Напоминание

Воспитание любви и бережного отношения к природе родного края


Автор: Бессонова Ольга Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: детский сад "Золотой ключик"
Населённый пункт: г.Ленск РС(Я)
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание любви и бережного отношения к природе родного края
Раздел: дошкольное образование





Назад




Воспитание любви бережного отношения к природе родного края

Бессонова Ольга Витальевна

Воспитатель, детского сада «Золотой ключик» - филиала АН ДОО «Алмазик»

г. Ленска, РС (Я).

«Мы хозяева нашей природы,

и она для нас - кладовая солнца

с великими сокровищами

Мало того, что сокровища эти

охранять, - их надо открывать

и показывать».

М.Пришвин

Все мы дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно

учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не

разрушительной частью мира. Все начинается с детства, когда сердце ребенка открыто для

добра. Это грамотная длительная работа взрослых и постоянная работа ума, сердца и рук

детей. Природа постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь. Малыш

начинает знакомиться с нею еще до того, как произнесет первые слова, сделает первые

самостоятельные шаги, откроет первую книгу. Он сосредоточенно рассматривает игрушки,

изображающие петушка, рыбку, цветок, забавного лягушонка. На прогулке внимательно

следит, как ветер раскачивает ветки деревьев, провожает взглядом летящую в небе птицу.

У

ребенка

рано

появляется

стремление

к

активному

познанию

природы.

Она

притягательна для него благодаря своему красочному миру, который дает малышу много

ярких впечатлений, вызывает радостные переживания. Ознакомление дошкольников с

родной природой - первые шаги в познании родного края, воспитания любви к Родине.

Понятие Родины связано с конкретными представлениями о том, что ребенку дорого и

близко - с любовью к родителям. Своему дому, природе, окружающей его. Умение видеть

и понимать состояние живого существа - тонкое движение души, зависящее от интереса к

растению или животному, от степени развития наблюдательности, нравственных чувств с

этого

начинается

ответственность

за

все

живое.

Выдающиеся

педагоги

всех

времен

придавали огромное значение общению детей с природой. В этом они видели средство

всестороннего

развития.

Природа

окружает

ребенка

с

ранних

лет.

И.Г.

Песталоцци

отмечал, что это источник, благодаря которому ум поднимается от смутных чувственных

восприятий к четким понятиям. Он писал: «С самых ранних этапов развития надо вести

ребенка во все многообразие окружающей его природы». К.Д. Ушинский считал логику

природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Многие советские педагоги

обращали внимание на необходимость открыть ребенку книгу природы как можно раньше,

чтобы каждый день приносил что-то новое, «чтобы каждый шаг был путешествием к

истокам - к чудесной красоте природы». (В.А. Сухомлинский). Сухомлинский писал о том,

что человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков,

плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой

природы. Таким образом, впечатления о родной природе, полученные в детстве оставляют

неизгладимый след в душе ребенка, а иногда определяют интересы и симпатии человека

на всю жизнь.

Одна из главных задач, стоящих перед педагогами, - воспитать любовь к Родине, а

значит, и бережное отношение к родной природе. Достичь этого можно в том случае, если

знакомить ребёнка с её тайнами, показывать интересное, учить наслаждаться запахом трав,

красотой цветка, пейзажами родных мест. Восприятие природы помогает развивать такие

качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко

всему живому.

В период дошкольного детства ребёнок открывает мир природы. Поддерживая

естественный интерес дошкольников ко всему живому, педагог даёт детям представления

о природе, учит понимать её, вызывает желание заботиться о растениях и животных,

воспитывает

способность

любоваться

красотой

природного

мира.

Родная

природа

представляет собой широкое поле для наблюдений, для обогащения знаний и опыта

ребёнка.

Сознание

дошкольника

обогащается

запасом

конкретных

представлений

о

предметах и явлениях, которые уже сложились у дошкольников в процессе деятельности в

природе и развивается в процессе непосредственного общения с ней. Воспитание любви к

природе немыслимо без чувства восхищения ею. Успех воспитателя зависит от умения

направить взгляд ребёнка на красоту природы, помочь увидеть её, услышать. Восхищение

красотой родной природы необходимо и взрослым, и детям, как пища для души, а порой и

как лекарство. Поэтому, стремясь воспитывать детей как хранителей природы, мы должны

прежде всего помочь им научиться в раннем детстве испытывать восторг, восхищаться

природой. Ведь природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на его

чувства

своей

яркостью,

многообразием,

динамичностью.

Ребёнку

кажется,

что

он

первооткрыватель,

что

он

первый

услышал

крики

птиц,

увидел,

что

снег-это

много

красивых

снежинок.

Так

впервые

дети

воспринимают

природу,

тянутся

к

ней,

она

возбуждает их любознательность. Впечатления от родной природы, полученные в детстве,

запомнятся на всю жизнь, и будут влиять на отношение человека к природе, Родине.

Красота и многообразие природы влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у

них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать. Наблюдая за яркими,

красочными явлениями, дети хотят постичь их, задают вопросы и постепенно подходят к

их пониманию. Это создаёт благоприятные условия для развития логического мышления,

речи.

Описывая

тот

или

иной

объект

природы,

ребёнок

учиться

определять

своё

отношение

к

природе,

передавать

его

в

рисунках,

рассказах.

Встречи

с

природой

возбуждают

фантазию,

способствуют

развитию

речевого,

изобразительного,

игрового

творчества, развивается память.

Ознакомление

дошкольников с природой – это

средство

образования

в

их

сознании

реалистических

знаний

об

окружающем

мире,

основанных

на

чувственном

опыте.

Эти

знания

необходимы

для

формирования

материалистического

миропонимания.

Отсутствие

у

детей

знаний,

неправильные

представления

часто

служат

причиной

недоброжелательного

отношения

детей

к

животным, растениям. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует

на психику детей, ожесточает их. Исправить имеющиеся неправильные представления

значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Поэтому важно, чтобы дети уже

в дошкольном возрасте получили верные сведения о природе. Для того, чтобы дети

правильно отображали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими

природы.

Без

приближения

детей

к

природе

и

широкого

использования

её

в

воспитательно-образовательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего

развития дошкольников – умственного, эстетического, нравственного.

У каждого из нас есть своя Родина, место, где мы родились и живем, знакомство с

которой начинается с детства, это самая близкая чувствам природа. Надо любить и ценить

ту красоту, особенно если это знакомые с детства любимые места родного края. Пожалуй,

самые сильные и волнующие воспоминания с детства - это воспоминание родных мест,

любимые тропинки, закоулки, то, что делает любовь к родному краю неизменной и такой

незабываемой.

Она

ближе

всего

к

ребенку.

Все

увиденное

и

услышанное

впервые

интересно и загадочно: как растут цветы и деревья? Откуда берутся листочки? Почему

шмель

такой

пушистый

и

что

он

делает

на

цветке?

Вопросам

нет

конца.

Какая

притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства. С годами наших знаний

о родном крае становится больше, но те радостные переживания от общения с природой

запоминаются на всю жизнь. Дети всегда и везде соприкасаются с природой. Зеленые леса

и луга, яркие цветы и бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья

снега, ручейки даже лужицы после летнего дождя - все это привлекает детей, радует их,

дает

богатую

пищу

для

их

развития.

Из

пристального

внимания

к

природе,

из

привязанности к месту детских игр возникает и развивается любовь к своему краю, к

своей природе, к родине, воспитывается чувство патриотизма. Окраска, форма и запах

цветов и плодов, пение птиц, журчание ручья, плеск воды, шелест травы, шуршание сухих

листьев, скрип снега под ногами - все это служит материалом для развития у детей

эстетического чувства, сенсорного восприятия. Приобретенное в детстве умение видеть и

слышать

природу

вызывает

у

детей

глубокий

интерес

к

ней,

расширяет

знания,

способствует формированию характера и интереса. В процессе ознакомления детей с

природой

осуществляется

нравственное,

физическое

и

умственное

воспитание.

В

нравственном развитии ребенка особое место занимает воспитание у него любви к родной

природе и бережного отношения ко всему живому. Прогулки и игры на свежем воздухе

развивают мышцы и укрепляют нервную систему. Детей необходимо учить простейшим

навыкам и приемам выращивания растений и ухода за животными. Важно, чтобы дети

получали радость от процесса и результата совместного труда. Я думаю, что основная

задача умственного воспитания детей в процессе ознакомления с природой родного края

состоит в том, чтобы дать детям знания о неживой природе, растениях, животных, связях

между

объектами

и

явлениями

природы,

развивать

познавательные

способности,

логическое

мышление,

внимание,

речь,

наблюдательность,

любознательность.

Разнообразный мир растений и животных пробуждают у ребят живой интерес к природе,

побуждает

их

к

деятельности,

обогащает

и

стимулирует

детское

художественное

творчество.

Любовь к окружающей природе всегда связана с любовью к родным местам – к

своему посёлку, городу, селу, где человек родился и живёт. Мы живем в Якутии - это край

вечной

мерзлоты,

северных

сияний,

долгой

зимы

и

короткого

лета.

«Дивный

край

завьюженной зимы». Так нежно, с любовью отзывался о Якутии поэт П. Федосеев. Когда-

то

по

заснеженным

просторам

нашей

родины

бродили

гигантские

предки

слонов

-

мохнатые мамонты, и первобытные охотники оглашали воздух своим боевым кличем.

Следы тех давних событий хранит замерзшая земля - земля Саха.

Якутия – земля необычайно живописных и удивительных мест, одно из тех редких

мест

на

планете,

где

сохранилась

первозданная

чистота

природы

и

удивительное

разнообразие флоры и фауны.

Это живописный край, леса, богатые растительным и

животным миром, прекрасные луга с разнотравьем. В краю протекает река Лена, богатая

разнообразной рыбой.

В своей работе я стараюсь углубить эти чувства у детей, помочь растущему

человеку

открыть

то,

что

ему

близко,

знакомо.

Уже

несколько

лет

приоритетное

направление моей работы – воспитание любви и бережного отношения к природе родного

края.

Эту тему провожу как на занятиях, так и в свободной деятельности детей: в

процессе наблюдений, ежедневных прогулок, экскурсий, походов, чтения художественной

и познавательной литературы и т.д. Есть своя особая красота и у поля, и у тихой лужицы,

оставшейся на глинистой дороге после сильного дождя, и у обычных растений, которые

растут под нашими ногами. Я учу детей видеть не только этот мир окружающей природы,

но и участвовать в её созидании. Работа в нашей группе ведется систематически. Она

отражается

в

планах

воспитательно-образовательной

работы

на

каждый

день:

планируются

занятия,

беседы

по

экологической

тематике,

прогулки,

наблюдения,

экскурсии, чтения сказок, рассказов, дидактические, сюжетно-ролевые и подвижные игры,

труд в природе. Чтобы дать ещё больше знаний детям и наполнить их головы интересным

содержанием проводятся различные опыты: с песком, воздухом, водой, со светом, с тенью,

с магнитом, камнями. Нами используются все методы ознакомления детей с природой:

наглядные, словесные, практические. Одним из важных условий является и правильная

организация развивающей среды.

Малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной

звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать –

все. Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства. Почему даже

уехав с родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в другом

городе, селе, он постоянно с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве своего

родного края. Мы точно знаем: это выражение глубокой привязанности и любви ко всему,

что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Природа очень рано входит в жизнь

малыша. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Погружаясь в мир природы,

впитывая его звуки, краски, наслаждаясь его гармонией, ребенок совершенствуется как

личность. Поэтому во все времена и у всех народов общение с природой, стремление

понять, познать ее законы всегда рождало желание сделать свой край еще прекраснее.

Ребёнок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край,

культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в

родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для

формирования любви к малой родине.

Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с

природой,

историей

и

культурой

своего

края,

воспитываем

к

нему

любовь

и

уважение.

Использованная література:

1.

Александрова, Е.Ю., Гордеева, Е.П., Постникова, М.П. Система патриотического

воспитания

в

ДОУ,

планирование,

педагогические

проекты,

разработки

тематических занятий и сценарии мероприятий [Текст]: учеб. пособие / Е. Ю.

Александрова, Е.П. Гордеева, М. П. Постникова - М.: Учитель, 2007. - 213 с.

2.

Кондрыкинская, Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому

воспитанию в ДОУ. [Текст]: учеб. пособие / Л.А. Кондрыкинская - М.: Сфера, 2011.

- 244 с.

3.

Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н., Маневцова Л.М., Терентьева Е.Ф.; под ред.

Маневцовой

Л.М.,

Саморуковой

П.Г.

Мир

природы

и

ребенок:

Методика

экологического воспитания дошкольников /. - СПб.: детство-пресс, 2003. - 319 с.

4.

Коломина

Н.В.

Воспитание

основ

экологической

культуры

в

детском

саду:

Сценарии занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 144 с

5.

Кондратьева Н.Н. и др «Мы» - Программа экологического образования детей /. -

СПб: Детство-пресс, 2003. - 240 с.

6.

Николавева С.Н. /Теория и методика экологического образования детей: Учеб.

пособие

для

студ.

высш.

пед.

учеб.

Заведений-

М.:

Издательский

центр

«Академия», 2002. - 336 с

7.

Николаева

С.Н.

Теория

и

методика

экологического

образования

детей:

Учеб.

пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр «Академия», 2002.

- 336

8.

Баранникова, О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в ДОУ: практическое

пособие [Текст]: учеб. пособие / О.Н. Банникова - М.: АРКТИ, 2007. - 547 с.

9.

Новицкая, М.Ю. Наследие: Патриотическое воспитание в детском саду [Текст]:

учеб. пособие / М. Ю. Новицкая. - М.: Линка - Пресс, 2010. - 200 с.



В раздел образования