золотая осень
Старого Оскола»; акциях «Накормим птиц зимой», «Сломанная веточка».
Экскурсия «Крепость – Старый Оскол» вдохновила педагогов на
проведение в детском саду выставки по краеведению. В рамках организации
выставки,
была
проведена
большая
совместная
работа
воспитателей,
родителей и детей. Дети просмотрели фотографии из истории возникновения
нашего города, познакомились с его традициями, памятниками, храмами.
Узнали
о
старооскольских
мастерах,
знаменитых
людях.
Просмотрели
короткометражные фильмы «Игрушки военных лет», «Народные костюмы
Белгородской области». Вместе с детьми выставку посетили и родители.
Многие из них признались, что никогда не были в городском краеведческом
музее, и возникло большое желание его посетить.
Во время проведения экскурсий на тему «Старый Оскол в годы Великой
Отечественной войны» сотрудники музея предоставляют материалы времён
Великой Отечественной войны. Дети с огромным интересом рассматривают
музейные
экспонаты.
Эти
мероприятия
оставляют
в
душах
детей
неизгладимый след. И в праздник Победы ребята со своими родителями
поздравляют ветеранов, посещают памятные места времён ВОВ, смотрят
праздничный салют. После памятных дат дети выражают свои чувства в
художественно-эстетической и продуктивной деятельности.
Прекрасные
возможности
в
духовно-нравственном
воспитании
представляются
через
знакомство
старших
дошкольников
с
традициями,
обычаями, фольклором, бытом и прикладным искусством русского народа.
Экскурсия «Художественные промыслы и ремесла» проводится совместно с
сотрудниками Старооскольского дома ремесел.
Мастер декоративно-прикладного искусства Абрамова Е. В. знакомит
детей с историей появления «Старооскольской игрушки», проводит мастер-
класс по изготовлению глиняной игрушки-свистульки.
Свою коллекцию
глиняных игрушек Елена Васильевна подарила детскому саду в мини-музей
«Старооскольская игрушка».
Как изготовлялись игрушки из ткани и бумаги, дети узнают от мастера
декоративно-прикладного искусства Ребровой В. А.. Ребята с удовольствием
слушают про первую игрушку в жизни берегину «Дрему», которую делали
из подручных материалов еще до рождения ребенка.
Накапливая творческий опыт, дети в развивающем пространстве группы
самостоятельно
создают
игровые
проекты
с
народными
игрушками,
игрушками – говорушками «На ярмарке», «В музее», «Магазин сувениров и
подарков», придумывают сказки «В царстве глиняных игрушек», озвучивают
их
в
кукольном
театре
младшим
дошкольникам,
моделируют
народные
костюмы в своих творческих работах.
Сотрудничество
со
школьным
музеем
МБОУ
«Гимназия
№18»
помогает более полно знакомить детей с бытом жителей Белгородчины.
Экскурсии
в
школьный
краеведческий
музей
позволяет
более
подробно
рассказать детям о быте жителей нашего края, рассмотреть предметы быта,
узнать об их назначении. В зале школьного музея дети могут соприкоснуться
с
древностью,
своими
руками
потрогать
экспонаты.
Сама
атмосфера
музейного
пространства
способствует
формированию
образного
и
эстетического
восприятия,
стимулирует
воображение,
закрепляет
эмоциональную отзывчивость, нравственность.
В
ходе
проведения
экскурсий
дети
получают
знания
об
истории
и
традициях родного края, его жителей и у них появляется интерес к истории
своего
рода.
Совместно
с
родителями
осуществляются
проекты
«Моя
родословная»,
«Герб
нашей
семьи»,
«Родное
Приосколье»,
«Бабушкины
посиделки», «Дом, в котором мы живем. Семейные традиции».
Музейная
педагогика
способствует
активному
приобщению
детей
к
культурному
богатству
родного
края,
формированию
эмоционально
окрашенного чувства причастности дошкольников к наследию прошлого и,
как следствие, развитию его духовности, нравственно
– патриотического
воспитания.
Библиографический список:
1.Истоковедение. Том11. – М.: Издательский дом «Истоки», 2009. – 320с.
2.История
педагогики.
[Электронный
ресурс].
–
Режим
доступа:
gala-d
3. Наследие [Текст]. И быль и сказка: пособие по нравственному воспитанию
детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе традиций
отечественной культуры./ Е.В.Соловьёва, Л.И. Царапенко – М.: Обруч.- 2011,
- 144с.