Напоминание

Духовно-нравственное развитие детей


Автор: Нилова Евгения Наильевна
Должность: главный бухгалтер
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 97" г.о. Самара
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: Духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством краеведения и музейной педагогики
Тема: Духовно-нравственное развитие детей
Раздел: дошкольное образование





Назад




Духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста

посредством краеведения и музейной педагогики

Разинкова О.В.

Ефимова Н.С.

Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к

системе

образования.

Важнейшей

задачей

образовательного

процесса

становится

успешная

социализация

личности,

что

также

определено

федеральным

государственным

образовательным

стандартом

дошкольного

образования. Программа стабилизации и развития образования в России

выдвигает

задачу

становления

духовно-нравственных

ценностей

у

подрастающего поколения как одну из приоритетных задач образовательной

системы на всех ее уровнях.

Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку

связано

с

восстановлением

традиций,

уклада

жизни,

исторической

преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием

национальной

культуры

и

воспитанием

бережного

отношения

к

историческому наследию российского народа. Именно этого так не достаёт в

настоящее время в нашем современном обществе.

«Родной край, его история, - писал академик Д.С.Лихачёв,- основа, на

которой

только

и

может

осуществляться

рост

духовной

культуры

всего

общества»[1]. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные

национальные

задачи,

когда

у

него

есть

общая

система

нравственных

ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку,

к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти

своих предков, каждой страницы нашей отечественной истории.

Воспитание любви к природе, к семье, к родному краю начинается с

дошкольного возраста. Еще в прошлом веке выдающийся деятель в области

дошкольного образования А.С.Симонович – организатор первого детского

сада в России, придавала большое значение именно краеведению. В своей

книге она писала: «Собственно краеведение начинается в детском садике. Это

ряд систематических бесед, наблюдений, прогулок, предварительно хорошо

обдуманных

воспитателем,

которые

приводят

к

сознательному

ознакомлению

с

родиной

и

готовят

ребенка

к

дальнейшему

пониманию

живой и неживой природы, а также географии, экологии и др. Краеведение не

следует понимать так, будто оно просто знакомит ребенка с окружающей

средой. Краеведение выбирает только те предметы из жизни людей, которые

могут дать ребенку определенные моральные и умственные силы». [2]

Приобщение детей к культурно-историческому наследию своей страны

является

средством

формирования

у

них

патриотических

чувств

и

воспитания

духовности.

Оптимальным

решением

построения

целостного

образовательного

пространства

выступает

музейная

педагогика

и

краеведение, которые могут стать помощниками в решении многих проблем

воспитания культурной личности ребенка, помогут заложить нравственные

основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям,

научят их правилам общения и умению жить среди людей. С их помощью

можно

провести

многовековую

связь

между

прошлым

и

настоящим,

и

«погрузить» ребенка в историческое прошлое родного края.

Основной целью работы педагогов в дошкольном учреждении является

создание

условий

для

формирования

духовно-нравственных

качеств

у

дошкольников

через

организацию

краеведческой

работы

в

процессе

взаимодействия с социокультурными учреждениями.

Наше

дошкольное

образовательное

учреждение

включено

в

муниципальную

образовательную

сеть,

которая

позволяет

расширить

образовательное

пространство,

разнообразить

формы

работы

с

детьми

посредством

включения

в

совместную

деятельность

образовательных

и

культурных учреждений.

Для формирования нравственных качеств необходима благоприятная

предметно-развивающая

среда,

насыщенная

материалом

краеведческого

содержания,

использование

проектно-исследовательского

и

экспериментального

методов.

Так

как

в

группе

невозможно

создать

все

необходимые

условия

ввиду

специфичности

краеведческой

работы,

возникает

необходимость

восполнить

это

через

сотрудничество

с

краеведческим

музеем.

Взаимодействие

с

семьей

позволяет

педагогам

проводить

данную

деятельность

через

совместные

мероприятия,

направленные на формирование полноценно развитой личности и присущих

ей качеств: любовь, эмпатия, добро, взаимопомощь, трудолюбие, вежливость,

предупредительность, скромность, общительность.

Одной из форм краеведческой работы является экскурсия. Совместно с

музейными

работниками

и

родителями

проводятся

экскурсии,

во

время

которых дети знакомятся с экспозициями музея, узнают о роли музея в

сохранении

культурных

и

исторических

ценностей.

Ягутина

Марина

Леонидовна, экскурсовод краеведческого музея, знакомит детей с правилами

поведения в залах музея, рассказывает о профессиях сотрудников музея. Дети

с

увлечением

знакомятся

с

экспозициями

«Художественные промыслы и

ремесла», «Старооскольская игрушка», «Животный мир наших лесов». Такие

встречи вдохновляют детей на создание творческих мини-проектов.

В

связи

с

отдаленностью

расположения,

между

дошкольным

образовательным

учреждением

и

городским

краеведческим

музеем

определена такая форма работы как заочные экскурсии.

Экскурсии,

посвященные

природе

Приосколья,

знакомят

детей

с

разнообразием природного мира, красотой и богатством нашего края. Знания,

полученные во время экскурсий, дети отображают в творческих работах и

проектах: «Рябиновые кисти», «Свой дом на своей земле», «Золотая осень

Старого Оскола»; акциях «Накормим птиц зимой», «Сломанная веточка».

Экскурсия «Крепость – Старый Оскол» вдохновила педагогов на

проведение в детском саду выставки по краеведению. В рамках организации

выставки,

была

проведена

большая

совместная

работа

воспитателей,

родителей и детей. Дети просмотрели фотографии из истории возникновения

нашего города, познакомились с его традициями, памятниками, храмами.

Узнали

о

старооскольских

мастерах,

знаменитых

людях.

Просмотрели

короткометражные фильмы «Игрушки военных лет», «Народные костюмы

Белгородской области». Вместе с детьми выставку посетили и родители.

Многие из них признались, что никогда не были в городском краеведческом

музее, и возникло большое желание его посетить.

Во время проведения экскурсий на тему «Старый Оскол в годы Великой

Отечественной войны» сотрудники музея предоставляют материалы времён

Великой Отечественной войны. Дети с огромным интересом рассматривают

музейные

экспонаты.

Эти

мероприятия

оставляют

в

душах

детей

неизгладимый след. И в праздник Победы ребята со своими родителями

поздравляют ветеранов, посещают памятные места времён ВОВ, смотрят

праздничный салют. После памятных дат дети выражают свои чувства в

художественно-эстетической и продуктивной деятельности.

Прекрасные

возможности

в

духовно-нравственном

воспитании

представляются

через

знакомство

старших

дошкольников

с

традициями,

обычаями, фольклором, бытом и прикладным искусством русского народа.

Экскурсия «Художественные промыслы и ремесла» проводится совместно с

сотрудниками Старооскольского дома ремесел.

Мастер декоративно-прикладного искусства Абрамова Е. В. знакомит

детей с историей появления «Старооскольской игрушки», проводит мастер-

класс по изготовлению глиняной игрушки-свистульки.

Свою коллекцию

глиняных игрушек Елена Васильевна подарила детскому саду в мини-музей

«Старооскольская игрушка».

Как изготовлялись игрушки из ткани и бумаги, дети узнают от мастера

декоративно-прикладного искусства Ребровой В. А.. Ребята с удовольствием

слушают про первую игрушку в жизни берегину «Дрему», которую делали

из подручных материалов еще до рождения ребенка.

Накапливая творческий опыт, дети в развивающем пространстве группы

самостоятельно

создают

игровые

проекты

с

народными

игрушками,

игрушками – говорушками «На ярмарке», «В музее», «Магазин сувениров и

подарков», придумывают сказки «В царстве глиняных игрушек», озвучивают

их

в

кукольном

театре

младшим

дошкольникам,

моделируют

народные

костюмы в своих творческих работах.

Сотрудничество

со

школьным

музеем

МБОУ

«Гимназия

№18»

помогает более полно знакомить детей с бытом жителей Белгородчины.

Экскурсии

в

школьный

краеведческий

музей

позволяет

более

подробно

рассказать детям о быте жителей нашего края, рассмотреть предметы быта,

узнать об их назначении. В зале школьного музея дети могут соприкоснуться

с

древностью,

своими

руками

потрогать

экспонаты.

Сама

атмосфера

музейного

пространства

способствует

формированию

образного

и

эстетического

восприятия,

стимулирует

воображение,

закрепляет

эмоциональную отзывчивость, нравственность.

В

ходе

проведения

экскурсий

дети

получают

знания

об

истории

и

традициях родного края, его жителей и у них появляется интерес к истории

своего

рода.

Совместно

с

родителями

осуществляются

проекты

«Моя

родословная»,

«Герб

нашей

семьи»,

«Родное

Приосколье»,

«Бабушкины

посиделки», «Дом, в котором мы живем. Семейные традиции».

Музейная

педагогика

способствует

активному

приобщению

детей

к

культурному

богатству

родного

края,

формированию

эмоционально

окрашенного чувства причастности дошкольников к наследию прошлого и,

как следствие, развитию его духовности, нравственно

– патриотического

воспитания.

Библиографический список:

1.Истоковедение. Том11. – М.: Издательский дом «Истоки», 2009. – 320с.

2.История

педагогики.

[Электронный

ресурс].

Режим

доступа:

gala-d

3. Наследие [Текст]. И быль и сказка: пособие по нравственному воспитанию

детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе традиций

отечественной культуры./ Е.В.Соловьёва, Л.И. Царапенко – М.: Обруч.- 2011,

- 144с.



В раздел образования