Автор: Альбрехт Галина Исидоровна
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Учебное заведение: МБДОУ ДЕТСКИЙ сад№49
Населённый пункт: Г.Сыктывкар Р.Коми
Наименование материала: обобщение опыта
Тема: "Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр"
Раздел: дошкольное образование
ОПЫТ РАБОТЫ «Формирование элементарных математических представлений посредством
дидактических игр»
Вашему вниманию хочу предоставить презентацию из опыта работы на тему:
« ФЭМП посредством дидактических игр»
Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть
интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное
образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад
выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и
своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его
дальнейшего обучения.
Актуальность
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. « Математика- царица всех наук!
Она приводит в порядок ум! ». Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения,
эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Изучив литературу по педагогике, я пришла к выводу, что максимального эффекта при ФЭМП
можно добиться, использую дидактические игры, занимательные упражнения, задачи и
развлечения .
Поэтому, для углубленного изучения я и выбрала тему: «ФЭМП посредством дидактических игр».
Работая по данной теме, я поставила перед собой цель: организовать работу по ФЭМП детей
дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями с использованием
дидактических игр для развития памяти, внимания, воображения, логического мышления.
Для достижения поставленной цели я обозначила следующие задачи:
-приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основы
математического развития
-формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и
временных отношениях окружающей действительности;
-формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании,
общеучебных умений; овладение математической терминологией; развитие познавательных
интересов и способностей, логического мышления, общее развитие ребенка формирование
простейших графических умений и навыков; формирование и развитие общих приемов
умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т. д.) ;
Образовательно - воспитательный процесс по формированию элементарных математических
способностей я выстраиваю с учётом следующихпринципов:
1) Доступность - соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем
развития, подготовленности детей.
2) Непрерывность - на сегодняшнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего
поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального
багажа.
3) Целостность- -формирование у дошкольников целостного представления о математике.
4)Научность.
5) Системность – этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования
представлений ребёнка о математике в различных видах деятельности и действенного отношения
к окружающему миру.
6) Преемственность - обучение продолжается в начальной школе.
Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у дошкольников я
использую следующие инновационные методы и приемы:
· • элементарный анализ (установление причинно-следственных связей) ;
· • сравнение;
· • метод моделирования и конструирования
· • решение логических задач;
· • экспериментирование и опыты
· воссоздание и преобразование
· информационно коммуникативные технологии
· здоровьесберегающие технологии ( физминутки, динамические паузы, психогимнастики,
пальчиковые гимнастики в соответствии с тематикой)
В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов,
образовательную деятельность с воспитанниками я провожу вразличных формах:
• организованная образовательная деятельность (фантазийные путешествия, игровая экспедиция,
занятие-детектив; интеллектуальный марафон, викторина; КВН, презентация, тематический досуг)
• демонстрационные опыты;
• сенсорные праздники на основе народного календаря;
• театрализация с математическим содержанием;
• обучение в повседневных бытовых ситуациях;
• беседы;
· самостоятельная деятельность в развивающей среде
Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является -
игра. Как сказал В. А. Сухомлинский “Без игры нет, и не может быть полноценного умственного
развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается
живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и
любознательности. ”
Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных
способностей дошкольника. Такой игрой и являются дидактическая игра.
Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на
следующие группы:
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествия во времени
3. Игры на ориентировку в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление
Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в игровой
форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также - игровых
заданий, игровых действий и организационных отношений.
1.К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя
сказочный сюжет, я знакомлю детей с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания
равных и неравных групп предметов. Такие дидактические игры как "Какой цифры не стало?",
"Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", дети учатся
свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои
действия. Дидактические игры, такие как "Задумай число", "Число как тебя зовут?", "Составь
цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не стало?" развивают у детей внимание, память,
мышление.
2.Вторая группа математических игр (игры – путешествие во времени) . Они служат для
знакомства детей с днями недели, названиями месяцев, их последовательностью.
3. В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Моя задача - научить детей
ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место
по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением
определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.
4. Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагаю узнать в окружающих
предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашиваю: "Какую геометрическую
фигуру напоминает дно тарелки?" (поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.).
5. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась,
несет в себе определенную умственную нагрузку. В ходе решения каждой новой задачи ребенок
включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели, тем самым
развивая логическое мышление.
Работая углубленно в данном направлении , я всегда помню , что в дидактической игре
математического направления моя роль-роль воспитателя несравненно большая, чем в играх
драгой направленности. Именно Я- ввожу детей в ту или иную игру и знакомлю их с методом ее
ведения. Участвую в ней, веду ее так, чтобы использовать для достижения возможно большее
число дидактических задач.
Отбирая игры, я исхожу из того, какие программные задачи буду решать с их помощью, как игра
будет способствовать развитию умственной активности детей, воспитанию нравственных сторон
личности.
Вначале я разбираю игру с точки зрения ее структуры: дидактическая задача, содержание,
правила, игровое действие.
Забочусь о том, чтобы в избранной игре дети закрепляли, уточняли, расширяли знания и умения и
в то же время не превращали игру в занятие или упражнение. Я детально продумываю, как,
выполняя программную задачу, сохранить игровое действие и обеспечить возможность каждому
ребенку активно действовать в игровой ситуации.
Я всегда помню, что руководство дидактическими играми осуществляется в соответствии с
возрастными особенностями детей.
Работая с детьми младшего возраста воспитатель должен сам включаться в игру. Вначале
следует привлекать детей играть с дидактическим материалом (башенки, кубиками). Воспитатель
должен вместе с детьми разбирать и собирать их, тем самым вызывать у детей интерес к
дидактическому материалу, желание играть с ним.
Дети среднего дошкольного возраста уже имеют некоторый опыт совместных игр, но и здесь я-
воспитатель должна принимать участие в дидактических играх. Я являюсь учителем и участником
игры, учу детей и играю с ними, стремлюсь вовлечь всех детей, постепенно подвожу их к умению
следить за действиями и словами товарищей, т. е. интересуюсь процессом всей игры. Подбираю
такие игры, в процессе которых дети должны вспомнить и закрепить определенные понятия.
Задача дидактических игр заключается в упорядочении, обобщении, группировке впечатлений,
уточнении представлений, в различении и усвоении названий форм, цвета, величины,
пространственных отношений, звуков.
Дети старшего возраста в ходе дидактических игр наблюдают, сравнивают, сопоставляют,
классифицируют предметы по тем или иным признакам, производят доступный им анализ и
синтез, делают обобщения.
Считаю – что дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного
возраста. Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе
которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают
мир. Они позволяют расширять знания дошкольников, закреплять их представления о
количестве, величине, геометрических фигурах, учат ориентироваться в пространстве и во
времени.
А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться
того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но
и способствовала бы общему развитию ребенка».
В своей работе применяю новаторские идеи и педагогические технологии следующих авторов:
1.Т.И. Ерофеева «Математика для дошкольников»
2. З.А. Михайлова «Математика от 3 до 7».
3. Т.М. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»
4. И.А. Пономарёва, В.А. Позина «ФЭМП»
5. В.В.Волина «Праздник числа»
6. Т.И. Ерофеева «Математика для дошкольников» и др.
Также условием успешной реализации программы по формированию элементарных
математических представлений является организация предметно – пространственной,
развивающей среды в возрастных группах.
С целью стимулирования интеллектуального развития детей мною был оборудован уголок
занимательной математики, состоящий из развивающих и занимательных игр, создан центр
познавательного развития, где расположены дидактические игры и другой игровой
занимательный материал: блоки Дьенеша, полочки Кюизенера, простейшие варианты игр
«Танграм», «Колумбово яйцо» , «Кубики и цвет» и т.д. Я собрала и систематизировала наглядный
материал по логическому мышлению, загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы,
лабиринты, кроссворды, ребусы, головоломки, считалки, пословицы, поговорки и
физкультминутки с математическим содержанием.
Организация развивающей среды осуществляется с посильным участием детей, что создает у них
положительное отношение и интерес к материалу, желание играть.
Для определения эффективности своей работы я провожу педагогическую
диагностику формирования элементарных математических представлений посредством
дидактических игр у детей среднего дошкольного возраста.
Основная цель которой - выявить возможности игры, как средства формирования усвоенного
материала в образовательной деятельности формировании элементарных математических
представлений у дошкольников.
Проведённая диагностика показала, что регулярное использование в образовательной
деятельности по ФЭМП системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на
развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор
дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической
подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших
закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические
знания в повседневной жизни.
Благодаря использованию продуманной системы дидактических игр в регламентированных и
нерегламентированных формах работы, дети усвоили математические знания и умения по
программе без перегрузок и утомительных занятий.
Я пришла к такому выводу, что большая часть дошкольников имеет высокий уровень развития
элементарных математических представлений.
Я работаю в тесном сотрудничестве с воспитателями и узкими специалистами ДОУ. Регулярно
выступаю на педсоветах и семинарах, даю индивидуальные консультации, провожу открытые
мероприятия
( ОД, праздники и развлечения, проекты), провела мастер класс по данной тематике. Я
рекомендую воспитателям чаще в своей работе использовать дидактические игры
математической направленности.
И все же не возможно только на базе ДОУ дать полный объем знаний.
Семья играет в воспитании ребёнка основную, долговременную и важнейшую роль. Использую
разные формы работы с родителями:
-общие и групповые родительские собрания
-консультации «Дидактическая игра в жизни ребенка». «Яркие и интересные игры»
-проекты с участием родителей
- изготовление дидактических игр совместно с родителями
-мастер-класс для родителей
Дни открытых дверей
-участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов
-совместное создание предметно-развивающей среды
-анкетирование «В какие игры любят играть ваши дети?»
Я прилагаю все усилия к тому, чтобы знания и умения полученные детьми в детском саду -
родители у дети закрепляли дома.
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку
социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для
вхождения маленького человека в большой мир.
Я считаю что, обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и
совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий,
гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого
мышления.
В заключение можно сделать следующие вывод: развитие познавательных способностей и
познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития
ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный
интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в
целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда
будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на
его умственном развитии.