Автор: Богиня Валентина Андреевна
Должность: педагог-библиотекарь
Учебное заведение: ГАПОУ "Агинский педагогический колледж им.Базара Ринчино"
Населённый пункт: п. Агинское Забайкальского края
Наименование материала: статья
Тема: "Управление качеством дополнительного образования в условиях Дома детского творчества"
Раздел: дополнительное образование
Богиня Валентина Андреевна,
педагог-библиотекарь
ГАПОУ «Агинский педагогический колледж
им. Базара Ринчино»
Управление качеством дополнительного образования в условиях
Дома детского творчества
Проблема
качества
образования
является
одной
из
приоритетных
государственных
и
общественных
проблем.
Дополнительное
образование
наравне с другими видами образования подчиняется всем закономерностям
образовательного
процесса
и
нацелено
на
достижение
качественного
результата, за который несет ответственность в соответствии с п.7 ст.28 ФЗ
«Об
образовании
в
Российской
Федерации»
от
29.12.2012
№
273-ФЗ.
Взаимосвязь
образовательного
процесса
и
его
качества
в
учреждениях
дополнительного
образования
целесообразно
рассматривать
через
соотношение
понятий
«дополнительное
образование»
и
«качество
образования».
Дополнительное образования трактуется в качестве вида образования,
направленного
на
всестороннее
удовлетворение
образовательных
потребностей
человека
в
интеллектуальном,
духовно-нравственном,
физическом
и
(или)
профессиональном
совершенствовании
и
не
сопровождается повышением уровня образования
1
.
Дополнительное
образование
детей
и
взрослых
направлено
на
формирование
и
развитие
творческих
способностей
детей
и
взрослых,
удовлетворение
их
индивидуальных
потребностей
в
интеллектуальном,
нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры
Здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а так же на
организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей
обеспечивает
их
адаптацию
к
жизни
в
обществе,
профессиональную
1
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – М.: Издательство ОМЕГА-Л, 2016. – С.4
ориентацию,
а
так
же
выявление
и
поддержку
детей,
проявивших
выдающиеся способности.
Особенности
дополнительного
образования
детей
фундаментально
представлены в Федеральной целевой программе «Развитие дополнительного
образования детей в Российской Федерации до 2020 года».
Дополнительное
образование
не
является
обязательным,
но
осуществляется
на
основе
добровольного
выбора
детей
(семей)
в
соответствии с их интересами и способностями. В сравнении с институтами
основного
образования
система
дополнительного
образования
детей
потенциально обладает следующими преимуществами:
-
свобода выбора программы, режима ее освоения, смены программ и
организаций;
-
широкий набор видов деятельности (форм активности), позволяющий
осуществлять
выбор,
исходя
из
собственных
интересов
и
способностей;
-
ограниченная
регламентация
поведения
и
общения,
более
широкие
возможности для саморегулирования активности и самоорганизации
(индивидуальной
и
групповой),
для
проявления
инициативы,
индивидуальности и творчества;
-
гибкость (мобильность образовательных программ);
-
тесная связь с практикой (социальной, профессиональной);
-
возможности
для
приобретения
социального
опыта,
опыта
практической деятельности;
-
возможности
межвозрастного
взаимодействия
и
оформления
возрастных переходов.
Дополнительное образование детей не является унифицированным, оно
ориентировано не столько на удовлетворение общественной потребности в
подготовке нового поколения к участию в производстве и культурной жизни
страны, сколько на удовлетворение индивидуально-групповых потребностей,
которые
объективно
не
могут
быть
учтены
при
организации
массового
образования.
Понятие
«качество
образования»
в
самом
общем
смысле
означает
способность вещей, явлений, событий обладать своеобразием, отличаться от
всех других вещей, явлений, событий. И поэтому, теряя качество, объект
становится чем-то другим.
В
последнее
время
сфера
образования
представлена
как
сфера
специфических
услуг,
связанных
с
формированием
личности
человека,
воспроизводством
интеллектуальных
ресурсов,
передачи
ценностей
культуры. В соответствии с этим, к качеству образования можно подходить
как к качеству услуги. Качество образования рассматривается не только как
результат,
но
и
как
процесс,
обладающий
сложной
динамикой
развития,
обусловленной как изменениями деятельности образовательных учреждений
и
самой
личности,
так
и
трансформацией
окружающей
их
социальной,
экономической, технологической и политической среды.
Анализ
определений,
предложенных
отечественными
педагогами,
позволил установить, что субъектами образовательного процесса являются
две
взаимосвязанные
стороны
–
тот,
кто
осуществляет
образовательную
деятельность
(педагог),
и
тот,
на
кого
направлена
образовательная
деятельность (обучающийся). Основополагающим условием эффективного
образовательного
процесса
в
учреждении
дополнительного
образования
можно
считать
коллективную
жизнедеятельность.
Данное
явление
мы
определили в качестве совокупности процессов функционирования детско-
взрослого коллектива, в процессе которого удовлетворяются потребности
индивидов,
групп
и
всего
воспитательного
сообщества
за
счет
внутриколлективного
взаимодействия
и
взаимодействия
с
окружающей
средой.
Проблема качества дополнительного образования детей представляется
на сегодняшний день крайне актуальной. Из чего складывается это качество,
от чего оно зависит, как его измерить? Показателей качества довольно много
и они весьма разнообразны. Это качество обучения, качество воспитания,
степень
развития
личности
воспитанника
и
степень
его
адаптации
к
жизненным условиям, профессионализм педагога, престиж учреждения и т.д.
Оценка качества дополнительного образования является необходимой
для
планирования
работы
учреждения,
для
аттестации
учреждения
и
педагогов;
для
оценки
результатов
отдельных
детских
объединений
и
обучающихся.
Качество
образовательного
процесса
определяется
совокупностью
показателей и критериев оценивания. Показатели (оцениваемые параметры) –
это
те
требования,
которые
предъявляются
к
качеству
образовательного
процесса.
Критериями
(мерилом)
–
является
совокупность
признаков,
на
основании которых дается оценка искомых показателей (явлений и качеств) и
устанавливается степень соответствия требованиям.
Нами
были
разработаны
критерии
и
показатели
каче ства
образовательного
процесса,
с
целью
оценки
качества
дополнительного
образования.
Все
критерии
и
показатели
мы
рассредоточили
по
десяти
пунктам:
нормативно-правовое
обеспечение
образовательного
процесса,
учебное обеспечение образовательного процесса, методическое обеспечение
образовательного процесса, информационное обеспечение образовательного
процесса,
кадровое
обеспечение
образовательного
процесса,
финансовое
обеспечение
образовательного
процесса,
материально-техническое
обеспечение
образовательного
процесса,
психологическое
обеспечение
образовательного процесса, достижения и успешность педагогов, результаты
образовательного процесса. Представим каждый пункт более подробно.
1.
Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса.
К р и т е р и й :
с о с тоя н и е
н о рмат и в н о - п р а в о в о го
о б е с п е ч е н и я
образовательного процесса в учреждении.
Показатели:
-
разработка
локальных
нормативных
актов
учреждения
на
основе
нормативно-правовых
документов
федерального,
регионального,
областного, муниципального уровней;
-
наличие локальных нормативных актов учреждения, обеспечивающих
установление государственных гарантий, механизмы реализации прав и
свобод
человека
в
сфере
образования,
создание
условий
развития
системы образования, защиты прав и интересов участников отношений
в сфере образования.
2.
Учебное обеспечение образовательного процесса.
Критерии:
-
планирование,
разработка
и
создание
оптимального
комплекса
учебной
документации
и
средств
обучения,
необходимых
для
эффективной организации образовательного процесса;
-
состояние учебного плана и образовательных программ учреждения
дополнительного образования.
Показатели:
-
наличие образовательной программы учреждения дополнительного
образования и соответствие ее миссии, целям и задачам программы
развития учреждения;
-
наличие учебного графика и соответствие его расписанию занятий;
-
соответствие образовательной нагрузки нормам СанПин;
-
учет федеральных требований в учебном плане и образовательных
программах учреждения ДОД;
-
раскрытие
в
«пояснительных
записках»
во спитательных
возможностей
образовательных
программ
учреждения
ДОД
и
условий их реализации;
-
планирование и организация работы с детьми с ОВЗ.
3.
Методическое обеспечение образовательного процесса.
Критерий: планирование, разработка и создание оптимального комплекса
методической
документации
и
средств
обучения,
необходимых
для
эффективной организации образовательного процесса.
Показатели:
-
наличие
методической
службы,
методиста
(функционирование
методических объединений);
-
наличие творческих групп педагогов, направленных на приобщение
к инновационной деятельности;
-
наличие плана методической работы.
4.
Информационное обеспечение образовательного процесса.
Критерий:
обеспечение
образовательного
процесса
современными
информационными образовательными технологиями.
Показатели:
-
наличие
для
педагогов
свободного
доступа
к
информации,
необходимой для организации образовательного процесса;
-
наличие электронной почты;
-
наличие собственного веб-сайта учреждения.
5.
Кадровое обеспечение образовательного процесса.
Критерий:
наличие
кадров,
их
квалификация,
соответ стви е
функциональным обязанностям.
Показатели:
-
укомплектованность штата учреждения в соответствии со штатным
расписанием и лицензионными требованиями;
-
владение
педагогами
современными
методами
обучения
и
воспитания;
-
умения педагогов рефлексировать результаты своей деятельности
(анализировать причины своих успехов и неудач);
-
опора
педагогов
на
личностный
опыт
детей,
воздействие
на
эмоционально-нравственную сферу обучающихся, побуждение их к
самовоспитанию;
-
систематическое
прохождение
педагогами
процедур
аттестации,
повышения квалификации, профессиональной переподготовки;
-
наличие
в
учреждении
сформулированных
критериев
качества
обучения.
6.
Финансовое обеспечение образовательного процесса.
Критерии:
-
подушевое
финансирование
расходов
с
целью
реализации
государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного
и бесплатного дополнительного образования;
-
система оплаты труда сотрудников.
Показатели:
-
наличие расчета стоимости бюджетной образовательной услуги как
норматива финансирования для выполнения муниципального задания;
-
наличие
нормативно-правовой
базы
для
оказания
платных
образовательных услуг, не входящих в муниципальное задание;
-
наличие базовой и стимулирующей части фонда оплаты труда;
-
наличие доплаты к должностным окладам;
-
наличие поощрительных выплат по результатам труда.
наличие нормативно-правовой базы для стимулирования сотрудников.
7.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Критерий:
наличие
помещений,
приспособленных
для
занятий
в
соответствии с целями и технологиями образовательного процесса.
Показатели:
-
соответствие количества помещений для проведения всех видов
занятий контингенту обучающихся;
-
уровень
состояния
аудиторий
(соответствие
требованиям
СанПин);
-
уровень технической оснащенности помещений.
8.
Психологическое обеспечение образовательного процесса.
Критерий: стиль отношений в коллективе.
Показатели:
-
уважительное отношение к обучающимся со стороны педагогов и
администрации;
-
уважительное отношение к педагогам со стороны администрации;
-
уважительное
отношение
администрации
и
педагогов
к
техническому персоналу;
-
открытость
администрации
для
педагогов,
обучающихся
и
их
родителей (законных представителей).
9.
Результаты образовательного процесса.
Критерии:
-
положительная
мотивация,
познавательная
самостоятельность
обучающихся;
-
ценности,
преобладающие
в
творческих
объединениях,
ответственность
за
образовательный
процесс
и
поведение,
отношения детей в творческом объединении.
Показатели:
-
наличие
положительных
мотивов,
преобладание
интереса
и
ответственности, организованности, дисциплины;
-
доминирование
в
творческих
объединениях
нравственных
ценностей
и
гуманных
отношений
друг
к
другу
и
старшим,
проявление ответственности за свои поступки;
-
преобладание
в
творческих
объединениях
учреждения
нравственной атмосферы и социальной направленности видов
деятельности.
10. Достижения и успешность педагогов.
Критерий: качество предоставляемых педагогами образовательных услуг.
Показатели:
-
разработка авторских дополнительных образовательных программ;
-
сохранность контингента обучающихся;
-
количество призовых мест в конкурсных мероприятиях (конкурсы,
гранты, фестивали и т.д.);
-
доля
обучающихся
(от
охваченных
подготовкой
по
данному
направлению у данного педагога), получивших призовые места на
мероприятиях разного уровня;
-
признание высокого профессионализма педагогов администрацией
учреждения, администрацией муниципалитета;
-
наличие
опубликованных
авторских
методических
разработок,
рекомендаций, учебных пособий;
-
участие педагога в профессиональных конкурсах.
По предлагаемым критериям и показателям качества дополнительного
образования
с
помощью SWOT-анализа
выявляются
сильные
и
слабые
стороны
образовательного
процесса
учреждения
дополнительного
образования, с целью своевременного принятия управленческих решений по
обеспечению его качества.
Определив сильные и слабые стороны, мы получим возможность для
целенаправленного планирования деятельности по устранению недостатков и
совершенствованию
достоинств
образовательного
процесса
учреждения
дополнительного
образования.
На
наш
взгляд,
данная
стратегия
будет
способствовать
повышению
качества
дополнительного
образования,
удовлетворению
потребностей
обучающихся
и
их
родителей
(законных
представителей), общественности, государства.