Автор: Зимич Олег Вячеславович
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ СОШ №31
Населённый пункт: Сургут
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Военная миниатюра и её значение в преподавании истории в современной школе"
Раздел: дополнительное образование
Военная миниатюра и её значение в преподавании истории
в современной школе (из опыта работы).
«Как
пробудить
у
современных
школьников
интерес
к
истории?»
Пожалуй,
этот
вопрос
беспокоит
каждого
учителя
и
является
одним
из
актуальных в современной школьной практике преподавания истории.
Как известно, первостепенную роль в изучении исторических событий
играет
письменный
источник,
иначе
говоря,
текст.
Однако,
современные
школьники не просто меньше читают, чем их сверстники 20-30 лет назад, они
меньше
интересуются
тем,
что
происходило
когда-то.
Их
больше
волнует
настоящее,
чем
прошлое,
которое
представляется
как
«седая
древность»,
«глубокая старина».
Тем не менее в арсенале современной педагогической науки достаточно
много
средств,
помогающих
учителю
истории
справиться
с
существующей
проблемой, формировать и поддерживать интерес к своему предмету. Благодаря
развитию информационно-коммуникационных технологий всё чаще мотивация
в
изучении
истории
о суще ствляется
благодаря,
видеоф ильмам ,
мультипликации, компьютерной анимации. Реже преподавателями используется
«осязаемая» наглядность – модель или миниатюра. Хотя она представляет не
меньшую,
а,
возможно,
гораздо
большую
ценность
для
развития
познавательного интереса к истории, чем кино- и видеофильмы. Поскольку
позволяет «прикоснуться» к прошлому, сделать его более близким.
Особенно ярко это проявляется при изучении Великой Отечественной
войны. Ещё в детстве мы спорили: у кого лучше танки, пехота, авиация и
другие средства ведения войны. Но определённая ограниченность советской
игрушечной индустрии не позволяла выявить победителя. В наше время, когда
рынок
буквально
наводнён
сборными
масштабными
моделями
различных
отечественных и иностранных производителей наш детский вопрос мог бы
быть с лёгкостью решён.
Обычный комбинированный урок в 9-м классе о причинах и трагическом
начале войны становится оживлённым, когда на столах у ребят появляются
модели советских и немецких танков, автомашин, самолётов и другой боевой
техники. Начинают сыпаться вопросы: «А из чего?», «А как собирать, красить?»
Вопросы
задают
и
мальчики,
и
девочки.
Ещё
больше
эмоций
вызывает
появление
возле
моделей
техники
человеческих
фигур
–
фигурок
солдат
советской и немецкой пехоты. Становится понятной масштабность войны и
сила человеческого духа – когда человек с помощью гранаты, чаще всего ценой
своей жизни, мог остановить 60-тонное бронированное чудовище, ползущее
погубить то, что любишь и ценишь больше всего – твою Родину.
Подготовленным материалом о героизме наших солдат ещё больше
сгущаю краски войны. В целом урок – эмоций, восхищений, и множество
вопросов,
свидетельствующих
об
возникающем
интересе
и
отсутствии
равнодушии к героическому прошлому нашей Родины.
Конечно, подобный приём не применишь на каждом уроке, и о роли
наглядности написано уже не мало научных трудов. Но интерес к прошлому
своей
Родины,
вызванный
военной
миниатюрой,
сохраняется
в
учениках
надолго.
Проявившим
особую
заинтересованность
исторической
миниатюре,
я
объясняю, что «собрать и покрасить» - это лишь верхушка айсберга. Огромное
количество
производителей
выпускают
модели,
с
некоторыми
нюансами,
неточностями. И тут на выручку приходит научная
литература различных
издательств «Харвест», «Аст», «Яуза» и теперь у ребят начинается настоящая
научно-исследовательская работа по изучению истории создания, эволюции и
результатах
применения
различных
типов
вооружения.
И
та
первая
заинтересованность перерастает в настоящий интерес, с подвигающий человека
бывшего
«не читающим, не говорящим, замкнутым» изучать всё больше и
больше.
Применять
военную
миниатюру
можно
в
процессе
изучения
любых
исторических периодов. Пятиклассникам будут интересны
боевые корабли
греков и катапульты римлян, ребятам постарше – тевтонские рыцари и русские
дружинники. В тематике каждой параллели можно найти момент, когда военная
миниатюра может быть применена как наглядность. Пожалуй, лучший момент
применения – это объяснение нового материала. Когда демонстрируя модели
немецкой техники и сравнивая её с советской слышишь вопрос «А как же мы
победили?».
Вот
высшее
наслаждение
и
получение
удовольствия
от
своей
работы.
Ещё
больший
учебный
потенциал
по
формированию
и
развитию
познавательного
интереса
обучающихся
к
своему
прошлому
вызывает
совмещение
военной
миниатюры
и
компьютерных
видеоигр,
посвященных
великой
отечественной
войне.
Это
новое,
огромное
неисследованное
пространство для созидания интереса к изучению истории.
Литература.
1.
А.Е.Ломзин.
Военно-историческая
миниатюра.
Технология
изготовления.
М ., 1992
2. Орлов О. Кораблики и солдатики Детская литература 1989
3.Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории.
М.: Владос, 2003.
Рис. 1 модель танка Т-34