Особенности реформирования высшего образования ГДР и ФРГ
Автор: Власова Светлана Андреевна Должность: учитель Учебное заведение: "Средняя школа №27" Населённый пункт: Ярославль Наименование материала: Статья Тема: Особенности реформирования высшего образования ГДР и ФРГ Раздел: высшее образование
УДК 378.1
ОСОБЕННОСТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ФРГ И
ГДР
Власова Светлана Андреевна
Аннотация: Данная статья посвящена процессу реформирования высшего об-
разования в ФРГ и ГДР. Представлены черты реформирования высшего образо-
вания в ФРГ и ГДР.
Ключевые слова: ФРГ, ГДР, реформирование, образовательная система, высшее
образование, реформа
Система высшего образования России находится в процессе модернизации.
Большое значение приобретают сравнительные исследования качества образо-
вания, которые помогают отслеживать изменения, корректировать направления
реформ и планировать дальнейшее успешное развитие образования.
Германия одна из первых подписала Болонское соглашение о реорганизации си-
стемы высшего образования и является примером эффективной и хорошо про-
веденной модернизации высшего образования.
Широко известно, что образование, а особенно высшее, обусловлено потребно-
стями социума, поэтому в его истории отчетливо отражаются общественно-
политические процессы. В данной статье нами была предпринята попытка
рассмотреть системы высшего образования в ФРГ и ГДР в период их раздельно-
го существования (1945-1990 гг.).
После капитуляции Германии в 1949 году были созданы два новых государства
– Федеративная Республика Германии (ФРГ) и Германская Демократическая
Республика (ГДР). В обстановке «холодной войны» страны-победительницы
проводили несогласованную образовательную политику.
На территории ГДР начала осуществляться программа глубоких антифашист-
ских преобразований, в основе которых лежало стремление уничтожить гер-
манский милитаризм и нацизм, осуществить разоружение и демилитаризацию
Германии, искоренить нацизм из политической и общественной жизни. Немец-
кие коммунисты решили, что в высшие учебные заведения должен проникнуть
новый дух истинного прогрессивного гуманизма и боевой демократии [1].
Соответственно этому шла трансформация структуры образования, копирую-
щая опыт Советского Союза. Вводилась единая «социалистическая модель об-
разования». Руководство страны контролировало идеологическое воспитание
через общественные организации. Возникли новые органы управления, в том
числе Министерство народного образования. Оно контролировало весь процесс
образования, давая соответствующие указания в отношении содержания образо-
вания, методов обучения. Перед высшей школой стояла задача закрепить марк-
1
сизм-ленинизм как идейную основу высшего образования и соединить в единой
целое учебу, исследования и воспитание с практикой социалистического строи-
тельства.
Одним из новшеств явилась отмена привилегии буржуазии на образование.
Специально созданные при университетах рабоче-крестьянские факультеты го-
товили детей рабочих и крестьян к учебе в ВУЗах. Благодаря этому количество
студентов из рабочих и крестьян составило почти 28% (1949-1950гг), а через
несколько лет их стало примерно 50%. [1] После окончания ВУЗа большинство
студентов стали преподавателями ВУЗа и продвигали идеи гуманизма.
Первая вузовская реформа была в 1950-1952 годах, целью которой явилась
перестройка традиционно сложившейся в Германии высшей школы, учитывая
новые условия и задачи ГДР.
В народное хозяйство началось внедрение новых научных исследований, проис-
ходила подготовка специалистов на руководящие должности в государственном
аппарате, промышленности и сельском хозяйстве. По всем дисциплинам были
разработаны более современные учебные программы.
Еще одним нововведением первой реформы было введение десятимесячного
учебного года и обязательное изучение двух иностранных языков – русского и
еще одного по выбору.
Постепенно система высшего образования была готова к проведению второй со-
циалистической реформы высшей школы ГДР. Целью данной реформы стало
сплочение производства и высшую школу. Она проходила в 1957-1958 гг.
Перед высшими учебными заведениями была поставлена задача – направить
все свои силы на решение исследовательских и промышленных задач, связать
их с обучением и подготовкой кадров. При перестройке учебных планов и про-
грамм стали более учитываться будущие потребности социалистического обще-
ства.
Новая реформа обобщила первый опыт социалистического строительства с ак-
тивным участием в нем высшей школы и поставила новые задачи по дальней-
шему росту и развитию высшей школы, демократизации всего высшего образо-
вания и воспитанию кадров специалистов, преданных делу социалистического
строительства.
Таким образом, создались предпосылки для проведения третьей реформы, кото-
рая проходила в 1965-1967 гг. Эта реформа означает создание подлинно социа-
листической высшей школы как составной части общественной системы социа-
лизма. Характерной чертой реформирования явилась тесная связь с разработкой
и введением единой всеобщей социалистической системы народного образова-
ния. Важным достижением явилась возможность для каждого гражданина полу-
2
чения образования на любом уровне, если только он проявит способности, лю-
бознательность и готовность к учебе.
Единая система народного образования обеспечивала каждому возможность не-
прерывного социалистического воспитания, образования и повышения квали-
фикации. Она была построена так, что позволяла осуществлять естественный
переход к каждой последующей, более высокой ступени. [1]
В 1965 году Народная палата ГДР приняла «Закон о единой социалистической
системе
образования»,
гарантирующий
дополнительную
двухгодичную
про-
грамму для поступления в ВУЗ. В ГДР существовали разные учебные заведения
для повышения квалификации: народные школы, производственные академии,
сельскохозяйственные
академии,
вечерние
и
заочные
подготовительные
фа-
культеты при вузах.
В направленности всех реформ высшего образования ГДР четко проявляются
тенденции становления и развития демократической республики. Мы хотели бы
выделить следующие черты реформирования:
Освобождение от наследия фашизма
Создание предпосылок для демократического образования
Концентрация и сплочение демократических сил в вузах
Увеличение количества студентов
Активизация их участия в первом опыте социалистического строитель-
ства, обобщение его и воспитание новых социалистических кадров выс-
шей школы
Становление подлинно социалистической высшей школы как составной
части развитой общественной системы социализма.
Таким образом, до 1990 года система образования в ГДР имела единообразную
общенациональную систему образования. Она была доступна всем гражданам,
независимо от социального происхождения, профессии и экономического поло-
жения.
Перед образованной в 1949 г. ФРГ стояла задача воссоздать систему высшего
образования, при этом в условиях, когда лучшая часть профессорско-преподава-
тельского состава или погибла, или эмигрировала.
С целью согласования политики земель в области образования и выработки об-
щего мнения уже в 1949 г. была создана Постоянная конференция министерств
культов земель. Конференция являлась органом, независимым от федерального
правительства.
Основное
направление
его
деятельности
—
стандартизация
учебных программ и требований к выдаче выпускных свидетельств па террито-
рии всей федерации. Начинания конференции поддерживались землями и феде-
ральным правительством, ее решения, принимаемые единогласно, являлись обя-
зательными для всех земель. [2]
3
Ведущее место в координации деятельности высших учебных заведений при-
надлежало
Западногерманской
конференции
ректоров
(основана
в
1949
г.),
представляющих все учебные заведения третьего уровня. Конференция изучала
интересы учебных заведений в области учебного процесса, исследований, само-
управления. По отношению к администрации федерации и земель она являлась
информационно-консультативным
органом,
способствующим
достижению
единства и взаимодействия между высшими учебными заведениями.
В 1957 г. в результате соглашения федерального правительства и администра-
ции земель был создан Научный совет, являющийся основным консультативным
органом по вопросам высшего образования в ФРГ. В его состав вошли извест-
ные ученые и государственные служащие, обладающие высокой квалификаци-
ей.
Следующий шаг, внесший большой вклад в реформирование высшего образова-
ния, - это создание Объединенной комиссии федерального правительства и
администрации земель по вопросам планирования развития образования и ис-
следований (1970 г.), что означало предоставление федеральному правительству
равных с землями прав в вопросах планирования развития высшей школы и ис-
следований и строительства высших учебных заведений.
Важным этапом реформирования высшего образования ФРГ явилось принятие
в 1976 году Общего закона о высшей школе. Этот акт стал первым законополо-
жением
по
высшему
образованию
ФРГ,
предложившим
единые
принципы
функционирования высшей школы во всех землях. В законе подчеркивалось,
что вузы являются частью государственной организационной структуры и госу-
дарство ответственно за их функционирование.
Система высшего образования ФРГ представлена двумя основными типами
учебных заведений:
1) университеты и учебные заведения университетского уровня, куда относят
высшие педагогические школы, объединенные высшие школы (объединенные
университеты) и др., — их посещает более 70% студентов; 2) высшие профес-
сиональные школы, охватывающие около 28% студентов.
Высшие технические и высшие педагогические школы получили статус учеб-
ных заведений университетского типа только в конце 60 - начале 70-х годов. Ор-
ганизационно-структурные
преобразования,
приведшие
к
существенному
расширению рамок высшей школы, были вызваны, прежде всего, развитием
НТР, а также усилением консолидации демократических сил, рассматривавших
право на получение образования как неотъемлемое условие развития личности.
50-70-е годы характеризуются в ФРГ небывалым до этого наплывом студентов в
высшие учебные заведения, особенно в университеты. За период 1950-1974 гг.
студенческий контингент увеличился с 110 тыс. до 779,6 тыс. человек. НТР
многократно увеличила спрос на кадры с высоким уровнем общеобразователь-
4
ной и профессиональной подготовки. Умелое приспособление всей системы об-
разования к новым требованиям является залогом успешного развития произ-
водства.
К середине 70-х годов относится создание в ФРГ качественно новых учебных
заведений - объединенной высшей школы. Их организация рассматривалась как
эксперимент по интеграции в рамках одного учебного заведения подготовки
специалистов разных уровней и профилей, что одновременно должно было мак-
симально упростить для учащегося в случае необходимости менять содержание
подготовки. Задачи новых учебных заведений были сформулированы в «Реко-
мендациях по организации и развитию высшего образования» (1970 г.) и в «Об-
щем законе о высшей школе» (1976 г.).
Важным
нововведением
реформирования
стало
появление
двух
моделей
объединенной высшей школы, базирующихся на принципах интеграции и коо-
перации.Первая модель предполагала создание на базе нескольких одного учеб-
ного заведения с единой внутренней структурой, профессорско-преподаватель-
ским составом, интегрированными учебными программами, централизованным
руководством; вторая — сохранение за объединяемыми вузами специфики свое-
го учебного процесса, но тесное взаимодействие и подчинение общему органу
управления. Модель интеграции получила более широкую поддержку как отве-
чающая в большей степени решению актуальных экономических и социальных
проблем, а, следовательно, целевому назначению нового учебного заведения.
Согласно Общему закону о высшей школе, вуз возглавлял ректор или президент,
избираемый не менее чем на 4 года. Он являлся ответственным за внутреннее
управление учебным заведением и ежегодно по данному вопросу представляет
обобщенный отчет. Кроме ректора избирались 2-4 проректора, мнение которых
в совокупности при решении спорных вопросов имело большую силу, чем од-
ного ректора. Выборы проводились на центральном совете вуза и утверждались
администрацией соответствующей земли. Для избрания на указанные должно-
сти нужно было иметь степень доктора и признанный опыт в области исследо-
ваний, менеджмента или правоведения.
Университеты, являясь не только учебными, но и исследовательскими центра-
ми, имели в своем составе лаборатории, институты, возможно также, в зависи-
мости от профиля учебного заведения, наличие экспериментальных школ, кли-
ники, обсерватории, вычислительного центра и т. п.
Мы хотели бы выделить следующие черты реформирования высшего образова-
ния ФРГ:
Создание предпосылок для демократического образования
Увеличение количества студентов
Тенденция к усилению координации политики земель в области образова-
ния
5
Тенденция к унификации структуры и деятельности их образовательных
институтов
Таким образом, отличительной чертой управления системой образования ФРГ
стала координация и стандартизация на уровне федерации со значительной
самостоятельностью каждой из земель, стремящейся в рамках процессов коопе-
рации сохранить специфику, обусловленную местными традициями и образом
жизни.
Итак, современное состояние высшего образования Германии является след-
ствием развития системы высшего образования в период раздельного существо-
вания ГДР и ФРГ.
Библиографический список:
1) Высшая техническая школа ГДР. Проблемы. Задачи. Решения [Текст] / Г.Л.
Таукач, Ю.Ф. Чубук, В.Я. Ожогин. - Киев : 1973. - 167 с.
2) Ворожейкина О.Л. Образование в ФРГ // Социально–политический журнал. –
1998. № 4. - С. 21-25.
6