Напоминание

Историко-культурное наследие Северного Кавказа


Автор: Карнаушенко Александр Иванович
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МКОУ ООШ №21
Населённый пункт: ст. Новоекатериновская Кочубеевского района Ставропольского края
Наименование материала: исследовательская работа
Тема: Историко-культурное наследие Северного Кавказа
Раздел: полное образование





Назад




Актуальность исследования.

Приступая к исследованию историко-культурного пространства

Северного Кавказа, в первую очередь необходимо отметить тот факт, что на

сегодняшний день одним из приоритетных направлений развития России в

области науке являются проблемы локальной истории.

По мнению Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия

Анатольевича Медведева: «Северный Кавказ – абсолютно уникальная, с

точки зрения культурного и национального многообразия, часть России».

В этой связи, является очевидным, то, что изучение данной темы

немаловажно для обеспечения стабильности эффективного развития

поликультурного регионального социума.

В историко-культурном пространстве России, Северный Кавказ всегда

занимал особое место, конторе объясняется рядом географических и

природных факторов. К ним относятся: миграция народов, многочисленные

завоевательные и междоусобные войны. В формировании особого социо -

культурного мира Северного Кавказа, так же сыграли свою роль

благоприятные климатические условия, возможность автономного

существования высоко в горах, изобилие природных ресурсов.

Данный регион, на сегодняшний день, является многонациональной,

многконфессиональной, поликультурной областью. Здесь сосредоточено

более 50 национальностей, в то время, как во всей Российской Федерации, их

насчитывается чуть более 100. Многообразие религиозных исповеданий в

нашем регионе имеет широкий диапазон – от различных форм языческих

верований, до буддизма, ислама и христианства, включая всевозможные

разновидности ислама.

Северный Кавказ являлся и является стратегически важным регионом для

России – это не только естественный географический рубеж между Европой

и Азиатским, Ближневосточным регионами, древнейшая транспортная

артерия (Малый шелковый путь, дорога пряностей и благовоний),

связывающая два континента, но и источник стратегических природных

энергетических ресурсов – нефти и газа. И, наконец, Кавказ - это стык двух

цивилизаций – западной (христианской) и мусульманской, двух мировых

идеологий, декларирующих различные духовные ценности и миропорядок.

Со времени начала присоединения к России, в середине VI века, и по

сегодняшний день, Северокавказский регион, является сложным регионом.

Геополитические проблемы на Северном Кавказе стоят весьма остро.

Политическая стратегия и тактика постоянно совершенствуются.

Исследования в этой области проводятся как на региональном, так и на

федеральном уровне. Важнейшим же направлением в проводимой политике

на Северном Кавказе, остается ориентированность на особую специфику

многокомпонентности данной региональной культуры.

В этой связи, как отмечал профессор-этнолог В.А. Авксеньтьев, «важным

ресурсом реализации политической стратегии на Северном Кавказе является

определение содержания и значимости системообразующих факторов

современных региональных этнополитических отношений. Это:

геополитический, внутриполитический, экономический, культурный,

миграционный, демографический, конфессиональный психологический и др.

При сходстве содержания этих факторов они имеют собственное наполнение

в каждом субъекте Северного Кавказа.»

«Северный Кавказ сегодня - наиболее чувствительный «нервный узел»

России с решением социально-экономических проблем, которого связано

восстановление национальной безопасности, доступ к природным

богатствам. В XXI веке в связи со скачкообразным повышением роли

экономики в жизни отдельных стран и регионов, так и всего мирового

сообщества, значительным внутренним усложнением роли и реальной

глобализацией экономических процессов Северного Кавказа может

превратиться в один из крупнейших перевалочных пунктов на транзитных

путях Россия - Западная Европа - Ближний Восток, Средний Восток -

Северный Кавказ, - Закавказье.

«Собственное содержание стратегия и тактика политико-

административного управления имеет в Северокавказском регионе, где

национальная стратегия государства реализуется с учетом региональных

этнополитических и этнокультурных факторов.»

Таким образом, становится ясно, что данная проблема является

многофакторной и требует к себе комплексного подхода. Особенно важным в

разработке стратегии решений по данной проблеме, очевидно можно считать

культурологическое направление, дающее возможность ее системного

изучения, поскольку именно сосредоточенность многообразия

этнокультурных факторов является отличительной чертой Северокавказского

региона. Данная проблема требует поэтапного изучения ее основных

компонентов.

«В современной истории и культурологии сформировалось особое

направление – Квинтэссенциональная культурология, объектом исследования

которой являются культурологемы – достижения, составляющие «золотой

фонд» человеческой культуры – неиссякаемый и вечно обновляющийся

источник появления все новых культурных достижений.» Такой

субстанцией, по мнению автора, является творчество Велимира Хлебникова.

В данной работе основным направлением является выявление образов

пространства Северного Кавказа в творчестве Велимира Хлебникова. Для

этого необходимо провести исследование той части творчества писателя, в

которой нашло отражение (прямое или косвенное), историко-культурное

пространство Кавказа. Так же автор ставит задачу исследовать те

произведения Велимира Хлебникова, которые были им написаны

непосредственно во время его пребывания на Северном Кавказе.

Культурная и историческая составляющая Северокавказского региона

часто находила отражение в Русской и иностранной литературе. О Кавказе

писали: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.С. Грибоедов, В.И. Жуковский,

Л.Н. Толстой, А. Дюма – отец. В литературе, Кавказ был и остается местом

особенным. Это место сакральное, загадочное, место, исполненное

непонятной энергетики, где царят свои особые законы.

В искусстве «Серебряного века», культурное пространство Северного

Кавказа, вновь стало объектом повышенного интереса. О Кавказе пишет

В.В.Маяковский, переиздаются «кавказские» поэмы М.Ю. Лермонтова,

иллюстрации к которым пишет М.Врубель.

Велимир Хлебников являлся одной из центральных фигур в

интеллектуальной культуре «Серебряного века». Он был поэт, прозаик,

интеллектуал. Его творчество было во многом сопряжено с культурным

пространством Северного Кавказа. В приведенном в эпиграфе отрывке из

письма В. Хлебникова к В. Маяковскому выражено отношение Хлебникова к

Кавказу, как к месту соприкосновения двух культур – культуры России и

древней культуры Востока. Причем, сам Кавказ, возвышается, подобно

горному хребту («на грани России и Персии») или горному пику,

увенчанному чалмой.

Данная работа посвящена исследованию проблемы отражения

историко-культурного пространства Северного Кавказа в творчестве

Велимира Хлебникова. Он намного опередил свое время. Наверное, поэтому,

он был мало понят современниками, да и в наше время, его творчество нельзя

назвать доступным для понимания широкого круга читателей. Тем не менее,

его творчество оказало несомненное влияние на российскую культуру, не

только в области литературы, в музыкальном, изобразительном искусстве, но

и в науке.

В исследованиях последних лет, современные философы, культурологи,

антропологи, все чаще обращаются к пространственным характеристикам

культуры. Традиции исследований категории пространства прослеживаются в

философии культуры при анализе его соотношения с культурой.

В сфере гуманитарных наук образы географического пространства

разрабатываются в культурологии, антропологии и этнологии.

Моделированием географических образов в культуре сегодня занимается

развивающаяся быстрыми темпами культурная география. В рамках данной

дисциплины переосмысливается пространственное поле географии с позиций

взаимной обусловленности географического пространства и наполняющей

его культурной составляющей: мифологии, традиций ремесел и народных

промыслов, обычаев, культуры быта, которые естественным образом зависят

от природных и климатических условий. В терминологический аппарат

культурной географии вводятся такие категории, как культурный ландшафт,

предусматривающие не столько пространственно-территориальный анализ,

сколько пространственно-культурологический, что говорит о тенденции

«приобщения» естественнонаучных исследователей к проблемному полю

культуры, поскольку, географическое пространство лишь тогда становится

пространством культуры, когда наполняется культурными смыслами. А

культурные смыслы это не только мифопоэтическое народное творчество, но

и память об исторических событиях, и о выдающихся личностях,

запечатленная, так или иначе, в пространстве культуры: в виде сказаний,

легенд, памятников, топонимов, литературных произведений, научных

исследований.

Объект исследования – Историко-культурное пространство Северного

Кавказа, находящееся на стыке культур Востока и Запада, освященное

многовековой историей и мифологией.

Предмет исследования – Произведения Велимира Хлебникова, в которых

нашли отражение образы культурного пространства Северного Кавказа.

Цель исследования – Изучить культурное пространство Северного

Кавказа через призму произведений Велимира Хлебникова.

Задачи:

- выявление истоков формирования творчества Велимира Хлебникова в

контексте культуры «Серебряного века»;

- выявления основных этапов творчества Велимира Хлебникова,

хронологически совпадающих с его посещениями Северного Кавказа;

- изучение и анализ произведений Велимира Хлебникова разных периодов

творчества и выявление в нем образов культурного пространства Северного

Кавказа;

- выявление смысловых значений образов культурного пространства Кавказа,

которыми наделяет их Хлебников;

- обоснование информационной значимости данных произведений для

современной социокультурной ситуации на Северном Кавказе.

Методы исследования:

В качестве методологического основания исследования был избран

комплексный методологический подход. Метод системного анализа, позволил

рассмотреть интересующую нас тематику с различных точек зрения и в

комплексе – проследить ее как в произведениях поэта, так и в

библиографических материалах, а так же – сопоставить с научными

исследованиями в интересующих нас областях: в современных теориях

географического детерминизма, в области синергетических исследований, в

области литературоведческих исследований творчества Велимира

Хлебникова. Применение биографического метода, в сочетании с

аналитическим и историческим методами позволил на основе фактов из

биографии Велимира Хлебникова, выделить и проанализировать основные

этапы в его творческой биографии. Анализ библиографических данных,

позволил составить картину проводившихся ранее исследований,

посвященных интересующей на тематике. Выявить в произведениях

Велимира Хлебникова и в материалах его переписки, а так же – в

воспоминаниях о нем его современников, отображение интересующей нас

тематики позволяет лингвистический подход. Аксиологический анализ,

предложенный академиком Лаппо-Данилевским для исторических

исследований, в данном случае, позволил выявить ценностные ориентиры

Велимира Хлебникова, отраженные в его творчестве. Метод типологизации,

позволил в данном случае систематизировать произведения по интересующей

нас тематике. Пространственные категории и методология их исследований

рассматривались, в частности, П.Бурдье, М.Фуко, П. Флоренским. Изучение

проблематики бытия и времени в трудах М.Хайдеггера так же связано с

осмыслением пространственных образов. Использование методологии

исследований пространственных категорий дало возможность рассмотреть в

творчестве Велимира Хлебникова отображение образов культурного

пространства Северного Кавказа с культурологических позиций.

Источниковая база исследования многообразна и включают в себя

несколько групп.

В первую группу включены публицистические произведения Велимира

Хлебникова, в которых нашли отражение изыскания автора в области

числовых закономерностей исторического процесса и поиска «чистых

смыслов» в языке - «Наша основа», «Художники мира!»

Публицистические произведения, в которых Велимир Хлебников,

анализируя мировую историю, пытается прогнозировать будущее всего

человечества – «Труба марсиан», «Всем! Всем! Всем!»

Публицистические произведения, написанные в последний «кавказский»

период творчества поэта, в которых рассматривается картина бедствий,

порожденных войной и разрухой, отражаются призывы помочь голодающим

- стихотворения, выходившие в виде листовок КАВРОСТА – «Голод»,

«Трубите, кричите, несите!»

Статья «О памятниках», в которой предлагается установить памятник

Прометею на горе Казбек.

Проза Велимира Хлебникова, в которой отображается образ культурного

пространства Кавказа – «Суровая прелесть гор», «Ветка вербы».

Прозаические произведения, задуманные и частично написанные

непосредственно во время пребывания поэта на Кавказе – «Доски судьбы»,

«Слово о числе и наоборот».

Вторая группа источников включает в себя стихотворные произведения

разных периодов творчества, посвященные Кавказу: «Вам», «Горные чары»,

«Цыгане звезд», «На родине красивой смерти – Машуке…», «Перед закатом в

Кисловодск…», «Сегодня Машук, как борзая…», поэма «Шествие осеней

Пятигорска».

Стихотворения, в которых отображается образ Кавказа -

«А я…», «Ветер – пение…».

Стихотворные произведения, отображающие творческие поиски

Хлебникова в области чисел и пространственных образов элементов языка –

«Числа», «Слово о Эль», «Трижды Вэ, трижды Эм…».

Сверхповесть «Зангези», поэма «РАЗИН. Заклятье двойным течением

речи», «Одинокий лицедей» - стихотворные произведения, задуманные и

частично написанные во время пребывания поэта на Кавказе и являющиеся

одними из центральных произведений в его творчестве.

В качестве источников третьей группы исследования были использованы,

главным образом, опубликованные исследования творчества Хлебникова,

которые явились частью выходивших в нашей стране изданий его

произведений. Использованные в качестве источников издания, содержат в

себе, так же, материалы переписки Хлебникова, и воспоминаний о нем

современников поэта.

Первое собрание сочинений Велимира Хлебникова в 5 томах было издано

в период с 1928 по 1933 год. В них вошли поэмы, стихотворения,

драматургия, проза, статьи, письма и записные книжки поэта. Это издание

дает хорошее представление о творчестве Велимира Хлебникова. До

недавнего времени оно оставалось единственным собранием его сочинений.

В последующие годы, стараниями одного из авторов первого издания,

Николая Степанова, удалось издать сборники произведений поэта в самые

тяжелые для русской культуры годы: том «Избранного» вышел в 1936 году,

том стихотворений и поэм в Малой серии «Библиотеки поэта» – в 1940г.

Практически одновременно с пятитомным изданием Степанова стали

выходить маленькие сборники «Неизданного Хлебникова». Каждый выпуск

состоял из пятнадцати - двадцати страниц и был напечатан тиражом от

пятидесяти до ста экземпляров. Почти для каждого выпуска текст был

написан от руки и затем воспроизведен на стеклографе. В выходных данных

указывалось, что издание осуществляет «Группа друзей Хлебникова». На

самом деле и замысел, и его воплощение почти целиком принадлежали

Алексею Крученых. Этими книжечками он продолжал традицию

футуристических литографированных изданий 1910-х годов. Всего Крученых

издал тридцать выпусков. Некоторые из них были даже не

стеклографированы, а напечатаны на машинке в нескольких экземплярах.

Последняя такая брошюрка вышла в 1935-м.

В 1940 году Теодор Гриц и Николай Харджиев, выпустили том

«Неизданных произведений» Хлебникова. Это издание было подготовлено

более тщательно, чем издание Степанова, однако оно охватывало лишь

ничтожно малую часть хлебниковского наследия.

В 1940– 1970-е годы отдельными книгами стихи Велимира Хлебникова не

выходили. Лишь в 1960-м вторым изданием вышел том в Малой серии

«Библиотеки поэта», да в антологиях и учебниках литературы появлялись

стихотворения «Заклятие смехом» и «Бобэоби» – как пример буржуазного,

упаднического искусства.

В 1985 году отмечалось столетие со дня рождения поэта, и к этой дате

был приурочен выход нескольких новых книг. Стараниями В. П. Григорьева и

А. Е. Парниса был издан большой том «Творений» Хлебникова, куда вошли

почти все основные произведения поэта. Несколько сборников в Москве,

Волгограде и Элисте в 1980-е годы издал Р. В. Дуганов. Тогда же он начал

готовить новое собрание сочинений Хлебникова, но, к сожалению, не дожил

до выхода в свет этого издания. В 1998-м Дуганов безвременно скончался.

Работу над новым собранием продолжил Е. Р. Арензон. К настоящему

времени издание почти завершено (вышло уже пять томов и первый полутом

шестого).

В 1990-е годы интерес к Велимиру Хлебникову необычайно возрос. С

появлением в России частных издательств его стихи стали издаваться во

многих городах.

Кроме того, были использованы монографии и воспоминания о Велимире

Хлебникове.

Последнюю группу составляют теоретические труды, посвященные

исследованию творчества Велимира Хлебникова.

В качестве источников дополнительно использовались архивные

материалы, фотоматериалы, включающие портреты и фотографии Велимира

Хлебникова, фрагменты рукописей, иллюстрации к произведениям разных

периодов его творчества.

Историография исследования выделяет две группы литературы.

В первую группу входят труды, посвященные исследованиям

географического пространства культуры.

Предметом научного интереса географическое пространство культуры

становится к концу XIX века. Однако необходимо отметить, что

пространственные характеристики культуры не являлись специальным

предметом исследования в классической философии культуры.

Согласно географическому детерминизму, определяющее значение в

историческом развитии культур играют природные условия. Теоретически

такое понимание историко-культурного процесса оформилось у Ш.

Монтескье. По его мнению, культурное развитие и даже форма

государственного управления зависят от климата, плодородия почвы и других

естественно-природных факторов. В XIX - начале XX в. концепцию

географического детерминизма разрабатывали Г. Бокль, Ф.Ратцель, Л. И.

Мечников, Г.В.Плеханов. В первой половине XX в. в науках о культуре

доминировал поссибилизм, рассматривающий природную среду в качестве

пассивного фундамента, на котором могут возникать и развиваться различные

виды человеческих обществ. Природная среда играет лишь ограничивающую

роль - она признается существенным фактором в объяснении, почему

некоторые явления культуры отсутствуют, но не объясняет, почему они

встречаются.

Влияние окружающей природы на восприятие, понимание отмечал еще

русский историк В. О. Ключевский. Он видел в среднерусском ландшафте

источник своеобразия русского национального характера. Вслед за

Ключевским эту идею развивал Н. А. Бердяев, который отмечал, что в душе

русского народа «остался сильный природный элемент, связанный с

необъятностью русской земли, безграничностью русской равнины».

В XIX в. теории, рассматривавшие природно-ландшафтные особенности

культуры в качестве источника своеобразия духа народа, были популярны не

только в России.

Гипотеза о связи особенностей восприятия, познания, мышления со

спецификой природного окружения стала центральным положением, вокруг

которого в 60-е годы XX в. концентрировались исследования проекта

«Культура и экология». Его активными участниками были американские

антропологи Г. Барри, И.Чайлд, М. Бэкон, Р. Эдгертон, Р. Болтон, X. Виткин.

Особо необходимо отметить вклад в разработку проблемы Дж. и Б.

Уайтингов. В России, в этом направлении работал академик Д.С.Лихачев.

Вторая группа включает в себя историографию исследований творчества

Велимира Хлебникова.

Наука о Велимире Хлебникове существует уже около восьмидесяти лет.

Первая работа о нем – монографическое исследование, была написана

выдающимся филологом Р.О.Якобсоном еще при жизни поэта, в 1919 году.

Впервые сборник произведений Хлебникова в трех томах было решено

издать в Кабинете современной поэзии при Государственном институте

истории искусств в Ленинграде. Руководил этой работой писатель и историк

литературы Юрий Тынянов совместно с литературоведом Николаем

Степановым. Помощь в этой работе им оказывали многие друзья Велимира

Хлебникова, у которых оставались его рукописи, в частности – художник

Петр Митурич у которого сохранилось много рукописей и материалов

переписки поэта. Совместными усилиями в 1928 году вышел первый том уже

не трехтомного, а пятитомного собрания произведений. Вступительную

статью к нему написал Ю.Тынянов. Эта статья до сих пор не утратила своей

научной ценности и остается основополагающей в хлебниковедении.

Дальнейшая работа – собирательская, текстологическая, редакторская,

организационная – осуществлялась практически полностью Степановым.

В 30-е годы, интерес к исследованиям творчества В. Хлебникова был

связан, главным образом с тем, что в эти годы «лучшим и талантливейшим

поэтом эпохи» был объявлен В.В.Маяковский. Поскольку же игнорировать

роль Велимира Хлебникова и футуризма в творческой биографии В.В.

Маяковского было невозможно, то произведения и исследования творчества

В. Хлебникова приходилось «подверстывать» под соцреализм, партийность и

народность.

В 1940 году, стараниями Н.И. Харджиева и Т.С. Грица, подготовлены к

изданию и выпущены «Неизданные произведения» Хлебникова. Это издание

было подготовлено более тщательно, чем издание Степанова, было снабжено

статьями и комментариями составителей.

В 70-х – начале 80-х годов XX века, интерес к Велимиру Хлебникову

возрастает. В эти годы, серьезными изысканиями в хлебниковедении уже

занимались В.П.Григорьев, А.Е. Парнис, Р.В.Дуганов, которые выявили

много новых фактов творческой биографии поэта.

Аспекты исследования культурного пространства становятся предметом

исследования в работах историков философов и культурологов А.В.Бабаевой,

В.Л Кургузова, А.Н Быстровой.

Так же, в последнее время, культурное пространство становится

предметом научного интереса специалистов-гуманитариев, в частности, в

филологических науках, например, в работах М.Ю. Лотмана, В.Я. Проппа,

М.М. Бахтина.

В изучении творчества Велимира Хлебникова, анализу отображения

образов культурного пространства, много посвятил известный исследователь

его творчества Р.В.Дуганов. Эта же тема присутствует у Ф.И.Гримберга. Об

этом же пишут А.В Гарбуз, В.А.Зарецкий.

О соотнесенности некоторых идей Велимира Хлебникова с направлениями

в современной науке пишут сегодня В.П.Григорьев, К.А.Кедров, Н.Н.Пунин,

З.С.Паперный, В.П.Кузьменко, А.Е Кулинкович.

В начале XX века, весь Северный Кавказ было принято называть

Дагестаном (страна гор: даг, в переводе с тюркского – гора). Время

пребывания здесь - наиболее короткий и наиболее плодотворный период в

жизни Хлебникова. Р.В.Дуганов, в частности сравнивает кавказский период

творчества Хлебникова с «Болдинской осенью» Пушкина.

В конце 1980-х и в 1990-е годы были опубликованы многочисленные

воспоминания друзей и современников Хлебникова. Так, вышли написанные

еще в 1930-е годы «Фрагменты из воспоминаний футуриста» Д. Бурлюка,

мемуары А. Крученых «Наш выход». Ранее были опубликованы

воспоминания В. Каменского «Путь энтузиаста», Б. Лившица

«Полутораглазый стрелец». Много новых фактов творческой биографии

поэта выявили А. Е. Парнис, Р. В. Дуганов, другие исследователи в числе

которых такие известные современные «велимироведы», как: Р. Вроон, А. Т.

Никитаев, Н. Н. Перцова. Исследования биографии и творчества Велимира

Хлебникова продолжаются в Астрахани в Доме – музее Хлебникова. В

Астрахани, на родине поэта, регулярно проводятся Международные

Хлебниковские чтения. Там же учреждена Литературная премия имени В.

Хлебникова. Хлебниковское общество, созданное еще в 1980-е годы,

выпускает «Вестник Общества Велимира Хлебникова». Поэтические встречи

и вечера регулярно проходят в Доме-музее В. Хлебникова в Астрахани. Там

же, стараниями директора музея А. А. Мамаева выходит газета

«Хлебниковская веранда».

В 2000 году в Москве, в издательстве «Языки русской культуры», вышел

сборник статей, посвященных исследованиям творчества Велимира

Хлебникова и его биографии. В него вошли воспоминания современников,

биографические статьи, современные научные статьи, посвященные его

творчеству.

Публикация произведений В.Хлебникова и исследований его

творчества в нашей стране осуществлялась неоднородно.

С 1940 по 1970

годы, В.Хлебников практически не издавался, поскольку по идеологическим

соображениям, искусство авангарда признавалось «чуждым» идеям

социалистического реализма, считалось упадническим. Несмотря на то что

официального запрета на публикацию произведений Хлебникова не было,

они оказались почти недоступными целому поколению читателей.

В последнее время, интерес к творчеству Велимира Хлебникова вырос и

не только в литературной, но и в научной среде в целом. К его творчеству

обращается в частности, академик С.П.Капица, привлекая интерес к

творчеству Хлебникова и других ученых. К примеру, на заседании

«Никитского клуба», приуроченного к 120-ти летию со дня рождения поэта,

выступали такие видные исследователи творчества Хлебникова, как

Е.Р.Арензон, а так же – исследователи самых различных научных

направлений: философ и писатель В.К.Кантор, политологи Д.В.Драгунский и

И.Е.Дискин, профессор экономического факультета МГУ В.Л.Тамбовцев,

академик Р.М.Энтов, А.Г.Вишневский, А.Н.Привалов. Проводятся

конференции и семинары, в которых освящаются исследования

В.Хлебниковым числовых закономерностей, космических циклов.

Международные семинары «Циклы», которые проводились и в Ставрополе на

базе СГТУ 1998 – 2006г.г.

Творчество Хлебникова изучается литературоведами не только в России,

но и в других странах. Конференции, посвященные творчеству

«будетлянина», проходили и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в Хельсинки,

и в Стокгольме, и в Амстердаме

Научная новизна исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что в данной работе,

творчество Велимира Хлебникова рассматривается с позиций значимости в

нем культурной составляющей географического пространства Кавказа.

Велимир Хлебников, в данной работе рассматривается, как культуролог,

обосновавший уникальность культурного пространства Северного Кавказа,

как специфическую форму бытия культуры. Его произведения

рассматриваются, как историко-культурный текст. До сих пор, творчество

Велимира Хлебникова в этой взаимосвязи практически не рассматривалось.

Один из известнейших исследователей творчества поэта, Р.В. Дуганов,

отмечал лишь, что «кавказский период» - 1921 г, когда В.Хлебников жил в

Железноводске и Пятигорске – является наиболее плодотворным в творчестве

поэта, но его исследования не были посвящены непосредственно

отображению «Кавказской» тематики в произведениях В.Хлебникова.

Практическая значимость исследования.

Обусловлена потребностями региона. В произведениях Велимира

Хлебникова, созданных во время его пребывания на Северном Кавказе,

отражены практически все основные направления его творчества. Сам

Велимир Хлебников неоднократно указывает и в своих произведениях и в

переписке, что некоторые из основных своих творческих находок он обрел

именно во время пребывания на Кавказе. В произведениях, посвященных

непосредственно Кавказу, Велимир Хлебников дает картину возможного

гармоничного сосуществования и взаимопонимания человека с миром

природы, сочетания природного, духовного и интеллектуального начал в

мироздании.

Выводы, полученные в результате проведенного исследования, могут быть

использованы в изучении проблем Северного Кавказа, как одной из

составляющих культурного пространства России. Мифологизированное и

поэтизированное описание Велимиром Хлебниковым культурного

пространства Северного Кавказа дает возможность осмысления

сосуществования множества разноплановых культурных составляющих этого

региона. Все это может быть использовано в разработке идеологических

концепций в стратегической политике нашего сложного поликультурного,

многонационального, многоконфессионального региона в контексте

региональной политики России.

Материал данной работы может быть использован в разработке

инновационных учебных курсов СГУ по направлению « Безопасность и

противостояние терроризму».

Кроме того, материалы данной работы могут использоваться как

дополнительная литература в школах: в новом курсе «Основы Мировой

художественной культуры», на уроках литературы, при изучении искусства

«Серебряного века», а так же – на занятиях по краеведению при изучении

Кавказского региона.

Велимир Хлебников являлся одной из центральных фигур Русского

авангарда «Серебряного века». Он родился на стыке веков и жил на сломе

эпох, когда весь мир грезил предвидением и предвкушением кардинальных

перемен. С приходом великих научных достижений, человек возомнил себя

равным богам и жаждал их свержения и переустройства мира, согласно

собственным представлениям о том, каким должен быть этот мир.

Велимир Хлебников, избрал литературное творчество, как способ познания

мира и распространения научных знаний. Многие его произведения, по своей

сути, являются научными трудами, изложенными в предельно сжатой,

концентрированной форме и имеющими вид литературного произведения.

Его идеи всегда шли в русле современной ему науки, во многом даже

опережая ее. Некоторые из его идей, так же близки современной синергетике.

Культурное пространство Северного Кавказа, является феноменальным

явлением в культурном пространстве России. Это пространство соединения

и сосуществования культур Востока и Запада. Оно носит на себе следы

воздействия различных культур, которые на протяжении всей истории

постоянно взаимодействовали друг с другом. Исторически так сложилось,

что на территории Северного Кавказа проходили торговые пути,

соединяющие между собой Запад и Восток; кроме того, Северный Кавказ

являлся местом постоянной миграции народов как с Востока на Запад, так и с

Запада на Восток, а так же – с Юга и с Севера. Следы былых культурных

влияний в этом регионе неизменно присутствуют, сохранившись в языке, в

топонимике, ономастике, в мифологии, в культуре быта и других культурных

феноменах, и по ним возможно изучение части общей истории культуры

человечества. Уникальность культурного пространства Северного Кавказа в

понимании Велимира Хлебникова, состоит как раз в этом. Может быть

именно поэтому, Хлебников, находясь на Кавказе, каждый раз получал такой

мощный творческий импульс.

Важной чертой, характеризующей культурное пространство Северного

Кавказа в творчестве Велимира Хлебникова, является гармоничность

сосуществования человека и природы. Жители гор, в описании Велимира

Хлебникова, слиты с окружающей их природой неразрывно, не стремясь

переделать ее или подчинить себе. Сама природа Северного Кавказа, в

понимании Велимира Хлебникова, одухотворена: стихии, царящие здесь,

живут своей особенной жизнью, стремясь войти в диалог с человеком,

открывая ему тайны, достойные посвященных, такие, как тайна чисел,

открывшаяся здесь самому Хлебникову.

В понимании Велимира Хлебникова, культурное пространство Северного

Кавказа, наполнено историей величайших событий, проходивших здесь на

протяжении веков, и освящено пребыванием исторических личностей,

оставивших свой след в мировой истории. Это пространство в картине

мировой культуры, отождествляется с личностями Прометея, Александра

Македонского, Чингисхана, Тамерлана, Иоанна Грозного, патриарха

Юстиниана, Пушкина, Лермонтова, Льва Толстого, Грибоедова. Для нас же,

культурное пространство Северного Кавказа, будет еще связано с личностью

и творчеством Велимира Хлебникова.

С культурологической точки зрения, творчество Велимира Хлебникова,

посвященное осмыслению культурного пространства Северного Кавказа,

можно считать опытом системного, синергетического подхода в

культурологии, поскольку синергетика - область научных знаний,

находящаяся на стыке естественных и гуманитарных наук, как раз

рассматривает бытие человечества и пути дальнейшего технологического и

социального прогресса в контексте культуры. Одно из последних учений в

синергетике – учение о коэволюции, сформулированное академиком

Н.Н.Моисеевым – учение о совместном развитии природы и человека,

призывающее к снижению антропогенной нагрузки на биосферу, к разумному

использованию природных ресурсов, к гармоничному сосуществованию

природы и человека. В условиях глобального экологического кризиса,

грозящего перейти в экологическую катастрофу – необратимое разрушение

биосферы, решить эти задачи только лишь при помощи современных

технических достижений человечества невозможно. В помощь техническому

прогрессу необходим прогресс культурный. В первую очередь – это

преодоление межкультурной, межконфессиональной и межэтнической

разобщенности, построение общества, основанного на принципах

равнозначности культур, народов и конфессий. Об этом же писал еще в

начале XX века Велимир Хлебников, путешествуя по Северному Кавказу.

Основные принципы построения общества будущего, были им

сформулированы именно здесь, и главным из них является принцип

межкультурного взаимодействия, базирующийся на взаимопонимании и

взаимоуважении. Без построения такого общества, дальнейший позитивный

прогресс человечества невозможен, возможен только путь, ведущий к

уничтожению всего живого на планете и к гибели самого человечества. В

произведениях, написанных на Кавказе, он много раз подчеркивает и

обосновывает свои мысли о том, что человек являлся лишь частичкой общего

организма вселенной, а никак не царем природы. Он видел природу гораздо

более одухотворенной и исполненной глубочайшего смысла, и человеку еще

только предстоит постичь ее тайны, ее законы, ее ритмы, ее язык, чтобы

занять достойное место в этой гармоничной системе.



В раздел образования