Напоминание

Управление процессом создания здоровьесберегающей среды в ДОУ.


Автор: Кузнецова Светлана Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МК ДОУ детский сад №17 "Радуга"
Населённый пункт: город Шадринск Курганская область
Наименование материала: статья
Тема: Управление процессом создания здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Управление процессом создания здоровьесберегающей среды в ДОУ.

В настоящее время одной из самых важных проблем является состояние здоровья детей.

Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам

дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это

основа формирования личности.

Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем,

эмоциональным благополучием. Исходя из принципа «здоровый ребенок – успешный

ребенок», считаю невозможным решение проблемы воспитания социально

адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной

работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в педагогической

деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих

технологий.

Если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены

необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен

индивидуальный подход к каждому ребенку, все это повысит результативность

воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей

ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья

воспитанников, Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге

сформируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он

оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного

развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это прежде всего

технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.

Цель технологий - становление отношения ребёнка к здоровью и жизни человека,

накопление знаний о здоровье умения оберегать, поддерживать и сохранять его,

позволяющей дошкольнику самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и

безопасного поведения, связанные с оказанием элементарной медицинской,

психологической помощи и самопомощи.

Н.К.Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные

технологии» утверждал, что их можно рассматривать, как технологическую основу

здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации

обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой

педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога.

Он считает, что как прилагательное понятие «здоровьесберегающая» относится к

качественной характеристике любой педагогической технологии, показывающей,

насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья

основных субъектов образовательного процесса – детей и их родителей, педагогов.

Здоровьесберегающие технологии можно расссматривать, как сертификат безопасности

для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической

работы, которые дополняют педагогические технологии задачами здоровьясбережения.

Понятие «здоровьесберегающие технологии», интегрирует все направления работы

дошкольного учреждения по сохранению, формированию и укреплению здоровья детей

дошкольного возраста.

Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечение высокого уровня здоровья

воспитанников детского сада, как совокупности осознанного отношения ребенка к

здоровому образу жизни, валеологической компетентности, которая позволяет

дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни,

оказание элементарной медицинской и психологической самопомощи.

Классификация здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании –

определяется по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств

здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогического процесса в детском саду.

В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий:

1.

медико-профилактические;

2.

физкультурно-оздоровительные;

3.

технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

4.

здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;

5.

валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные

технологии в детском саду.

Медико-профилактические технологии, обеспечивающие сохранение здоровья детей, под

руководством медицинского персонала в ДОУ, (организация мониторинга здоровья

дошкольников, рекомендации по профилактике детского здоровья, организация питания

детей, физического развития детей, закаливания, организация профилактических

мероприятий , контроль в обеспечении требований СанПиНов, организация

здоровьесберегающей среды).

Физкультурно-оздоровительные технологии, направленные на физическое развитие и

укрепление здоровья ребенка, двигательной активности, закаливание, развитие

физических качеств, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика

формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры, воспитание привычки к

повседневной физической активности и заботе о здоровье и реализация этих технологий, ,

осуществляется специалистами по физическому воспитанию и педагогами в условиях

специально организованных форм оздоровительной работы.

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка. Основная

задача этих технологий – обеспечение эмоциональной комфортности и психологического

самочувствия ребёнка в процессе общения с взрослыми, сверстниками в детском саду и

семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия ребенка. Реализацией

данных технологий занимается психолог, воспитатель и специалисты детского сада.

Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные

технологии — регулярная диагностика состояния детей и отслеживание основных

параметров развития организма в динамике (начало — конец учебного года), что

позволяет сделать выводы о состоянии здоровья.

Планирование системы здоровьесбережения требует решения целого комплекса задач:

поиска современных, эффективных научных подходов к моделированию педагогической и

оздоровительной деятельности; выстраивания результативной стратегии управления

здоровьесберегающей деятельностью в дошкольном образовательном учреждении;

определения педагогических условий, обеспечивающих максимальную эффективность

изучаемой деятельности.

В основу разработки здоровьесберегающей среды заложено: формирование здоровья

детей на основе системного и комплексного использования доступных для ДОУ средств

физического воспитания, оптимизация двигательной деятельности, конструктивное

партнерство семьи, воспитание дошкольников на традициях русской культуры,

педагогического коллектива и самих детей в укреплении здоровья, развитии творческого

потенциала, обеспечение активной позиции дошкольников в получении знаний о

здоровом образе жизни.

В качестве средств, позволяющих решить эти задачи, может выступать обучение детей

элементарным приемам здорового образа жизни (оздоровительная дыхательная

гимнастика, пальцевая, корригирующая, массаж и самомассаж) и простейшим навыкам

оказания первой медицинской помощи, привитие детям элементарных культурно-

гигиенических навыков, реабилитационные мероприятия (фитотерапия, лечебная

физкультура кислородный коктейль, витаминотерапия, ароматерапия, ингаляция, массаж,

психогимнастика, ). Специально организованная двигательная активность ребенка

(физкультминутки, спортивно-оздоровительные праздники, тематические мероприятия,

подвижные игры, походы, экскурсии).

Эффективность воздействия на здоровье дошкольников различных оздоровительных

мероприятий, составляющих здоровьесберегающую технологию, определяется не столько

качеством каждого из этих приемов и методов, сколько их грамотной «слаженностью» в

системе, направленной на здоровья детей и педагогов.

Здоровьесберегающая среда, созданнаяя в условиях ДОУ, реализации потребностей детей

в двигательной активности, обеспечивает эффективную адаптацию ребенка в социуме,

развитию двигательных навыков и навыков здорового образа жизни.

Выделяют следующие компоненты здоровья:

Психическое здоровье (ментальное здоровье) – согласно определению Всемирной

организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может

реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными

стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего

сообщества.

Социальное здоровье понимается, как система ценностей, установок и мотивов поведения

в социальной среде. Под физическим здоровьем понимается текущее состояние

функциональных возможностей органов и систем организма. В качестве одной из

составляющих здоровья человека в целом выделяют психологическое здоровье. Оно

является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в

процессе его жизнедеятельности.

Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, по которой работают

педагоги, конкретных условий ДОУ, профессиональной компетентности педагогов, а также

показателей заболеваемости детей.

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из технологий имела оздоровительную

направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге

сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и

неосложнённое развитие.

Список используемой литературы

Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-

ориентированный подход. Школа здоровья. 2000.

Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа,

формы, методы, опыт применения. / Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. – М., 2002.

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.

Смирнов Н.К. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога”

Смирнова Т. В. Создание здоровьесберегающей среды в группе как средство сохранения и

укрепления здоровья детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №11.1.

— С. 50-55.



В раздел образования