Конспект подгрупповой непосредственно образовательной деятельности
по освоению образовательной
области «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Подготовила и провела воспитатель первой квалификационной категории
Димитриева С.Н.
Начало зимы
Задачи:
I. Образовательные:
1)Учить детей различать и называть времена года и зимние месяцы.
2)Развивать умение дифференцировать звуки В и Ф.
3) Учить устанавливать причинно-следственные связи (изменения в живой
и неживой природе и изменения внешних условий );
4)Закреплять правильное применение звуков В и Ф;
II. Коррекционно-развивающие:
1)
развивать
артикуляционный
аппарат;
совершенствовать
навыки
фонематического восприятия,
2)
развивать
фонематический
слух;
развивать
навыки
звукобуквенного
анализа и синтеза; закрепить навык самоконтроля правильной речи в
самостоятельной речи; развивать
3)
умение соотносить звуки [в] - [ф] с буквами В и Ф.
4)
развивать связную речь;
III. Воспитательные:
Воспитывать интерес к занятиям, умение слушать друг друга, умение
работать самостоятельно.
Оборудование: Сюжетные картинки «Осень», «Лето», «Зима», «Весна»;
картинки-опоры (солнце; символы дня и ночи (короткая желтая и длинная
черная полоска); желтый лист дерева; жук; пруд; птицы, летящие клином;
зонт), 4 картинки (поля и рощи в разное время года), изображения букв В и
Ф.
Ход занятия
Организационный момент
На доске сюжетные картинки «Осень», «Лето», «Зима», «Весна».
Учитель-логопед:
- Рассмотрите
картинки
и
назовите
время
года ,
и
изображенное на них.
Основная часть.
Беседа
Учитель-логопед:
- Назовите самое холодное время года. (Зима.) (Педагог
убираеткартинку.)
- Про какое время мы говорим «природа просыпается»? (Весна.) (Убирает
картинку.)
—
Какие
времена
года
изображены
на
оставшихся
картинках? (Лето,
осень)-
- Почему вы решили, что на этой картинке изображено лето? (Дети легко
одеты, купаются, загорают, листья на деревьях и трава зеленого цвета.)
— Почему вы решили, что на этой картинке изображена Осень? (Дети
одеты
в
кофты,
курточки,
листья
на
деревьях
начинают
желтеть
и
опадать, трава желтеет и увядает.)
— Мы назвали признаки лета и осени. Что одинаковое в этих картинках?
(На обеих картинках есть солнце, небо, река, дети, дерево, трава.)
— Но вы определили, что на этих картинках изображены разные времена
года.
Работа с демонстрационным материалом
Учитель-логопед:
- Почему
произошло
похолодание? (Солнце
греет
меньше.) (Педагог выставляет опорную картинку «Солнце».)
— Солнце
греет
меньше,
значит,
стало
меньше
света
и
тепла.
Стало
меньше света, значит, день стал короче или длиннее? (Короче.) (Выставляется
символ дня — короткая желтая полоска.)
— Как
изменилась
длина
ночи? (Она
стала
длиннее.) (Выставляется
символ ночи — длинная черная полоска.)
— К чему приводит нехватка света и тепла? (Листья и трава меняют
цвет.) (Выставляется картинка с желтым листом дерева.)
— Какого цвета могут быть осенью листья деревьев и трава? (Желтого,
красного, коричневого; разных цветов, разноцветные.)
— Какие же еще изменения произошли в природе из-за похолодания?
(Насекомые
прячутся
в
землю;
замерзают
водоемы;
птицы
улетают
в
теплые
края.) (Выставляются
картинки
—
жук,
пруд,
птицы,
летящие
клином.)
— Осенью небо становится серого цвета. Почему? (Часто идут холодные
затяжные дожди.) (Выставляется картинка — зонт.)
— Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)
Учитель-логопед: - В сентябре начали желтеть и опадать листья. Осень
только началась: еще много зеленых листьев на деревьях, мало желтых; еще
не очень холодно. Говорят, это — начало осени, или, по-другому, ранняя
осень.
Заучивание словосочетания «ранняя осень».
Физкультминутка
Учитель-логопед: - Закройте глаза, послушайте внимательно и скажите,
что услышали: шуршание бумаги, шуршание сухих листьев, стук капель
дождя.
Координация
речи
с
движением,
работа
над
темпом
и
ритмом
речи.
Учитель-логопед читает стихотворение, дети выполняют соответствующие
движения.
Капля раз, (Прыжок на носочках, руки на поясе.)
Капля два. (Прыжок.)
Очень медленно сперва. (4 прыжка.)
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом. (8 прыжков.)
Мы зонты свои раскрыли, (Руки разводят в стороны.)
От дождя себя укрыли. (Руки полукругом над головой.)
Учитель-логопед
читает
детям
стихотворение
А.
Плещеева
«Осенняя
песенка»:
Миновало лето,
Осень наступила,
На полях и в рощах
Пусто и уныло.
Птички улетели,
Стали дни короче.
Солнышка не видно,
Темны, темны ночи.
— Какое время года прошло? (Лето.)
— Каким
словом
в
стихотворении
об
этом
сказано?
Повторное
чтение
первых двух строчек стихотворения с интонационным выделением слова
«миновало».
— Какое время года наступило?
— Как об этом сказано в стихотворении? (Осень
наступила.) Повторное
чтение следующих двух строчек стихотворения.
Одновременно
педагог
выставляет
на
доску
4
картинки
с
изображением
полей
и
рощ
в
разное
время
года.
Дети
должны
выбрать
картинку,
подходящую по смыслу этим строкам стихотворения.
— Как же стало на полях и в рощах поздней осенью? (Пусто и уныло.)
Словарная
работа
(«пусто»
—
голо,
пустынно,
безлюдно;
«уныло»
—
печально,
грустно).
Повторное
чтение
следующих
двух
строчек
стихотворения.
— О каких приметах осени говорится в этих строчках? (Улетели птицы в
теплые края; ночи стали длиннее, а дни короче.)
Повторное чтение последних двух строчек.
Характеристика звуков [в], [ф].
Учитель-логопед: - - Ребята, а сейчас дайте характеристику звуков [в], [ф].
- Звук [в], какой он? (Согласный, потому что струя воздуха встречает
преграду.)
- Звук [в] – звонкий или глухой? (Звонкий.)
- Почему? (Голосовые связки дрожат.)
- Переходим к звуку [ф]. Охарактеризуйте его. (Глухой – потому что
голосовые связки не дрожат.)
- Назовите в чём отличие? (Звук [в] – звонкий, а звук [ф] – глухой. При
произнесении звука [в] голосовые связки дрожат, а при произнесении звука
[ф] – не дрожат.)
Соотнесение звуков [в] и [ф] с буквами В и Ф.
Учитель-логопед: - - Ребята, какой буквой обозначается звук [в]? (Буквой В.)
- На что похожа буква В? Из скольких частей состоит буква В. (Буква В
состоит из трёх частей.)
- Какой буквой обозначается звук [ф]? (Буквой Ф.)
- На что похожа буква Ф? Из скольких частей состоит буква Ф. (Буква В тоже
состоит из трёх частей.)
Назовите слова на букву В и Ф.
Итог занятия
Обобщающие вопросы по теме занятия.
Список использованной литературы
1.
Развитие ребенка – волшебный мир / под ред. Т. Г. Михайловой. – Москва. : Академия, 2000. – 172 с.
2.
Маханёва М. Театрализованная деятельность дошкольников / М.
Маханёва // Дошкольное воспитание. – 1999. – № 11.
3.
Галигузова, Л. Н. Ступени общения: от года до семи лет / Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирнова. – Москва : Просвещение, 1992. – 284 с.