Автор: Кузнецова Светлана Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МК ДОУ детский сад №17 "Радуга"
Населённый пункт: город Шадринск Курганская область
Наименование материала: статья
Тема: Управление процессом создания здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Раздел: дошкольное образование
Управление процессом создания здоровьесберегающей среды в ДОУ.
В настоящее время одной из самых важных проблем является состояние здоровья детей.
Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам
дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это
основа формирования личности.
Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем,
эмоциональным благополучием. Исходя из принципа «здоровый ребенок – успешный
ребенок», считаю невозможным решение проблемы воспитания социально
адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной
работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в педагогической
деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих
технологий.
Если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены
необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен
индивидуальный подход к каждому ребенку, все это повысит результативность
воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей
ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья
воспитанников, Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге
сформируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он
оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного
развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это прежде всего
технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.
Цель технологий - становление отношения ребёнка к здоровью и жизни человека,
накопление знаний о здоровье умения оберегать, поддерживать и сохранять его,
позволяющей дошкольнику самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и
безопасного поведения, связанные с оказанием элементарной медицинской,
психологической помощи и самопомощи.
Н.К.Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные
технологии» утверждал, что их можно рассматривать, как технологическую основу
здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации
обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой
педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога.
Он считает, что как прилагательное понятие «здоровьесберегающая» относится к
качественной характеристике любой педагогической технологии, показывающей,
насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья
основных субъектов образовательного процесса – детей и их родителей, педагогов.
Здоровьесберегающие технологии можно расссматривать, как сертификат безопасности
для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической
работы, которые дополняют педагогические технологии задачами здоровьясбережения.
Понятие «здоровьесберегающие технологии», интегрирует все направления работы
дошкольного учреждения по сохранению, формированию и укреплению здоровья детей
дошкольного возраста.
Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечение высокого уровня здоровья
воспитанников детского сада, как совокупности осознанного отношения ребенка к
здоровому образу жизни, валеологической компетентности, которая позволяет
дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни,
оказание элементарной медицинской и психологической самопомощи.
Классификация здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании –
определяется по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств
здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогического процесса в детском саду.
В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий:
1.
медико-профилактические;
2.
физкультурно-оздоровительные;
3.
технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
4.
здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
5.
валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные
технологии в детском саду.
Медико-профилактические технологии, обеспечивающие сохранение здоровья детей, под
руководством медицинского персонала в ДОУ, (организация мониторинга здоровья
дошкольников, рекомендации по профилактике детского здоровья, организация питания
детей, физического развития детей, закаливания, организация профилактических
мероприятий , контроль в обеспечении требований СанПиНов, организация
здоровьесберегающей среды).
Физкультурно-оздоровительные технологии, направленные на физическое развитие и
укрепление здоровья ребенка, двигательной активности, закаливание, развитие
физических качеств, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика
формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры, воспитание привычки к
повседневной физической активности и заботе о здоровье и реализация этих технологий, ,
осуществляется специалистами по физическому воспитанию и педагогами в условиях
специально организованных форм оздоровительной работы.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка. Основная
задача этих технологий – обеспечение эмоциональной комфортности и психологического
самочувствия ребёнка в процессе общения с взрослыми, сверстниками в детском саду и
семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия ребенка. Реализацией
данных технологий занимается психолог, воспитатель и специалисты детского сада.
Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные
технологии — регулярная диагностика состояния детей и отслеживание основных
параметров развития организма в динамике (начало — конец учебного года), что
позволяет сделать выводы о состоянии здоровья.
Планирование системы здоровьесбережения требует решения целого комплекса задач:
поиска современных, эффективных научных подходов к моделированию педагогической и
оздоровительной деятельности; выстраивания результативной стратегии управления
здоровьесберегающей деятельностью в дошкольном образовательном учреждении;
определения педагогических условий, обеспечивающих максимальную эффективность
изучаемой деятельности.
В основу разработки здоровьесберегающей среды заложено: формирование здоровья
детей на основе системного и комплексного использования доступных для ДОУ средств
физического воспитания, оптимизация двигательной деятельности, конструктивное
партнерство семьи, воспитание дошкольников на традициях русской культуры,
педагогического коллектива и самих детей в укреплении здоровья, развитии творческого
потенциала, обеспечение активной позиции дошкольников в получении знаний о
здоровом образе жизни.
В качестве средств, позволяющих решить эти задачи, может выступать обучение детей
элементарным приемам здорового образа жизни (оздоровительная дыхательная
гимнастика, пальцевая, корригирующая, массаж и самомассаж) и простейшим навыкам
оказания первой медицинской помощи, привитие детям элементарных культурно-
гигиенических навыков, реабилитационные мероприятия (фитотерапия, лечебная
физкультура кислородный коктейль, витаминотерапия, ароматерапия, ингаляция, массаж,
психогимнастика, ). Специально организованная двигательная активность ребенка
(физкультминутки, спортивно-оздоровительные праздники, тематические мероприятия,
подвижные игры, походы, экскурсии).
Эффективность воздействия на здоровье дошкольников различных оздоровительных
мероприятий, составляющих здоровьесберегающую технологию, определяется не столько
качеством каждого из этих приемов и методов, сколько их грамотной «слаженностью» в
системе, направленной на здоровья детей и педагогов.
Здоровьесберегающая среда, созданнаяя в условиях ДОУ, реализации потребностей детей
в двигательной активности, обеспечивает эффективную адаптацию ребенка в социуме,
развитию двигательных навыков и навыков здорового образа жизни.
Выделяют следующие компоненты здоровья:
Психическое здоровье (ментальное здоровье) – согласно определению Всемирной
организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может
реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными
стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего
сообщества.
Социальное здоровье понимается, как система ценностей, установок и мотивов поведения
в социальной среде. Под физическим здоровьем понимается текущее состояние
функциональных возможностей органов и систем организма. В качестве одной из
составляющих здоровья человека в целом выделяют психологическое здоровье. Оно
является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в
процессе его жизнедеятельности.
Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, по которой работают
педагоги, конкретных условий ДОУ, профессиональной компетентности педагогов, а также
показателей заболеваемости детей.
Таким образом, очень важно, чтобы каждая из технологий имела оздоровительную
направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге
сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и
неосложнённое развитие.
Список используемой литературы
Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-
ориентированный подход. Школа здоровья. 2000.
Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа,
формы, методы, опыт применения. / Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. – М., 2002.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.
Смирнов Н.К. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога”
Смирнова Т. В. Создание здоровьесберегающей среды в группе как средство сохранения и
укрепления здоровья детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №11.1.
— С. 50-55.