Напоминание

"Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста".


Автор: Павлова Валентина Климентьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ ДСОВ №6 "Росинка"
Населённый пункт: город Лангепас
Наименование материала: статья - из опыта работы
Тема: "Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Лангепасское городское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 6 «Росинка»

Организация опытно – экспериментальной деятельности

с детьми старшего дошкольного возраста

(из опыта работы)

Павлова Валентина Климентьевна

воспитатель

г. Лангепас

Введение

Расскажи - и я забуду,

Покажи – и я запомню, дай

Попробовать – и я пойму.

Китайская пословица

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро

меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую

очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и

творчески.

Все исследователи экспериментирование выделяют основную особенность

познавательной деятельности детей: ребёнок познаёт объект в ходе практической

деятельности с ним, осуществляемые действия выполняют познавательную, ориентировочно

– исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание

данного объекта.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру,

занятия, прогулку, сон. Ребёнок – дошкольник сам по себе уже является исследователем,

проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности - к

экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка,

позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

Исследования предоставляют ребёнку самому найти ответы на вопросы «Как?» и

«Почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребёнку приобрести новые

знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальное преобразование

вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи, недоступные при

непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов,

запоминаются надолго.

Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят

разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения

ответов на интересующиеся вопросы. Они с удовольствием рассказывают о своих открытиях

родителям, ставят такие же (или более сложные) опыты дома, учатся выдвигать новые задачи

и самостоятельно их решать.

Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего

дошкольного возраста

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более

эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей

детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной

мере отвечает экспериментальная деятельность, основанная на возросших требованиях к

универсальности знаний.

Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с

введением

Федерального

Государственного

стандарта

дошкольного

образования.

В

требованиях к выпускнику детского сада выделены следующие интегративные качества:

«Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и

вещей, мире отношений и своем внутреннем мире).

Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать.

Способен

самостоятельно

действовать

повседневной

жизни, в

различных

видах детской деятельности).

В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое,

заинтересованное участие в образовательном процессе».

Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой

интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к

экспериментированию. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают

возможности поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие»

нового, развивающая продуктивные формы мышления. При этом главным фактором

выступает характер деятельности.

Причины

встречающейся

интеллектуальной

пассивности

детей

часто

лежат

в

ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не

в состоянии справиться с самым простым заданием, они быстро выполняют его, если оно

переводится в практическую плоскость или в игру, поэтому особый интерес для детей

представляет экспериментирование.

Экспериментальная деятельность старших дошкольников является одним из методов

развивающего

(личностно-ориентированного)

обучения,

направленного

на

формирование

самостоятельных

исследовательских

умений

(постановка

проблемы,

сбор

и

обработка

информации,

проведение

экспериментов,

анализ

полученных

результатов),

способствует

развитию

творческих

способностей

и

логического

мышления,

объединяет

знания,

полученные в ходе учебно-воспитательного процесса и приобщает к конкретным жизненно

важным проблемам. Образовательный процесс строится как самостоятельный поиск

воспитанниками

нового

знания,

новых

познавательных

ориентиров

высокого

уровня

сложности, а процесс исследования становится определяющим для построения обучения.

Учитывая практическую значимость экспериментирования для всестороннего

развития ребенка, мною были выделены следующие цели и задачи:

Цель моей работы: развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного

возраста путём обогащения опыта опытно – экспериментальной деятельности.

Поставленные задачи:

1.

Включить детей в опытно – экспериментальную деятельность;

2.

Развивать у детей старшего дошкольного возраста способность видеть многообразие

мира в системе взаимосвязей и взаимозависимости;

3.

Воспитывать у детей интерес к опытно – экспериментальной деятельности.

Актуальность

«Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает

сам» ( Р.Эмерсон). Выбрала я эту тему потому, что с младшего возраста у детей возникает

потребность в экспериментировании. Во многом развитие личности и познавательных

способностей детей осуществляется именно через опыты и экспериментирование, дети

познают мир через собственные ощущения.

Содержание обучения в системе экспериментальной деятельности

В своей работе я придерживаюсь следующих требований к содержанию обучения в

системе экспериментальной деятельности:

1. Побуждаю детей формулировать имеющиеся у них идеи и представления,

высказывать их в явном виде.

2. Сталкиваю воспитанников с явлениями, которые входят в противоречие с

имеющимися представлениями.

3. Побуждаю детей выдвигать альтернативные объяснения, предположения, догадки.

4. Даю дошкольникам возможность исследовать свои предположения в свободной и

непринужденной обстановке, особенно — путем обсуждений в малых группах.

5. Даю детям возможность применять новые представления применительно к

широкому кругу явлений, ситуаций — так, чтобы они могли оценить их прикладное

значение.

Свою работу по опытно – экспериментальную деятельности с детьми строю по двум

взаимосвязанным направлениям:

живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых

организмов, как приспособление к окружающей среде и др.);

неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.);

При выборе темы соблюдаю следующие правила:

1.

Тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его.

2.

Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную

пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего

интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки).

3.

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент

неожиданности, необычности.

В условиях детского сада я использую только элементарные опыты и эксперименты. Их

элементарность заключается:

Во - первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.

Во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются

элементарные понятия и умозаключения.

В - третьих, они практически безопасны.

В - четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное

оборудование.

При проведении опытов придерживаюсь следующей структуры:

Постановка проблемы;

Поиск путей решения проблемы;

Проверка гипотез, предположений;

Обсуждение увиденных полученных результатов;

Формулировка выводов;

Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность,

побуждает детей к самостоятельным исследованиям.

Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная,

насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную

исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации

хода саморазвития. В связи с эти мною создан Центр экспериментирования, где созданы

условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой

активности детей. В центре имеется разнообразное оборудование.

Работу по опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного

возраста реализую в трех блоках педагогического процесса:

специально организованная образовательная деятельность в образовательной

области «Познание» по формированию целостной картины мира с включенными

опытами по заданной теме (НОД);

совместная деятельность взрослого с детьми, а также ребенка со сверстником;

свободная самостоятельная деятельность детей.

При проведении НОД у детей вызываю интерес к изучаемому содержанию для того,

чтобы побудить ребенка к самостоятельной деятельности.

В процессе самостоятельной деятельности привлекаю детей к способам

познавательной деятельности. Как узнать? Что нужно сделать, чтобы убедиться? А что

будет, если?

А затем в совместной деятельности – закрепляю полученные ранее представления.

Предлагаю подробнее остановиться на каждой из форм работы подробнее.

Блок организованного обучения в форме НОД

Детское экспериментирование предполагает перспективное планирование НОД 1 раз

в неделю, с опытами и экспериментами, открывая для дошкольников новый мир объектов и

явлений неживой природы. Во время НОД проводится 3- 4 эксперимента в зависимости от

сложности в форме игры-экспериментирования в «Детской лаборатории» обязательно с

сюрпризным моментом, или с необычностью объекта и т.д.

Основной формой детской экспериментальной деятельности, которую я активно

использую, являются опыты. Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с

объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой и пр.

Например, ставлю проблему: слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают,

какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит

из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. По

теме: "Волшебница Вода" проводили опыты: "Тонет, не тонет", "Лёд – это твёрдая вода",

"Превращение воды в лёд" и др. В процессе проведения опытов все дети принимают

активное участие. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а

главное - они всё проделывают сами. Тем самым мы развиваем у детей любознательность,

наблюдательность, и умения находить пути решения проблемных ситуаций.

Организация опытно-экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства

взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности,

умение принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно,

вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию

социальной и познавательной деятельности.

Предлагаю детям поставить опыт, сообщаю им цель или задачу таким образом, чтобы

дети сами определили, что им нужно сделать. Даю время на обдумывание, и затем привлекаю

к обсуждению методики и хода эксперимента.

В процессе работы я поощряю детей, ищущих собственные способы решения

задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время не

выпускаю из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет

основную мысль.

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и

формулирование выводов.

Выводы можно делать в словесной форме, а иногда избирать другие способы,

например, фиксирование результатов графически, т.е. оформление в рисунках, схемах.

Дети работают самостоятельно, я по необходимости оказываю помощь, советую,

интересуюсь результатами. По окончанию дети рассказывают, чем занимались, какого

результата достигли, что узнали нового, необычного?

После эксперимента не упускаю воспитательные моменты - дети

самостоятельно наводят порядок на рабочем месте (почистить и убрать оборудование,

протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом).

Совместная деятельность взрослого с детьми.

Блок совместной деятельности взрослого с детьми является, на мой взгляд, основным в

формировании у детей опытно - экспериментальных навыков. К этому блоку относятся

опыты и эксперименты, игры - эксперименты, игры – опыты. Также я отношу к этому блоку

работу с родителями. Именно совместная содержательная деятельность взрослого и ребенка

является своего рода школой передачи социального опыта в сфере влиянии неживой природы

на все живое.

Самостоятельная деятельность детей

Планирование этой работы предполагаю в первую очередь создание условий,

которые способствуют этой самостоятельной деятельности. Для этой цели в

группе организована «Детская лаборатория» с соответствующим оборудованием, что

позволяет оказывать огромное влияние на познавательную активность детей.

Особую значимость для организации самостоятельной познавательной деятельности

детей в условиях развивающей среды имеют приемы, стимулирующие развитие их

познавательной активности.

Рассмотрим несколько примеров:

Наличие модели последовательности деятельности помогает детям

самостоятельно провести опыты, проверить свои предположения, почувствовать себя

исследователями.

- Например, после ознакомления со свойствами воды, чтения рассказ «Умная галка» в

уголке помещали такие алгоритмы (показ).

- Какую задачу мы решали?

Познакомить с тем, что уровень воды повышается, при добавлении камней.

- Какой вывод должны сделать дети?(Камешки (вода), заполняя емкость, поднимают

уровень воды, тем самым выталкивая находящиеся в ней предметы на поверхность).

Проблемная ситуация;

- После ознакомления детей со свойствами магнита случайно на глазах детей роняли

скрепки в таз с водой. Как достать их из воды, не намочив рук?

«Чудесная коробка» с предметами;

Совместное начинание

После того, как у детей сформировались навыки самостоятельной деятельности по

решению познавательных задач, мы переходим на реализацию полученных знаний в

совместной деятельности.

Методы и приемы работы

В своей работе я использую как традиционные методы, так и инновационные.

Традиционные методы, которые прошли проверку временем и широко применяются:

- Наглядные (наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций об изучаемых

явлениях и др.). В зависимости от характера познавательных задач в практической

деятельности я использую наблюдения разного вида:

– распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и

качествах предметов и явлений;

– за изменением и преобразованием объектов;

- Словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование

фольклорных материалов).

- Практические методы. Большое значение придаю ведущей форме деятельности

детей – игре (игры-опыты, игры-эксперименты, дидактические игры, сюжетно-ролевые

игры с элементами экспериментирования , настольно-печатные игры.

Инновационные методы:

- При проведении опытов по знакомству детей с разными агрегатными состояниями

воды мы используем прием «маленькие человечки» для обозначения жидкого, твердого

и газообразного состояния воды.

- Метод игрового проблемного обучения заключается в проигрывании на занятиях и в

совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют

познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений

проблемы.

Использование инновационных технологий воспитания и обучения дошкольников. В

процессе экспериментирования применяю компьютерные средства обучения, что

стимулирует познавательный интерес дошкольников.

Непосредственно образовательная деятельность по экспериментированию для детей

стали открытием, они их ждут с нетерпением.

Сформированные

представления,

полученные

в

процессе

НОД

дети «проверяют»

в

самостоятельной, экспериментальной деятельности.

Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в

дидактической игре, есть два начала, учебное – познавательное и игровое - занимательное.

Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности.

В результате закрепленные в играх-опытах и играх-экспериментах знания о связях,

свойствах, качествах природных объектов явлений неживой природы становятся более

осознанными и прочными.

Заключение

Анализируя

результаты

своей

работы

по

теме: «Организация

опытно

экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста», я пришла

к

выводу,

что

опыт работы

в

данном

направлении эффективен

для

развития

познавательной активности детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.

Что

подтверждается

итоговой

диагностикой (методика

«Маленький

исследователь»

Л.Н.Прохорова) Отмечается положительная динамика по всем критериям овладения детьми

старшего дошкольного возраста экспериментальной деятельностью.

Дети научились фиксировать результаты опытов, рисуя увиденное, выражая свое

отношение: розовый кружок – нравится, синий - не очень. Дети стали пользоваться

опорными схемами в дидактических играх, в определении последовательности проводимого

опыта и эксперимента.

Меня радует то, что воспитанники стали использовать результаты проведения опытов и

экспериментов в игровой деятельности: очищение воды, в сюжетно – ролевых играх

«Семья», «Детский сад», «Больница». При помощи вертушек в подвижных играх

«Самолетики», «Вертолетики» определяют направление ветра, рисуют на мокром песке,

делают лабиринты в песочнице и др.

Применение экспериментирования также оказало влияние на:

повышение уровня развития любознательности; исследовательских умений и

навыков детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать

проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и

связи,

сопоставлять

различные

факты,

выдвигать

различные

гипотезы,

отбирать

средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент,

делать определенные умозаключения и выводы);

повышение уровня развития познавательных процессов;

совершенствование

речевого

развития

старших

дошкольников

(обогащение

словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически

правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за

логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);

развитие личностных характеристик воспитанников (проявление инициативы,

самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою

точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.);

12

углубление и расширение знаний детей о неживой природе;

повышение компетентности родителей в организации работы по развитию

п о з н а в ат е л ь н о й а к т и в н о с т и

с т а р ш и х

д о ш к о л ь н и к о в в

п р о ц е с с е

экспериментирования дома.

В заключении хочу отметить, что положительные результаты проведенной данной

экспериментальной деятельности с детьми свидетельствуют об эффективности моей работы.

13

Список используемой литературы

1.

Дыбина О.В. , Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., «Ребенок в мире

поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста»/ Под ред. О.В. Дыбиной. –

М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с,- (Программа развития).

2.

Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. «Неизведанное рядом: занимательные

опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера,

2004. – 64 с.

3.

Короткова

Н.А.

«Познавательно-исследовательская

деятельность

старших

дошкольников»/ / Ж. Ребенок в детском саду. 2003. № 3, 4, 5. 2002. №1

4.

Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой.

Природопользование в детском саду». Методическое пособие. – М.: Педагогическое

общество России, 2005. – 80 с.

5.

Новиковская О.А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. –

СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с.

6.

«Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические

рекомендации»/ Под общ. Ред.Л.Н.Прохоровой. – М.:АРКТИ, 2003. – 64с.

7.

Поддьяков Н.Н. «Новые подходы к исследованию мышления дошкольников» // Ж.

Вопросы психологии. 1985. №2.

8.

Соловьева

Е.

«Как

организовать

поисковую

деятельность

детей»

//

Дошкольное

воспитание. 2005. №1.

9.

Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.»Экспериментальная деятельность детей среднего и

старшего дошкольного возраста: Методическое пособие» – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,

2007. – 128с.

10.

Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром.

М: Педагогическое общество России,2007

11.

Доронова Т.Н., Короткова Н.А. Познавательно – исследовательская деятельность

старших дошкольников // Ребенок в детском саду, 2003 №3

14



В раздел образования