Напоминание

"Военная миниатюра и её значение в преподавании истории в современной школе"


Автор: Зимич Олег Вячеславович
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ СОШ №31
Населённый пункт: Сургут
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Военная миниатюра и её значение в преподавании истории в современной школе"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Военная миниатюра и её значение в преподавании истории

в современной школе (из опыта работы).

«Как

пробудить

у

современных

школьников

интерес

к

истории?»

Пожалуй,

этот

вопрос

беспокоит

каждого

учителя

и

является

одним

из

актуальных в современной школьной практике преподавания истории.

Как известно, первостепенную роль в изучении исторических событий

играет

письменный

источник,

иначе

говоря,

текст.

Однако,

современные

школьники не просто меньше читают, чем их сверстники 20-30 лет назад, они

меньше

интересуются

тем,

что

происходило

когда-то.

Их

больше

волнует

настоящее,

чем

прошлое,

которое

представляется

как

«седая

древность»,

«глубокая старина».

Тем не менее в арсенале современной педагогической науки достаточно

много

средств,

помогающих

учителю

истории

справиться

с

существующей

проблемой, формировать и поддерживать интерес к своему предмету. Благодаря

развитию информационно-коммуникационных технологий всё чаще мотивация

в

изучении

истории

о суще ствляется

благодаря,

видеоф ильмам ,

мультипликации, компьютерной анимации. Реже преподавателями используется

«осязаемая» наглядность – модель или миниатюра. Хотя она представляет не

меньшую,

а,

возможно,

гораздо

большую

ценность

для

развития

познавательного интереса к истории, чем кино- и видеофильмы. Поскольку

позволяет «прикоснуться» к прошлому, сделать его более близким.

Особенно ярко это проявляется при изучении Великой Отечественной

войны. Ещё в детстве мы спорили: у кого лучше танки, пехота, авиация и

другие средства ведения войны. Но определённая ограниченность советской

игрушечной индустрии не позволяла выявить победителя. В наше время, когда

рынок

буквально

наводнён

сборными

масштабными

моделями

различных

отечественных и иностранных производителей наш детский вопрос мог бы

быть с лёгкостью решён.

Обычный комбинированный урок в 9-м классе о причинах и трагическом

начале войны становится оживлённым, когда на столах у ребят появляются

модели советских и немецких танков, автомашин, самолётов и другой боевой

техники. Начинают сыпаться вопросы: «А из чего?», «А как собирать, красить?»

Вопросы

задают

и

мальчики,

и

девочки.

Ещё

больше

эмоций

вызывает

появление

возле

моделей

техники

человеческих

фигур

фигурок

солдат

советской и немецкой пехоты. Становится понятной масштабность войны и

сила человеческого духа – когда человек с помощью гранаты, чаще всего ценой

своей жизни, мог остановить 60-тонное бронированное чудовище, ползущее

погубить то, что любишь и ценишь больше всего – твою Родину.

Подготовленным материалом о героизме наших солдат ещё больше

сгущаю краски войны. В целом урок – эмоций, восхищений, и множество

вопросов,

свидетельствующих

об

возникающем

интересе

и

отсутствии

равнодушии к героическому прошлому нашей Родины.

Конечно, подобный приём не применишь на каждом уроке, и о роли

наглядности написано уже не мало научных трудов. Но интерес к прошлому

своей

Родины,

вызванный

военной

миниатюрой,

сохраняется

в

учениках

надолго.

Проявившим

особую

заинтересованность

исторической

миниатюре,

я

объясняю, что «собрать и покрасить» - это лишь верхушка айсберга. Огромное

количество

производителей

выпускают

модели,

с

некоторыми

нюансами,

неточностями. И тут на выручку приходит научная

литература различных

издательств «Харвест», «Аст», «Яуза» и теперь у ребят начинается настоящая

научно-исследовательская работа по изучению истории создания, эволюции и

результатах

применения

различных

типов

вооружения.

И

та

первая

заинтересованность перерастает в настоящий интерес, с подвигающий человека

бывшего

«не читающим, не говорящим, замкнутым» изучать всё больше и

больше.

Применять

военную

миниатюру

можно

в

процессе

изучения

любых

исторических периодов. Пятиклассникам будут интересны

боевые корабли

греков и катапульты римлян, ребятам постарше – тевтонские рыцари и русские

дружинники. В тематике каждой параллели можно найти момент, когда военная

миниатюра может быть применена как наглядность. Пожалуй, лучший момент

применения – это объяснение нового материала. Когда демонстрируя модели

немецкой техники и сравнивая её с советской слышишь вопрос «А как же мы

победили?».

Вот

высшее

наслаждение

и

получение

удовольствия

от

своей

работы.

Ещё

больший

учебный

потенциал

по

формированию

и

развитию

познавательного

интереса

обучающихся

к

своему

прошлому

вызывает

совмещение

военной

миниатюры

и

компьютерных

видеоигр,

посвященных

великой

отечественной

войне.

Это

новое,

огромное

неисследованное

пространство для созидания интереса к изучению истории.

Литература.

1.

А.Е.Ломзин.

Военно-историческая

миниатюра.

Технология

изготовления.

М ., 1992

2. Орлов О. Кораблики и солдатики Детская литература 1989

3.Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории.

М.: Владос, 2003.

Рис. 1 модель танка Т-34



В раздел образования