Напоминание

"Управление качеством дополнительного образования в условиях Дома детского творчества"


Автор: Богиня Валентина Андреевна
Должность: педагог-библиотекарь
Учебное заведение: ГАПОУ "Агинский педагогический колледж им.Базара Ринчино"
Населённый пункт: п. Агинское Забайкальского края
Наименование материала: статья
Тема: "Управление качеством дополнительного образования в условиях Дома детского творчества"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Богиня Валентина Андреевна,

педагог-библиотекарь

ГАПОУ «Агинский педагогический колледж

им. Базара Ринчино»

Управление качеством дополнительного образования в условиях

Дома детского творчества

Проблема

качества

образования

является

одной

из

приоритетных

государственных

и

общественных

проблем.

Дополнительное

образование

наравне с другими видами образования подчиняется всем закономерностям

образовательного

процесса

и

нацелено

на

достижение

качественного

результата, за который несет ответственность в соответствии с п.7 ст.28 ФЗ

«Об

образовании

в

Российской

Федерации»

от

29.12.2012

273-ФЗ.

Взаимосвязь

образовательного

процесса

и

его

качества

в

учреждениях

дополнительного

образования

целесообразно

рассматривать

через

соотношение

понятий

«дополнительное

образование»

и

«качество

образования».

Дополнительное образования трактуется в качестве вида образования,

направленного

на

всестороннее

удовлетворение

образовательных

потребностей

человека

в

интеллектуальном,

духовно-нравственном,

физическом

и

(или)

профессиональном

совершенствовании

и

не

сопровождается повышением уровня образования

1

.

Дополнительное

образование

детей

и

взрослых

направлено

на

формирование

и

развитие

творческих

способностей

детей

и

взрослых,

удовлетворение

их

индивидуальных

потребностей

в

интеллектуальном,

нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры

Здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а так же на

организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей

обеспечивает

их

адаптацию

к

жизни

в

обществе,

профессиональную

1

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – М.: Издательство ОМЕГА-Л, 2016. – С.4

ориентацию,

а

так

же

выявление

и

поддержку

детей,

проявивших

выдающиеся способности.

Особенности

дополнительного

образования

детей

фундаментально

представлены в Федеральной целевой программе «Развитие дополнительного

образования детей в Российской Федерации до 2020 года».

Дополнительное

образование

не

является

обязательным,

но

осуществляется

на

основе

добровольного

выбора

детей

(семей)

в

соответствии с их интересами и способностями. В сравнении с институтами

основного

образования

система

дополнительного

образования

детей

потенциально обладает следующими преимуществами:

-

свобода выбора программы, режима ее освоения, смены программ и

организаций;

-

широкий набор видов деятельности (форм активности), позволяющий

осуществлять

выбор,

исходя

из

собственных

интересов

и

способностей;

-

ограниченная

регламентация

поведения

и

общения,

более

широкие

возможности для саморегулирования активности и самоорганизации

(индивидуальной

и

групповой),

для

проявления

инициативы,

индивидуальности и творчества;

-

гибкость (мобильность образовательных программ);

-

тесная связь с практикой (социальной, профессиональной);

-

возможности

для

приобретения

социального

опыта,

опыта

практической деятельности;

-

возможности

межвозрастного

взаимодействия

и

оформления

возрастных переходов.

Дополнительное образование детей не является унифицированным, оно

ориентировано не столько на удовлетворение общественной потребности в

подготовке нового поколения к участию в производстве и культурной жизни

страны, сколько на удовлетворение индивидуально-групповых потребностей,

которые

объективно

не

могут

быть

учтены

при

организации

массового

образования.

Понятие

«качество

образования»

в

самом

общем

смысле

означает

способность вещей, явлений, событий обладать своеобразием, отличаться от

всех других вещей, явлений, событий. И поэтому, теряя качество, объект

становится чем-то другим.

В

последнее

время

сфера

образования

представлена

как

сфера

специфических

услуг,

связанных

с

формированием

личности

человека,

воспроизводством

интеллектуальных

ресурсов,

передачи

ценностей

культуры. В соответствии с этим, к качеству образования можно подходить

как к качеству услуги. Качество образования рассматривается не только как

результат,

но

и

как

процесс,

обладающий

сложной

динамикой

развития,

обусловленной как изменениями деятельности образовательных учреждений

и

самой

личности,

так

и

трансформацией

окружающей

их

социальной,

экономической, технологической и политической среды.

Анализ

определений,

предложенных

отечественными

педагогами,

позволил установить, что субъектами образовательного процесса являются

две

взаимосвязанные

стороны

тот,

кто

осуществляет

образовательную

деятельность

(педагог),

и

тот,

на

кого

направлена

образовательная

деятельность (обучающийся). Основополагающим условием эффективного

образовательного

процесса

в

учреждении

дополнительного

образования

можно

считать

коллективную

жизнедеятельность.

Данное

явление

мы

определили в качестве совокупности процессов функционирования детско-

взрослого коллектива, в процессе которого удовлетворяются потребности

индивидов,

групп

и

всего

воспитательного

сообщества

за

счет

внутриколлективного

взаимодействия

и

взаимодействия

с

окружающей

средой.

Проблема качества дополнительного образования детей представляется

на сегодняшний день крайне актуальной. Из чего складывается это качество,

от чего оно зависит, как его измерить? Показателей качества довольно много

и они весьма разнообразны. Это качество обучения, качество воспитания,

степень

развития

личности

воспитанника

и

степень

его

адаптации

к

жизненным условиям, профессионализм педагога, престиж учреждения и т.д.

Оценка качества дополнительного образования является необходимой

для

планирования

работы

учреждения,

для

аттестации

учреждения

и

педагогов;

для

оценки

результатов

отдельных

детских

объединений

и

обучающихся.

Качество

образовательного

процесса

определяется

совокупностью

показателей и критериев оценивания. Показатели (оцениваемые параметры) –

это

те

требования,

которые

предъявляются

к

качеству

образовательного

процесса.

Критериями

(мерилом)

является

совокупность

признаков,

на

основании которых дается оценка искомых показателей (явлений и качеств) и

устанавливается степень соответствия требованиям.

Нами

были

разработаны

критерии

и

показатели

каче ства

образовательного

процесса,

с

целью

оценки

качества

дополнительного

образования.

Все

критерии

и

показатели

мы

рассредоточили

по

десяти

пунктам:

нормативно-правовое

обеспечение

образовательного

процесса,

учебное обеспечение образовательного процесса, методическое обеспечение

образовательного процесса, информационное обеспечение образовательного

процесса,

кадровое

обеспечение

образовательного

процесса,

финансовое

обеспечение

образовательного

процесса,

материально-техническое

обеспечение

образовательного

процесса,

психологическое

обеспечение

образовательного процесса, достижения и успешность педагогов, результаты

образовательного процесса. Представим каждый пункт более подробно.

1.

Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса.

К р и т е р и й :

с о с тоя н и е

н о рмат и в н о - п р а в о в о го

о б е с п е ч е н и я

образовательного процесса в учреждении.

Показатели:

-

разработка

локальных

нормативных

актов

учреждения

на

основе

нормативно-правовых

документов

федерального,

регионального,

областного, муниципального уровней;

-

наличие локальных нормативных актов учреждения, обеспечивающих

установление государственных гарантий, механизмы реализации прав и

свобод

человека

в

сфере

образования,

создание

условий

развития

системы образования, защиты прав и интересов участников отношений

в сфере образования.

2.

Учебное обеспечение образовательного процесса.

Критерии:

-

планирование,

разработка

и

создание

оптимального

комплекса

учебной

документации

и

средств

обучения,

необходимых

для

эффективной организации образовательного процесса;

-

состояние учебного плана и образовательных программ учреждения

дополнительного образования.

Показатели:

-

наличие образовательной программы учреждения дополнительного

образования и соответствие ее миссии, целям и задачам программы

развития учреждения;

-

наличие учебного графика и соответствие его расписанию занятий;

-

соответствие образовательной нагрузки нормам СанПин;

-

учет федеральных требований в учебном плане и образовательных

программах учреждения ДОД;

-

раскрытие

в

«пояснительных

записках»

во спитательных

возможностей

образовательных

программ

учреждения

ДОД

и

условий их реализации;

-

планирование и организация работы с детьми с ОВЗ.

3.

Методическое обеспечение образовательного процесса.

Критерий: планирование, разработка и создание оптимального комплекса

методической

документации

и

средств

обучения,

необходимых

для

эффективной организации образовательного процесса.

Показатели:

-

наличие

методической

службы,

методиста

(функционирование

методических объединений);

-

наличие творческих групп педагогов, направленных на приобщение

к инновационной деятельности;

-

наличие плана методической работы.

4.

Информационное обеспечение образовательного процесса.

Критерий:

обеспечение

образовательного

процесса

современными

информационными образовательными технологиями.

Показатели:

-

наличие

для

педагогов

свободного

доступа

к

информации,

необходимой для организации образовательного процесса;

-

наличие электронной почты;

-

наличие собственного веб-сайта учреждения.

5.

Кадровое обеспечение образовательного процесса.

Критерий:

наличие

кадров,

их

квалификация,

соответ стви е

функциональным обязанностям.

Показатели:

-

укомплектованность штата учреждения в соответствии со штатным

расписанием и лицензионными требованиями;

-

владение

педагогами

современными

методами

обучения

и

воспитания;

-

умения педагогов рефлексировать результаты своей деятельности

(анализировать причины своих успехов и неудач);

-

опора

педагогов

на

личностный

опыт

детей,

воздействие

на

эмоционально-нравственную сферу обучающихся, побуждение их к

самовоспитанию;

-

систематическое

прохождение

педагогами

процедур

аттестации,

повышения квалификации, профессиональной переподготовки;

-

наличие

в

учреждении

сформулированных

критериев

качества

обучения.

6.

Финансовое обеспечение образовательного процесса.

Критерии:

-

подушевое

финансирование

расходов

с

целью

реализации

государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного

и бесплатного дополнительного образования;

-

система оплаты труда сотрудников.

Показатели:

-

наличие расчета стоимости бюджетной образовательной услуги как

норматива финансирования для выполнения муниципального задания;

-

наличие

нормативно-правовой

базы

для

оказания

платных

образовательных услуг, не входящих в муниципальное задание;

-

наличие базовой и стимулирующей части фонда оплаты труда;

-

наличие доплаты к должностным окладам;

-

наличие поощрительных выплат по результатам труда.

наличие нормативно-правовой базы для стимулирования сотрудников.

7.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Критерий:

наличие

помещений,

приспособленных

для

занятий

в

соответствии с целями и технологиями образовательного процесса.

Показатели:

-

соответствие количества помещений для проведения всех видов

занятий контингенту обучающихся;

-

уровень

состояния

аудиторий

(соответствие

требованиям

СанПин);

-

уровень технической оснащенности помещений.

8.

Психологическое обеспечение образовательного процесса.

Критерий: стиль отношений в коллективе.

Показатели:

-

уважительное отношение к обучающимся со стороны педагогов и

администрации;

-

уважительное отношение к педагогам со стороны администрации;

-

уважительное

отношение

администрации

и

педагогов

к

техническому персоналу;

-

открытость

администрации

для

педагогов,

обучающихся

и

их

родителей (законных представителей).

9.

Результаты образовательного процесса.

Критерии:

-

положительная

мотивация,

познавательная

самостоятельность

обучающихся;

-

ценности,

преобладающие

в

творческих

объединениях,

ответственность

за

образовательный

процесс

и

поведение,

отношения детей в творческом объединении.

Показатели:

-

наличие

положительных

мотивов,

преобладание

интереса

и

ответственности, организованности, дисциплины;

-

доминирование

в

творческих

объединениях

нравственных

ценностей

и

гуманных

отношений

друг

к

другу

и

старшим,

проявление ответственности за свои поступки;

-

преобладание

в

творческих

объединениях

учреждения

нравственной атмосферы и социальной направленности видов

деятельности.

10. Достижения и успешность педагогов.

Критерий: качество предоставляемых педагогами образовательных услуг.

Показатели:

-

разработка авторских дополнительных образовательных программ;

-

сохранность контингента обучающихся;

-

количество призовых мест в конкурсных мероприятиях (конкурсы,

гранты, фестивали и т.д.);

-

доля

обучающихся

(от

охваченных

подготовкой

по

данному

направлению у данного педагога), получивших призовые места на

мероприятиях разного уровня;

-

признание высокого профессионализма педагогов администрацией

учреждения, администрацией муниципалитета;

-

наличие

опубликованных

авторских

методических

разработок,

рекомендаций, учебных пособий;

-

участие педагога в профессиональных конкурсах.

По предлагаемым критериям и показателям качества дополнительного

образования

с

помощью SWOT-анализа

выявляются

сильные

и

слабые

стороны

образовательного

процесса

учреждения

дополнительного

образования, с целью своевременного принятия управленческих решений по

обеспечению его качества.

Определив сильные и слабые стороны, мы получим возможность для

целенаправленного планирования деятельности по устранению недостатков и

совершенствованию

достоинств

образовательного

процесса

учреждения

дополнительного

образования.

На

наш

взгляд,

данная

стратегия

будет

способствовать

повышению

качества

дополнительного

образования,

удовлетворению

потребностей

обучающихся

и

их

родителей

(законных

представителей), общественности, государства.



В раздел образования