Автор: Конова Юлия Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ гимназитя 65
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: Методическая разработка.
Тема: Анализ стихотворения А.Твардовского "Я убит подо Ржевом".
Раздел: среднее образование
Фрагмент конспекта урока в 11 классе
«Тема памяти в стихотворении А.Т. Твардовского
«Я убит подо Ржевом»
Стихотворение написано в конце 1945 начале 1946гг. Это первый
литературный памятник неизвестному солдату.
Вначале оно имело название «Завещание воина».
В основу стихотворения легли события, связанные с поездкой
автора в 1942 году подо Ржев.
Ржевская битва 1941-1943 годы – самая кровопролитная за всю
историю человечества. Потеря советских солдат составила более 2
миллионов человек, что вдвое превысило потери под
Сталинградской битвой. От 40000-тысячного населения города
Ржева осталось 248 человек. После 15-месячной осады Ржев так и
не был взят немцами.
Я убит подо Ржевом
В безымянном болоте
В пятой роте, на левом,
При жестоком налете.
Лирической герой очень обыденно ,просто рассказывает о себе, о
своей смерти. Абсолютно нет никакого пафоса. Все очень буднично.
Сам тон стихотворения спокойный размеренный. Как будто речь
идет и не о смерти вовсе. Этот незамысловатый, на первый взгляд,
рассказ, несомненно, подкупает и ужасает одновременно. Ведь
трагедия случилась - человек погиб! Лирический герой
с первых строк становится нам близок. Близок своей простотой,
безыскусностью, искренностью. Мы уже не можем равнодушно
читать следующие строфы и чем дальше вчитываемся, тем больше
«прикипаем» к нему. И строки: «Мы были высоки, русоволосы»-
ведь они тоже про него… И во всем этом
мире До конца
его дней-
Ни петлички, ни лычки
С гимнастерки моей.
В данной строфе слышится горькое сожаление: « Я ушел, и ничего
не осталось». Но эта горечь минутная. Не может такого быть…
И в следующих строфах - мажорные ноты: погибший не исчез
безвозвратно ,он незримо присутствует в мире.
Я - где крик петушиный
На заре, по росе ;
Я- где ваши машины
Воздух рвут на шоссе.
Где травинка к травинке
Речка травы прядет,
Там, куда на поминки
Даже мать не придет.
Постепенно местоимение «я» переходит в местоимение «мы» , и
это не случайно. Тысячи погибших неизвестных солдат сложили
головы на полях сражений. Автор не может об этом умолчать.
Наши очи померкли,
Пламень сердца погас,
На земле на поверке
Выкликают не нас .
Нам свои боевые
Не носить ордена.
Вам - все это живые.
Нам – отрада одна.
Опять звучат горькие ноты: никому не хочется погибать. Люди
должны жить, радоваться каждому дню. Познать счастье победы.
Но если так вышло… Здесь нет упрека. Есть завещание живым, и
огромная вера в то, что павшие не будут забыты, что оставшиеся в
живых и их потомки навеки сохранят в сердцах память о страшной
войне и будут жить по заветам погибших.
Вы должны были ,братья,
Устоять, как стена,
Ибо мертвых проклятье -
Эта кара страшна.
Лирический герой не может знать о всех перипетиях войны ,он
может только догадываться, предполагать. Но все его догадки,
мечты преисполнены надеждой ,что советский народ непременно
выйдет победителем в этой бесчеловечной кровавой бойне.
Может быть… Да исполнится
Слово клятвы святой!-
Ведь Берлин, если помнится,
Назван был под Москвой.
Нет ни чьей вины в том, что кто-то погиб, а кто-то нет. Образ
неизвестного солдата, созданный А.Т. Твардовским - это
патриотичный, бескорыстный, благородный, великодушный,
глубоко человечный образ, покоряющий не только своим
мужеством, но и внутренней красотой.
Заключительные строфы стихотворения - обращение к потомкам,
посмертное завещание прожить жизнь счастливо за себя и за всех,
не пришедших с войны.
Ах, своя ли, чужая,
Вся в цветах ли в снегу…
Я вам жить завещаю,-
Что я больше могу?