Напоминание

М.П.Мусоргский "Думка Параси" из оперы "Сорочинская ярмарка"


Автор: Пахомова Марина Павловна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ"
Населённый пункт: г.Новомосковск
Наименование материала: методико-исполнительский анализ
Тема: М.П.Мусоргский "Думка Параси" из оперы "Сорочинская ярмарка"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Модест Петрович Мусоргский(1939—1881) - одна из самых могучих,

неповторимо своеобразных фигур мирового музыкального искусства XIX

века, композитор, без которого для нас немыслима русская культура третьей

четверти XIX столетия, проживший исключительно ярко жизнь своей эпохи.

Мировоззрение

Мусоргского

складывалось

в

период,

когда

центральной,

проблемой была отмена крепостничества, на ней проверялись гражданские и

нравственные позиции каждого образованного человека. Взаимоотношения

Мусоргского со временем окрашены особой напряженностью, динамикой и

драматизмом. Драматический парадокс его судьбы – непонятость эпохой, чьи

передовые революционно-демократические идеалы он воплотил как никто

другой из великих композиторов. Подобного проникновения в сердцевину

жгучих

социальных

и

нравственно-философских

вопросов

времени

достигали

только

гиганты

отечественной

литературы,

в

музыке

же

оно

явилось беспрецедентным. И если негодование музыкантов академического и

консервативно-охранительного толка вызывали "неграмотность", странные

"корявости"

стиля,

то

основной

причиной

враждебности

власть

имущей

касты был гражданственный, бунтарский пафос его искусства.

В своем творчестве Мусоргский шел дорогой поиска новой образности

и

новых

средств

музыкальной

выразительности.

Новые

способы

художественного

видения

мира

обычно

созревают

медленно,

исподволь,

иногда еще медленнее вырабатывается адекватное им восприятие, особенно

трудно

музыкальное.

Мусоргский

предпринял

свою

музыкальную

революцию немедля, без

каких-либо уступок господствующим вкусам, не

считаясь

с

установками

слухового

восприятия

современников.

Отсюда

и

непонятость, запоздалое признание: то, что современникам (включая близких

товарищей-кучкистов)

казалось

результатом

слабой

профессиональной

техники,

"неграмотностями",

было

поразительно

смелым

прорывом

в

будущее. Объект искусства Мусоргского – народ. Он писал: "Я разумею

народ как великую личность, одушевленную единою идеею. Это моя задача.

Я попытался разрешить её в опере".

1

Опера «Сорочинская ярмарка» - позднее, незаконченное произведение

Мусоргского.

Либретто

написано

самим

композитором

по

одноименной

повести

Н.В.Гоголя.

Задуманная

летом

1874

года,

утомительного,

переполненного

потрясениями,

веселая

малороссийская

комедия

сулила

отдых

нервам,

эмоциональную

разрядку,

некое

бегство

из

мрака

"Хованщины", "Забытого", романсов цикла "Без солнца". Быстро реализовать

идею не удалось, и вскоре композитор ее бросил. Довод – "невозможность

великоруссу

прикинуться

малоруссом,

и,

стало

быть,

невозможность

овладеть

малорусским

речитативом».

Однако

в

последующие

годы

Мусоргский решает продолжить работу над оперой, хотя фактически ни сил,

ни времени не хватало. Параллельно шла работа над "Хованщиной ", и

"Сорочинская ярмарка" сочинялась урывками - написаны отдельные номера,

полностью второе действие, к третьему действию три номера, в том числе

Думка Параси. После смерти Мусоргского музыку к «Сорочинской ярмарке»

редактировали многие композиторы - Лядов, Кюи, Черепнин. Единственным

же

академически

корректным,

верным

автографам

является

труд

В.

Шебалина,

где

с

большим

тактом

и

чувством

стиля

заполнены

лакуны

музыки и текста либретто.

Главное новаторское завоевание "Сорочинской ярмарки" – абсолютно

естественное слияние слова, колоритной украинской лексики и музыкальной

ритмоинтонации. Б.Асафьев назвал эту оперу «опера-песня или песенный

сказ». «Лично для меня - писал он далее, - самый дорогой и ценный момент

в

опере

-

ее

теплый

и

ласковый

лиризм,

овеянный

той

задушевностью,

простодушной

и

трогательной,

которая

таится

в

малорусской

поэзии

и

которая издавна влекла к себе русских композиторов».

Думка Параси - ария из третьего, заключительного, действия оперы.

Парася, дочь казака, тоскует о милом парубке. Но ласковые лучи солнца

прогоняют грусть,— Парася запевает веселую песню и, увлекшись, начинает

танцевать.

2

Думка

написана

в

простой

двухчастной

форме,

где

первая

часть

-

лирическое

ариозо,

а

вторая

-

украинская

народная

песня.

Компоновка

протяжной и скорой, задорной встречается как в украинском, так и в русском

фольклоре,

старинном

и

позднейшем,

потому

форма

Думки

Параси

не

противоречит

народным

традициям,

но

в

этой

Думке

контраст

обострен

неким мелодраматизмом ариозного раздела ми-бемоль минор, который тотчас

снимается,

опровергается

песней

"Зелененький

барвиночку":

Парасина

грусть

неглубока,

несерьезна,

и

мгновенный

перелом

внутри

номера

знаменует перелом действия к счастливой развязке.

Ария начинается небольшим 8-тактовым

вступлением в исполнении

группы деревянных духовых, солирует гобой. В исполнении фортепианного

сопровождения

произведения

концертмейстер

должен

добиваться

приближенности к оркестровому звучанию. Мелодия

вступления должна

прозвучать мягко, тихо, выразительно, но без излишней звуковой массы. Во

вступлении присутствуют мелодические элементы вокальной партии, они

должны

интонационно

совпадать

с

исполнением

солиста.

Так

же

важно

концертмейстеру уже во вступлении задать лирический настрой музыки и

нужный темп

Далее идет первая часть Думки - лирическое ариозо «Ты не грусти».

Вступает группа струнно-смычковых инструментов. Концертмейстер должен

приблизить звучание аккомпанемента к звучанию струнных - «прикосновение

к клавиатуре должно осуществляться без жесткой фиксации пальцев и кисти,

а

скорее

способом

«поглаживания»

клавиш,

мягкости

при

исполнении

мелодических

и

гармонических

оборотов,

поручаемых

обычно

струнной

группе оркестра». Фактура фортепианного сопровождения полифонична. В

подголосках ,в партии правой руки, есть своя выразительная интонация,

которая должна деликатно сочетаться с партией солиста. Особое внимание

нужно

уделить

мелодическому

движению

басового

голоса.

Линия

баса

должна поддерживать вокальную фразировку. Выделение басового голоса

тембрально уравновешивает общее звучание и делает его более объемным и

3

органичным. Важная задача концертмейстера в этой части - с первого такта

ввести солиста в нужный темп: вокалист может передержать самую первую

половинную ноту, и концертмейстер должен очень ровно, без замедлений,

сохраняя метроритм, исполнять мотивы «вздохов» восьмыми в правой руке.

Ощущение непрерывного и плавного движения линии восьмых, а также

исполнение

баса

на legato,

будет

способствовать

более

целостному

восприятию музыки.

Через два музыкальных предложения солист поет на октаву выше,

волнение нарастает и концертмейстер должен поддержать солиста звуком. В

фортепианной партии идет дублирование вокальной партии, поэтому важно

создать

звуковой

и

тембральный

баланс

между

партией

правой

руки

у

концертмейстера

и

вокальной

партией.

В

сольной

партии

есть

короткие

паузы, что

требует от концертмейстера

особого внимания - нужно дать

возможность певцу взять дыхание.

Кульминация первого раздела арии - проигрыш в аккомпанементе. Его

мелодия

«выливается»

из

темы

солиста,

концертмейстер

должен

максимально выразительно, подражая голосу, передать всю выразительность

музыки.

Переходу ко второму разделу предшествует небольшой, характерный для

украинской народной песни, речитатив, в котором Парася быстро прогоняет

легкую грусть: «Разве я старенька? Разве не молоденька? А ну!» Аккорд на sf,

который знаменует перемену в настроении и музыке, в оркестре исполняют

деревянные духовые. Необходимо сыграть его, приближаясь тембрально к

оркестровому звучанию - собранной рукой, достаточно сухим звуком, остро

и звонко.

Вторая

часть

Думки

украинская

народная

песня

«Зелененький

барвиночку».

Это

самая

сложная

часть

арии.

Главная

героиня

начинает

танцевать, постепенно к ней присоединяются остальные герои сюжета и

завершается ария веселым, удалым гопаком. В этой части у концертмейстера

есть значительные

технические и ансамблевые трудности. Технические

4

трудности

постоянно

нарастают

-

от

легкой

танцевальности

вначале

до

развернутой виртуозности к концу произведения (в аккомпанементе октавная

фактура

в

обеих

руках

и

нарастающий

темп.)

Характерная

ансамблевая

трудность этой части - почти постоянный унисон партии правой руки в

аккомпанементе с партией солиста.

Начинается

вторая

часть

арии

песней,

веселой

и

задорной.

В

аккомпанементе

мелодия

дублируется

на

октаву

выше,

поэтому

важно

сохранить

звуковой

баланс.

В

партии

аккомпанемента

есть

форшлаги,

которые

нужно

исполнять

точно д о главной

ноты,

чтобы

совпадать

с

вокальной партией, в которой нет украшений.

Следующий

раздел Poco meno mosso - начало гопака. Несмотря на

темповые указания, в оперных спектаклях используют сквозное развитие

(постепенное нарастание темпа). Такая трактовка так же может иметь место и

в концертном исполнении.

В разделе Piu mosso вокальная и фортепианная партии на протяжении 8

тактов

образуют

полифоническое

изложение:

в

аккомпанементе

звучит

мелодия «Зелененький барвиночку», в то время как у солиста совсем другая

тема. Здесь слуховое внимание концертмейстера повышено.

Далее – заключительная раздел второй части -

piu animato.Движение

«закручивается» все быстрее,

темп нарастает. У концертмейстера задача-

чутко уловить степень ускорения солистом своей партии. Хочется обратить

внимание на заключительные такты арии. Они требуют точной темповой и

ритмической организации. Ария заканчивается характерным для украинской

песни

возгласом

-

«Гой!»,

ему

предшествует

заключение

(2

такта)

в

аккомпанементе.

Последний аккорд

является тоном для солиста - нота

«соль – бемоль». Аккорд

должен быть снят, как только солист возьмет

последний возглас.

5

Список используемой литературы

1. Малышева Н.М. О пении. – М.; Советский композитор,1988.

2. Асафьев Б. Об опере. Избранные статьи. – М.; Музыка,1976.

3.Шендерович

Е.М.

О

преодолении

пианистических

трудностей

в

клавирах: Советы аккомпаниатора.— 2-е изд., испр. и доп.— М.: Музыка,

1987.

4.

Келдыш, Ю.В. (сост.), О.Е. Левашева, А.И. Кандинский. История русской

музыки. Монография. — М.: Музыка, 1983.

5.

Бахметьева

Т.В.

Особенности

работы

концертмейстера

в

хоровом

и

вокальном классе. Методическая работа. – Самара,2015.

6. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. - Л.: Музгиз,

1961.

6

Учебно - методической центр

по образованию и повышению квалификации

ГУК ТО «ОЦРИНКиТ»

Областной конкурс

педагогического мастерства «Профессионал»

Методико-исполнительский анализ аккомпанемента.

М. П. Мусоргский «Думка Параси» из оперы

«Сорочинская ярмарка».

Выполнила: Пахомова М.П.

Преподаватель МБУДО ДШИ

г. Новомосковск

7

Тула, 2016г

8

9

.

10



В раздел образования