"Девять правил орфографии. Разделительные Ъ и Ь знаки".
Автор: Рыжкова Светлана Егоровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: Филиал МБОУ Староюрьевской СОШ в с. Новиково Населённый пункт: с. Новиково Наименование материала: конспект урока русского языка для 3 класса Тема: "Девять правил орфографии. Разделительные Ъ и Ь знаки". Раздел: начальное образование
Тема урока: «Девять правил орфографии. Разделительные Ъ и Ь
знаки».
Цель:
повторить
правила
написания
разделительного
твёрдого
знака и разделительного мягкого знака.
Планируемые результаты: обучающиеся научатся писать слова с
разделительным
твёрдым
знаком
и
разделительным
мягким
знаком;
составят
алгоритм
проверки
написания
разделительного
твёрдого
и
разделительного мягкого знака.
Оборудование:
карточки
с
заданиями,
компьютер,
CD-диск
«Электронное приложение к учебнику Климановой Л.Ф., Бабушкиной Т.В.
Русский язык»
Ход урока
I.Оргмомент
II.Актуализация знаний
Словарная работа (на карточках)
- Прочитайте слова. Разделите их на две группы, запишите каждую
группу слов.
Прелес…ный, кру…ка, лес…ница, зага…ка, бума…ка, со…нце,
капус…ный, оши…ка, гря…ка, ло…ка, чес…ный, мурав…и.
(Проверка)
- На какие две группы вы разделили слова? (Слова с непроизносимыми
согласными и парными звонкими и глухими согласными.)
-
Как
проверить
написание
слов
с
непроизносимыми
согласными?
(парными звонкими и глухими согласными?)
III.Самоопределение к деятельности
- Какое слово лишнее? (Муравьи)
- Почему?
- Что вы знаете о букве Ь?
(Не обозначает звука)
-Какая ещё буква не обозначает звука? (Ъ)
- Как вы думаете, над какой проблемой мы будем сегодня работать?
Значит,
сегодня
мы
повторим
правописание
разделительных
ъ
и
ь
разделительных знаков . Это и есть цель нашей деятельности.
IV. Работа по теме урока
1. На доске в два столбика записаны слова:
выезд подъезд
переезд объезд
проезд отъезд
- Прочитайте слова. Разберите их по составу.
_Сравните данные слова, найдите в них общее. (Все слова – имена
существительные, отвечают на вопрос что? Это однокоренные слова. У
них
корень езд . Все слова имеют одинаковый состав: приставку, корень,
нулевое окончание).
-
Чем
отличаются
эти
слова? (В данных словах разные приставки.
Приставки в словах первого столбика оканчиваются на гласные, а в словах
второго столбика – на согласные)
-_После
каких
приставок
пишется
разделительный
твёрдый
знак?
(Твёрдый
знак
пишется
после
приставок,
которые
оканчиваются
на
твёрдые согласные.)
Учитель открывает запись:
- Съел, объявление, съёжился , предъюбилейный.
-
Обратите
внимание
-
твёрдый
знак
пишется
после
приставок,
оканчивающихся на согласные перед определёнными буквами. Назовите их.
(е, ё, ю, я)
2. - Понаблюдайте : перед какими буквами пишется разделительный Ь?
Осенью, бьёт, друзья, ручьи, счастье.
(е, ё, ю, я, и)
3. Один второклассник решил, что разделительный мягкий знак надо
писать
после
всех
мягких
согласных
перед
гласными,
а
разделительный
твёрдый знак – после всех твёрдых согласных перед гласными. Прав ли он?
_Найдите ошибки в ответе второклассника. (Разделительный мягкий
знак пишется перед буквами е, ё, ю,я,и; перед другими гласными не пишется.
Разделительный твёрдый знак пишется после приставок, оканчивающихся
на согласную, перед гласными е, ё, ю, я.)
4.Работа по учебнику с. 49
А теперь сравните наш вывод с выводом в учебнике. Прочитайте
«Узелки на память».
5. Работа с диском «Электронное приложение к учебнику Климановой
Л.Ф., Бабушкиной Т.В. Русский язык»
V.Физминутка
VI . Cоставление алгоритма
Упр. 74 (с. 49)
- Назовите слова с разделительным твёрдым и с разделительным
мягким знаком.
-Какие
особенности
есть
в
звуковом
составе
этих
слов. (После
согласного звука перед гласным произносится звук Й).
-А
теперь
давайте
с
вами
попробуем
составить
алгоритм
,
какой
разделительный знак писать в слове.
Памятка.
1.Слушаем, как звучит слово.
2. Находим звук [й] после согласных перед гласными.
3. Находим корень или приставку, если она есть.
4. После приставки, которая оканчивается на согласную букву, перед
буквами Е, Ё, Ю, Я пишется разделительный твердый знак, в остальных
случаях разделительный мягкий знак.
VII. Развитие умений – применение знания.
1.Работа с учебником. с.49 упр. 75.
-Выпишите сначала слова с разделительным твёрдым знаком, а затем с
разделительным мягким знаком.
2. Взаимопроверка выполненной работы.
3.Рабочая тетрадь с.49
а) Упражнение 80. Читают задание и самостоятельно составляют план.
- прочитаем пословицы
- сравним слова с пропущенными буквами
- объясним, какие буквы будем вставлять
-
разберём
их
по
составу,
чтобы
доказать
правильность
выбора
орфограммы.
4. Самостоятельная работа
Выполнение и проверка
б)
Закрепление
умения
употреблять
разделительные
Ь
и
Ъ
знаки
-фронтально
Составление
словосочетаний
со
словами
с
изучаемой
орфограммой ( рабочая тетрадь, упр.82);
Определение орфограммы в словах (рабочая тетрадь, упр.84).
5. Работа по карточкам.
Подчеркните слова с ошибками. Исправьте их.
Вьюга, съехали, съел, подезд, заявление, здоровъе, варенье, обезьяна.
счасте, въюн.
(Взаимопроверка)
IX. Домашнее задание
Правило в учебнике с.49, рабочая тетрадь с.50 упр.83
X. Итог урока. Рефлексия
-