Напоминание

"Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр"


Автор: Альбрехт Галина Исидоровна
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Учебное заведение: МБДОУ ДЕТСКИЙ сад№49
Населённый пункт: Г.Сыктывкар Р.Коми
Наименование материала: обобщение опыта
Тема: "Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ОПЫТ РАБОТЫ «Формирование элементарных математических представлений посредством

дидактических игр»

Вашему вниманию хочу предоставить презентацию из опыта работы на тему:

« ФЭМП посредством дидактических игр»

Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть

интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное

образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад

выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и

своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его

дальнейшего обучения.

Актуальность

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. « Математика- царица всех наук!

Она приводит в порядок ум! ». Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения,

эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Изучив литературу по педагогике, я пришла к выводу, что максимального эффекта при ФЭМП

можно добиться, использую дидактические игры, занимательные упражнения, задачи и

развлечения .

Поэтому, для углубленного изучения я и выбрала тему: «ФЭМП посредством дидактических игр».

Работая по данной теме, я поставила перед собой цель: организовать работу по ФЭМП детей

дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями с использованием

дидактических игр для развития памяти, внимания, воображения, логического мышления.

Для достижения поставленной цели я обозначила следующие задачи:

-приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основы

математического развития

-формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и

временных отношениях окружающей действительности;

-формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании,

общеучебных умений; овладение математической терминологией; развитие познавательных

интересов и способностей, логического мышления, общее развитие ребенка формирование

простейших графических умений и навыков; формирование и развитие общих приемов

умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т. д.) ;

Образовательно - воспитательный процесс по формированию элементарных математических

способностей я выстраиваю с учётом следующихпринципов:

1) Доступность - соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем

развития, подготовленности детей.

2) Непрерывность - на сегодняшнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего

поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального

багажа.

3) Целостность- -формирование у дошкольников целостного представления о математике.

4)Научность.

5) Системность – этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования

представлений ребёнка о математике в различных видах деятельности и действенного отношения

к окружающему миру.

6) Преемственность - обучение продолжается в начальной школе.

Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у дошкольников я

использую следующие инновационные методы и приемы:

· • элементарный анализ (установление причинно-следственных связей) ;

· • сравнение;

· • метод моделирования и конструирования

· • решение логических задач;

· • экспериментирование и опыты

· воссоздание и преобразование

· информационно коммуникативные технологии

· здоровьесберегающие технологии ( физминутки, динамические паузы, психогимнастики,

пальчиковые гимнастики в соответствии с тематикой)

В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов,

образовательную деятельность с воспитанниками я провожу вразличных формах:

• организованная образовательная деятельность (фантазийные путешествия, игровая экспедиция,

занятие-детектив; интеллектуальный марафон, викторина; КВН, презентация, тематический досуг)

• демонстрационные опыты;

• сенсорные праздники на основе народного календаря;

• театрализация с математическим содержанием;

• обучение в повседневных бытовых ситуациях;

• беседы;

· самостоятельная деятельность в развивающей среде

Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является -

игра. Как сказал В. А. Сухомлинский “Без игры нет, и не может быть полноценного умственного

развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается

живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и

любознательности. ”

Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных

способностей дошкольника. Такой игрой и являются дидактическая игра.

Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на

следующие группы:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествия во времени

3. Игры на ориентировку в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в игровой

форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также - игровых

заданий, игровых действий и организационных отношений.

1.К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя

сказочный сюжет, я знакомлю детей с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания

равных и неравных групп предметов. Такие дидактические игры как "Какой цифры не стало?",

"Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", дети учатся

свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои

действия. Дидактические игры, такие как "Задумай число", "Число как тебя зовут?", "Составь

цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не стало?" развивают у детей внимание, память,

мышление.

2.Вторая группа математических игр (игры – путешествие во времени) . Они служат для

знакомства детей с днями недели, названиями месяцев, их последовательностью.

3. В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Моя задача - научить детей

ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место

по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением

определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.

4. Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагаю узнать в окружающих

предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашиваю: "Какую геометрическую

фигуру напоминает дно тарелки?" (поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.).

5. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась,

несет в себе определенную умственную нагрузку. В ходе решения каждой новой задачи ребенок

включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели, тем самым

развивая логическое мышление.

Работая углубленно в данном направлении , я всегда помню , что в дидактической игре

математического направления моя роль-роль воспитателя несравненно большая, чем в играх

драгой направленности. Именно Я- ввожу детей в ту или иную игру и знакомлю их с методом ее

ведения. Участвую в ней, веду ее так, чтобы использовать для достижения возможно большее

число дидактических задач.

Отбирая игры, я исхожу из того, какие программные задачи буду решать с их помощью, как игра

будет способствовать развитию умственной активности детей, воспитанию нравственных сторон

личности.

Вначале я разбираю игру с точки зрения ее структуры: дидактическая задача, содержание,

правила, игровое действие.

Забочусь о том, чтобы в избранной игре дети закрепляли, уточняли, расширяли знания и умения и

в то же время не превращали игру в занятие или упражнение. Я детально продумываю, как,

выполняя программную задачу, сохранить игровое действие и обеспечить возможность каждому

ребенку активно действовать в игровой ситуации.

Я всегда помню, что руководство дидактическими играми осуществляется в соответствии с

возрастными особенностями детей.

Работая с детьми младшего возраста воспитатель должен сам включаться в игру. Вначале

следует привлекать детей играть с дидактическим материалом (башенки, кубиками). Воспитатель

должен вместе с детьми разбирать и собирать их, тем самым вызывать у детей интерес к

дидактическому материалу, желание играть с ним.

Дети среднего дошкольного возраста уже имеют некоторый опыт совместных игр, но и здесь я-

воспитатель должна принимать участие в дидактических играх. Я являюсь учителем и участником

игры, учу детей и играю с ними, стремлюсь вовлечь всех детей, постепенно подвожу их к умению

следить за действиями и словами товарищей, т. е. интересуюсь процессом всей игры. Подбираю

такие игры, в процессе которых дети должны вспомнить и закрепить определенные понятия.

Задача дидактических игр заключается в упорядочении, обобщении, группировке впечатлений,

уточнении представлений, в различении и усвоении названий форм, цвета, величины,

пространственных отношений, звуков.

Дети старшего возраста в ходе дидактических игр наблюдают, сравнивают, сопоставляют,

классифицируют предметы по тем или иным признакам, производят доступный им анализ и

синтез, делают обобщения.

Считаю – что дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного

возраста. Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе

которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают

мир. Они позволяют расширять знания дошкольников, закреплять их представления о

количестве, величине, геометрических фигурах, учат ориентироваться в пространстве и во

времени.

А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться

того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но

и способствовала бы общему развитию ребенка».

В своей работе применяю новаторские идеи и педагогические технологии следующих авторов:

1.Т.И. Ерофеева «Математика для дошкольников»

2. З.А. Михайлова «Математика от 3 до 7».

3. Т.М. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»

4. И.А. Пономарёва, В.А. Позина «ФЭМП»

5. В.В.Волина «Праздник числа»

6. Т.И. Ерофеева «Математика для дошкольников» и др.

Также условием успешной реализации программы по формированию элементарных

математических представлений является организация предметно – пространственной,

развивающей среды в возрастных группах.

С целью стимулирования интеллектуального развития детей мною был оборудован уголок

занимательной математики, состоящий из развивающих и занимательных игр, создан центр

познавательного развития, где расположены дидактические игры и другой игровой

занимательный материал: блоки Дьенеша, полочки Кюизенера, простейшие варианты игр

«Танграм», «Колумбово яйцо» , «Кубики и цвет» и т.д. Я собрала и систематизировала наглядный

материал по логическому мышлению, загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы,

лабиринты, кроссворды, ребусы, головоломки, считалки, пословицы, поговорки и

физкультминутки с математическим содержанием.

Организация развивающей среды осуществляется с посильным участием детей, что создает у них

положительное отношение и интерес к материалу, желание играть.

Для определения эффективности своей работы я провожу педагогическую

диагностику формирования элементарных математических представлений посредством

дидактических игр у детей среднего дошкольного возраста.

Основная цель которой - выявить возможности игры, как средства формирования усвоенного

материала в образовательной деятельности формировании элементарных математических

представлений у дошкольников.

Проведённая диагностика показала, что регулярное использование в образовательной

деятельности по ФЭМП системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на

развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор

дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической

подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших

закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические

знания в повседневной жизни.

Благодаря использованию продуманной системы дидактических игр в регламентированных и

нерегламентированных формах работы, дети усвоили математические знания и умения по

программе без перегрузок и утомительных занятий.

Я пришла к такому выводу, что большая часть дошкольников имеет высокий уровень развития

элементарных математических представлений.

Я работаю в тесном сотрудничестве с воспитателями и узкими специалистами ДОУ. Регулярно

выступаю на педсоветах и семинарах, даю индивидуальные консультации, провожу открытые

мероприятия

( ОД, праздники и развлечения, проекты), провела мастер класс по данной тематике. Я

рекомендую воспитателям чаще в своей работе использовать дидактические игры

математической направленности.

И все же не возможно только на базе ДОУ дать полный объем знаний.

Семья играет в воспитании ребёнка основную, долговременную и важнейшую роль. Использую

разные формы работы с родителями:

-общие и групповые родительские собрания

-консультации «Дидактическая игра в жизни ребенка». «Яркие и интересные игры»

-проекты с участием родителей

- изготовление дидактических игр совместно с родителями

-мастер-класс для родителей

Дни открытых дверей

-участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов

-совместное создание предметно-развивающей среды

-анкетирование «В какие игры любят играть ваши дети?»

Я прилагаю все усилия к тому, чтобы знания и умения полученные детьми в детском саду -

родители у дети закрепляли дома.

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку

социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для

вхождения маленького человека в большой мир.

Я считаю что, обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и

совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий,

гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого

мышления.

В заключение можно сделать следующие вывод: развитие познавательных способностей и

познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития

ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный

интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в

целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда

будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на

его умственном развитии.



В раздел образования