Автор: Баранникова Наталья Сергеевна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 71"
Населённый пункт: г. Таганрог
Наименование материала: статья
Тема: "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-
исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у
детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему
необходимо с дошкольного возраста. «Никто не может стать сыном своего народа, если он не
проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа. Как ни сложна, ни
темна психология национальной связи, мы можем, однако, утверждать, что мы не можем
созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие
душе нашей силы могли получить развитие», — писал известный русский религиозный
философ В.В. Зеньковский. Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится
через приобщение его к культурному наследию своего народа.
Впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём любознательность,
чувство красоты, окружающие предметы должны быть национальные. С самого раннего
возраста это поможет детям понять, что они – часть русского народа.
Богатейшим источником нравственного и познавательного развития детей является
фольклор. Особенные черты русского характера сохранились как нигде, в устном народном
творчестве.
Освоив народные традиции, дети узнают историю семьи своей, страны, традиции своего
края игры, песни, народные праздники, промыслы.
Приобщение детей к ценностям народной культуры способствует развитию у них
интереса к гуманизму, народной культуре, её духовным ценностям.
Духовно - нравственное воспитание как никогда актуально в наше время. Это одна из
сложнейших и актуальных проблем, которая сегодня должна решаться всеми, кто работает с
детьми или имеет к ним отношение. Что мы сейчас заложим в душу ребёнка, проявится
позднее, станет его жизнью. Мы говорим сегодня о необходимости возрождения в обществе
культуры и духовности, что связано непосредственно с воспитанием и развитием ребёнка до
школы.
Обратиться к душе ребёнка, должны мы, педагоги. Воспитание его души – для будущего
взрослого человека – это создание основы нравственных ценностей. Никогда не приведёт к
желаемому результату воспитание нравственности не затрагивающее эмоции ребёнка.
Именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития межличностных отношений
и чувств закладывается человечность – основа самого лучшего в людях, а навыки,
образование, сноровку можно и позже приобрести.
Основой духовно-нравственного воспитания является культура семьи, общества и
образовательного учреждения – той среды, в которой происходит развитие и становление, в
которой живёт ребёнок. Культура - это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в
традициях. Для удовлетворения духовных потребностей: в поиске жизненных целей, смысла,
идеалов, высших ценностей, современной молодежи, в прямом смысле, на каждом шагу
взамен настоящей культуры насильно подается духовная отрава, более опасная, чем нитраты
или радиация, которыми все привычно запуганы. Невозможно отвернуться, невозможно
уберечь детей от нравственной грязи, которая вылезает из всех информационных щелей. В
наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить
детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И
самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики,
не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности
доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте,
милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий
уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в
обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных
идеалов. Многие тщетно пытаются найти выход из создавшегося положения. Уже к середине
80-х годов назрела необходимость перестройки дошкольного воспитания. Была разработана
Концепция дошкольного воспитания с учетом современных требований общества. Одним из
существенных направлений Концепции стало многообразие и вариативность дошкольного
образования, что и нашло отражение в возникновении и создании системы духовно-
нравственного воспитания, основанного на ценности традиционной духовной культуры.
Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью
всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной
культуры; качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду
является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской
деятельности и традиционные методики дошкольного образования.
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных,
приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек.
В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения
к духовной жизни начинается - так же в дошкольном возрасте – с нравственного
самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное
воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и
гармоничное формирование личности.
Духовно-нравственное воспитание формирует ядро личности, благотворно влияя на все
стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое
развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и
семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее
физическое и психическое развитие.
Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи,
образовательного учреждения и государства. Одна из проблем современного образования
состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность
поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не
знают, с точки зрения каких истин прошлые поколения решали возникшие перед ними
проблемы, что служило для них маяком и источником созидания.
Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной
личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья.
Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит
усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе
подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую
очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и
обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание
детей. Организовать воспитание молодого поколения без духовного стержня, без идеи,
которая объединяет и вдохновляет людей невозможно. Очевидно, что без духовности,
которую закладывали наши отцы и деды своим детям на протяжении столетий, и мы не
сможем вырастить нравственно здоровое поколение, которое бы сохранило свои исторически
сложившиеся национальные особенности.
Таким образом, сегодня как никогда актуальна системная организация духовно-
нравственного воспитания, начиная с первых лет жизни и взаимодействие системы
образования и семьи.
Цели и задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста 4-5 лет
Большая доля нарушений в развитии и поведении детей, кризисов в семьях, как отмечает
Л. Гладких, имеют прежде всего духовно-нравственные истоки, даже те, которые списывают
на ошибки природы. Педагогические традиции семей, которые прежде передавались из
поколения в поколение, во многом утрачены, в то время когда сейчас половина малышей по
разным объективным и субъективным причинам воспитываются дома. Большинство
родителей увлечены интеллектуализацией малышей. Поэтому сегодня важнейшая задача - это
использовать и развивать отечественные педагогические традиции как оружие для защиты
семьи и детей.
Задачи:
• Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией,
способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
• Воспитывать уважение к нравственным нормам и морали. Учить различать добро и зло,
хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивыми, внимательными к
сверстникам и старшим. Создать условия и вызвать желание совершать хорошие поступки,
творить добро.
• Формировать у детей первоначальные представления о духовном мире.
• Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого
ребенка.
• Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
• Вызвать интерес к духовному совершенствованию и познанию отечественной культуры.
• Помочь семье в формировании ценностной сферы личности ребенка, в становлении
нравственно здоровой и духовно богатой личности ребенка.
С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию,
достигаются следующие результаты:
• устойчивость навыков поведения;
• сформированность основ ценностных сфер личности;
• стабильность психического развития;
• целостность восприятия мира;
• воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;
• формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с
другом;
• развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству;
• приобщение детей и взрослых к знаниям о формах традиционного семейного уклада,
пониманию своего места в семье и посильному участию в домашних делах.
Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении
ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и
неприятию зла.
Принципами отбора содержания образования являются:
• Научность и каноничность (сочетание современных достижений дошкольной
педагогики, дошкольной психологии и специальной психологии с традиционными
принципами морали).
• Многоуровневый подход (учет возрастных, индивидуальных возможностей, состояния
психо-физического здоровья детей)
Целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности ребенка-дошкольника,
посредством его приобщения к высшим ценностям, освоение духовно-нравственных
традиций народа (норм поведения, навыков общения и взаимной помощи), предусматривает
тесное взаимодействие с семьями воспитанников и педагогическое просвещение родителей
по вопросам традиционного воспитания как способа передачи ценностно-значимого
содержания культуры, жизни семьи и общества.
Для реализации работы по духовно-нравственному воспитанию используются следующие
методы: наглядно-действенный, словесно-образный, практический.
Наглядно-действенный метод используется во время:
чтения педагогом художественной литературы;
наблюдений;
показа сказок (педагогом, детьми);
рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях;
экскурсий по городу, целевых прогулок;
проведения дидактических и музыкально-дидактических игр;
Словесно-образный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
чтения и обыгрывания литературных произведений воспитателем, родителями;
бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией;
ответов на вопросы педагога, детей;
проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические,
игры-драматизации и др.);
сообщения дополнительного материала воспитателем;
загадывания загадок;
рассматривания наглядного материала;
рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
разбора житейских ситуаций;
рассказов детей о своих впечатлениях;
проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
Практический метод используется, когда необходимо:
организовать продуктивную деятельность;
провести игры: дидактические («Хорошие и плохие поступки»), подвижные («Помоги
дедушке»), малоподвижные («Мирилка»), и др.;
оформить коллекцию для кружка;
изготовить, сшить кукол к сказкам;
организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же
конкурсы, викторины;
провести экскурсии различной направленности;
организовать вечера с родителями, для родителей;
изготовить с детьми наглядные пособия;
организация продуктивной деятельности: ИЗО (впечатления после праздника), ручной
труд
Здесь особенно важно соблюдать принцип непрерывности и преемственности воспитания
в семье и детском саду, главным условием которого является включение родителей в жизнь
детского сада так, чтобы семья и ДОУ не заменяли, а дополняли друг друга.
Принципы работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников:
• Гуманистическая направленность (отношение педагога к воспитаннику как к
ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования
отношения к себе, к другим субъектам и объектам (любовь к ближним, природе, бережное
отношение к материальным ценностям).
• Природосообразность (воспитание должно основываться на научном понимании
естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития
человека сообразно его полу, возрасту, здоровью).
• Культуросообразность (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и
нормами национальной культуры и особенностями, присущими традициям региона).
• Светский характер образования и законности (соответствие действующему
законодательству РФ и Декларации ООН о правах ребенка).
• Непрерывность и преемственность воспитательных воздействий (семьи, дошкольного
учреждения, школы).
• Сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания, интеграция духовно-
нравственного содержания в музыкально-эстетическое, интеллектуальное, физическое
развитие, трудовое воспитание.
• Подбор соответствующей наглядности, звуковое оформление подбирается с учетом
возможностей детей и требований педагогики и психологии.
• Организация разных видов деятельности детей по теме (ИЗО, ручной труд,
конструирование, художественно-речевая деятельность, игры, музыкальная деятельность,
походы, экскурсии, наблюдения и т.д.)
Формы работы с родителями:
Родительские собрания на духовно-нравственные темы;
Открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
Вечера вопросов и ответов;
Проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские
семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары);
Анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции
процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
Индивидуальные консультации специалистов;
Наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки,
выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
Экскурсии;
Ведение социальной карты с целью изучения, обобщения и распространения опыта
семейного воспитания;
Индивидуальная работа с детьми дома (ведение тетради эмоционального развития
ребенка);
Совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;
Помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке
праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).
Изготовление реквизита, костюмов к праздникам;
Организация угощения детей во время посиделок;
Круглые столы с педагогами, специалистами ДОУ,
Обмен опытом по духовному воспитанию в семье;
Конкурсы «Хозяюшки», «Мы-семья»;
Выставки семейных работ к праздникам;
Индивидуальное собеседование.
Формы работы с педагогами и сотрудниками ДОУ:
• консультации;
• педсоветы, семинары-практикумы;
• научно-практические конференции;
• творческая лаборатория;
• круглые столы;
• встречи с интересными людьми;
• мастер-классы специалистов;
• подбор художественных произведений духовно-нравственной направленности для
работы с детьми;
• совместные беседы-диспуты;
• подготовка и проведение кружковой работы, развлечений, праздников;
Духовно-нравственное воспитание детей организовано по следующим направлениям:
1. Духовно-образовательное (кружковая деятельность, беседы, устные поучения).
2. Воспитательно-оздоровительное (развлечения, игры: подвижные и назидательные,
ролевые и строительные, прогулки, походы).
3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии).
4. Нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, например: изготовление подарков,
открыток к праздникам).
Интегративные качества, формируемые духовно-нравственным воспитанием:
1. «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»
2. «Любознательный, активный»
3. «Эмоционально-отзывчивый»
4. «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и
сверстниками»
5. «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе
первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и
правила поведения»
6. «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту»
7. «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и
природе»
8. «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»
9. «Овладевший необходимыми умениями и навыками»
Использование программы духовно-нравственного воспитания, довольно эффективно,
как показала практика. И эффективность эта может быть оценена при помощи следующих
методик:
1.Методика «Подарок»(Гаврилычева Г.Ф. Вначале было детство. Диагностика изучения
личности младшего школьника. //Нач. шк. – 1994. – № 1. – С. 16.)
Цель: выяснить ценностные ориентации ребенка.
2. Тест «Лесенка»(Масленица. // Дошкольное воспитание. – 1993. – №1; 1995. – №12.
Немов Р.С. Психология. Кн. 3. – М.: Просвещение, Владос, 1994.)
Цель: исследование самооценки детей 4 – 6 лет.
3. Методика «Какой Я?»(Немов Р.С. Психология. Кн. 3. – М.: Просвещение, Владос,
1994.)
Цель: определение самооценки ребенком-дошкольником наличия у него некоторых
качеств личности.
4. Методика «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?»(Немов Р.С.
Психология. Кн. 3. – М.: Просвещение, Владос, 1994.)
Цель: экспертное оценивание коммуникативных качеств личности ребенка-дошкольника.
5. Методика “Незаконченный рассказ”(Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по
детской психологии. – М.: Просвещение, Владос, 1995.)
Цель: изучение стремления дошкольников к проявлению гуманных отношений.
Целесообразно, чтобы мониторинг проводился педагогом-психологом и руководителем
учреждения дважды в год.
К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений
воспитанников, относятся:
•ценностные ориентации ребенка, которые отражают его индивидуально-личностные
позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);
•характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
•индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность и т.п.).
Таким образом, духовное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека,
формирует облик его личности, определяет его систему ценностей и характер и лишь нам,
взрослым решать каков будет этот облик.
Задача духовного воспитания - создать условия для первичной социализации ребенка, его
нравственного развития, становления духовной основы.
Воспитательная система по духовно-нравственному развитию детей обеспечивает
единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач и проходит через все
формы работы с детьми.
Родителям предлагается для закрепления результатов кропотливой работы специалистов,
дома, в привычных условиях, в окружении близких людей, продолжать работу по духовно-
нравственному воспитанию малышей, а именно:
1. В своих отношениях с ребенком придерживаться «позитивной модели». Хвалите его в
каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте даже незначительные успехи.
Помните, что дети дошкольного возраста игнорируют выговоры и замечания, но
чувствительны к малейшей похвале.
2. Не прибегайте к физическому наказанию. Ваши отношения с ребенком должны
основываться на доверии, а не на страхе. Он всегда должен чувствовать вашу помощь и
поддержку. Совместно решайте возникшие трудности. Чаще говорите «да», избегайте слов
«нет» и «нельзя».
3. Поручайте ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно (ходить
за хлебом, кормить собаку и т. д.) и ни в коем случае не выполняйте этого за него.
4. Избегайте завышенных или, наоборот, заниженных требований к ребенку. Старайтесь
ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.
5. Определите для ребенка рамки поведения – что можно и чего нельзя. Вседозволенность
однозначно не принесет никакой пользы.
6. Не навязывайте ему жестких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не
приказами. Требуйте выполнение правил, касающихся его безопасности и здоровья, в
отношении остальных не будьте столь придирчивы.
7. Вызывающее поведение вашего ребенка – это его способ привлечь ваше внимание.
Проводите с ним больше времени: играйте, учите, как правильно общаться с другими
людьми, как вести себя в общественных местах, переходить улицу и другим социальным
навыкам, духовно – нравственным качествам.
8. Дома следует создать для ребенка спокойную обстановку. Идеально было бы
предоставить ему отдельную комнату
9. Не позволяйте ему долго сидеть у телевизора.
10. Помните! Ваше спокойствие – лучший пример для ребенка.
11. Воспитывайте у ребенка интерес к «доброму».
Все это необходимо, чтобы :
- развивать в детях духовно-нравственные качества, для обеспечения социального,
гражданского и духовного единства общества;
- возрождение истинных духовных ценностей российского народа;
- упрочнение единства и дружбы народов Российской Федерации;
- способствовать всестороннему развитию личности.
А результатом плодотворной совместной работы будет:
... ребёнок не только обогатится знаниями, но и найдет свой собственный путь к
духовным ценностям, приобщится к делам милосердия, любви и сострадания к ближним. В
детском коллективе станет меньше конфликтов, больше проявлений терпимости,
сдержанности, заботливости, внимательности по отношению друг к другу. Дети научатся
прощать, уступать, соотносить свои интересы с интересами других. И главный результат
нашей работы, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком
вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
А нам, взрослым необходимо постоянно помнить, что ребёнок - это наше будущее, он
нуждается в постоянной заботе, духовном воспитании и наставлении, ибо легок и прост путь
во тьму, а путь к свету тернист и труден.