Напоминание

Особенности реформирования высшего образования ГДР и ФРГ


Автор: Власова Светлана Андреевна
Должность: учитель
Учебное заведение: "Средняя школа №27"
Населённый пункт: Ярославль
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности реформирования высшего образования ГДР и ФРГ
Раздел: высшее образование





Назад




УДК 378.1 ОСОБЕННОСТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ФРГ И ГДР Власова Светлана Андреевна Аннотация: Данная статья посвящена процессу реформирования высшего об- разования в ФРГ и ГДР. Представлены черты реформирования высшего образо- вания в ФРГ и ГДР. Ключевые слова: ФРГ, ГДР, реформирование, образовательная система, высшее образование, реформа Система высшего образования России находится в процессе модернизации. Большое значение приобретают сравнительные исследования качества образо- вания, которые помогают отслеживать изменения, корректировать направления реформ и планировать дальнейшее успешное развитие образования. Германия одна из первых подписала Болонское соглашение о реорганизации си- стемы высшего образования и является примером эффективной и хорошо про- веденной модернизации высшего образования. Широко известно, что образование, а особенно высшее, обусловлено потребно- стями социума, поэтому в его истории отчетливо отражаются общественно- политические процессы. В данной статье нами была предпринята попытка рассмотреть системы высшего образования в ФРГ и ГДР в период их раздельно- го существования (1945-1990 гг.). После капитуляции Германии в 1949 году были созданы два новых государства – Федеративная Республика Германии (ФРГ) и Германская Демократическая Республика (ГДР). В обстановке «холодной войны» страны-победительницы проводили несогласованную образовательную политику. На территории ГДР начала осуществляться программа глубоких антифашист- ских преобразований, в основе которых лежало стремление уничтожить гер- манский милитаризм и нацизм, осуществить разоружение и демилитаризацию Германии, искоренить нацизм из политической и общественной жизни. Немец- кие коммунисты решили, что в высшие учебные заведения должен проникнуть новый дух истинного прогрессивного гуманизма и боевой демократии [1]. Соответственно этому шла трансформация структуры образования, копирую- щая опыт Советского Союза. Вводилась единая «социалистическая модель об- разования». Руководство страны контролировало идеологическое воспитание через общественные организации. Возникли новые органы управления, в том числе Министерство народного образования. Оно контролировало весь процесс образования, давая соответствующие указания в отношении содержания образо- вания, методов обучения. Перед высшей школой стояла задача закрепить марк- 1
сизм-ленинизм как идейную основу высшего образования и соединить в единой целое учебу, исследования и воспитание с практикой социалистического строи- тельства. Одним из новшеств явилась отмена привилегии буржуазии на образование. Специально созданные при университетах рабоче-крестьянские факультеты го- товили детей рабочих и крестьян к учебе в ВУЗах. Благодаря этому количество студентов из рабочих и крестьян составило почти 28% (1949-1950гг), а через несколько лет их стало примерно 50%. [1] После окончания ВУЗа большинство студентов стали преподавателями ВУЗа и продвигали идеи гуманизма. Первая вузовская реформа была в 1950-1952 годах, целью которой явилась перестройка традиционно сложившейся в Германии высшей школы, учитывая новые условия и задачи ГДР. В народное хозяйство началось внедрение новых научных исследований, проис- ходила подготовка специалистов на руководящие должности в государственном аппарате, промышленности и сельском хозяйстве. По всем дисциплинам были разработаны более современные учебные программы. Еще одним нововведением первой реформы было введение десятимесячного учебного года и обязательное изучение двух иностранных языков – русского и еще одного по выбору. Постепенно система высшего образования была готова к проведению второй со- циалистической реформы высшей школы ГДР. Целью данной реформы стало сплочение производства и высшую школу. Она проходила в 1957-1958 гг. Перед высшими учебными заведениями была поставлена задача – направить все свои силы на решение исследовательских и промышленных задач, связать их с обучением и подготовкой кадров. При перестройке учебных планов и про- грамм стали более учитываться будущие потребности социалистического обще- ства. Новая реформа обобщила первый опыт социалистического строительства с ак- тивным участием в нем высшей школы и поставила новые задачи по дальней- шему росту и развитию высшей школы, демократизации всего высшего образо- вания и воспитанию кадров специалистов, преданных делу социалистического строительства. Таким образом, создались предпосылки для проведения третьей реформы, кото- рая проходила в 1965-1967 гг. Эта реформа означает создание подлинно социа- листической высшей школы как составной части общественной системы социа- лизма. Характерной чертой реформирования явилась тесная связь с разработкой и введением единой всеобщей социалистической системы народного образова- ния. Важным достижением явилась возможность для каждого гражданина полу- 2
чения образования на любом уровне, если только он проявит способности, лю- бознательность и готовность к учебе. Единая система народного образования обеспечивала каждому возможность не- прерывного социалистического воспитания, образования и повышения квали- фикации. Она была построена так, что позволяла осуществлять естественный переход к каждой последующей, более высокой ступени. [1] В 1965 году Народная палата ГДР приняла «Закон о единой социалистической системе образования», гарантирующий дополнительную двухгодичную про- грамму для поступления в ВУЗ. В ГДР существовали разные учебные заведения для повышения квалификации: народные школы, производственные академии, сельскохозяйственные академии, вечерние и заочные подготовительные фа- культеты при вузах. В направленности всех реформ высшего образования ГДР четко проявляются тенденции становления и развития демократической республики. Мы хотели бы выделить следующие черты реформирования:  Освобождение от наследия фашизма  Создание предпосылок для демократического образования  Концентрация и сплочение демократических сил в вузах  Увеличение количества студентов  Активизация их участия в первом опыте социалистического строитель- ства, обобщение его и воспитание новых социалистических кадров выс- шей школы  Становление подлинно социалистической высшей школы как составной части развитой общественной системы социализма. Таким образом, до 1990 года система образования в ГДР имела единообразную общенациональную систему образования. Она была доступна всем гражданам, независимо от социального происхождения, профессии и экономического поло- жения. Перед образованной в 1949 г. ФРГ стояла задача воссоздать систему высшего образования, при этом в условиях, когда лучшая часть профессорско-преподава- тельского состава или погибла, или эмигрировала. С целью согласования политики земель в области образования и выработки об- щего мнения уже в 1949 г. была создана Постоянная конференция министерств культов земель. Конференция являлась органом, независимым от федерального правительства. Основное направление его деятельности — стандартизация учебных программ и требований к выдаче выпускных свидетельств па террито- рии всей федерации. Начинания конференции поддерживались землями и феде- ральным правительством, ее решения, принимаемые единогласно, являлись обя- зательными для всех земель. [2] 3
Ведущее место в координации деятельности высших учебных заведений при- надлежало Западногерманской конференции ректоров (основана в 1949 г.), представляющих все учебные заведения третьего уровня. Конференция изучала интересы учебных заведений в области учебного процесса, исследований, само- управления. По отношению к администрации федерации и земель она являлась информационно-консультативным органом, способствующим достижению единства и взаимодействия между высшими учебными заведениями. В 1957 г. в результате соглашения федерального правительства и администра- ции земель был создан Научный совет, являющийся основным консультативным органом по вопросам высшего образования в ФРГ. В его состав вошли извест- ные ученые и государственные служащие, обладающие высокой квалификаци- ей. Следующий шаг, внесший большой вклад в реформирование высшего образова- ния, - это создание Объединенной комиссии федерального правительства и администрации земель по вопросам планирования развития образования и ис- следований (1970 г.), что означало предоставление федеральному правительству равных с землями прав в вопросах планирования развития высшей школы и ис- следований и строительства высших учебных заведений. Важным этапом реформирования высшего образования ФРГ явилось принятие в 1976 году Общего закона о высшей школе. Этот акт стал первым законополо- жением по высшему образованию ФРГ, предложившим единые принципы функционирования высшей школы во всех землях. В законе подчеркивалось, что вузы являются частью государственной организационной структуры и госу- дарство ответственно за их функционирование. Система высшего образования ФРГ представлена двумя основными типами учебных заведений: 1) университеты и учебные заведения университетского уровня, куда относят высшие педагогические школы, объединенные высшие школы (объединенные университеты) и др., — их посещает более 70% студентов; 2) высшие профес- сиональные школы, охватывающие около 28% студентов. Высшие технические и высшие педагогические школы получили статус учеб- ных заведений университетского типа только в конце 60 - начале 70-х годов. Ор- ганизационно-структурные преобразования, приведшие к существенному расширению рамок высшей школы, были вызваны, прежде всего, развитием НТР, а также усилением консолидации демократических сил, рассматривавших право на получение образования как неотъемлемое условие развития личности. 50-70-е годы характеризуются в ФРГ небывалым до этого наплывом студентов в высшие учебные заведения, особенно в университеты. За период 1950-1974 гг. студенческий контингент увеличился с 110 тыс. до 779,6 тыс. человек. НТР многократно увеличила спрос на кадры с высоким уровнем общеобразователь- 4
ной и профессиональной подготовки. Умелое приспособление всей системы об- разования к новым требованиям является залогом успешного развития произ- водства. К середине 70-х годов относится создание в ФРГ качественно новых учебных заведений - объединенной высшей школы. Их организация рассматривалась как эксперимент по интеграции в рамках одного учебного заведения подготовки специалистов разных уровней и профилей, что одновременно должно было мак- симально упростить для учащегося в случае необходимости менять содержание подготовки. Задачи новых учебных заведений были сформулированы в «Реко- мендациях по организации и развитию высшего образования» (1970 г.) и в «Об- щем законе о высшей школе» (1976 г.). Важным нововведением реформирования стало появление двух моделей объединенной высшей школы, базирующихся на принципах интеграции и коо- перации.Первая модель предполагала создание на базе нескольких одного учеб- ного заведения с единой внутренней структурой, профессорско-преподаватель- ским составом, интегрированными учебными программами, централизованным руководством; вторая — сохранение за объединяемыми вузами специфики свое- го учебного процесса, но тесное взаимодействие и подчинение общему органу управления. Модель интеграции получила более широкую поддержку как отве- чающая в большей степени решению актуальных экономических и социальных проблем, а, следовательно, целевому назначению нового учебного заведения. Согласно Общему закону о высшей школе, вуз возглавлял ректор или президент, избираемый не менее чем на 4 года. Он являлся ответственным за внутреннее управление учебным заведением и ежегодно по данному вопросу представляет обобщенный отчет. Кроме ректора избирались 2-4 проректора, мнение которых в совокупности при решении спорных вопросов имело большую силу, чем од- ного ректора. Выборы проводились на центральном совете вуза и утверждались администрацией соответствующей земли. Для избрания на указанные должно- сти нужно было иметь степень доктора и признанный опыт в области исследо- ваний, менеджмента или правоведения. Университеты, являясь не только учебными, но и исследовательскими центра- ми, имели в своем составе лаборатории, институты, возможно также, в зависи- мости от профиля учебного заведения, наличие экспериментальных школ, кли- ники, обсерватории, вычислительного центра и т. п. Мы хотели бы выделить следующие черты реформирования высшего образова- ния ФРГ:  Создание предпосылок для демократического образования  Увеличение количества студентов  Тенденция к усилению координации политики земель в области образова- ния 5
 Тенденция к унификации структуры и деятельности их образовательных институтов Таким образом, отличительной чертой управления системой образования ФРГ стала координация и стандартизация на уровне федерации со значительной самостоятельностью каждой из земель, стремящейся в рамках процессов коопе- рации сохранить специфику, обусловленную местными традициями и образом жизни. Итак, современное состояние высшего образования Германии является след- ствием развития системы высшего образования в период раздельного существо- вания ГДР и ФРГ. Библиографический список: 1) Высшая техническая школа ГДР. Проблемы. Задачи. Решения [Текст] / Г.Л. Таукач, Ю.Ф. Чубук, В.Я. Ожогин. - Киев : 1973. - 167 с. 2) Ворожейкина О.Л. Образование в ФРГ // Социально–политический журнал. – 1998. № 4. - С. 21-25. 6


В раздел образования