Автор: Москвичева Юлия Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 28 комбинированного вида Курортного района Санкт-Петербурга Населённый пункт: г. Сестрорецк Наименование материала: ЗАНЯТИЕ В ДОУ. МУЗЕЙННЕАЯ ПЕДАГОГИКА Тема: МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА. ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ. Раздел: дошкольное образование
Автор: Москвичева Юлия Сергеевна.Воспитатель.2016 год.
Организация :
Государственное
бюджетное
дошкольное
образовательное
учреждение
детский сад № 28 комбинированного вида Курортного района Санкт-Петербурга.
Населенный пункт: г. Сестрорецк.
Музейная
педагогика
-
это
словосочетание
знакомо
всем,
кто
имеет
о т н о ш е н и е
к
в о с п и т а н и ю
и
о б р а з о в а н и ю
ю н о г о
п о к о л е н и я .
Обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в
мировой культуре, предполагает включение индивида в культурно-историческое
пространство, что создаёт почву для осознания им себя как субъекта культуры.
Особая роль в этом принадлежит музею, который выводит индивида за границы
социума, цивилизации в мир культуры.
Интерактивность
–
основной
методологический
прием
в
работе
современного музея, когда он перестает быть только хранилищем, а становится
живым организмом в процессе познания.
Задачи:
-
Расширение
сферы
образования
через
приобщение
к
музейной
педагогике,
-
Сохранение
традиций,
возвращение
к
исконно
духовным
ценностям;
патриотическое воспитание граждан своего Отечества;
- Создание новой музейной аудитории; расширение пространства влияния
музея.
В связи с этим всё большее внимание в теории и практике образования
придаётся музейной педагогике. Музейная педагогика, как одно из направлений
деятельности
музея,
становится
всё
более
привычной
в
практике
духовно-
нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания
личности
в
едином
образовательном
процессе.
Стремление
к
гуманитарному
обновлению образования, ориентированному на сотрудничество музея и детского
сада,
на
создание
любительских
тематических
музеев
–
суть
новой
о б р а з о в а т е л ь н о й
п а р а д и г м ы
X X I
в е к а .
Музей – это фактически исторически сложившийся институт, построенный
по принципу диалога культур, хранящих в подлинных материальных предметах
различные картины мира и способы познания бытия.
Музейная педагогика пока мало вписывается в систему образования как
один из способов творческого развития личности, способной и готовой войти в
мировую, региональную, локальную культуру. В этой связи мини-музеи зачастую
являются любительским делом отдельных энтузиастов. Комплексного подхода к
этой проблеме пока нет.
Сегодня можно говорить не о системе работы в деле музейной педагогики, а
о работе отдельных музеев, жизнь в которых теплится неравномерно, порой не
рационально, не систематически, а только по отдельным случаям, приуроченным,
к а к
п р а в и л о ,
к
з н а м е н а т е л ь н ы м
д а т а м
в
и с т о р и и
с т р а н ы .
Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной
коммуникации и направлена в первую очередь на расширение задач активизации
творческих
способностей
личности
учащихся.
Ведущей
тенденцией
музейной
педагогики
становится
переход
от
единичных
и
эпизодических
контактов
с
посетителями
к
созданию
многоступенчатой
системы
музейного
образования,
приобщения к музею и его культуре. Это диктуется теми изменениями, которые
происходят
в
глобальном
плане
в
мировой
культуре.
Это,
во-первых,
общий
процесс визуализации культуры, который проявился в значительном увеличении
объёма
зрительной
информации,
что
повлияло
на
восприятие
человека,
преставшего замечать то, что могло произвести впечатление, и было интересно
его родителям.
Объект
музейной
педагогики
–
к у л ь т у р н о -
образовательные
аспекты
музейной
коммуникации,
то
есть
особый
подход
к
происходящим
в
музее
диалоговым
процессам,
ставящий
задачу
участия
в
формировании свободной, творческой, инициативной личности, способной стать
активным участником диалога.
- Принцип активного отношения к музейному пространству. Это означает
необходимость формирования позиции интерпретатора.
-
Принцип
толерантности.
Он
предполагает
возможность
видеть
многообразие форм жизни, традиций, и равное право на существование.
- Принцип авторства. Диалогичность культурного пространства возможна
лишь
в
том
случае,
если
ученик,
входящий
в
это
пространство,
действует
соразмерно культурным и историческим персонажам.
Авторство может быть различным: от разработки и реализации музейных
проектов
до
создания
произведений,
показывающих
жизненные
ценности,
установки, мировоззрение автора. Можно сказать, что лишь собственный опыт
авторства и его рефлексия позволяют человеку реально, а не умозрительно стать
а в т о р о м ,
п о н я т ь
а в т о р с к и е
п о з и ц и и
д р у г и х
л ю д е й
и
г р у п п .
Во многих дошкольных учреждениях сегодня создаются различные музеи. Слово
"музей"
происходит
от
греческого
и
латинского
слов
-
храм
муз,
место,
посвященное
наукам
и
искусствам.
Музей
-
учреждение,
которое
занимается
собиранием,
изучением,
хранением
и
показом
предметов
и
документов,
харак тери зу ю щи х
раз ви т и е
п ри род ы
и
чел овечес к ого
о б щ е с т в а
При разработке инновационных проектов по внедрению программ воспитания
детей
средствами
музейной
педагогики
администрации
у ч е б н ы х
общеобразовательных учреждений и авторы-разработчики, составители проектов
встречаются с определёнными трудностями.
Для того, чтобы помочь им в преодолении этих трудностей, предлагаем
модель
музейной
педагогики
в
составе
дидактической
системы
образования.
Итак, в первую очередь необходимо определить структуру модели музейной
педагогики, которая включает в себя:
цель,
задачи,
направления,
принципы,
музейные педагогические технологии.
По данному алгоритму можно составить такую модель и апробировать её
результативность.
Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём
в к л ю ч е н и я
е ё
в
м н о г о о б р а з н у ю
д е я т е л ь н о с т ь
м у з е я .
Задачи музейной педагогики:
Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его
процветании;
Формирование
самосознания,
становления
активной
жизненной
позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;
Развитие
творческих
и
организаторских
с п о с о б н о с т е й ,
предоставление
возможности
реализоваться
в
соответствии
со
своими
склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;
Формирование
детско-взрослой
совместной
деятельности
на
материале музейной практики;
Освоение
нового
типа
занятий,
формирование
профессиональной
компетентности музейного педагога;
Формирование
системы
критериев
и
механизмов
оценки
образовательного результата музейной педагогики.
.Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
Формирование у дошкольников представления о музее.
Развитие
познавательных
способностей
и
познавательной
деятельности.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
Развитие речи и расширения словарного запаса.
Воспитание любви к природе родного края и чувство сопричастности к
ее сбережению.
Воспитание культуры поведения.
детей. Наш детский сад работает по приоритету: «Патриотическое воспитание
дошкольников». Поэтому коллектив детского сада создаёт особые условия, и
средства, особую развивающую среду, в том числе и музеи. Ведь развитие речи
зависит
от
интеллектуального
багажа
ребенка,
а
в
интеллектуальном
багаже
каждого
гражданина
должны
быть
не
только
умственные
знания,
но
и
нравственно-патриотическое, и социальное воспитание.
Музейная педагогика
служит
комплексному
развитию,
воспитанию
гражданственности
и
духовности
дошкольников. На сегодня можно с уверенностью сказать, что к нам возвращается
национальная память, и по-новому начинаем относиться к традициям, в которых
народ оставил все ценное, что было в прошлом.
Музейная педагогика в детском сад
С
первых
дней
пребывания
в
детском
саду
дети
чувствуют
доброту,
справедливость окружающих, ведь рядом всегда спокойные, уравновешенные,
находящие разумный выход из любой ситуации, мудрые и опытные педагоги. А
работают в коллективе неугомонные творческие люди ,настоящие ценители
русской
При
создании
программы
музейно-педагогической
деятельности
на
первый план выходят проблемы, связанные с выбором ее смыслового стержня и
наиболее оптимальных технологий передачи информации, что особенно важно
при работе с дошкольниками. Известно, что приобщение детей к культурно-
историческому наследию своей страны является средством формирования у них
патриотических чувств и развития духовности. В этой связи посещение музея
оказывает огромное положительное влияние. Даже маленький музей в группе,
приобщает ребенка к миру общечеловеческих ценностей, к истории, формирует
художественный вкус. Введение ребенка в мир искусства, формирование у него
художественной культуры, понимание языка в искусстве.
Достижение наилучшего результата здесь напрямую связано с умением
педагога. Занятия по музейной педагогике знакомят детей с произведениями
народной
музыки,
традициями,
бытом,
создавая
условия
для
творческой
деятельности, приобщает их к русской культуре и творчеству. Вся работа носит
системный характер.
Музейно-педагогический аспект работы с детьми предполагает не только
качество
и
количество
полученной
информации,
-
важно
добиться
у
детей
пробуждения творческой активности. Методика построения игровых занятий с
дошкольниками предусматривает обязательное включение практической части.
Проект «Музейная педагогика» – это творческая деятельность педагога,
который знакомит дошкольников с краеведением, и педагогического коллектива
детского сада - педагога по изодеятельности и ручному труду, музыкального
руководителя,, инструктора по физкультуре и педагога по фольклору. Благодаря
этому творческому тандему, музейная педагогика успешно развивается в нашем
детском саду.
Список использованной литературы:
- Кощеева Е.Л. Создание и использование музейных информационных
ресурсов // Музей будущего: информационный менеджмент / Сост. А.В.Лебедев.
М.: Прогресс-Традиция,
- Музей будущего: информационный менеджмент / Составитель
А.В.Лебедев. М.: Прогресс-Традиция, 2001. То же // Музей будущего:
информационные технологии и культурное наследие.
- Музей и новые технологии: На пути к музею XX века / Сост. и науч. ред.
Н.А.Никишин. М., 1999.