Автор: Шаронова Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 164"
Населённый пункт: город Саратов, Саратовская область
Наименование материала: семинар-практикум для родителей
Тема: "Играем пальчиками"
Раздел: дошкольное образование
«ИГРАЕМ ПАЛЬЧИКАМИ»
семинар – практикум для родителей
Подготовила: Шаронова Татьяна Владимировна
воспитатель 1квалификационной категории
МДОУ «Детский сад № 164»
г. Саратов
Цель: построение эмоционально-доверительных взаимоотношений,
способствующих полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации
взрослых.
Задачи:
Формировать у родителей элементарные представления о роли мелкой
моторики в психофизическом развитии ребенка.
Научить элементам фольклорной пальчиковой гимнастики, для развития
внимания, памяти.
Продолжать развивать и активизировать речь детей с помощью фольклора
(потешек, прибауток, пальчиковых игр).
Оборудование: пальчиковые игры «Пальцеход», «Нитяные узоры», шнуровки,
«Сухой бассейн» (с разными наполнителями: крупа, зернобобовые), театральные
костюмы, сарафаны, кокошники, театральная студия, аудиозапись.
Ход:
Беседа с родителями. Вопросы:
Занимаетесь ли Вы со своими детьми пальчиковой гимнастикой? Как?
Как вы играете с пальчиками Вашего ребенка?
«Рука – это вышедший наружу мозг человека» И.Кант.
- На ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на
них, можно регулировать функционирование внутренних органов. Например, мизинец
– сердце, безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок,
большой палец – голова.
Следовательно,
воздействуя
на
определенные
точки,
можно
влиять
на
соответствующие этой точке орган человека.
Пальчиковая гимнастика:
Способствует овладению навыками мелкой моторики;
Помогает развивать речь ребенка;
Повышает работоспособность коры головного мозга;
Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память,
воображение;
Снимает тревожность.
Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка
приобщить к народной поэзию. Благодаря этому еще долго до ознакомления со
сказками и другими крупными жанрами русского фольклора на материале детского
фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших
истоков – русской народной культуры.
Что же относится к детскому фольклору?
Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками). Например:
«Сорока белобока».
Заклички – обращения к явлениям природы (солнцу, дождю, ветру). Например:
«Солнышко - ведрышко»
Солнышко – вёдрышко, растопырить пальцы обеих рук.
Выгляни в окошко, изобразить «Окошко»
Твои детки пляшут, шевелить пальчиками
По камушкам скачут. Стучать пальчиками по столу.
Прибаутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей
необычностью веселят детей.
Каждое поэтическое произведение фольклора связано с интересными, полезными
и
важными
для
развития
ребенка
движениями,
которые
удовлетворяют
его
естественные потребности в двигательной активности. Ведь движение – это жизнь.
- Давайте и мы с вами поиграем (движения самомассажа):
-
потирание
ладоней,
пока
не
появится
между
ними
тепло, как сгусток
положительной
энергии,
и
сбрасывание
её
на
лицо
мягкими
ладонями;
- постукивание кончиком пальца одной руки по фалангам указательного пальца другой.
- шевеление пальчиков (сначала на одной руке, потом на обеих).
- поочередное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью другой руки, а
затем – без помощи другой руки. (Например, «Этот пальчик …»):
Этот пальчик хочет спать, загибание пальцев, начиная с мизинца
Этот пальчик – прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул,
Этот пальчик – давно спит. Большой палец уже загнут
Тише, тише не шумите,
Наши пальчики не будите.
Встали пальчики! Ура! Растопырить пальцы и пошевелить ими
В детский сад идти пора!
Хлопки: обычные; хлопки, когда сначала сверху одна ладонь, потом другая;
хлопки ладонями, сложенными чашечками;
Развитие мелкой моторики пальцев рук непрерывно связанно с умственным
развитием детей, развитием их речи.
Главное требование: в играх рукой, её кистью, пальчиками мы равно должны
заботиться о развитии правой и левой руки.
Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку ребенка, я учу
детей на материале детского фольклора разнообразным выразительным движением
(как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыкант играет на балалайке и
так далее).
В заключении хочется отметить, что детям фольклор близок и интересен. А мы
взрослые помогаем, приобщиться к нему, играть и играть, набираться уму-разуму,
становиться добрее, понимать шутки, радоваться, общаться со сверстниками. Детский
фольклор помогает нам в установлении контакта с детьми, создание благоприятного
условия для обучения детей выразительной речи и выразительных движений.