Напоминание

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА. ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ.


Автор: Москвичева Юлия Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 28 комбинированного вида Курортного района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: г. Сестрорецк
Наименование материала: ЗАНЯТИЕ В ДОУ. МУЗЕЙННЕАЯ ПЕДАГОГИКА
Тема: МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА. ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Музейная педагогика в Детском саду.

Нравственное воспитание

дошкольников средствами музейной педагогики.

Автор:
Москвичева Юлия Сергеевна.Воспитатель.2016 год.
Организация
: Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 28 комбинированного вида Курортного района Санкт-Петербурга.
Населенный пункт:
г. Сестрорецк. Музейная педагогика - это словосочетание знакомо всем, кто имеет о т н о ш е н и е к в о с п и т а н и ю и о б р а з о в а н и ю ю н о г о п о к о л е н и я . Обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение индивида в культурно-историческое пространство, что создаёт почву для осознания им себя как субъекта культуры. Особая роль в этом принадлежит музею, который выводит индивида за границы социума, цивилизации в мир культуры. Интерактивность – основной методологический прием в работе современного музея, когда он перестает быть только хранилищем, а становится живым организмом в процессе познания. Задачи: - Расширение сферы образования через приобщение к музейной педагогике, - Сохранение традиций, возвращение к исконно духовным ценностям; патриотическое воспитание граждан своего Отечества; - Создание новой музейной аудитории; расширение пространства влияния музея. В связи с этим всё большее внимание в теории и практике образования придаётся музейной педагогике. Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится всё более привычной в практике духовно- нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе. Стремление к гуманитарному обновлению образования, ориентированному на сотрудничество музея и детского сада, на создание любительских тематических музеев – суть новой о б р а з о в а т е л ь н о й п а р а д и г м ы X X I в е к а . Музей – это фактически исторически сложившийся институт, построенный по принципу диалога культур, хранящих в подлинных материальных предметах различные картины мира и способы познания бытия. Музейная педагогика пока мало вписывается в систему образования как один из способов творческого развития личности, способной и готовой войти в мировую, региональную, локальную культуру. В этой связи мини-музеи зачастую являются любительским делом отдельных энтузиастов. Комплексного подхода к этой проблеме пока нет. Сегодня можно говорить не о системе работы в деле музейной педагогики, а о работе отдельных музеев, жизнь в которых теплится неравномерно, порой не рационально, не систематически, а только по отдельным случаям, приуроченным, к а к п р а в и л о , к з н а м е н а т е л ь н ы м д а т а м в и с т о р и и с т р а н ы . Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена в первую очередь на расширение задач активизации творческих способностей личности учащихся. Ведущей тенденцией музейной педагогики становится переход от единичных и эпизодических контактов с посетителями к созданию многоступенчатой системы музейного образования, приобщения к музею и его культуре. Это диктуется теми изменениями, которые происходят в глобальном плане в мировой культуре. Это, во-первых, общий процесс визуализации культуры, который проявился в значительном увеличении объёма зрительной информации, что повлияло на восприятие человека, преставшего замечать то, что могло произвести впечатление, и было интересно
его родителям. Объект музейной педагогики – к у л ь т у р н о - образовательные аспекты музейной коммуникации, то есть особый подход к происходящим в музее диалоговым процессам, ставящий задачу участия в формировании свободной, творческой, инициативной личности, способной стать активным участником диалога. - Принцип активного отношения к музейному пространству. Это означает необходимость формирования позиции интерпретатора. - Принцип толерантности. Он предполагает возможность видеть многообразие форм жизни, традиций, и равное право на существование. - Принцип авторства. Диалогичность культурного пространства возможна лишь в том случае, если ученик, входящий в это пространство, действует соразмерно культурным и историческим персонажам. Авторство может быть различным: от разработки и реализации музейных проектов до создания произведений, показывающих жизненные ценности, установки, мировоззрение автора. Можно сказать, что лишь собственный опыт авторства и его рефлексия позволяют человеку реально, а не умозрительно стать а в т о р о м , п о н я т ь а в т о р с к и е п о з и ц и и д р у г и х л ю д е й и г р у п п . Во многих дошкольных учреждениях сегодня создаются различные музеи. Слово "музей" происходит от греческого и латинского слов - храм муз, место, посвященное наукам и искусствам. Музей - учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, харак тери зу ю щи х раз ви т и е п ри род ы и чел овечес к ого о б щ е с т в а При разработке инновационных проектов по внедрению программ воспитания детей средствами музейной педагогики администрации у ч е б н ы х общеобразовательных учреждений и авторы-разработчики, составители проектов встречаются с определёнными трудностями. Для того, чтобы помочь им в преодолении этих трудностей, предлагаем модель музейной педагогики в составе дидактической системы образования. Итак, в первую очередь необходимо определить структуру модели музейной педагогики, которая включает в себя:  цель,  задачи,  направления,  принципы,  музейные педагогические технологии. По данному алгоритму можно составить такую модель и апробировать её результативность. Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём в к л ю ч е н и я е ё в м н о г о о б р а з н у ю д е я т е л ь н о с т ь м у з е я . Задачи музейной педагогики:  Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;  Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;  Развитие творческих и организаторских с п о с о б н о с т е й , предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;  Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;  Освоение нового типа занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога;  Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.  .Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.  Формирование у дошкольников представления о музее.  Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.  Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
 Развитие речи и расширения словарного запаса.  Воспитание любви к природе родного края и чувство сопричастности к ее сбережению.  Воспитание культуры поведения. детей. Наш детский сад работает по приоритету: «Патриотическое воспитание дошкольников». Поэтому коллектив детского сада создаёт особые условия, и средства, особую развивающую среду, в том числе и музеи. Ведь развитие речи зависит от интеллектуального багажа ребенка, а в интеллектуальном багаже каждого гражданина должны быть не только умственные знания, но и нравственно-патриотическое, и социальное воспитание. Музейная педагогика служит комплексному развитию, воспитанию гражданственности и духовности дошкольников. На сегодня можно с уверенностью сказать, что к нам возвращается национальная память, и по-новому начинаем относиться к традициям, в которых народ оставил все ценное, что было в прошлом. Музейная педагогика в детском сад С первых дней пребывания в детском саду дети чувствуют доброту, справедливость окружающих, ведь рядом всегда спокойные, уравновешенные, находящие разумный выход из любой ситуации, мудрые и опытные педагоги. А работают в коллективе неугомонные творческие люди ,настоящие ценители русской При создании программы музейно-педагогической деятельности на первый план выходят проблемы, связанные с выбором ее смыслового стержня и наиболее оптимальных технологий передачи информации, что особенно важно при работе с дошкольниками. Известно, что приобщение детей к культурно- историческому наследию своей страны является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. В этой связи посещение музея оказывает огромное положительное влияние. Даже маленький музей в группе, приобщает ребенка к миру общечеловеческих ценностей, к истории, формирует художественный вкус. Введение ребенка в мир искусства, формирование у него художественной культуры, понимание языка в искусстве. Достижение наилучшего результата здесь напрямую связано с умением педагога. Занятия по музейной педагогике знакомят детей с произведениями народной музыки, традициями, бытом, создавая условия для творческой деятельности, приобщает их к русской культуре и творчеству. Вся работа носит системный характер. Музейно-педагогический аспект работы с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Методика построения игровых занятий с дошкольниками предусматривает обязательное включение практической части. Проект «Музейная педагогика» – это творческая деятельность педагога, который знакомит дошкольников с краеведением, и педагогического коллектива детского сада - педагога по изодеятельности и ручному труду, музыкального руководителя,, инструктора по физкультуре и педагога по фольклору. Благодаря этому творческому тандему, музейная педагогика успешно развивается в нашем детском саду. Список использованной литературы: - Кощеева Е.Л. Создание и использование музейных информационных ресурсов // Музей будущего: информационный менеджмент / Сост. А.В.Лебедев. М.: Прогресс-Традиция, - Музей будущего: информационный менеджмент / Составитель А.В.Лебедев. М.: Прогресс-Традиция, 2001. То же // Музей будущего: информационные технологии и культурное наследие. - Музей и новые технологии: На пути к музею XX века / Сост. и науч. ред. Н.А.Никишин. М., 1999.


В раздел образования