Напоминание

Конспект познавательного занятия


Автор: Димитриева Светлана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Шатьмапосинская школа-сад"
Населённый пункт: Шатьмапоси
Наименование материала: Конспект
Тема: Конспект познавательного занятия
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект подгрупповой непосредственно образовательной деятельности по освоению образовательной области «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» Подготовила и провела воспитатель первой квалификационной категории Димитриева С.Н.

Начало зимы
Задачи: I. Образовательные: 1)Учить детей различать и называть времена года и зимние месяцы. 2)Развивать умение дифференцировать звуки В и Ф. 3) Учить устанавливать причинно-следственные связи (изменения в живой и неживой природе и изменения внешних условий ); 4)Закреплять правильное применение звуков В и Ф; II. Коррекционно-развивающие: 1) развивать артикуляционный аппарат; совершенствовать навыки фонематического восприятия, 2) развивать фонематический слух; развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза; закрепить навык самоконтроля правильной речи в самостоятельной речи; развивать 3) умение соотносить звуки [в] - [ф] с буквами В и Ф. 4) развивать связную речь; III. Воспитательные: Воспитывать интерес к занятиям, умение слушать друг друга, умение работать самостоятельно.
Оборудование:
Сюжетные картинки «Осень», «Лето», «Зима», «Весна»; картинки-опоры (солнце; символы дня и ночи (короткая желтая и длинная черная полоска); желтый лист дерева; жук; пруд; птицы, летящие клином; зонт), 4 картинки (поля и рощи в разное время года), изображения букв В и Ф. Ход занятия Организационный момент На доске сюжетные картинки «Осень», «Лето», «Зима», «Весна».
Учитель-логопед:

-
Рассмотрите картинки и назовите время года
,
и изображенное на них.
Основная часть.
Беседа

Учитель-логопед:

-
Назовите самое холодное время года. (Зима.) (Педагог убираеткартинку.) - Про какое время мы говорим «природа просыпается»? (Весна.) (Убирает картинку.) — Какие времена года изображены на оставшихся картинках? (Лето, осень)- - Почему вы решили, что на этой картинке изображено лето? (Дети легко одеты, купаются, загорают, листья на деревьях и трава зеленого цвета.) — Почему вы решили, что на этой картинке изображена Осень? (Дети одеты в кофты, курточки, листья на деревьях начинают желтеть и опадать, трава желтеет и увядает.) — Мы назвали признаки лета и осени. Что одинаковое в этих картинках? (На обеих картинках есть солнце, небо, река, дети, дерево, трава.) — Но вы определили, что на этих картинках изображены разные времена года.
Работа с демонстрационным материалом

Учитель-логопед:

-
Почему произошло похолодание? (Солнце греет меньше.) (Педагог выставляет опорную картинку «Солнце».) — Солнце греет меньше, значит, стало меньше света и тепла. Стало меньше света, значит, день стал короче или длиннее? (Короче.) (Выставляется символ дня — короткая желтая полоска.) — Как изменилась длина ночи? (Она стала длиннее.) (Выставляется символ ночи — длинная черная полоска.) — К чему приводит нехватка света и тепла? (Листья и трава меняют цвет.) (Выставляется картинка с желтым листом дерева.) — Какого цвета могут быть осенью листья деревьев и трава? (Желтого, красного, коричневого; разных цветов, разноцветные.)
— Какие же еще изменения произошли в природе из-за похолодания? (Насекомые прячутся в землю; замерзают водоемы; птицы улетают в теплые края.) (Выставляются картинки — жук, пруд, птицы, летящие клином.) — Осенью небо становится серого цвета. Почему? (Часто идут холодные затяжные дожди.) (Выставляется картинка — зонт.) — Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)
Учитель-логопед: -
В сентябре начали желтеть и опадать листья. Осень только началась: еще много зеленых листьев на деревьях, мало желтых; еще не очень холодно. Говорят, это — начало осени, или, по-другому, ранняя осень. Заучивание словосочетания «ранняя осень».
Физкультминутка

Учитель-логопед: -
Закройте глаза, послушайте внимательно и скажите, что услышали: шуршание бумаги, шуршание сухих листьев, стук капель дождя. Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи.
Учитель-логопед
читает стихотворение, дети выполняют соответствующие движения. Капля раз, (Прыжок на носочках, руки на поясе.) Капля два. (Прыжок.) Очень медленно сперва. (4 прыжка.) А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом. (8 прыжков.) Мы зонты свои раскрыли, (Руки разводят в стороны.) От дождя себя укрыли. (Руки полукругом над головой.)
Учитель-логопед
читает детям стихотворение А. Плещеева «Осенняя песенка»: Миновало лето, Осень наступила,
На полях и в рощах Пусто и уныло. Птички улетели, Стали дни короче. Солнышка не видно, Темны, темны ночи. — Какое время года прошло? (Лето.) — Каким словом в стихотворении об этом сказано? Повторное чтение первых двух строчек стихотворения с интонационным выделением слова «миновало». — Какое время года наступило? — Как об этом сказано в стихотворении? (Осень наступила.) Повторное чтение следующих двух строчек стихотворения. Одновременно педагог выставляет на доску 4 картинки с изображением полей и рощ в разное время года. Дети должны выбрать картинку, подходящую по смыслу этим строкам стихотворения. — Как же стало на полях и в рощах поздней осенью? (Пусто и уныло.) Словарная работа («пусто» — голо, пустынно, безлюдно; «уныло» — печально, грустно). Повторное чтение следующих двух строчек стихотворения. — О каких приметах осени говорится в этих строчках? (Улетели птицы в теплые края; ночи стали длиннее, а дни короче.) Повторное чтение последних двух строчек. Характеристика звуков [в], [ф].
Учитель-логопед: -
- Ребята, а сейчас дайте характеристику звуков [в], [ф]. - Звук [в], какой он? (Согласный, потому что струя воздуха встречает преграду.) - Звук [в] – звонкий или глухой? (Звонкий.) - Почему? (Голосовые связки дрожат.)
- Переходим к звуку [ф]. Охарактеризуйте его. (Глухой – потому что голосовые связки не дрожат.) - Назовите в чём отличие? (Звук [в] – звонкий, а звук [ф] – глухой. При произнесении звука [в] голосовые связки дрожат, а при произнесении звука [ф] – не дрожат.) Соотнесение звуков [в] и [ф] с буквами В и Ф.
Учитель-логопед: -
- Ребята, какой буквой обозначается звук [в]? (Буквой В.) - На что похожа буква В? Из скольких частей состоит буква В. (Буква В состоит из трёх частей.) - Какой буквой обозначается звук [ф]? (Буквой Ф.) - На что похожа буква Ф? Из скольких частей состоит буква Ф. (Буква В тоже состоит из трёх частей.) Назовите слова на букву В и Ф. Итог занятия Обобщающие вопросы по теме занятия. Список использованной литературы 1. Развитие ребенка – волшебный мир / под ред. Т. Г. Михайловой. – Москва. : Академия, 2000. – 172 с. 2. Маханёва М. Театрализованная деятельность дошкольников / М. Маханёва // Дошкольное воспитание. – 1999. – № 11. 3. Галигузова, Л. Н. Ступени общения: от года до семи лет / Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирнова. – Москва : Просвещение, 1992. – 284 с.


В раздел образования